Существуют различные формы записей. Рассмотрим основные из них.
Выписки. Основное требование к ним – тщательность. Это вовсе не значит, что нужно выписывать все подряд. Необходимо тщательно отбирать только тот материал, который представляет интерес для работы. Однако не надо стремиться выписывать все дословно. Часто бывает, что та или иная мысль без всякого ущерба может быть передана своими словами. Дословно выписывать следует лишь то, что обязательно должно быть передано именно в той форме, в какой это было у автора книги (статьи).
В некоторых случаях бывает целесообразно использование так называемых формализованных выписок. Идея их заключается в том, что листы для выписок должны быть разграфлены и все данные выписываются на отведенные для них места (строки, графы). Использование таких заранее приготовленных форм ускоряет выборку из книги нужных данных.
Выписки обязательно должны сопровождаться постраничными ссылками на источник, т.е. напротив каждой законченной части текста нужно указывать номер страницы, на которой данная мысль находится в книге. Это необходимо для того, чтобы при написании текста дипломной работы можно было делать сноски, не возвращаясь каждый раз к книге.
Имея в перспективе ту или иную форму копирования прочитанного материала – ксерокопирование, фотографирование, микрофильмирование, следует сразу же по ходу чтения готовить перечень страниц (фрагментов текста), подлежащих копированию.
Примером, облегчающим работу с книгой, является использование закладок с надписями. В процессе чтения они позволяют быстро находить нужные разделы.
При чтении научной литературы довольно распространена практика всякого рода пометок и выделений в книгах (напоминаем, что это касается только книг из личной библиотеки). Делаются они на полях или прямо в тексте, выделяя то главное, на что надо обратить внимание; те или иные непонятные места; положения, с которыми можно или нельзя согласиться; места, подлежащие выписке. Какими эти пометки и выделения должны быть по форме, каждый решает сам. Использовать для этого можно различные линии, символы, цифры. Главное, чтобы избранная система была достаточно стройной и стабильной.
В тех случаях, когда в книге нельзя делать пометки, целесообразно применять прием, называемый обычно «системой чистых листов». Суть его заключается в том, что между страницами вкладываются чистые листы бумаги, на которых делаются пометки на уровне интересуемого текста. При необходимости возле этих пометок могут быть краткие пояснения. Листы с пометками нумеруются в соответствии со страницами книги. В дальнейшем, приложив такой лист к тексту, можно сразу же найти нужно место.
Результатом проработки книги, статьи может быть еще и такой вид записи, как перечень страниц, содержащих материалы по определенным вопросам. В дополнении к номерам страниц в нем целесообразно также указывать, в каких абзацах находятся нужные материалы.
Вышеперечисленные виды записей служат для фиксации информации. Для анализа прочитываемой информации используются так называемые аналитические записи, которые так же подразделяются на виды.
Простейшими из этой группы записей являются оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки. Цель таких записей состоит в том, чтобы зафиксировать тот факт, что данная книга была просмотрена или проработана и о ней сложилось определенное мнение. Выражено это может быть буквально в двух-трех словах, из которых станет ясно, следует ли еще раз обращаться к данной книге и что в ней можно найти.
Более сложный вид записи – это составление плана книги, статьи. Назначение его заключается в том, чтобы отразить ее содержание и структуру. По существу планом любой книги является ее оглавление, но как форма записи при чтении план должен быть несколько подробнее оглавления. Кроме общего плана книги могут быть еще планы отдельных ее частей, показывающие ход мыслей автора, логику его доказательств и обоснований. Пользуясь планом можно легко восстановить в памяти содержание любого произведения. Составление плана может рассматриваться также в качестве предварительного этапа работы перед тем, как перейти к более сложным видам записи – тезисам и конспекту.
Тезис – греческое слово, означающее «положение». Таким образом, тезисы – это основные положения книги, статьи. Для того чтобы их составить, требуется достаточно полное усвоение содержания произведения, четкое представление о его основной идее и главных положениях, утверждаемых автором.
Располагать тезисы следует в той логической последовательности, в которой наиболее правильно определены основные идеи изучаемой работы. Это не всегда совпадает с последовательностью изложения материала.
В самих тезисах, как правило, не должно содержаться фактических данных. Однако иногда бывает целесообразно после каждого тезиса сбоку, выделяя от текста тезиса, дать краткий перечень тех фактов, которые автор приводит для обоснования своих положений.. В тех случаях, когда в книге, статье наряду с фактическим материалом присутствуют разного рода рассуждения, нужно каким-то образом отделить их друг от друга, чтобы при ознакомлении с каждым из тезисов сразу видеть, обоснован ли он фактами или имеются только общие рассуждения.
Одним из наиболее часто практикуемых видов записей является конспект, т.е. краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли произведения без подробностей и второстепенных деталей. Слишком подробный конспект – уже не конспект. По своей структуре он чаще всего соответствует плану книги.
Помимо обычного текстового конспекта в ряде случаев целесообразно использовать такой конспект, где все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы (формализованный конспект). Это удобно при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен. Табличная форма конспекта может быть также применена при подготовке единого конспекта по нескольким источникам, особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. При написании теоретической части дипломного исследования часто приходится сравнивать взгляды различных ученых на одну и ту же проблему. В этом случае такая форма конспекта является наиболее удобной.
Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.
Конспект такого типа также очень удобен, когда предполагается сопоставление тех или иных характеристик.
Еще одна форма конспекта – графическая. Суть ее в том, что элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видны иерархия понятий и взаимосвязь между ними. На первой горизонтали находится формулировка темы, на второй показано, какие основные положения в нее входят. Эти положения имеют свои подразделения и т.д. По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части.
Словарь терминов и понятий. Составить такой словарь и дать точное толкование всем специальным терминам весьма непросто, поэтому данный вид записей не случайно относится к аналитическим. При той сложности, которая характерна сегодня для педагогической терминологии, при отсутствии единства в ней, при частых изменениях вести такой словарь при подготовке дипломной работы просто необходимо.
С самого начала работы необходимо выявить основной круг терминов, использование которых предполагается, и самым тщательным образом с помощью обращения к словарям, справочникам, энциклопедиям, учебникам установить их значение. И уже на основании этого использовать термины в своей работе. Нужно отметить, что установить значение термина – это не просто переписать его из словаря или учебника. Часто значение одних и тех же педагогических понятий по-разному толкуются в различных источниках. Здесь главное выявить сущность понятия и ту его трактовку, которая наиболее отвечает целям дипломного исследования. Разумеется, для этого необходимо обратиться не к одному, а к нескольким источникам.
Приведем еще несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет вести записи более рационально.
· Записи должны быть компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшает его емкость и обозреваемость: глаз сразу «схватит» больше строк текста.
· Записи (их части, связи между ними) полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей – важное их достоинство.
· Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания нового текста (ошибки в записях исправляют, перечеркивая неверное и надписывая сверху правильное).
· Текст следует записывать только чернилами или шариковой ручкой. Карандашом пользуются лишь для отметок, для выделений при последующей работе.
· Записи полезно датировать.
· Все существенное в записи, в также взаимосвязь положений и частей как внутри записи, так и между нею и книгой – все это надо выделять всеми возможными средствами. Отсутствие выделений и разграничений в тексте ведет к трудной обозреваемости записи, а при ее чтении – к медленному улавливанию логических связей. Во время написания конспекта они осознаются, но впоследствии могут «ускользать» от читателя, а это заставит снова и снова обращаться к источнику.
Выделения и разграничения можно и нужно делать на всех этапах работы с записью: и во время ее создания, и во время любого очередного обращения к ней.
Кроме заголовков, подзаголовков и пунктов плана существуют следующие приемы выделения и разграничения текста:
· абзацные отступы сигнализируют о переходе к новой микротеме;
· пробельные строки, подобные тем, что отбивают заголовки в книгах от основного текста, расчленяя его, повышают удобочитаемость и организуют страницу записи;
· номера применяются обычно при нумерации тезисов, нумерация облегчает ссылки, номера, как и пункты плана, в отдельных случаях выносят на поля;
· подчеркивания и отчеркивания, первые употребляются в тексте, вторые – на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т.п.). Правильно подчеркнуть, значит найти в тексте полезное, главное. Подчеркивают лишь то, что действительно требует выделения, иначе может получиться так, что подчеркнутым окажется весь текст, все его строки;
· ключевые слова – это слова, которые выносят на поля или подчеркивают цветом, отличным от цвета чернил, которыми написан основной текст, привлекая этим к ним внимание. Подчеркнутые таким образом ключевые слова будут отличаться от «рядовых» подчеркнутых слов, иногда при записи ключевые слова выносят в начало предложения;
· вехи – горизонтальные черточки на полях, разделяющие части текста по смыслу, их полезно использовать наряду с абзацным членением текста и отчеркиваниями. Чтобы избежать неопределенности, им необходимо давать направления;
· рамки, в них обычно заключаются термины, зависимости, законы, правила.
Систематизация материала.
Когда источники отобраны, все записи сделаны, необходимо систематизировать и классифицировать материал. Систематизация, классификация и будут являться подготовкой к написанию теоретической части дипломной работы. Систематизируя материал, необходимо отталкиваться от целей дипломного исследования. Поскольку это исследования, скорее всего, не первое в данной области, за основу классификации бывает удобно взять образцы обзоров аналогичных исследований, дополнив их более поздними сведениями и приблизив к собственной теме.
Подготовка к осуществлению констатирующего этапа эксперимента.
Педагогический эксперимент – это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Эксперимент предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания, активное воздействие исследователя на это явление, а так же измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия. По конечным целям традиционно выделяют констатирующий, формирующий (его еще называют преобразующий) и контрольный этапы эксперимента.
Констатирующий этап только устанавливает реальное состояние дел в педагогическом процессе. Чтобы провести его, прежде всего, необходимо определить базу проведения исследования и выбрать исследовательскую методику изучения проблемы, соответствующую целям исследования.
Выбрать базу исследования – значит определить в каком образовательном или ином учреждении, с каким контингентом будет проводиться экспериментальная работа. Например, если тема диплома «Роль и место учебного перевода в системе обучения иностранным языкам», то базой проведения эксперимента станут учащиеся 8-10-х классов (на выбор исследователя) общеобразовательной школы. Если тема «Игровые методы в обучении иностранным языкам», то база – это, в основном, учащиеся начальных классов. Поэтому, подбирая базу исследования, надо исходить из возможности постоянной работы именно с этим контингентом на протяжении всего дипломного исследования.
При подборе базы эксперимента нужно сразу определиться, каким образом будут делаться выводы об эффективности экспериментальной работы. Здесь возможны два пути.
Первый – это когда берется лишь одна экспериментальная группа, проводится ее обследование, выявляется наличное состояние проблемы, затем с этими людьми проводится работа по разрешению сложившейся проблемы и на заключительном (контрольном) этапе с ними вновь проводятся те же исследовательские методика, что и на констатирующем этапе и на основании сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента делается вывод об эффективности проведенной работы. Другой путь – когда выбираются две группы испытуемых – экспериментальная и контрольная. На начальном этапе с ними проводятся одинаковые исследовательские методики, выявляющие проблему, затем с экспериментальной группой осуществляется формирующий этап эксперимента, а с контрольная группа учится, работает в обычном режиме (с ней исследователь на данном этапе не работает). На контрольном этапе исследовательская методика (та же, что и в начале) проводится вновь с обеими группами. Вывод об эффективности проведенного исследования делается на основании сравнения результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах.
Под исследовательской методикой понимается совокупность эмпирических методов исследования, помогающих выявить наличное состояние изучаемой проблемы. Это могут быть наблюдение, опросные методы (анкеты, беседы, интервью), тесты, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности учащихся и т.д.
Часто студенты затрудняются с выбором исследовательских методик. Можно порекомендовать брать готовые методики, представленные в специальной литературе. Достаточно разнообразные методики представлены, например, в книгах : Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. М., 2007; Методика преподавания иностранных языков: общий курс/отв.ред. А.Н. Шамов М.,2008; Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2004.
Подготовку к констатирующему эксперименту необходимо начинать одновременно с подбором теоретического материала. Чтобы стало понятно, почему, обратимся к срокам проведения дипломного исследования. Тема дипломной работы обычно определяется в сентябре. За октябрь необходимо провести констатирующий этап эксперимента, затем с ноября по март – формирующий этап и в апреле – контрольный. Май отводится на окончательное оформление дипломной работы. Разумеется, дипломная работа может являться продолжением курсовой работы, в этом случае сроки этапов эксперимента устанавливаются индивидуально. (Более подробно о сроках написания дипломной работы смотри ниже).
Таким образом, если сначала набирать теоретический материал и писать теоретическую главу, а затем искать методику, проводить ее, то очень мало времени останется на формирующий эксперимент, который из-за этого может просто не получиться.