Оценивание программы ее участниками
Участники, как мы уже отмечали, будут, как правило, занимать более благоприятные для наблюдения по-
зиции, чем антропологи или другие внешние наблюдатели новой программы. Они будут воспринимать условия, предшествующие запуску программы, с той же точки зрения, с какой они подходят к данной программе. Поэтому их впечатления от программы будут более релевантными, прямыми, обоснованными и непосредственными. Вместе взятые, они позволят благодаря своей большей многочисленности усреднить индивидуальные особенности наблюдателей, которые могут преобладать в отчете любого отдельного этнографа.
Хотя в процессе оценивания программы к участникам обращаются за изрядным количеством сведений, им редко прямо предлагают оценить программу, высказать суждение о ее адекватности, дать совет по поводу ее продолжения, прекращения, распространения или модификации. Участников просят дать не оценку программ, а, скорее, сведения о них самих и их собственной адекватности. Мы теряем, таким образом, множество хорошо обоснованных мнений. Оценки учебных курсов составляют здесь единственное исключение, и их лучшие образцы подтверждают компетентность участников как наблюдателей (см. Frey [41]).
Если говорить о программе компенсаторного начального обучения, то многие матери располагают опытом относительно своих старших детей, которых они могут сравнивать с младшими, охваченными программой. Участники эксперимента «Негативный подоходный налог» в Нью-Джерси1имеют за плечами три года жизни в условиях весьма специфической системы денежных субсидий по доходу. Они располагают в качестве основания для сравнения, как своим собственным прошлым опытом, так и одновременными впечатлениями своих столь же неимущих соседей, не охваченных экспериментом. Они знают, что участвуют в эксперименте, и должны иметь множество впечатлений по поводу влияний, оказываемых этим экспериментом на их жизнь.
Нам следовало бы попробовать собрать суждения этих участников. В согласии с духом качественного обобщения качественных суждений нам нужно было бы,
_____________________________________________________________________________
1 Подробнее об этой программе см. в статье «Измерение воздействий, оказываемых запланированным социальным изменением» (с. 345). — Прим. ред.
вероятно, дать возможность участникам суммировать свои суждения непосредственно в личном общении, вначале, по-видимому, в малых группах, имеющих в своем составе протоколиста, а затем на оживленных совещаниях групп уполномоченных представителей. Собрания групп могли бы предлагать решения и ставить их на голосование, однако обычным итогом были бы словесные формулировки, отражающие неквантифицированное общее согласие.
Следует ли контрольным группам участников встречаться с экспериментальными, чтобы дать дополнительное основание для сравнения? Если мы хотим использовать такие методы оценки, разве в этом случае не желательно иметь одновременно смежные альтернативные программы, с тем чтобы их участники на протяжении всего исследования имели возможность в процессе общей беседы сравнивать свои впечатления об этих альтернативах? Во всяком случае, собрания участников различных альтернативных программ для общего обмена мнениями можно, по-видимому, считать плодотворным способом получения компетентных качественных сравнений.
В программах компенсаторного начального обучения имеются еще и другие компетентные наблюдатели, чьи оценки остаются незарегистрированными, например учителя, работающие по этим программам, учителя первых классов, сами дети, охваченные программой. В экспериментах с «негативным подоходным налогом» на роль компетентных качественных наблюдателей, вполне достойных того, чтобы их выслушали, претендуют и постоянные социальные работники данной общины, и интервьюеры, и соседи по дому.
Роберт Вулф [98] предложил пользоваться для выработки единого решения процедурами судопроизводства — слушанием сторон с привлечением свидетелей, таких, как причастные к программе родители, учителя и воспитанники, с адвокатами, ведущими перекрестный допрос, и состоящим из экспертов «судом». Он приводит один весьма убедительный случай из судебной практики, свидетельствующий о высокой валидности, обеспечиваемой процедурами судопроизводства, особенно перекрестным допросом, ссылаясь среди прочих и на Левайна [60].
Однако процедуры обобщения качественных данных не представляются мне чем-то особенно существенным. Групповое мнение, если существует полное согласие, — это упрямый факт, который может быть обнаружен при помощи целого ряда методов. Я думаю, что основные важные данные об оценках программы ее участниками могут быть получены с помощью интервью, состоящего из прямых вопросов об эффекте, который имела программа, и т. п. Ответы на эти вопросы могли бы быть в дальнейшем статистически обобщены. Правда, при этом иногда могут быть упущены из виду некоторые тонкости. Участники могли бы обнаружить их в ходе групповой дискуссии и прийти по их поводу к единому мнению. Столь же часто, однако, во время групповой дискуссии возможно доминирование какого-то одного участника, и тем самым будет утрачено преимущество усреднения, достигаемое при статистическом обобщении.
Для институтов и групп, которые будут служить постоянными полигонами изменений, вводимых с помощью программ, таких, как, например, система социального обеспечения или школы, Гордон и я [46] предложили, чтобы все группы участников (социальные работники и их клиенты, воспитанники, родители и учителя) заполняли «годовой отчет по оцениванию программы», который мог бы играть роль предварительного тестирования и построения временных рядов для квазиэкспериментальных оценок изменений.
Мы нуждаемся в опробовании целого ряда таких процедур. Как указано выше, они представляли бы собой методологически независимые перекрестные валидизации количественных результатов. С их помощью можно было бы выявить такие последствия применения программы, которые не предполагались при обследовании программы с помощью формальных измерительных средств. Они, по всей вероятности, подтвердили бы основные результаты, полученные по предусмотренным параметрам. В противном случае, как я уже говорил, нам следовало бы принять во внимание возможную ошибочность количественных процедур. Если я допускаю все это, то почему мне все же не хотелось бы, чтобы качественные процедуры применялись без количественных? Потому, что я склонен признавать за количест-
венными методами, когда они основываются на твердом и проверенном качественном знании, возможность выйти за пределы, допускаемые качественным подходом, и выявить тонкости, которые могли бы ускользнуть от качественного подхода.
В данный вопрос можно внести большую ясность, выяснив, какую еще полезную роль могли бы играть участники или наблюдатели из числа сторонников качественного подхода в социальных науках, то есть как критики количественного подхода.
Если бы этнографам или историкам, занятым в программе, а также участникам дискуссионных групп были предъявлены основные результаты и было разрешено их критиковать, мы получили бы ценный способ валидизации. С некоторыми результатами они были бы согласны. С другими не согласились бы и объясняли бы их как артефакты, обязанные своим происхождением тем аспектам ситуации, которые упущены из виду при количественных измерениях. Может оказаться, что некоторые результаты вызовут у них удивление, но, если они выдержат повторную проверку, они будут признаны валидными и этими наблюдателями. В этих последних случаях количественное знание действительно вышло бы за границы качественного знания.
Прежде чем будет завершен этот анализ, предстоит еще извлечь пользу из опыта наших многолетних исследований суждений человека и их погрешностей. Следует пересмотреть перечни опасностей, угрожающих валидности экспериментов и измерений, сравнивая качественный и количественный подходы по степени подверженности каждой из них. Следует рассмотреть особые опасности, связанные с политикой оценивания — политикой в рамках проекта и политикой, вызванной внешними условиями. Каким образом эти давления влияют на количественное знание, с одной стороны, и качественное — с другой?
* * *
Подведем итоги. Проблема полярности количественного и качественного подходов к исследованию социального действия остается нерешенной, если считать ее
решением преимущественное утверждение одного по сравнению с другим. Социальное познание — это в еще большей мере, чем познание физическое, рискованный и гипотетический процесс. При любом подходе всегда остается место для обоснованной критики. Каждый полюс сильнее всего в своей критике другого, но не в непогрешимости своих собственных притязаний на дескриптивное знание.
Постоянно выступая сам как сторонник количественного экспериментального подхода к исследованию действия, я не могу рекомендовать ни ориентированную на качественный подход социальную науку, ни групповой процесс выработки группового согласия в качестве замещений количественного подхода. Но я настоятельно рекомендую оба подхода как необходимые, взаимно дополняющие средства перекрестной валидизации.
В еще большей мере я стремился к тому, чтобы напомнить моим коллегам — сторонникам количественного подхода, что в успешных лабораторных науках квантификация строится на всепроникающих качественных знаниях ученого и перепроверяется ими. Условия массового производства, характерные для количественной социальной науки в области оценивания программ, таковы, что это качественное основание может быть в значительной мере утрачено. Если мы хотим оставаться в рамках истинной науки, мы должны восстановить в исследованиях действия эту качественную основу количественного знания.
ЛИTEPATУPA
1. B a k e r F. The changing hospital organizational system. A model for evaluation. Read in General Systems Session of AAAS Annual Meeting. Dallas, Texas, 1968.
2. B a k e r F. General systems theory, research and medical care. — In: S h e l d o n A., B a k e r F., M c L a u g h 1 i n C. P. Systems and Medical Care. Cambridge, The MIT Press, 1970, 1—26.
3. B e c k B. Cooking the welfare stew. — In: R. W. H a b e n-s t e i n (ed.). Pathways to data: Field methods for studying ongoing social organizations. Chicago, Aldine, 1970.
4. B e c k e r H. M., G e e r B., H u g h e s E. C. Making the grade. N. Y., Wiley, 1968.
5. B e c k e r H. W. Sociological work: Method and substance. Chicago, Aldine, 1970.
6. B e n n i s W. G. The case study. J. of Appl. Behav. Science, 1968, 4, 2, 227—231.
7. B l a c h o w i c z J. A. Systems theory and evolutionary models of the development of science. Philsophy of Science, 1971, 38, 178—199.
8. B 1 a u P. M. The dynamics of bureaucracy. Chicago, Univ. of Chicago Press, 1963.
9. C a m p b e l l D. T. The informant in quantitative research. Amer. J. of Soc., 1955, 60, 339—342.
10. C a m p b e l l D. T. Methodological suggestions from a comparative psychology of knowledge processes. Inquiry, 1959, 152—182.
11. C a m p b e l l D. T. Blind variation and selective retention in creative thought as in other knowledge processes. PsychoL Rev., 1960, 67, 380—400.
12. C a m p b e l l D. T. The mutual methodological relevance of anthropology and psychology. — In: F. L. K. H s u (ed.). Psychological anthropology: Approaches to culture and personality. Homewood, I11. Dorsey, 1961, 333—352.
13. C a m p b e l l D. T. Social attitudes and other acquired behavioral dispositions. — In: S. K o c h (ed.). Psychology: A study of a science. Vol. VI. N. Y., McGraw-Hill, 1963, 94—172.
14. C a m p b e l l D. T. Distinguishing differences of perception from failures of communication in cross-cultural studies. — In: F. S. C. Northrop, H. H. Livingston (eds.). Cross-cultural understanding: Epistemology in anthropology. N. Y., Harper & Row, 1964, 308—336.
15. C a m p b e l l D. T. Variation and selective retention in socio-cultural evolution. — In:
B a r r i n g e r H. R., B l a n k s t e n G. I., M a c k R. W. (eds.). Social change in developing areas. Cambridge, Mass., Schenkman, 1965.
16. C a m p b e 11 D. T. Pattern matching as an essential in distal knowing. — In: K. R. Hammond (ed.). The psychology of Egon Brunswik. N. Y., Holt, Rinehart & Winston, 1966, 81 — 106.
17. C a m p b e 11 D. T. Reforms as experiments. Amer. Psychologist, 1969a, 24, 409—429.
18. C a m p b e l l D. T. A phenomenology of the other one: Corrigible, hypothetical and critical. — In: T. M i s c h e 1 (ed.). Human action: Conceptual and empirical issues. N. Y., Academic Press, 1969b, 41—69.
19. C a m p b e l l D. T. Natural selection as an epistemological model. — In: N a r o l l R., C o h e n R. (eds.). A handbook of method in cultural anthropology. Garden City, N. Y., Natural History Press, 1970, 51—85.
20. C a m p b e 11 D. T. Methods for the experimenting society. Paper presented to the meeting of the American Psychological Association, Washington, D. C., Sept. 1971.
21. Campbell D. T. Herskovits, cultural relativism, and meta-science. — In: M. J. H e r s k o v I t s. Cultural relativism. N. Y., Random House, 1972, V—XXIII. (Introduction).
22. C a m p b e 11 D. T. Evolutionary epistemology. — In: P. A. S c h i l p p (ed.). The philosophy of Karl Popper. Vol. 14, I & II. The library of living philosophers. La Salle, I11.: Open Court Publishing, 1974, 413—463, Vol. 14-1.
23. C a m p b e l l D. T. «Degrees of Freedom» and the case study Comparative Political Studies, Sept., 1975, 178—193. (См. перевод в данной книге.)
24. C a m p b e 11 D. T., E r 1 e b a c h e r A. E. How regression artifacts in quasi-experimental evaluations can mistakenly make compensatory education look harmful. — In: J. H e l l m u t h (ed.). Compensatory education: A national debate. Vol. III. N. Y., Brunner/Mazel, 1970, 185—210.
25. C a m p b e l l D. T., L e V i n e R. A. Field-manual anthropology. — In: R. N a r o l l, R. C o h e n (eds.). A handbook of method in cultural anthropology. Garden City, N. Y., Natural History Press, 1970, 366—387.
26. C a m p b e l l D. T., S t a n l e y J. C. Experimental and quasi-experimental designs for research. Chicago, Rand McNally, 1966. (Cм. перевод в данной книге.)
27. C a m p b e 11 R. The chasm: The life and death of a great experiment in ghetto education. Boston, Houghton Mifflin Co., 1974.
28. C a w s P. The structure of discovery. Science, 1969, 166, 1375—1380.
29. C h e i n I. On evaluating self-surveys. J. of Soc. Iss., 1949, 5, 56-63.
30. C h e i n I. Community self-surveys. Lecture given at University of Rochester. Nov. 5, 1956, 23.
31. C h e i n I., C o o k S. W., Harding J. The field of action research. The Arner. Psychologist, 1948a, 3, 43—50.
32. C h e i n I., C o o k S. W., Harding J. The use of research in social therapy. Human Relations, 1948b, 1, 497—510.
33. C o o k S. W. The systematic analysis of socially significant events: A strategy for social research. The J. of Soc. Iss., 1962, 18, 66—84.
34. C o o k T. D., C a m p b e l l D. T. The design and conduct of quasi-experiments and true experiments in field settings. — In: M. D. D u n n e t t e (ed.). Handbook of industrial and organizational psychology. Chicago, Rand McNally, 1976.
35. D o u g l a s J. D. The social meanings of suicide. Princeton, Princeton Univ. Press, 1967.
36. D u n c k e r K. Uber induzierte Bewegung. Ein Beitrag zur Theorie optischwahrgenommener Bewegung. Psychologische For-schung, 1929, 12(6), 180—259.
37. E t z i o n i A., L e h m a n E. W. Some dangers in «valid» social measurement. Annals of the Amer. Acad. of Polit. and Soc. Science, 1967, 373, 1—15.
38. E v e r h a r t R. B. Problems of doing fieldwork in educational evaluation. Human Organization, 1975, 34, 205—215.
39. F e y e r a b e n d P. K. Against method: Outline of an anarchistic theory of knowledge. — In: R a d n e r M., W I n o k u r S. Analyses of theories and methods of physics and psychology. Vol. IV, Minnesota Studies in the Philosophy of Science. Minneapolis, Univ. of Minnesota Press, 1970, 17—130.
40. F r e e m a n H. E., S h e r w o o d C. C. Social policy and social research. Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1970.
41. F r e y P. W. Student ratings of teaching: validity of several rating factors. Science, 1973, 182, 83—85.
42. G a r f i n k e l H. «Good» organizational reasons for «bad» clinic records. — In: Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, Prentice Hall,1967, 186—207.
43. G i l b e r t N., S p e c h t H. The model cities program: A comparative analysis of participating cities process, product, performance, and prediction. U. S. Government Printing Office, Washington, 1973.
44. G 1 a s e r B. G., S t r a u s s A. L. The discovery of grounded theory: Strategies for qualitative research. Chicago Aldine, 1967.
45. G o o d m a n N. Fact, fiction, and forecast. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1955.
46. G o r d o n A. C., C a m p b e l l D. T., et al. Recommended accounting procedures for the evaluation of improvements in the delivery of state social services. Duplicated manuscript, 1971, Northwestern University.
47. G r e e n s t o n e J. D., P e t e r s o n P. E. Race and authority in urban politics: Community participation and the war on poverty. N. Y., Russell Sage Foundation, 1973.
48. G u t t e n t a g M. Models and methods in evaluation research. J. for the Theory of Soc. Beh., 1971, 1, 75—95.
49. G u t t e n t a g M. Evaluation of social intervention programs. Annals of the N. Y. Academy of Sciences, 1973, 218,3—13.
50. H a n s o n N. R. Patterns of discovery. Cambridge, Univ. Press, 1958.
51. Harding J. Community self-surveys: A form of combating discrimination. — Congress Weekly: A Review of Jewish Interests. 1948, March 5.
52. J a s t r o w J. Fact and fable in psychology. Boston, Houghton Mifflin, 1900.
53. J o n e s R. W. Principles of biological regulation: An introduction to feedback systems. N. Y., Academic Press, 1973.
54. K a p l a n M., et al. The model cities program: A comparative analysis of city response patterns and their relation to future urban policy. U. S. Government Printing Office, Washington, D. C., 1973.
55. K i t s u s e J. K., C i c o u r e 1 A. V. A note on the uses of official statistics. Social Problems, 1963, 11,131 — 139.
56. K o r d i g C. R. The justification of scientific change. N. Y., Humanities Press, 1971.
57. К у н T. Сруктура научных революций. M., 1977.
58. K u h n T. S. Logic of discovery or psychology of research? & Relections on my critics. — In: I. L a k a t o s, A. M u s g r a v e (eds.). Criticism and the growth of knowledge. Cambridge, Cambridge Univ. Press, 1970, p. 1—23, 231—278.
59. L a k a t o s I. Falsification and the methodology of scientific research programmes. — In:
L a k a t o s I., M u s g r a v e A. (eds.), Criticism and the growth of knowledge. Cambridge Univ. Press, 1970.
60. L e v i n e M. Scientific method and the adversary model: Some preliminary thoughts. Amer. Psychologist, 1974, 29 (9), 661—677.
61. L e w i n K. Action research and minority problems. J. of Soc. Issues, 1946, 2, 34—46. Reprinted in: L e w i n K. Resolving social conflicts, N. Y., Harper, 1948.
62. L e w i n K. Frontiers in group dynamics, Part II—B. Human Relations, 1947, 1, 147—153; reprinted as «Feedback problems in social diagnosis and action». — In: B u c k l e y W. (ed.). Modern Systems Research for the Behavioral Scientist. Chicago, Aldine, 1968, 441— 444.
63. L i p p i t t R., R a d k e M. New trends in the investigation of prejudice. The Annals of the Amer. Acad. of Polit. and Soc. Science, 1946, 244,March.
64. M a r r o w A. J. The practical theorist: The life and work of Kurt Lewin. N. Y., Basic Books, Inc., 1969.
65. M o r r i s s e y W. R. Nixon anti-crime plan undermines crime statistics. Justice Magazine, 1972, 1, 8 —11, 14.
66. M u r c h i s o n C. (ed.) Handbook of Child Psychology. Worchester, Mass., Clark Univ. Press, 1931.
67. N e 1 s o n H., G i a n n o 11 a F. J. Research methodology in alternative education settings: The met plan. Minneapolis, Minnesota, Aries Corporation, 1974a.
68. N e l s o n H., G i a n n o t t a F. J. (Draft) MET interim report on southeast alternatives ESP project, vol. 1, Minneapolis, Aries Corp., 1974b.
69. N e 1 s o n H., R e y n o l d s J., F r e n c h L. R., G i a n n o t t a F. J. (Draft) MET interim report on southeast alternatives ESP project, vol. IIA; vol. IIB, Minneapolis, Aries Corp., 1974.
70. P o i n c a r é H. Mathematical creation. — In: P o i n c a r é H. The foundations of science. N. Y., Science Press, 1913.
71. P o l a n y i M. Personal knowledge. London, Routledge & Kegan Paul, 1958.
72. P o p p e r K. R. The logic of scientific discovery. N. Y., Basic Books, 1959.
73. P o p p e r K. R. Conjectures and refutations. N. Y., Basic Books, 1963.
74. P o p p e r K. R. Objective knowledge: An evolutionary approach. Oxford, Clarendon, 1972.
75. Q u i n e W. V. From a logical point of view. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1953.
76. Q u i n e W. V. Ontological relativity. N. Y., Columbia Univ. Press, 1969.
77. R a s e r J. R., C a m p b e 11 D. T., C h a d w i c k R. W. Gaming and simulation for developing theory relevant to international relations. — In: A. R a p p o p o r t (ed.). General Systems: Yearbook of the Society for General Systems Research, Ann Arbor, Mich. 1970, 15,183—204.
78. R i d g e w a y V. Dysfunctional consequences of performance measures. Administrative Science Quarterly, 1956, 1, 240—247.
79. S a 1 a s i n S. Experimentation revisited: A conversation with Donald T. Campbell. Evaluation. 1973, 1, 7—13.
80. S c h u 1 b e r g H. C., B a k e r F. Program evaluation models and the implementation of research findings. Amer. J. of Public Health, 1968, 58, 1248—1255 (reprinted in: S c h u 1 b e r g, S h e l d o n, B a k e r, 1969, p. 562—572).
81. Schulberg E. H., Sheldon A., Baker F. Introduction. — In: Program Evaluation in the health fields. N. Y., Behavioral Publications, 1969, p. 3—28.
82. S e g a 1 1 M. H., C a m p b e 1 1 D. T., H e r s k o v i t s M. J. The influence of culture on visual perception. Indianapolis, Ind., Bobbs-Merrill, 1966.
83. S e 1 1 t i z C. The use of survey methods in a citizens campaign against discrimination. Human Organization, 1956, 14,19—25.
84. S e 1 1 i t z C., Cook S. W. Can research in social science be both socially useful and scientifically meaningful? Amer. Soc. Rev., 1948, 13,454—459.
85. S e i d m a n D., C o u z e n s M. Crime statistics and the great American anticrime crusade: Police misreporting of crime and political pressures. Paper presented at the meeting of the American Political Science Association, Washington, C. D., Sept. 1972.
86. S h e l d o n A., B a k e r F., M c L a u g h l i n C. P. (eds.). Systems and Medical Care. Cambridge, The MIT Press, 1970, 1—26.
87. S h i m o n y A. Scientific inference. — In: R. C o 1 o d n y (ed.). Pittsburgh studies in the philosophy of science. Vol. IV. Pittsburgh, Univ. of Pittsburgh Press, 1970, 79—172.
88. S t e w a r t V. M. Tests of the «carpentered world» hypothesis by race and environment in America and Zambia. Intern. J. of Psychol., 1973, 8, 83—94.
89. T o 1 m a n E. C. Purposive behavior in animals and men. N. Y., The Century Co., 1932.
90. T o u 1 m i n S. E. Foresight and understanding: An inquiry into the aims of science. Bloomington. Indiana Univ. Press, 1961.
91. T o u l m i n S. E. Human understanding. Vol. I. The evolution of collective understanding. Princeton, Princeton Univ. Press, 1972.
92. T w i g g R. Downgrading of crimes verified in Baltimore. Justice Magazine, 1972, 1, 15, 18.
93. V i d i c h A., B e n s m a n J. The validity of field data. Human Organization, 1954, 13(1), 20—27.
94. W e i s s R. S., R e i n M. The evaluation of broad-aim programs: Experimental design, its difficulties, and an alternative. Admin, Science Quart., 1970, 15,97—109.
95. W e r n e r O., Campbell D. T. Translating, working through interpreters, and the problem of decentering. — In: R. Naroll, R. Cohen (eds.). A handbook of method in cultural anthropology. Garden City, N. Y., Natural History Press, 1970, 398—420.
96. W i t t g e n s t e i n L. Philosophical investigations. N. Y., Macmillan, 1953.
97. W o 1 c o t t H. F. The man in the principal's office: An ethnography. N. Y., Holt, Rinehart and Winston, 1973.
98. W o l f R. L. The application of select legal concepts to educational evaluation. Ph. D. Diss. Univ. of Illinois at Urbana-Chamnaign, 1974.
«СТЕПЕНИ СВОБОДЫ»
И ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ 1
Преобладающим способом исследования в антропологии, сравнительной политической науке и сравнительной социологии остается интенсивное изучение отдельной иноземной культуры человеком извне, для которого она является единственной глубоко познанной чужеродной культурой. Подобные исследования могут быть выполнены специалистами в области социальных наук или «любителями» (такими, как миссионеры, дипломаты, журналисты, бизнесмены, легионеры или туристы). Наблюдения и досуг могут побудить их записать свои впечатления о чужеродной для них культуре. Даже если эти наблюдатели-любители не ведут записей, они оказывают сильное влияние на аккультурацию социального исследователя в чужой культуре или на его приспособление к этой культуре как экспатрианта (Kidder [18]). Другим сходным жанром являются описания своей собственной страны, сделанные во время или после длительного пребывания в какой-нибудь другой стране. Так, например, Кениата в 1938 г. описал Кикуйю2, находясь в Англии в качестве ученика Малиновского. Подобное знание, записанное или незаписанное, я буду обозначать как «обыденное знание» в сравнительных социальных науках. Если мы и добьемся какой-нибудь значимой количественной корреляции для 100 наций, то только благодаря тому, что на каждом шагу будем опираться на такого рода знания, но не потому, что нам удастся заменить его
_____________________________________________________________________________
1 C a m p b e l l D. T. «Degrees of Freedom» and the Case Study. — «Comparative Political Studies», 1975, vol. 8, № 2, p. 178—193. © 1975 Sage Publications, Inc.
2 Кикуйю — народ, живущий в центральной части Кении.
какой-то «научной» количественной методологией. Количественное обобщение на материале многих наций в деталях будет вступать в противоречие с подобным натуралистическим наблюдением отдельных случаев, но только потому, что мы примем на веру гораздо более значительное число таких же наблюдений (Campbell [5]).
Нельзя сказать, что такое обыденное натуралистическое наблюдение является объективным, надежным или беспристрастным. Но это все, чем мы располагаем. Это единственный путь к знаниям, сколько бы ни ждало нас на нем помех, оплошностей и пристрастных суждений. Мы должны отдавать себе отчет в его слабостях, но в то же время и доверять ему, если мы собираемся вообще оставаться в рамках сравнительной (или монокультурной) социальной науки. Я вернусь к упомянутым пристрастным суждениям позднее, а сначала хотел бы попытаться внести коррективы в некоторые из моих собственных недостаточно сдержанных замечаний в адрес метода исследования отдельных случаев. Карикатурное изображение этого подхода — изучения отдельных случаев (то, что я ранее имел в виду) — включает наблюдателя, который отмечает какую-то одну поразительную особенность той или иной культуры, после чего приступает к перебору всех прочих различий по всем другим переменным в поисках какого-либо объяснения. К его услугам почти все каузальные понятия его родного языка, которые он использует. То, что он найдет «объяснение», которое кажется вполне удовлетворительным, становится неизбежным, поскольку им полностью утрачены «степени свободы». (Как если бы он пытался совместить две точки наблюдения посредством формулы, содержащей тысячу подходящих обозначений, тогда как в хорошей науке следует иметь в нашей формуле меньше обозначений, чем наши данные содержат точек.)
Эта ориентация получила отражение в работе Кэмпбелла и Стэнли [10] 1, после чего многие рассматривали межкультурное сравнение как слабую форму квазиэкспериментального плана (см., например, Lijphart [23, с. 683—685]; Boesch, Eckensberger [3]).
_____________________________________________________________________________
1 См. перевод этой работы в данной книге (с.34—191).
Мое сугубо отрицательное отношение к изучению отдельных случаев — или же, на самом деле, к сравнению двух ареалов — нашло свое выражение и в написанной мною главе в книге, вышедшей под редакцией Шу (см. Campbell [8]):
«Неинтерпретируемость сравнений двух, и только двух, естественных случаев. Принимая во внимание важность критики Малиновским1интерпретации Эдипова конфликта в терминах любви — ревности, непростительно, что его наблюдения больше не повторялись. Как бы основательны ни были его полевые исследования других проблем, опубликованные им данные по этому вопросу на самом деле весьма скудны. Он ссылается на данные, связанные с явным содержанием сновидений... тогда как мы нуждаемся в значительных выборках детально записанных сновидений мальчиков, девочек, мужчин и женщин.
Но, несмотря на острую потребность в верификации и обобщении данных Малиновского относительно внутрисемейных установок в изучавшемся им племени на острове Тробриан, ценность такого повторения для проверки гипотезы Фрейда невелика. Нам, заинтересованным в использовании такого рода данных скорее для изображения процесса, чем для исчерпывающего описания отдельных случаев, нужно принять следующее правило:
Никакое сравнение отдельно взятой пары естественных объектов не может быть интерпретировано. Имеется множество параметров, по которым Тробриан и Вена различаются между собой и которые могли бы лечь в основу потенциальных конкурентных объяснений, и мы никоим образом не можем исключить их. При сравнении подобной пары требование ceteris paribus 2 неприемлемо. Но нет нужды отказываться от дальнейшего сбора данных. Как аванкулярная 3, так и европейская традиция столь широко распространены по
_____________________________________________________________________________________
1 Автор имеет в виду работу известного культурантрополога Б. Малиновского: Malinovsky B. Sex and Repression in Savage Society. London, Humanities Press, 1927. — Прим. ред.
2При прочих равных условиях (лат.).
3 То есть традиция, основанная на соблюдении семейно-родового правила, согласно которому мальчик воспитывается дядей, а не отцом. — Прим. перев.
всему миру, что, если бы нашей целью была проверка теорий Эдипова комплекса, мы могли бы набрать для сравнения дюжину пар родо-племенных общин из самых разных культурных ареалов, различающихся между собой по одному признаку, а именно по тому, кто из мужчин воспитывает и наставляет мальчика, но сходных, насколько возможно, в иных отношениях. Предположим, что сновидения, рассказанные мальчиками, про-демонстрировали ожидавшиеся различия в каждой паре; в таком случае, чем больше оказалось у нас таких пар, тем меньше осталось бы приемлемых конкурентных гипотез и, таким образом, тем надежнее было бы наше подтверждение» (Campbell [8, с. 344— 345]).
И далее: «Рассмотренная в этом свете, проблема «лаборатории» актуальных международных отношений состоит в том, что мы имеем здесь слишком малое число действующих лиц, слишком мало событий, слишком мало «повторных демонстраций», в которых поддающиеся классификации как сопоставимые группы действующих лиц вступают во взаимодействие с сравнимых исходных позиций, и еще слишком много релевантных теоретических соображений. Число степеней свободы для последующих суждений, для проверки теории на материале данных, которые к ней привели, гораздо меньше, чем для предсказаний (это обстоятельство получило известное отражение в различении одностороннего и двустороннего критерия значимости). Для очерков, написанных с позиций качественного подхода знающим политологом или историком, эти проблемы столь же реальны и чреваты опасностями, как и для специалиста по мультивариативной статистике. Быть может, довести эту проблему до сознания последнего легче (хотя, впрочем, часто довольно трудно, когда он утверждает, что описывает всю генеральную совокупность), потому что заботится об экспликации переменных, тогда как ученый-гуманитарий располагает неэксплицированным, но очень большим числом возможных «соображений», которые он связывает — или мог бы связать — с тем или иным случаем. (Это скорее, чем признаки, используемые при распознавании образа, составляет суть проблем, связанных с «понимающим» подходом, один из источников его удовлетворительности
в конкретных случаях и его неудовлетворительности как процесса испытания реальности» (Raser et al. [29, с. 186-187]).
Хотя вполне вероятно, что многие исследования отдельных случаев, дающие или предполагающие какие-то интерпретации и объяснения или соотносящие эти случаи с теорией, обладают этими недостатками, теперь мне, пожалуй, ясно, что не все они таковы и не обязательно должны быть таковыми и что я недооценил один из главных источников дисциплинированности (иначе говоря, степеней свободы, если я настаиваю на использовании этого статистического понятия для аналогичной проблемы в нестатистических ситуациях). В исследовании отдельных случаев, проведенном «бдительным» социальным исследователем, хорошо знакомым с местными условиями, теория, которую он использует для объяснения основного различия, порождает также предсказания и ожидания относительно десятков других аспектов данной культуры, и он не принимает теорию до тех пор, пока большинство этих последних тоже не получит подтверждения. Он в каком-то смысле проверяет теорию с помощью степеней свободы, образуемых многочисленными импликациями, характерными для любой единичной теории. Этот процесс представляет собой один из видов сопоставления образов (pattern matching) (Campbell [6], Raser [28]), при котором рассматриваются многочисленные аспекты данного образа, требуемые теорией, чтобы совместить их с наблюдениями социального исследователя относительно местных условий.
Опыт социальных исследователей подтверждает это. Даже в качественном исследовании отдельных случаев добросовестный социальный исследователь часто не находит объяснения, которое представлялось бы удовлетворительным. Подобный результат был бы невозможен, если бы карикатурное изображение исследования отдельных случаев, каким оно выглядит в приведенных цитатах, было бы верным: вместо этого мы имели бы избыток субъективно приемлемых объяснений. Хотя у меня и нет сомнений, что у людей существует статистически значимая склонность к заключениям в отсутствие определенности, когда налицо, по существу, одни только случайные данные (Campbell [9]) (у животных
нечто аналогичное было продемонстрировано Толменом и Кречевским [34], а также Б. Ф. Скиннером в его исследовании предрасположенности у голубей), эта склонность не может быть доминирующей, поскольку как биологическая, так и социальная эволюция ограничили бы такое легковерие в пользу мутантов с более тонкой различительной способностью. Иначе говоря, механизмы нашего обыденного знания должны были в конечном счете обладать адаптивной ценностью по крайней мере в той экологической нише, в которой они складывались.
Беккер (личное сообщение, см. также Becker [2, с. 39—62, 25—38]) уверяет, что социальный исследователь, предпринимающий интенсивное изучение отдельных случаев путем включенного наблюдения или, используя для знакомства с ситуацией какие-либо другие качественные подходы, связанные с обыденным знанием, в конце концов, обнаруживает ошибочность своих первоначальных представлений и теорий. Если это так, то это важный факт, и он заслуживает систематического подтверждения. Если это так, то это означает, что интенсивное сравнительно-культурное исследование отдельных случаев подчиняется известной дисциплине и обладает способностью отвергать теорию, что отрицалось в моем карикатурном изображении этого метода.
Нейролл [26], один из главных сторонников квантификации в области антропологии, располагает мощным средством контроля за качеством количественных данных, определяя «качество» этнографа. Примечательно, что критерии качества связаны не с использованием этнографом тех или иных специальных средств количественных социальных наук (таких, как процедуры случайных выборок, планы и наборы структурированных интервью, психологические тесты и т. д.), а, скорее, с высоким уровнем качественного знакомства с описываемой культурой, определяемым, например, длительностью проживания в данном ареале и знанием местного языка.
Проиллюстрировать принцип дисциплинированности и степеней свободы, связанных с многочисленными теоретическими импликациями, возможно, поможет наложение некоторых непосредственных личных наблю-
дений, сделанных на ранних стадиях одного знаменитого исследования отдельных случаев. Осенью 1940 г. я был в Беркли участником семинара «Культура и личность». Этим семинаром руководили А. Л. Крёбер и Э. Г. Эриксон, и он был посвящен изучению индейцев племени юрок в Северной Калифорнии, среди которых Эриксон проводил в то время исследование. На основе этих материалов Эриксон [13] в конце концов написал свой классический труд «Описание индейцев юрок» [13]. Крёбер изучал это племя примерно лет за 20 до этого и вдохновил Эриксона на дальнейшее его исследование. Отправляясь к индейцам юрок, Крёбер взял с собой Эриксона и познакомил его со своими оставшимися в живых друзьями, бывшими 20 лет назад его информантами. Крёбер открыл семинар описанием индейцев юрок. Это описание содержало не только сведения об их географическом положении, экономике, включенности в культурный ареал, социальной организации, физических артефактах и т. п., но и утверждение, что они представляют собой типичное воплощение структуры анального характера по Фрейду. Я вспоминаю, как он кратко обрисовал эту структуру и индейцев юрок с помощью длинной цепочки аллитераций, используя прилагательные, начинающиеся на «п»: что-то вроде «прижимистый», «педантичный», «пуританский», «подозрительный», «придирчивый», «параноидный» и т. д., хотя деталей я не помню. Во всяком случае, Крёбер приготовил сцену для ортодоксальных, не допускающих сомнений упражнений в психоаналитической антропологии. Крёбер сам подвергался психоанализу и проводил психоанализ в течение нескольких лет, с 1918 по 1922 г., в Сан-Франциско (см. Т. Kroeber [21]). Его верность антропологической приверженности фактам, очевидно, была сильнее его преданности теории Фрейда, что видно из знаменитых обзоров Крёбера в книге «Тотэм и табу» (А. КгоеЬег [19, 20]), но в данном случае он придерживался ортодоксальной фрейдистской ориентации. Несомненно, он вдохновил Эриксона на посещение индейцев юрок, поскольку был уверен, что они представляют собой некий идеальный тип во фрейдовской типологии культур и характеров.
Эриксон был в то время вполне ортодоксальным
фрейдистом. Он разработал психоаналитическую этнографию индейцев племени сиу [14], у которых удлиненный период кормления грудью, сопровождаемый запрещением кусать материнскую грудь, приводил к компенсаторной орально-дентальной фиксации, выражавшейся в язвительном юморе и нервной привычке кусать палки, соломинки и ногти. Он творчески разработал теорию детского развития Фрейда, создав свою детализированную типологию форм и зон либидональной фиксации в детском возрасте [12, с. 44—92], но она была всего лишь ортодоксальной разработкой, хотя и отличавшейся известной оригинальностью. Если бы в качественном исследовании случаев в рамках отдельно взятой совокупности культурных условий дисциплина степеней свободы отсутствовала в той же мере, что и в моих карикатурных представлениях, то в этом случае оротодоксальный фрейдовский анальный синдром был бы, конечно, подтвержден. Но этого не произошло. Ни в настоящих, ни в прошлых приемах обучения детей племени юрок навыкам ухода за собой Эриксон не смог найти ничего такого, что должно было бы вызывать анальную фиксацию какого бы то ни было типа. Это яркий пример исследования отдельных случаев, подрывающего авторитет теории, если воспользоваться терминами, предложенными в анализе Лиджфарта [23], однако это опровержение оказывается значительно более действенным, чем то, которое он допускает, поскольку он тоже игнорирует дисциплинированность, проистекающую из богатства релевантных деталей.
Эриксон не только отказался (по крайней мере, в случае с индейцами юрок) от гипотезы об анальном типе характера, он выдвинул другую гипотезу и проверил ее на материале этого племени. Из бесчисленных альтернатив, которые приходили ему на ум в качестве возможных решений загадок, связанных с данным материалом, большинство оказывались по той или иной причине несостоятельными. Я подчеркиваю эту фразу, поскольку в ней, как мне кажется, кратко выражено представление о пользе многочисленных импликаций, многочисленных наблюдений («по той или иной причине») в концептуальной сфере некоей многочисленной совокупности импликаций любой конкретной теории: степеней свободы на основе многочисленных имплика-
ций. Та единственная теория, на которой он, в конечном счете, остановился,