Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара».
Ст.43. Спорные вопросы разрешаются Палатой по патентным спорам.
Споры, связанные с применением Закона и с нарушением исключительных прав рассматриваются судом в соответствии с действующим законодательством РФ и влекут за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Все Законы, устанавливающие правовую охрану ИП, предусматривают официальное признание исключительных прав и, таким образом, закрепляются права на интеллектуальную собственность. У ИП появляется не только автор – её создатель, но и собственник. С этого времени часть ИП получила правовой статус ОИС.
ИП, которая по существующим законам не подпадает под правовую охрану (не регистрируется) остается собственностью её создателей, авторов, работодателей, инвесторов.
Однако вся ИП с регистрации или без регистрации прав собственности является собственностью физических (юридических) лиц, государства, субъектов федерации, муниципальных образований (последние три по законам об интеллектуальной собственности не являются субъектами права).
Из рассмотренных выше законов следует, что все они предусматривают два направления защиты интеллектуальной собственности:
1) через судебную систему;
2) всеми доступными способами и средствами, которые может обеспечить собственник.
На практике, чтобы пользоваться защитой через судебную систему собственник вынужден создавать свою систему защиты (юридическую службу, контроль за контрафактным использованием, засекречивать результаты разработок, испытаний и другой информации).
В результате первое направление входит составной частью во второе и собственник во всех случаях вынужден создавать свою систему защиту ИС.
В системе защиты ИС организации выделяются следующие объекты защиты:
1) защита секретов в документации;
2) защита секретов в информации;
3) защита секретов в продукции;
4) защита секретов в знаниях персонала.
Дальнейшее рассмотрение вопроса защиты базируется на том, что, если есть защищающаяся сторона, то есть и нападающая сторона. Так как средства защиты описываются в законах, учебниках, обсуждаются, изучаются, то есть известны нападающей стороне, то в этом случае возникает ситуация, что на средства защиты нет секретов.
В свою очередь нападающая сторона не разглашает своих намерений. Отсюда защищающаяся сторона вынуждена предусматривать всевозможные случаи потери тайны, то есть вынуждена защищаться от любых мыслимых действий нападающей стороны (занимать круговую оборону).
Эта ситуация приводит к громоздкой системе защиты. Система защиты вынуждена разрабатывать мероприятия организационные, применять технические средства и специальные средства защиты.
Перечень мероприятий по каждому объекту возрастает до весьма значительных размеров, например, мероприятия по защите документов:
1. Организационные:
– установка грифов секретности определенного класса (для служебного пользования – секретно, совершенно секретно);
– определение состава сотрудников, оформление допуска доступа к документам с определенным грифом;
– установление места, где разрешается работать с документами определенного грифа секретности;
– установление перечня лиц, контролирующих соблюдение режима секретности и т. д.
2. Технические:
– установка сигнализации в местах хранения документов и контроль за её работой;
– использование специальных замков;
– установка сейфов;
– оборудование специальных помещений;
– изготовление оптических, телевизионных и других средств слежения, оборудования для уничтожения документов т.д.
3. Специальные:
– средства защиты от копирования документов;
– защита от промышленного шпионажа;
– фиксирование незаконного доступа к документам и т.д.
Среди мер по защите секретов особое место занимает работа с персоналом, предотвращением доступа посторонних лиц, борьба с промышленным шпионажем. Специалисты считают, что 80% утраты секретов связано с персоналом организации. Работа с персоналом должна начинаться с его подбора и с заключения трудовых контрактов. Промышленный шпионаж ведется всевозможными средствами:
– воровство документов, информации, образцов;
– используются легальные источники – реклама, научные труды, конференции, статьи, доклады, обсуждение проектных, конструкторских и научных решений, результатов НИР, НИОКР, переговорные процессы, коммерческие сделки, и, наконец, простая болтовня сотрудников, спровоцированная различными умелыми действиями заинтересованных в информации лиц.
Маркетинговые исследования – это тоже вид промышленного шпионажа.
Организация, наилучшим образом поставившая маркетинговую службу и защиту своих секретов, получает конкурентные преимущества.