Методика по определению мыслительных способностей
Детей
Цель:при помощи отдельных методик определить дефицитарность познавательных процессов.
Материал:10 комплектов (по 5 рисунков в каждом):
1) 4 - мебель, 1 - дерево;
2) 4 - мебель, 1 - транспорт;
3) 4 - игры, 1 - работа;
4) 4 - собаки, 1 - кошка;
5) 4 - транспорт, 1 - дерево;
6) 4 - круги с одним сегментом, 1-е двумя;
7) 4 - квадраты с 2-мя диагоналями, 1-е одной;
8) 4 - по 3 красных фигуры, 1 - квадрат с одной
диагональю;
9) 4 - по 3 большие фигуры, 1-3 маленькие фигуры;
10) 4 - по 2 треугольника, 1 - два квадрата.
Инструкция:«Здесь изображено 5 рисунков. Рассмотри
внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит ко всем остальным.
Ключ
10 балловдается ребенку за правильно выполненные задания. За каждое невыполненное задание снимается по одному баллу.
Примечание:в ходе выполнения задания психолог оказывает помощь:
* минимальную - указание на ошибку без раскрытия сути
(«Нет, этот предмет не подходит»)
* побуждение («Вот, эти фигуры похожи»)
* максимальную - прямое указание на признаки сходства
МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ВЫЯСНЕНИЕ ПРИЧИН, ВЫЯВЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЙ В ОБЪЕКТАХ»
Цель: диагностика словесно-логического мышления.
Материал: серия вопросов.
Процедура проведения: ребенку предлагается ответить на серию вопросов.
Обработка результатов. За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла,так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.
Замечание.Правильными могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.
Вместе с оценкой способности делать умозаключения методика дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции.
Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла.
Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос. Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19-го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому что не все дошкольники по-настоящему знают, что это такое.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
ВОПРОСЫ
1. Какое из животных больше: лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
(Правильный ответ — обедают и ужинают).
3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).
4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).
5. Черешня, груша, слива и яблоко — это... (Правильное продолжение — ягоды и
фрукты).
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время).
(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).
9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую
овцу? (Правильный ответ — щенок и ягненок).
10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему
ты так считаешь.
11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный
ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что
это — инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).
13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть
указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это —
животное, Умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост,
четыре ноги.)
14.Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).
15.Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? (Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).
16.Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе должно
быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).
17.Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен
содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей
от молодых).
18.Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные
ответы — для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными,
стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигры
вать соревнования).
19.Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать (Возможные правильные
ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить
нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие
люди; потому что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты
литания, жилище и т.п.).
2О.Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).
МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ»
Цель: оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Материал: рисунки-нелепицы, секундомер.
Процедура проведения. Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными.
Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов:
10 баллов— такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов— ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов— ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, Как на самом деле должно быть.
4-5 баллов— ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла— за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл— за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полостью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
♦ I |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Лабораторной работе № 2
Воображение
МЕТОДИКА «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ»
Цель: выявить скорость придумывания рассказа, необычность оригинальность сюжета, разнообразие образов, используемых в рассказе, проработанность и детализацию образов, впечатлительность, эмоциональность образов, используемых в рассказе.
Материал: секундомер.
Процедура проведения: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов. Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа.
2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0до 2 балловв зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 баллав том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более чем 30 сек. 1 баллрассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1мин. 0 балловпо данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов.Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл.
Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов,если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 баллпо разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балларассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл.Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он полу чает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов.Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл.Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.