Очной, заочной форм обучения
Факультет социальной психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Для студентов специальности
Реклама»
Очной, заочной форм обучения
Разработчик:
канд. филос. наук, доцент,
зав. кафедрой рекламы
Дроздова А.В.
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета
социальной психологии
__________________Е.Б. Перелыгина
«_____»_________________ 2011 г.
ПРИНЯТО:
Ученым советом
факультета социальной психологии
Гуманитарного университета
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ:
Решением кафедры
рекламы
Протокол заседания № ___
от «___» ___________ 20___ г.
©НОУВПО Гуманитарный университет, 2011
©А.В. Дроздова
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Введение | |
II. | Основные этапы выполнения дипломной работы | |
III. | Работа над рукописью дипломной работы. | |
IV. | Основные требования к содержанию дипломной работы | |
V. | Общие требования к оформлению дипломной работы | |
VI. | Оформление структурных разделов дипломной работы | |
VII. | Ошибки при подготовке дипломной работы | |
VIII. | Руководство дипломной работой и контроль над ее выполнением | |
IX. | Рецензирование дипломной работы | |
X. | Предварительная защита | |
XI. | Порядок защиты дипломной работы | |
XII. | Список литературы | |
Приложение 1. Образец заявления | ||
Приложение 2. Образец оформления титульного листа дипломной работы | ||
Приложение 3. Образец задания по дипломной работе | ||
Приложение 4. Образец календарного плана | ||
Приложение 5. Образец оформления оглавления (содержания) дипломной работы | ||
Приложение 6. Образец отзыва научного руководителя | ||
Приложение 7. Образец рецензии | ||
Приложение 8. Образец оформления списка литературы | ||
Приложение 9. Образец акта о внедрении результатов исследования | ||
Приложение 10. | ||
Схемы | ||
Рисунки | ||
Таблицы |
Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияк уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 032401 «Реклама»
Форма обучения: | Очная, заочная |
Семестр: | 10, 12 |
Контрольные мероприятия: | Предзащита дипломной работы Защита дипломной работы |
I. Введение
1. Общие положения и рекомендации
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032401 «Реклама» квалификационной работой выпускника является дипломная работа. По уровню выполнения дипломной работы и результатам ее защиты Государственной аттестационной комиссией (ГАК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.
Выполнение дипломной работы – это заключительный этап обучения студентов в высшем учебном заведении, который имеет своей целью:
- систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных задач;
- овладение методикой научного исследования и развитие навыков обобщения и анализа полученных результатов;
- подготовленность студентов к работе в условиях современного производства при решении профессиональных задач.
Этим обуславливается необходимость творческого, а не формального подхода к выбору тематики, выполнению содержательной части работы, написанию и оформлению дипломной работы. На выбор темы дипломной работы должна влиять тематика предшествующих курсовых работ по дисциплинам «Основы рекламы», «Рекламный маркетинг», «Маркетинг», «Разработка и технология производства рекламного продукта».
Дипломная работа выполняется в соответствии с заданием, которое выдается руководителем работы каждому студенту. Дипломная работа может носить как научно-исследовательский характер и выполняться на базе анализа научной литературы, так и выполняться по результатам преддипломной практики по тематике, согласованной с руководителем и утвержденной выпускающей кафедрой. Контроль по выполнению дипломной работы осуществляется руководителем, назначенным заведующим кафедрой. При необходимости заведующим кафедрой определяются консультанты по отдельным вопросам исследования. Выбранные студентами темы уточняются в соответствии с базами преддипломной практики и согласовываются с руководителями дипломной работы.
Перед началом работы над дипломом студент должен ознакомиться со всеми организационными вопросами, связанными с подготовкой и выполнением дипломной работы, порядком прохождения преддипломной практики, а также рационально распределить время, отведенное для проекта в соответствии с календарным планом, который утверждается руководителем диплома.
2. Общие требования к написанию дипломной работы.
Дипломная работа является законченным самостоятельным творческим исследованием студента по одной из профессиональных проблем. Она должна отражать глубину полученных в процессе обучения теоретических знаний; взаимосвязь предмета исследования с актуальными проблемами современной науки, практики рекламной деятельности; способность выпускника анализировать факты и применять их на практике; умение работать со специальной литературой; формулировать и аргументировать свою позицию по теме исследования.
В дипломной работе должно найти отражение анализ научной литературы по теме исследования, а также показано умение студента владеть различными методиками научного анализа и обобщения материала. Дипломная работа должна отвечать ряду обязательных требований:
- самостоятельность исследования;
- актуальность и соответствие современным тенденциям развития экономики;
- научно-исследовательский характер работы;
- научно-практическая значимость работы.
В дипломной работе решаются рекламные задачи по следующим направлениям:
– организация рекламной кампании;
– организационно-методические рекомендации по маркетинговым исследованиям для подготовки рекламного задания;
– анализ и обобщения зарубежных и отечественных теорий и практик рыночного хозяйствования для формирования и развития рекламной деятельности;
– определение концептуальных основ развития рекламной деятельности на предприятии;
– оптимизация технологий рекламного дела;
– информационно-компьютерное обеспечение рекламной деятельности фирмы;
– разработка рекламных коммуникационных систем;
– разработка рекламного продукта;
– разработка и анализ технологий производства рекламы;
– реклама и маркетинг;
– реклама и маркетинговые коммуникации.
Содержание и структура дипломной работы
Общими требованиями к содержанию дипломной работы являются:
- четкая и логическая последовательность изложения материала;
- убедительность аргументации, краткость и ясность формулировок, исключающая неоднозначность толкования;
- конкретность изложения результатов и выводов.
Материалы дипломной работы должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.89-2005 «Оригиналы текстовые авторские и издательские», поэтому студентам рекомендуется придерживаться следующей структуры дипломной работы:
· введение;
· основная часть (теоретическая, методологическая, практическая часть);
· заключение, содержащие выводы и рекомендации возможности применения полученных результатов;
· список используемой литературы;
· приложения.
Содержание структурных единиц дипломной работы
2.1. Введение – это вступительная часть, в которой композиционно должны быть освещены следующие моменты:
· обоснование выбора темы, ее актуальность, методологические основы;
· предмет, объект, цель и задачи исследования;
· практическая значимость работы;
· обзор литературы по теме;
· структура дипломной работы.
Актуальность темы исследования – степень ее важности для решения конкретной проблемы, задачи, вопроса.
Объект исследования – носитель проблемы, на которую направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, на которую направлена исследовательская деятельность студента.
Например, при разработке рекламной кампании объектом исследования является предприятие (фирма, организация и т.п.), товар /услуга, торговая марка или бренд. Предметом соответственно являются планирование и реализация комплексной рекламной кампании, организация осуществления рекламной кампании и пр.
Цель исследования – научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге научного исследования. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы.
Задачи исследования – это выбор путей и средств, направленных на достижение цели. Задачи исследования логически вытекают из его общей цели и отражают поэтапное достижение цели. Чаще всего формулировки задач делаются в форме перечисления. Задачи необходимо формулировать как можно точнее, так как описание их решения должно составить содержание глав и параграфов дипломной работы.
Например: «Исходя из цели исследования, его основными задачами являются: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) разработать…, 4) рассмотреть…, 5) проанализировать и т.д.
Во введении также указываются источники базы исследования, основные нормативные документы, статистические данные, информационно-библиографические издания, базы данных и Интернет-ресурсы.
Кроме того, дается краткая аннотация содержания глав дипломного исследования.
Заключение
В заключении подводятся итоги выполненной работы:
· общие итоги и выводы по дипломной работе;
· предложения по использованию результатов работы;
· количественную оценку ожидаемого экономического эффекта от применения полученных результатов.
Таким образом, в заключении содержатся результаты исследования данной темы, выводы, которые свидетельствуют, в какой мере решены задачи исследования, указываются практическая значимость работы и теоретическая новизна, даются рекомендации по внедрению результатов исследования в практику и возможные перспективы работы над избранной темой. Выводы должны излагаться кратко и четко.
2.4. Список используемой литературы содержит все использованные литературные источники, представленные в алфавитном порядке по возрастающей нумерации. Дипломная работа показывает не только умение грамотного оформления библиографии, но и во многом дает представление о глубине разработки темы, знании автором литературы, по исследуемой теме, а также определяет общий уровень культуры автора.
Использование текстов, фактов, других конкретных данных предполагает, что автор должен указать источник и сделать ссылку с полными выходными данными используемого источника (Ф.И.О. автора, название книги, статьи, год и место издания публикации, порядковый номер страницы). (см. Приложение 8.)
2.5. Приложениясодержат вспомогательные материалы (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных данных, тексты документов, анкеты, схемы, формы договоров), которые нецелесообразно включать в основные разделы диплома. Их наличие и количество свидетельствуют о глубине проработки материала по избранной теме и являются подтверждением обоснованности выводов и предложений.
Схемы, таблицы, рисунки, которые автор считает целесообразным привести в основном тексте работы, описываются им по ходу изложения материала и не даются как приложения (см. Приложение 10).
V. Оформление дипломной работы
Оформление дипломной работы должно соответствовать определенным требованиям.
Дипломная работа должна содержать:
- Заявление(на утверждение темы дипломной работы);
- Титульный лист (с подписью студента, руководителя и рецензента; вшивается, учитывается, но не нумеруется).
Задание на дипломную работу (№ приказа, подпись студента, руководителя, календарный план, тема);
- Содержание (вшивается, не нумеруется);
- Введение(вшивается, нумеруется);
- Основная часть (стр. содержания соответствуют стр. глав в тексте, сноски под чертой в конце страницы, вшивается, нумеруется);
- Заключение (вшивается, нумеруется);
- Список использованной литературы (вшивается, нумеруется);
- Приложения (имеют собственную нумерацию, вшиваются);
- Отзыв руководителя (вкладывается);
- Рецензия (вкладывается).
Общий объем дипломной работы, без учета приложений, не должен превышать 70 печатных листов.
Примерная структура дипломной работы и количество страниц, рекомендуемое в каждой части, приведены в таблице.
Наименование раздела дипломной работы | Примерное количество страниц |
Содержание | |
Введение | 2-3 |
1. Теоретическая часть 1.1. Характеристика современного состояния исследуемой проблемы 1.2. Теоретический анализ проблемы | 15-17 |
2. Аналитическая часть 2.1. Методологические подходы к решению проблемы 2.2. Расчеты, анализ экспериментальных данных | 16-20 |
3. Практическая часть 3.1. Анализ исследуемого предприятия, выявление проблем, анализ отечественного и зарубежного опыта по решению проблемы 3.2. Практические выводы и рекомендации по теме | 16-20 |
Заключение (формулируются выводы, характеризуется степень решения проблемы, указывается практическая значимость работы) | 2-3 |
Список используемой литературы | 1-2 |
Приложения (расчетные материалы, формы материалов: бланки анкет, сценарий и вопросы фокус-группы и др. материалы) | |
Итого | 60-65 |
VI. Общие требования к оформлению дипломной работы
1. Дипломная работа выполняется на белой бумаге одного сорта, формата А4 (210×297 мм). Текст располагается только на одной стороне листа. Работа должна быть представлена к защите в печатном и переплетенном виде.
2. Размещение текста на странице:
Компьютерный текста набирается в редакторе Word, шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, полуторный межстрочный интервал, абзацный отступ 0,7 см, выравнивание текста – по ширине. Поля «по умолчанию»:
· сверху 2 см;
· слева 3 см;
· справа 1 см;
· снизу 2 см.
Заголовки выполняются в стиле «Заголовок» (кегель 14), без точки в конце, нумерация заголовков и подзаголовков – арабскими цифрами, с отступом 0,7 см. Заголовки: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ набираются прописными (заглавными буквами). Шрифт Times New Roman. Расстояние между заголовком и последующим текстом – 1 интервал, между заголовком и подзаголовком – 2 интервала.
3. Рекомендуемый объем дипломной работы 60-65 страниц печатного текста (без учета приложения).
При оформлении обязательными являются следующие разделы текста:
· титульный лист;
· оглавление;
· введение;
· основная часть, разделенная на главы;
· заключение;
· список литературы;
· приложения.
На основную часть, поделенную на 3 главы, должно приходиться около 80 % текста (без учета листов – страниц списка литературы и приложения). Остальные около 20% страниц делятся между введением и заключением. Количество страниц приложения определяется автором индивидуально, исходя из поставленных задач, но не менее 5 страниц.
4. Нумерация страниц
Титульный лист и страница оглавления не нумеруются. Страница ВВЕДЕНИЕ – нумеруется цифрой «3». Нумерация страниц располагается в верхнем правом углу, у границы правого поля. Все последующие страницы нумеруются по порядку: 4, 5, 6, 7...
5. Оформление таблиц и иллюстративного материала
Для таблиц и рисунков, размещенных в основном тексте работы, допустима только сквозная нумерация (отдельная для таблиц и рисунков).
Таблицы и рисунки должны размещаться сразу после ссылки (первого упоминания) на них в тексте на данном или следующем листе.
6. Грамотность
При оформлении квалификационной работы не допускаются грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки. Допустимы исправления текста от руки, черными чернилами, но их должно быть минимально, чтобы не вредить общему восприятию текста.
7. Порядок представления дипломной работы на экспертизу (нормоконтроль)
Выпускная квалификационная работа должна быть представлена в скоросшивателе с жесткой прозрачной верхней и картонной нижней обложками. После титульного листа, подшиваются три прозрачных файла для:
· отзыва руководителя;
· отзыва рецензента;
· акта об апробации или внедрения результатов ВКР.
В конце дипломной работы подшивается файлы первый, для полной электронной версии текста (на CDRV-носителе), второй, для презентации ВКР. Диски должны содержать листы-обложки с названием работы, ФИО исполнителя и научного руководителя, годом защиты и местом для вписывания оценки.
VII. Оформление структурных разделов дипломной работы.
Каждая глава основного текста начинается с нового листа, параграф главы продолжают прежнюю страницу текста.
Оформление титульного листа
Титульный лист является первой страницей дипломной работы, он оформляется по строго определенным правилам.
В верхней части титульного листа указываются название министерства учебного заведения, факультета.
В центре титульного листа размещается название работы (кегль 14, полужирный, выравнивание текста – по центру), без слова «тема», без точки на конце и кавычек (стиль «Заголовок»).
Ниже названия, в правом части листа помещаются сведения об авторе (Фамилия И.О.), научном руководителе (с указанием ученой степени: доктор наук; кандидат наук, затем ученое звание: профессор, доцент, Фамилии И.О.), а также сведения о рецензенте работы.
В левой части столбца размещается указание о допуске дипломной работы к защите.
В нижней части титульного листа размещаются выходные данные работы: город, год (в две строки; кегль 14; междустрочный интервал – полуторный), при указании года работы слово «год» не используется.
Текст титульного листа должен быть без рамки.
Образец оформления титульного листа – Приложение 2.
Оформление оглавления (содержания)
Правила оформления:
· оглавление помещается на второй странице работы, нумерация не используется;
· оглавление отражает структуру и содержание работы, в нем последовательно перечисляются названия всех структурных разделов работы, начиная с введения;
· названия разделов должны точно повторять названия в тексте;
· названия разделов должны строго располагаться у границы левого поля;
· нумерация страниц в оглавлении и в тексте должны быть одинаковыми;
· для нумерации используются только арабские цифры, как в тексте, так и в оглавлении;
· нумерация глав основного текста состоит из одной цифры (1.; 2.; 3.);
· нумерация параграфов состоит из двух цифр, первая определяет принадлежность к главе, вторая – собственную нумерацию (1.1.; 1.2.; 1.3 и т.д.)
· не нумеруются следующие разделы: введение, заключение, список литературы, не в оглавлении, ни в тексте;
· приложения имеют собственную сквозную нумерацию (Приложение 1; Приложение 2; Приложение 3);
· все заголовки начинаются с общего абзацного отступа (0,7), с прописной буквы, точка на конце не ставится;
· недопустимо использование переносов и подчеркиваний в заголовках и оглавлении.
· в оглавлении – заголовки одной степени рубрикации располагают друг под другом, рубрикация подразделов смещается вправо:
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
(см. Образец оформления оглавления – Приложение 5).
Оформление глав основной части работы
Структура основной части работы зависит от особенностей исследуемой темы. В соответствии с логикой исследования эта часть должна быть разделена на главы. Рекомендуемое количество глав – 3, теоретическая, методологическая, практическая, которые делятся на параграфы, количество которых не должно превышать 3-4. Размеры глав и параграфов должны быть приблизительно равноценными по количеству страниц обычно на главу приходится 15-17 страниц текста, на параграф 5 – 6 страниц.
· Каждая глава начинается с новой страницы;
· Параграфы начинаются на той же странице, где закончился текст предыдущего параграфа, после вывода;
· Названия (заголовки) глав и параграфов должны соответствовать задачам, поставленным для достижения цели дипломной работы.
· Каждую главу необходимо завершать краткими выводами, подводящими итог написанному и обосновывающими необходимость написания следующей главы.
· Заголовки глав и параграфов обычно соответствуют формулировкам задач исследования.
· Каждую главу необходимо завершать краткими выводами, подводящими итог написанному и обосновывающими необходимость написания следующей главы.
· Заголовки глав и параграфов обычно соответствуют формулировкам задач исследования.
· главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами;
· в тексте можно использовать только принятые сокращения (например: и т.д., т.е.);
Оформление теоретической части работы
Теоретическая часть работы представляет собой обоснование эмпирической части данных. Любое исследование рекомендуется начинать с аналитического обзора литературы по выданной теме.
Не рекомендуется начинать издалека и пытаться освоить проблему как можно шире. Необходимо сосредоточиться только на том, что имеет непосредственное отношение к теме работы.
Не рекомендуется бездоказательно утверждать, что тема исследуется впервые.
В теоретической части основным является текстовое представление материала. Главный прием изложения – рассуждения. Главное требование – аргументированность.
Оформление эмпирической части работы
Эмпирическая часть разбивается на три параграфа: цели и задачи исследования, методика исследования, результаты и их анализ.
В параграфе «Цели и задачи исследования» необходимо указать:
· предмет исследования;
· объект исследования;
· гипотезы исследования;
· цели и задачи исследовательской, эмпирической части.
Гипотезу, в самом общем смысле слова, можно охарактеризовать как научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. В эмпирической части гипотезы подвергаются проверке.
Тип гипотезы связан с методом исследования: существуют причинно-следственные гипотезы, проверяемые в эксперименте, и гипотезы, в которых используются другие типы доказательства соответствия эмпирических данных теоретическим предположением.
Основные правила формулирования гипотезы:
· гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы;
· гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения;
· если в ходе теоретического анализа проблемы рождаются лишь размытые общие предположения, которые автор не может конкретизировать, то гипотеза не формулируется. В данном случае гипотеза может быть выдвинута после получения результатов, что фиксируется затем в выводах.
· Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть.
Приведем примеры типичных формулировок:
· «В качестве … может выступать…»
· «Процесс… определяется…»
· «Одной из причин… является...»
· «Существует возможность на основе … выделить …»
· «Предполагается, что … может оказаться ключевым для …»
· «Наличие … влияет на особенности …»
· «… особенность … должна отражаться в …»
· «… оказывает влияние на …»
После гипотезы формулируются цели и задачи исследовательской части.
Методика исследования:
Описание методики исследования должно быть подробным, так как методика является «связующим звеном» между теоретической и эмпирической частью.
В данном разделе должны быть следующие пункты:
· описание выборки (количество опрашиваемых, их пол, возраст, другие характеристики);
· перечень использованных методик (описание методики и обоснование ее выбора);
· описание процедуры исследования;
· описание регистрируемых показателей;
· описание способа обработки результатов.
То, какие методы и конкретные методики будут использованы и в каком количестве, какова будет по объему и составу выборка, зависит, в первую очередь, от следующих факторов:
· гипотез, целей и задач исследования;
· степени изученности явления.
На выбор методов оказывает также влияние и степень владения исследователем конкретными методами и методиками.
На данный момент считается, что существует континуум методов, на одном полюсе которого располагаются свободные данные, вытекающие из естественных форм поведения, а на другом полюсе – строгие данные, являющиеся результатом воздействия исследователя. Таким образом, исследователь выбирает прежде всего между качественными и количественными методами исследования.
Общие рекомендации по выбору методов и методик и определению необходимого количества испытуемых:
· чем менее изучено явление, тем обоснованнее обращение к качественным методам исследования. Соответственно, чем в большей степени изучено явление, тем предпочтительнее использование количественных методов;
· чем более «размыта» гипотеза, тем большее количество методик необходимо использовать, чтобы иметь возможность конкретизировать проблему, отбросив несущественное;
· количество используемых в исследовании качественных методов может быть небольшим, количество испытуемых также может быть невелико, что предъявляет повышенные требования к анализу результатов;
· рекомендуется комплексный подход, при котором качественные и количественные методы взаимодополняют друг друга;
· минимальное количество испытуемых, которые должны быть задействованы в исследовании – 15-30 человек (при использовании качественных методов), максимальное количество – 150-200 человек (при использовании количественных методов).
Основными видами представления материала в основной части являются также: А) таблицы; Б) иллюстрации.
А) Правила представления материала в табличном виде
Материал представляется в виде таблиц в 2 случаях: 1) когда данные обширны и теряются в тексте; 2) когда есть необходимость в наглядном сопоставлении материала.
Таблицы обычно делятся на неаналитические, в которых помещаются исходные данные, предоставляющие информацию, и аналитические, в которых представляются данные, прошедшие аналитическую обработку. Признак аналитической таблицы – наглядно представленная закономерность. Громоздкие таблицы помещаются в Приложении. В таблицах могут быть представлены как количественные, так и качественные данные.
Основные правила оформления таблиц:
· каждая таблица должна иметь содержательное название, отражающее ее смысл. Его располагают посередине страницы. Начинается название с прописной буквы, точка в конце не ставится;
· над правым верхним углом таблицы размещается надпись «Таблица…» с прописной буквы. Здесь также указывается номер таблицы арабскими цифрами (например: «Таблица 1»). Значок № не ставится. Точка после цифры отсутствует. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не употребляется. Нумерация таблиц в тексте – сквозная;
· если таблица переносится на следующую страницу, то под ней помещаются слова «Продолжение (окончание) таблицы…» (в зависимости от страницы, на которой заканчивается таблица);
· над перенесенной частью таблицы помещаются слова «Продолжение (окончание) таблицы...» (в зависимости от страницы, на которой заканчивается таблица);
· заголовки в строках и столбцах таблицы должны быть простыми и краткими. Основные заголовки пишутся с прописной буквы, вспомогательные – со строчной;
· в таблицах необходимо использовать вертикальные линии для разделения столбцов. Горизонтальные линии используются только для выделения основных разделов. Исключение составляют таблицы, обычно помещаемые в Приложении, в которых представлено большое количество цифр. В этом случае горизонтальное разделение допускается;
· количество столбцов таблицы не должно быть большим (не более десяти);
· в примечаниях, которые даются сразу под таблицей, приводятся объяснения сокращениям или обозначениям;
· таблица не должна содержать ссылок на текст, но в тексте должны быть ссылки на таблицы (например: «см. табл.3», «как видно из табл.2…»).
Образцы оформления таблиц см. в Приложении 10.
Б) Правила представления материала в виде иллюстраций
Наибольшее распространение получили следующие виды иллюстраций: 1) схемы, 2) рисунки, 3) диаграммы, 4) графики, 5) профили.
Основные правила оформления:
· каждая иллюстрация должна иметь содержательное название в краткой форме. Название пишется под иллюстрацией, начинается оно с прописной буквы. Точка на конце не ставится;
· перед названием стоит сокращенное слово «Рис.». Здесь также указывается номер иллюстрации арабскими цифрами (например: «Рис.1»). Точка после цифры присутствует. Если иллюстрация в тексте единственная, она не нумеруется и слово «Рис.» не используется. Нумерация рисунков в тексте – сквозная;
· после названия дается обозначение отдельных элементов иллюстрации, если это необходимо;
· иллюстрация не должна содержать ссылок на текст, но в тексте должны быть ссылки на иллюстрации (например: «на рис.1…»);
· диаграммы, графики, профили должны иметь пояснения условных знаков, оси должны иметь названия, обязательно указывается размерность отложенных величин. Если надписи многословны, их нужно заменить цифрами, а расшифровку цифр привести в подрисуночной подписи.
Образцы представления различных видов иллюстративного материала см. в Приложении 10.
Оформление выводов и заключения
Общие требования к оформлению выводов:
- выводы должны содержать новое знание, которое отсутствовало до проведения исследования;
- последовательность выводов определяется логикой работы;
- выводы следует формулировать самостоятельно, не допуская цитирования изученной литературы;
- в выводах должно быть отражено решение каждой задачи, поставленной в исследовании;
- если в исследовании получены ответы на вопросы, которые не были поставлены до его проведения, они также должны присутствовать;
- в выводах должна быть оценка того, насколько удалось продвинуться в разрешении проблемы;
- в выводах указываются как положительные, так и отрицательные результаты;
- число выводов не должно быть слишком велико (5-6);
- выводы должны быть пронумерованы;
- под каждый вывод выделяется один абзац.
Общие требования к оформлению заключения:
- в заключении должна содержаться итоговая оценка проделанной работы в обобщенном виде, должны быть сделаны обобщающие выводы;
- заключение по объему должно быть небольшим, в несколько страниц;
- не рекомендуется пересказывать содержание работы и повторять выводы;
- возможно описание перспектив дальнейшего исследования и практических предложений, сделанных на основе полученных результатов.
Оформление списка литературы
Источники и литературу, используемые в научной работе, принято делить на опубликованные источники (законы, указы, сборники документов), неопубликованные источники (документы архивов, библиотеки, личные архивы и т.д.) и литературу. В списке они располагаются в указанном порядке. Список использованной литературы является важной частью дипломной работы, так как позволяет судить о степени осведомленности автора в изучаемой проблемной области и о глубине разработки темы.
Основные правила оформления списка литературы определены действующим государственным стандартом библиографического описания документов ГОСТ 7.1 – 84.
Список литературы строится в соответствии со следующими правилами:
· в список литературы необходимо включать только те работы, на которые имеются ссылки в тексте;
· не рекомендуется безосновательно расширять список путем включения в него научно-популярных и справочных изданий, газет, художественной литературы;
· не рекомендуется использовать термин «библиография» для названия данной части работы, так как этот термин подразумевает исчерпывающую информацию о публикациях по данной проблеме;
· в дипломных работах в списке должно быть около 50 пунктов, в курсовых работах – около 30;
· в список не вносятся неопубликованные работы;
· литература в списке должна быть пронумерована;
· первыми в списке размещаются работы, опубликованные на русском языке. Далее располагаются работы на языках, использующих латинский алфавит (английском, немецком и т.д.). Затем идут работы на языках, использующих самостоятельные системы письменности (китайском, арабском и т.д.);
· основной способ группировки работ – алфавитно-хронологический:
а) фамилии авторов и заглавия (если автор не указан) размещаются по алфавиту;
б) при нескольких работах одного автора размещение организуется в соответствии с хронологией (новейшие работы располагаются в списке последними);
в) если год издания совпадает в работах одного автора – по алфавиту названий;
г) при авторах-однофамильцах – по инициалам;
д) при нескольких работах автора, написанных им в соавторстве с другими – по алфавиту фамилий соавторов;
е) при совпадении первых слов заглавий (если автор не указан) – по алфавиту вторых и т.д.
· правилами составления библиографических описаний допускаются сокращения (например: собр. соч., под ред., изд-во и др.);
· названия городов, кроме Москвы (М.,) и Санкт-Петербурга (СПб.,), пишутся полностью. Если книга была издана в нескольких городах, их названия пишутся через точку с запятой: М.; СПб. (см. Приложение 8)
VII. Ошибки при подготовке дипломных работ
В самом общем виде ошибки, которые допускают студенты в ходе подготовки дипломных работ, делятся на организационные и методические.
Наиболее часто встречаются следующие ошибки:
1. Нарушение графика выполнения работы. Неумение планировать время для написания работы. Только систематическая и постоянная работа позволит все выполнить в срок в соответствии с имеющимися требованиями.
2. Отсутств