Лекция 2. Креативный менеджмент в системе управления организации
Организация – сложный организм (или объект), характеризующийся экономическим, технологическим, организационным и социальным единством.
Организация – субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.
Организация – организм, в котором переплетаются и уживаются интересы личности, группы и коллектива, стимулы и ограничения, жёсткая технологическая дисциплина и инновации, свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя мораль, своя культура, свои традиции, свой имидж. Понятию организации синонимами выступают понятия: «экономическая система», «корпорация», «фирма», «предприятие», «объединение» и другие хозяйствующие объекты. Организация имеет свою внутреннюю структуру и внешние связи. Внутренняя структура организации строится на системе договоров, в широком понимании, на правилах игры: законы, контракты с персоналом, положения об оплате труда, положения о стимулировании, в том числе о стимулировании творческой деятельности.
Кроме юридических актов (законов, договоров, положений) организация как структура, как единый организм существует за счёт своих традиций, имиджа, связей, морали, культуры производства, а главное за счёт творческого (интеллектуального) потенциала коллектива, стабильности человеческих отношений в процессе совместной деятельности, то есть за счёт всего того, что относится к понятию интеллектуального капитала организации.
Интересы креативного менеджмента заключаются в эффективном функционировании подсистемы управления созданием интеллектуального продукта, интеллектуальной собственности, интеллектуального капитала.
В теории организации излагаются многочисленные выводы о значимости человеческих отношений, описывается работа школ человеческих отношений. Приводятся такие выводы:
– «человек – главный объект внимания», а менеджмент определяется как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»;
– труд человека может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра, если он интересен и содержателен;
– роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными, и тем более универсальными;
– человеческое поведение определяется «поиском удовольствия и избегания боли».
Перечень подобных выводов говорит о многочисленных мотивациях поведения человека, нас же интересуют мотивации человека к творческой деятельности. Ранее, в первой лекции, мы сделали вывод, что мотивация человека к познанию неизвестного, к созданию того, что ещё никто не сделал, не произвёл, не увидел на столько сильна, что человек пренебрегает не только болью, но и здоровьем, материальными и социальными стимулами.
Всё это возможно только при соответствующей цели, воспринятой человеком, как его личная цель. Если эта цель совпадает с целью других людей, то творческая деятельность человека перерастает в творчество групп, коллективов. При правильном поведении менеджмента творческая деятельность осуществляется в интересах организации. Только за счёт этого можно достичь эффективного и комфортного компромисса между личностью и организацией.
В первой лекции мы определили место креативного менеджмента в общей системе функциональных менеджментов, как основу инновационного менеджмента. Из теории организации мы уяснили важность мотивации – совпадение творческих целей организации и персонала (личностей) и определили место креативного менеджмента в системе управления организацией. Это система управления знаниями, подбором, обучением персонала и мотивацией его к творческой деятельности в направлении достижения основных целей организации.
Одной из причин повышенного интереса к управлению знаниями является развитие информационных технологий. Эти технологии позволяют получать огромные массивы информации, необходимы новые люди, способные извлечь пользу из этого потока знаний.