Ii. методология и правдоподобные
КОНКУРЕНТНЫЕ ГИПОТЕЗЫ
Множество правдоподобных конкурентных гипотез, ставящих под сомнение валидность теории, поставляется другими хорошо разработанными теориями. Они нас здесь не интересуют. Другие правдоподобные конкурентные гипотезы возникают в связи с аппаратом конкретного экспериментального исследования. Эти последние и становятся объектом «методологии». Такие гипотезы часто весьма специфичны, не разработаны и не увязаны с теориями широкого масштаба. Тем не менее, они представляют собой гипотетические эмпирические законы, связывающие между собой две или большее число переменных. В той мере, в какой они становятся методологически существенными, это хорошо установленные и, таким образом, правдоподобные эмпирические закономерности. В этом скорее, чем в логической необходимости, кроется источ-
ник их авторитетности. Нельзя отрицать, что в каком-то смысле они еще и логичны (Petri [71]). Существует, однако, столь бесчисленное множество факторов, контроль за которыми представляет логическую необходимость, что их полный охват был бы немыслимым делом. С логической точки зрения заштрихованная область беспредельна. И только на практическом уровне мы подходим к ее опустошению.
Этот эмпирический статус методологических требований представляется мне важным моментом, о котором упоминают незаслуженно редко. Мы слишком часто принимаем научный метод так, как будто он получен из логики, априорно по отношению к науке и помимо нее. В одной из ранних своих работ, защищая экспериментальные планы, не предусматривающие предварительного тестирования (Сampbell [19]), я писал, как если бы это было логически очевидным, что, если экспериментируют только с популяциями, прошедшими предварительное тестирование, нет никаких оснований для обобщений в отношении популяций, не прошедших такового. Теперь мне представляется, что акценты были расставлены неверно. Источник авторитетности следовало искать не в логике, а в эмпирическом правдоподобии, в вероятном законоподобном характере предварительно выявленных взаимодействий. Следуя одной только логике, было бы одинаково нелогично пытаться распространять сделанные выводы на другие группы людей, другие периоды времени в прошлом и будущем или другие условия, чем-то отличающиеся от тех, которые исследовались в исходном эксперименте. Среди всей обширной массы логических ограничений именно это оказалось особенно убедительным в силу своей эмпирической привлекательности. Гипотетические законы, связанные с этим обстоятельством, как это показал Лана [см. 83], теперь уже совсем не кажутся такими правдоподобными, какими они казались ранее, и в результате мы, без сомнения, увидим, что экспериментальным планам, которые обходятся без предварительного тестирования, будет уделяться меньшее внимание либо будут использоваться иные основания. Более того, когда налицо эффекты взаимодействия, они выступают как нарушающие факторы, приводящие к недооценке другого проверяемого в исследовании за-
кона. Они не относятся к явлениям сенсибилизации, которые были бы способны порождать псевдоэффекты, крайне нетипичные для естественных ситуаций.
В данном случае «правдоподобие» конкурентной гипотезы, как это утверждалось мной ранее, основывалось частично на апелляции к обыденному знанию о психологических процессах. Однако в моей публикации было одно положение, которое представляется теперь ошибочным и которое могло рассматриваться как убедительное. Если я воспроизведу его здесь, то это кое-что добавит к ряду тщательно отобранных Ланой эмпирических результатов. Я сообщал о том, что в исследовании «Организация Объединенных Наций в поле зрения Цинциннати» осведомленность о чрезвычайно интенсивных воздействиях с помощью средств массовой коммуникации или влияние их были обнаружены лишь на одной панельной выборке, прошедшей предварительное обследование. Исследование состояло из двух частей. В основном сравнивались две отдельные, но уравненные в случайном порядке выборки по 1000 человек каждая, взятые одна до, а другая после кампании, и в результате никаких существенных различий обнаружено не было. Эти результаты и были опубликованы в упомянутой мной статье. Из устного сообщения одного из авторов этой статьи мне стало известно о вспомогательном исследовании, проведенном по заказу Бюро прикладных социальных исследований округа Колумбия. Оно заключалось в повторном интервьюировании выборки, проходившей предварительное тестирование. Из упомянутого устного сообщения я узнал (или полагал, что узнал) итоги этого все еще не опубликованного исследования и сообщил о них в своей работе. Они казались как нельзя более уместной иллюстрацией, именно тем, что было необходимо для формулировки моего положения. Спустя несколько лет Клер Зеллтиц, редактируя «Методы исследования в сфере социальных отношений» (Selltiz, Jahoda, Deutsch, Сook [88]), приложила немало усилий, чтобы уточнить это сообщение, но так и не достигла успеха и поэтому упомянула о повторном обследовании как о гипотетической возможности. В конце концов нашелся дубликат отчета, принадлежащий Глоку [46], в котором были представлены совсем иные результаты: между выбор-
кой, прошедшей предварительное тестирование, и выборкой. не прошедшей такого тестирования, последующее тестирование не обнаружило не только никаких значимых различий, но и никаких тенденций в направлении сенсибилизации или усиления влияний коммуникации. Эти факты приводились в более поздней публикации (Campbell, Stanley [26]) 1, но излагались в ней не столь подробно, как это было сделано здесь. Этот случай иллюстрирует, я полагаю, зависимость аргументации от предполагаемых законов, от гипотетических эмпирических закономерностей и, таким образом, соответствие эмпирического факта установлению некоего «необходимого» научного контроля. Одно важное следствие из этой аргументации состоит в том, что у нас вызывают беспокойство не вообще неудачные попытки контроля, а лишь те из них, которые допускают действительно правдоподобные конкурентные гипотезы, закономерности, сопоставимые — или даже превосходящие их — по степени научной доказанности с законами, для проверки которых был спланирован наш эксперимент.
Таким образом, наши нынешние стандарты экспериментальных планов представляют собой научное достижение, эмпирический продукт, а не дарованную логикой милость. Они представляют, как правило, верифицированные гипотетические законы — как сказал бы философ, условные, дескриптивные, синтетические и вследствие этого доступые коррекции «истины», а не истины логические или аналитические. Мы, психологи, считаем, что «контрольная группа» — это условие, необходимость которого является аксиомой. Не так уж часто обращают внимание на то, что она, равно как и ее аналоги, фактически никогда не фигурировала в физике, химии и физиологии XIX в., из которых мы заимствуем наши методологические модели. По свидетельству Боринга [8], она была изобретена не ранее 1907 г. для проверки одной правдоподобной конкурентной гипотезы, вполне психологической по своему характеру, а именно: предварительные тестирования должны вызывать улучшение результатов даже в отсутствие экспериментальных воздействий (то есть то,
_____________________________________________________________________________
1 См. перевод этой работы в данной книге (с. 34-—191).
что мы могли бы обозначить как одно из основных последствий тестирования в отличие от последствий взаимодействия при тестировании, которые описаны выше). Если бы не регулярные подтверждения того факта, что такого рода последствия имеют место на практике, не было бы причин вводить контрольную группу. В экспериментальной психологии дело вряд ли обстоит таким образом, но, как отмечает Лана, оно может принимать подобный оборот в исследованиях процесса убеждения. Наш типичный синхронный план эксперимента с предварительным и последующим тестированием и контрольной группой предполагает также контроль и других конкурентных гипотетических объяснений изменений (Campbell [19]). Но для психолога-экспериментатора, изучающего запоминание бессмысленных слогов, ни одно из них не может служить достаточно правдоподобным объяснением улучшений в работе памяти, так что он обычно обходится без них. Даже в случае самого примитивного плана (эксперимент на одной группе с предшествующим и последующим тестированием) не было бы никакой нужды в предварительном тестировании, если бы не эмпирические факты, согласно которым значения корреляций между первым и повторным тестированиями больше нуля и индивиды не тождественны друг другу.
Кроме обычной контрольной группы, имеются другие контрольные группы, формирование которых обусловлено нуждами исследования и для которых эмпирическое обоснование более очевидно. Так, при исследованиях изменений, наступающих в результате удаления участков коры, использование контрольной группы, которая подвергается ложной операции, обусловлено эмпирическим фактом хирургического шока. По мере накопления данных, проливающих свет на природу хирургического шока, ссылки на него начинают рассматриваться как крайне неправдоподобное объяснение многих явлений, имеющих место после удаления участков коры и электростимулирования мозга. Использование контрольной группы, получающей плацебо, отражает хорошо установленный закон, касающийся терапевтического эффекта, возникающего при наличии у пациента уверенности, что он подвергается лечебному воздействию [83]. Когда фармацевти-
ческое исследование оценивается в связи со столь обобщенной переменной, как «болезнь — здоровье», без этой меры пока не обойтись. Когда же речь идет о более специфических эффектах, в ней часто нет особой необходимости.
В привлечении контрольной группы, получающей плацебо, о чем не знает («двойной слепой эксперимент») тот, кто его вводит, проявляется эмпирический закон, отражающий влияние на результаты эксперимента, оказываемое верой экспериментатора в целебные свойства прописываемого лекарства. Этот пример уводит нас в область фактов, столь хорошо представленных Розенталем [82].
Вклад, который вносят авторы работ об артефактах в исследованиях поведения в науку о психологическом методе, состоит главным образом в установлении необходимости в новых контрольных группах. Орн ввел контрольные группы с варьированием требований [см. 83]. Розенталь вводит двукратное воздействие с варьируемым уровнем ожидания — повышенным и пониженным. Розенберг говорит о контрольных группах с боязнью оценки и рекомендует проводить эксперимент таким образом, чтобы скрыть от испытуемых связь между воздействием и последующей проверкой. Мак-Гайр и Розенталь приводят аргументы в пользу того, что опасности, угрожающие валидности, возникают закономерно, показывая, каким образом такого рода переменные, поначалу порождающие методические проблемы контроля, могут привести к проблемам, оказывающимся центральными.