Различные формы политической автономии существуют во многих странах: Северная Ирландия Великобритании, Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами; Гренландия в Дании и др.

К формам политической автономии в странах СНГ можно отнести: Нахичеванская Автономная Республика в Азербайджане; Абхазская и Аджарская Автономные Республики в Грузии; Гагаузская Автономная Республика в Молдове; Республика Каракалпакстан в Узбекистане.

Согласно ст.163 Конституции Азербайджана[27] Нахичеванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики. Статус Нахичеванской Автономной Республики устанавливается Конституцией Азербайджана и Конституцией Нахичеванской Автономной Республики. Законодательную власть в ней осуществляет парламент, исполнительную – Кабинет министров, судебную – суды Нахичеванской Автономной Республики. Конституция Нахичеванской Автономной Республики не должна противоречить Конституции и законам Азербайджанской республики.

Административная автономия не обладает правом создавать собственные местные законы, однако по сравнению с обычными административно- территориальными единицами наделены некоторыми дополнительными правами. В Китае, например, она может участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами. Кроме того, в судопроизводстве

Автономии учитывается местный язык, обычаи населения; на местном языке издаются газеты, ведутся радиопередачи.

Административная автономия существует в Молдове (в 1994 г. там созданы два округа, где проживают гагаузы), в Никарагуа (два округа на Атлантическом побережье, населенные индейскими племенами), но больше всего автономных образований в Китае.

Формой административной автономии является Автономная Республика Крым в составе Украины и Горно-Бадахшанская автономная область в Таджикистане.

В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу относятся Шотландия и Уэльс. В главных городах этих единиц страны есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса. Но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями. В отдельных странах Африки есть межгосударственная “кочевая автономия” для туарегов - кочевых племен, определены границы их сезонных миграций, охватывающие различные государства.

В связи с рассмотрением автономий необходимо уделить внимание вопросу участия коренных малочисленных народов Российской Федерации в политическом волеобразовании. Коренные малочисленные народы как часть российского народа являются естественными участниками политического процесса. Конституция РФ[28] создает для этого общие предпосылки, провозглашая народ во всем национальном многообразии носителем суверенитета и единственным источником власти в России, гарантируя политический плюрализм, равенство прав и свобод, свободу слова, массовой информации, право граждан участвовать в управлении делами государства осуществлять местное самоуправление.

В одних странах закон гарантирует представительство в парламенте (в его палатах) от автономных образований или территорий компактного проживания этнических групп (Дания, Испания, Канада, Финляндия), в других – непосредственно от национальных меньшинств. В последнем случае предполагаются разные подходы: в Венгрии установлено, что в порядке, определяемом отдельным законом, меньшинства имеют право быть представленными в Государственном собрании; в Польше избирательные комитеты организаций национальных меньшинств имеют право выдвигать всепольский список кандидатов в депутаты Сейма без каких-либо дополнительных условий, и на партии национальных меньшинств не распространяется требование обязательной поддержки 7% избирателей; в Народной палате Индии за зарегистрированными или списочными племенами и кастами резервируется соответственно 38 и 37 мест.

Таким образом, коренные малочисленные народы – специфический субъект властных отношений. Конституция РФ и законодательство, подтверждая данное обстоятельство, создают определенные предпосылки для их участия в этих отношениях. Однако есть основание констатировать недостаточность принятых мер.[29]

В целом возрастает богатство разных форм автономий, ее разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире.

Таким образом, унитарное государство представляет собой единое, политически однородное государство, с единой конституцией, судебно-правовой системой, гражданством, состоящие из административно- территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Наши рекомендации