I серия. Исследование пассивной непроизвольной памяти.

Ход работы: ребенку предлагают рассмотреть картинки из первого набора. Карточки предъявляют по одной, время демонстрации каждой – 3 сек.

Инструкция: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно их рассмотри». Установка на запоминание не дается. После предъявления последней картинки ребенка спрашивают, какие предметы были нарисованы на картинках. В протоколе отмечают количество правильно названных предметов.

II серия. Исследование активной непроизвольной памяти.

Ход работы: ребенку дают все карточки второго набора и предлагают разложить на группы. Установка на запоминание не дается. Время работы не ограничивается.

Инструкция: «Разложи картинки на группы, подходящее к подходящему». Если испытуемый не может сгруппировать карточки сам, ему оказывается помощь. Ребенок должен разложить карточки на 5 групп и назвать каждую из них (мебель, овощи, одежда, животные, посуда). После этого карточки убирают и просят ребенка назвать предметы, которые были на них нарисованы.

В протоколе отмечают количество правильно названных предметов, а также помощь экспериментатора и действия испытуемого.

III серия. Исследование произвольной памяти.

Ход работы: используется третий набор карточек. Ребенку дают все картинки и предлагают запомнить нарисованные на них предметы.

Инструкция: «Я сейчас покажу картинки, а ты должен запомнить, что на них нарисовано. Постарайся запомнить как можно больше предметов». Средства или приемы запоминания не указываются. Время работы не ограничено. После того, как ребенок скажет, что он все запомнил, карточки убирают и просят назвать картинки.

В протоколе регистрируется количество правильно названных предметов, использование ребенком логических приемов запоминания (классификации картинок и обозначения групп обобщающим словом).

Протокол

Фамилия, имя ребенка I серия II серия III серия Помощь экспериментатора Действия испытуемого
     

 
  I серия. Исследование пассивной непроизвольной памяти. - student2.ru

Выводы.

Мышление

Работа 12. Исследование способности обобщения с помощью методики «четвертый – лишний»

Экспериментальный материал: 4 карточки, на каждой из которых изображены четыре предмета:

1) будильник, кружка, тарелка, чашка;

2) кепка, фуражка, шляпа, сапоги;

3) индюк, гусь, курица, яйца;

4) часы настенные, будильник, календарь, весы.

Ход работы: перед ребенком кладут первую таблицу, затем дают инструкцию: «Рассмотри таблицу. На ней четыре предмета. Три предмета сходны между собой. Их можно назвать одним словом. Четвертый предмет к ним не подходит. Назови (или покажи) неподходящий предмет».

После того, как ребенок укажет «лишний» предмет, его спрашивают: «Почему он не подходит? Как можно назвать одним словом остальные предметы?» Если ребенок не дает никаких объяснений, считается, что выбор был случайным.

Последовательно предъявляют все четыре таблицы, при этом инструкцию полностью не повторяют, задают лишь вопрос: «А здесь что не подходит?»

Объяснения ребенка подробно записываются.

С помощью этой методики исследуется способность выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

Уровни обобщения:

0 уровень – нет обобщений.

1 уровень – ребенок правильно объединяет схожие предметы, но при этом не использует обобщающее слово, ограничивается перечислением предметов или указанием их количества.

2 уровень – предметы объединяются в группу на основе внешних, ситуационных признаков.

3 уровень – предметы объединяются на основе выделения существенных признаков, ребенок использует обобщающие слова-понятия.

Протокол

Фамилия, имя ребенка № таблицы Ответы и объяснения ребенка Уровень обобщений Поведение испытуемого
Саша А.      

Выводы.

Работа 13. Классификация предметов

Экспериментальный материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по одному предмету: метла, вилка, собака, кружка, машина, свинья, мак, кровать, книга, ребенок, лиса, белый медведь, тетрадь, ботинки, лук, ложка, пароход, кастрюля, лыжник, доктор.

Ход работы: ребенку дают все карточки и предлагают разложить их на группы.

Инструкция: «Разложи карточки по группам – подходящее к подходящему». Необходимо выяснить, что ребенок положил в основу объединения и каким словом он обозначает ту или иную группу предметов.

Ответы и пояснения испытуемого подробно записываются.

Затем дается следующая инструкция: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы можно объединить и как их назвать». Выяснить, какие признаки ребенок кладет в основу нового объединения – существенные, случайные, внешние и т.д.

Эта методика используется с целью исследования способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения, позволяет также обнаружить истощаемость внимания и пониженную работоспособность.

В норме при небольшой помощи со стороны взрослого дети сравнительно легко переходят от ситуационных объединений к объединениям на основе существенных признаков.

Протокол

Фамилия, имя ребенка Название группы Предметы, включенные в группу Объяснения ребенка Помощь экспериментатора
         

Выводы.

Работа 14. Классификация геометрических фигур (Диагностический обучающий эксперимент А.Я. Ивановой)

Методика позволяет исследовать способность ребенка к овладению новыми знаниями в сотрудничестве со взрослым, основана на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.

Эксперимент проводится в два этапа.

I серия. Основное задание.

Задание подбирается таким образом, чтобы сложность его несколько превышала актуальные возможности детей данной возрастной группы. Экспериментатор оказывает помощь ребенку в выполнении задания в виде «уроков-подсказок», которые проводятся в определенной последовательности. Ко второй серии эксперимента можно переходить только тогда, когда ребенок (с той или иной помощью) выполнит основное задание.

Экспериментальный материал: набор из 24 карточек размером 6х8 см с изображением геометрических фигур и таблица размером 32х36 см, на которой наклеены все эти карточки (порядок размещения фигур в таблице – случайный).

Используют три цвета – красный, зеленый, желтый; четыре формы – квадрат, круг, треугольник, ромб; два размера – большой и маленький. Диаметр большого круга – 45 мм, малого – 30 мм; сторона большого квадрата – 42 мм, малого – 28 мм; сторона большого треугольника – 42 мм, малого - 28 мм; сторона большого ромба – 42 мм, малого – 25 мм.

Ход работы: ребенку показывают карточки, сложенные в колоду, и говорят: «Эти карточки тебе надо разложить на группы – подходящее к подходящему. Но сначала посмотри на эту таблицу – тут они все нарисованы – и подумай, как будешь делать». С этими словами ребенку предъявляют таблицу в течение 30 сек. для свободной ориентировки. За это время экспериментатор больше никаких пояснений не дает, только фиксирует в протоколе слова и действия ребенка. После 30 сек. таблицу убирают и больше никак в эксперименте не используют.

После этого ребенку дают в руки карточки в перемешанном виде и повторяют инструкцию.

Инструкция: «Разложи эти карточки подходящее к подходящему, можешь сделать 3-4 группы». Если ребенок пассивен и не приступает к работе, то экспериментатор может оказать ему помощь: стимулирующую («Подумай! На какие группы можно разложить?»), организующую («Выложи несколько карточек на стол. Не спеши, выкладывай аккуратнее, по одной»). Если ребенок в течение 30 сек. не начал группировать карточки, ему оказывается обучающая помощь.

Последовательность оказания обучающей помощи.

1-й «урок» состоит в указании различий двух карточек по одному признаку. Экспериментатор выбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся только одним признаком (например, цветом – большой зеленый квадрат и большой красный квадрат), и спрашивает: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?». Если ребенок сам не начинает раскладывать карточки, ему дают второй «урок-подсказку».

2-й «урок» - указать на сходство двух карточек по одному признаку. Из лежащих на столе карточек выбирают третью, сходную с одной из двух первых по одному признаку (например, красный ромб), и говорят: «Куда мы положим эту карточку: сюда или сюда, к какой карточке она подходит? Мы положим ее сюда, к красной, потому что она тоже красная».

Если ребенок по-прежнему не может уловить способ группировки, то следует третий «урок».

3-й «урок» – наглядный показ и объяснение способа действий. Экспериментатор выкладывает рядом с предыдущими еще одну карточку – желтого цвета и, начав, таким образом, все три группы, говорит: «Сюда будем класть все красные, сюда зеленые, а сюда – желтые».

После того, как ребенок разложит все карточки на три группы по цвету, экспериментатор собирает карточки, перемешивает их и предъявляет ребенку с инструкцией: «Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими». В случае затруднений ребенку оказывается помощь.

В процессе работы ребенок должен разложить самостоятельно или с помощью экспериментатора карточки, вычленяя тир признака группировки (цвет, форму и размер), и объяснить, почему он положил вместе эти, а не другие карточки, т.е. дать словесную формулировку выделенного признака. Если ребенок затрудняется это сделать, экспериментатор сам называет признак группировки. Например, говорит: «Мы разложим карточки по цвету: красные, зеленые, желтые».

В протоколе подробно фиксируются действия и высказывания ребенка, помощь экспериментатора и время выполнения задания.

Протокол

Признак группировки Действия и высказывания ребенка Помощь экспериментатора
Цвет Форма Размер    
Время выполнения задания    

II серия. Аналогичное задание.

Оно подбирается как сходное с основным по способу выполнения. Выполняется ребенком самостоятельно. Экспериментатор никакой помощи не оказывает, фиксирует способ и время выполнения.

Экспериментальный материал: набор из 24 карточек размером 6х6 см. Представлены: три формы – квадрат, круг, и пятиугольник; четыре цвета – красный, желтый, зеленый, синий; два размера – большой и малый.

Ход работы: ребенку предъявляют второй набор карточек и предлагают разложить их на группы.

Инструкция: «Ты уже научился складывать карточки. Эти – другие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать».

Не следует ни называть признаки, ни оговаривать количество групп. Допускается лишь стимулирующая помощь в том случае, когда ребенок, выделив один признак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать вопрос: «А еще как можно собрать?», стимулируя тем самым продолжение работы. В протоколе фиксируется общее время выполнения задания и результат самостоятельных действий ребенка.

На основании данных второй серии эксперимента делается вывод о способности ребенка к логическому переносу знаний, усвоенных в сотрудничестве со взрослым.

1. Полный логический перенос в словесной форме (свободное перечисление всех трех признаков группировки).

2. Частичный перенос в словесной форме (выделение только двух признаков).

3. Полный перенос в наглядно-действенной форме (осуществляет правильно все три группировки, но не может сформулировать принцип классификации на словах).

4. Частичный перенос в наглядно-действенной форме (две правильные группировки без соответствующего словесного оформления).

5. Отсутствие логического переноса (выделение ребенком менее двух признаков классификации).

Наши рекомендации