Организация и методика выполнения курсовой работы
Выполнение курсовой работы осуществляется в соответствии с календарным планом: последний месяц семестра, предшествующего по учебному плану курсовой работе, - выбор темы курсовой работы и ее предварительное обсуждение с руководителем; первый месяц следующего семестра - поиск, подбор, систематизация и анализ материалов по теме курсовой работы, составление плана курсовой работы и обсуждение его с руководителем; второй месяц следующего семестра - написание чернового варианта курсовой работы; третий месяц этого семестра - написание окончательного варианта курсовой работы; четвертый месяц - представление курсовой работы на отзыв научному руководителю и ее защита.
В зависимости от индивидуальных особенностей студента, уровня его теоретической подготовки и общей исследовательской культуры работа может быть выполнена в более короткие сроки.
Порядок подготовки курсовой работы включает: закрепление тем курсовых работ за студентами и назначение им научных руководителей (на основе личного заявления студента на имя декана с указанием названия темы и фамилии научного руководителя); составление плана-графика выполнения курсовой работы и ее структуры; выполнение плана-графика, включающего поиск литературы, составление списка литературы, изучение литературы в соответствии с планом; подготовку первого варианта курсовой работы, сдачу его на проверку научному руководителю, доработку текста – устранение замечаний; оформление работы; сдачу научному руководителю окончательного варианта; получение рецензии на курсовую работу; защиту курсовой работы.
Тематика курсовых работ разрабатывается с учетом требований ФГОС к бакалаврам, содержания методики профессионального обучения, актуальных проблем развития среднего профессионального образования, реализуемого в образовательных организациях, с учетом рекомендаций УМО по профессионально-педагогическому образованию.
Вместе с тем, для студентов, имеющих способности и склонности к методической работе, а также навыки выполнения методических разработок, тематика курсовых работ может быть обусловлена конкретным заказом учебных заведений.
На основе курсовых работ могут оформляться методические статьи, проекты и рекомендации для работающих преподавателей и мастеров производственного обучения, не имеющих специального профессионально-педагогического образования. Они могут быть опубликованы в сборниках научных трудов студентов, проекты могут быть номинированы на гранты.
Закрепление тем курсовых работ за студентами и назначение им научных руководителей осуществляется распоряжением по институту, отражается в протоколах кафедры. После этого самостоятельное изменение студентом темы не допускается.
Этапами подготовки курсовой работы являются:
1. Выбор темы курсовой работы, согласование ее с научным руководителем, утверждение темы.
2. Определение целей, задач и плана исследования, выбор и разработка методов исследования.
3. Сбор, изучение и анализ учебной, методической и научной литературы в объеме, необходимом для исследования проблемы.
4. Обоснование актуальности темы курсовой работы; написание введения и теоретической части работы.
5. Организация и проведение исследовательской работы в рамках целей и задач; реализация методов исследования, заявленных во введении, обработка полученных результатов.
6. Обобщение результатов исследования и обоснование выводов в заключительной части работы; рекомендации по практическому внедрению новых идей, изложенных в работе.
7. Окончательное оформление работы; научное и литературное редактирование.
8. Рецензирование работы.
9. Публичное выступление с результатами исследования (защита работы).
После анализа материалов по теме курсовой работы, постановки проблем и задач по ее проектированию, устного консультирования у педагога студенты самостоятельно изучают литературу, источники, выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы студентов перерастают в методы научного исследования.
Научный руководитель предлагает готовые формулировки тем исследования, производит подготовку базы исследования, инструктирование, консультирование, разрабатывает средства методического обеспечения тем исследования (методические рекомендации для студентов, технические задания, примерный план исследования и другие средства).
Студенты самостоятельно дают характеристику противоречий, формулируют проблему, определяют цель и задачи исследования, объект и предмет исследования; разрабатывают этапы исследования; составляют перечень методов исследования для каждого этапа, позволяющих достичь цели и решить задачи исследования; применяют методы исследования на практике; осуществляют проектирование способов решения проблемы, объясняют их, систематизируют, формулируют выводы по результатам исследования; определяют уровень новизны, теоретическую и практическую значимость работы; оформляют результаты, описывая содержание работы и применяя при этом сложившиеся речевые штампы; разрабатывают рекомендаций по внедрению результатов исследования в практическую деятельность; апробируют результаты в ходе педагогической практики.
Дадим общую характеристику исследования, проводимого в рамках курсового проектирования по методике профессионального обучения.
Целью педагогического исследования как вида деятельности является получение недостающего знания, которое разрешает противоречия, объективно возникающие внутри педагогической действительности, в сфере образования, в педагогической практике, а также в самой педагогической науке. Недостающее знание может дать объяснение существующих положений дел. Применение нового актуального знания приводит к снятию противоречий, решению проблем, приводит к количественным и качественным изменениям в предмете исследования, а значит - к его развитию и сохранению как системы.
В нашем случае решаются проблемы, связанные с конкретной ситуацией обеспечения анализа, проектирования, организации и осуществления учебного процесса в учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов.
В процессе выполнения курсовой работы студенты могут допускать методологические ошибки.
Методологическими ошибками являются: несоответствие предмета исследования объекту; неправильный выбор методологических и теоретических оснований исследования; рассогласование целей исследования и задач; несоответствие формулировки практической значимости и разработанных в результате исследования положений; рассогласование целей и задач исследования с выводами, данными в разделе «Заключение»; приписывание терминам значений, относящихся к разным педагогическим реалиям, необоснованное расширение смыслового поля термина, несоразмерность применяемых терминов, их неоднозначность, другие ошибки.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, репрезентативностью данных, положительными результатами от применения знаний, полученных в результате проведенного исследования. (В нашем случае проведение эксперимента не предполагается).
Уровень новизны студенческих работ может выражаться в конкретизации, в уточнении, в наличии дополнения и аргументации, в открытии новых граней проблемы, в структурировании и систематизации содержания, модернизации учебного процесса, обновления учебно-методического обеспечения дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов .
Студент должен уметь «развести» проблему исследования и тему.
Методологический (научный) аппарат исследования – один их основных разделов курсовой работы. Он включает описание обоснование актуальности темы, противоречий, проблемы, целей исследования, объекта, предмета, задач, методов исследования; описание методологической и теоретических основ исследования, базы исследования и указание на структуру работы.
(Гипотеза в данном случае не разрабатывается и проведение эксперимента в курсовой работе по методике профессионального обучения не предполагается. Методические положения, предлагаемые авторами, в будущем могут быть включены в структуру выпускной квалификационной работы по специальности).
Описание актуальности проблемы представляет для студентов определенную трудность. При этом желательно ответить на вопрос, почему эту тему надо изучать в настоящее время, насколько тема отвечает современным запросам практики, в чем значимость этой темы, с какими трудностями приходится сталкиваться преподавателям.
Прежде чем заявить об актуальности проблемы или темы, необходимо изучить состояние проблемы (темы) в теории и методике профессионального обучения, нормативных и методических документах, опыте дидактической и методической деятельности («что» и «как» делают педагоги по данной проблеме в условиях практической деятельности). В сжатом изложении раскрываются задачи, стоящие перед теорией и методикой в плане избранного направления, сущность исследуемой темы в работах ученых, нераскрытые в дидактике и методике вопросы, часть из которых предстоит раскрыть в работе.
Изучение состояния проблемы в теории и методике профессионального обучения следует начинать с энциклопедий, словарей, справочников, учебников по общей и профессиональной педагогике, методике профессионального обучения. Особое внимание следует уделить периодическим изданиям (журналам, газетам), в которых отражается самая новая педагогическая информация.
Прежде всего рекомендуется обратиться к журналам «Профессиональное образование», «Среднее профессиональное образование», «Специалист», «Профессионал».
Исходя из основополагающих нормативных и методических документов, Закона РФ «Об образовании», типовых положений, приказов, Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии и специальности, учебных планов подготовки профессии и специальности, инструктивно-методических указаний по проектированию ОПОП, самих учебных программ по дисциплинам и профессиональным модулям, необходимо четко выделить те аспекты, которые уже решены, те, которые еще не решены, и, среди них, те, которые планируется исследовать.
Специальная литература прорабатывается уже после изучения названных источников, с целью углубления представлений по данной проблеме (теме). Зачастую исследователи по-разному определяют тот или иной объект или процесс, и это не должно смущать студента, ведь он имеет возможность принять точку зрения конкретного автора, конкретного исследователя.
Методическая литература по проблеме отражает инструментальное знание из области профессиональной педагогики. Инструментальное знание отвечает на вопрос «как это сделать» или «как с этим взаимодействовать» и может содержать рекомендации по решению обозначенной проблемы. Но на этом исследование состояния проблемы не должно заканчиваться.
Изучение идей передового педагогического опыта – следующий этап в подготовке курсовой работы. Оно проводится с целью поиска способов решения проблемы в практической деятельности. Источниками идей передового педагогического опыта выступает профессиональное сознание авторов опыта, которое может находить свое выражение в квалификационных работах педагогов на повышенную категорию, тезисах статей и выступлений авторов на конференциях и семинарах, в различных видах авторских методических разработок и документов, в процессе демонстрации самого опыта на уроках и т.п.
Результатом этой работы должно стать выяснение состояния понятийного аппарата проблемы или темы, уяснение того, как соотносятся между собой понятия, категории, законы, принципы из области данной проблемы (темы), как они согласуются и нет ли недостающих звеньев.
Результатом изучения состояния проблемы выступает заявление исследователя о существовании противоречий, которые выступают препятствием в реализации профессиональной педагогической деятельности по данному направлению.
Формулировка противоречий позволяет четко определить проблему, а на ее основе - и тему курсовой работы. Таким образом, противоречие, проблема и тема должны находиться в логической взаимосвязи.
Анализ содержания противоречий позволяет разработчику курсовой работы сформулировать цель и задачи исследования темы.
Гарантированным способом решения проблемы выступает дидактическая технология. В связи с этим, определяют форму практической части курсовой работы, которая может представлять технологию, методику преподавания темы по дисциплине, профессиональному модулю, по учебной или производственной практике, внеурочной учебной работе.
Определим основные понятия из структуры методологического (научного) аппарата исследования.
Противоречие понимают как рассогласование или несоответствие того, что есть на самом деле, тому, что должно быть. Противоречия могут возникать внутри предмета исследования. Под предметом понимают то, что подлежит преобразованию в процессе взаимодействия педагога с самим собой, с педагогическими средствами и учащимися. Осознание противоречия приводит к возникновению потребности в новом инструментальном знании, применение которого на практике позволило бы решить проблему и снять возникшее противоречие как препятствие на пути развития деятельности. Так возникает необходимость в разработке определенной темы.
Новое знание в данном случае должно содержать способы решения данной проблемы и способы снятия противоречия. Чаще всего отмечают несколько противоречий.
Первое противоречие - между повышающимися требованиями к качеству подготовки выпускников и недостаточной их компетентностью в конкретном учебном заведении.
Второе - между требованиями к уровню (качеству) подготовки выпускников профессионального образования и фактическим уровнем разработанности учебно-методического обеспечения преподавания темы по программе, выступающим одним из факторов повышения качества подготовки.
Третье - между наличием общих методических указаний по проблеме исследования и недостатком конкретных методических разработок по дисциплине, профессиональному модулю на уровне определенной темы.
Четвертое – между требованиями обновления содержания профессионального образования и обучения в модели ФГОС нового поколения и фактическим состоянием имеющегося учебно-программного и методического обеспечения.
На основании выявленных противоречий следует сформулировать проблему исследования. Результаты анализа противоречий могут «натолкнуть» студента на формулировку целей исследования.
Под проблемой понимают вопрос, ответ на который не содержится в накопленном опыте педагогической деятельности. «Актуальная» проблема означает «важная, значимая для настоящего времени, не выдуманная, а действительно существующая». Актуальность связана с возникновением проблемы, проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность педагога, содержащая противоречие, не имеющее однозначного решения в теории, методике и практической педагогической деятельности.
Под целями понимают образ результата. Результатом в данном случае может быть преобразованный в ходе исследования предмет исследования. Цель работы - это желаемый конечный результат, отвечающий на вопрос: «Чего требуется достичь в результате курсовой работы?». Например, цель исследования – «выявить, методически обосновать и разработать учебно-методический комплекс, способствующий эффективному формированию знаний и умений учащихся в процессе изучения темы (название) дисциплины (название)». Возможные цели работ по различным темам:
1. Теоретическое обоснование и проектирование методики формирования профессиональных умений учащихся на уроках по дисциплине профессионального цикла.
2. Теоретико-методическое обоснование и практическая разработка структуры и содержания рабочей тетради студента по дисциплине (название) на примере раздела (название).
3. Теоретико-методическое обоснование и практическая разработка контрольно-оценочных средств, направленных на проверку сформированности профессиональных компетенций при изучении темы (название).
Под объектом исследования принято понимать свойства, связи и отношения в педагогической действительности, которые включены в процесс познания. Объекты, которые познаются, существуют независимо от исследования.
Объектами исследования в процессе разработки темы курсовой работы по методике профессионального обучения могут быть реальные педагогические процессы и явления, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию в области анализа, проектирования, организации и осуществления процесса профессионального обучения будущих специалистов.
В качестве таких объектов могут быть избраны: процесс теоретического обучения, процесс практического (производственного) обучения, производственная практика, внеурочная учебная работа по предмету, процесс педагогического проектирования, программно-методическое и учебно-методическое обеспечение дисциплины, производственного обучения или самостоятельной работы учащихся, содержание обучения на тему (название), процесс подготовки рабочих кадров на производстве, системе повышения квалификации специалистов.
Предмет исследования – составная часть объекта, его сторона или элемент, который непосредственно преобразуется. Предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект. Предмет - это то, о чем будет получено новое методическое знание. Им выступает то, что будет получать научное описание, объяснение разработку. В качестве предмета исследования для курсовых работ по методике профессионального обучения могут быть избраны процесс формирования профессиональных ЗУН (знаний, умений и навыков), методика преподавания темы, дидактическая технология, факторы, условия, средства, формы организации процесса профессионального обучения квалифицированных рабочих, а также проблемы из области анализа и проектирования процесса обучения.
Предмет и объект самостоятельно формулируются исследователем на основе анализа и структурирования противоречий, проблемы, темы, целей исследования.
Задачи исследования должны соответствовать цели и предмету исследования. Они охватывают как теоретическую часть курсовой работы, так и практическую часть (проектировочную).
В качестве задач на теоретическую часть курсовой работы могут быть изучение состояния проблемы (темы) в педагогической теории, методической литературе и практической деятельности педагогов профессионального обучения, определение объекта, предмета, целей и задач исследования, характеристика, теоретическое и методическое обоснование чего-либо.
В первой главе работы могут ставиться задачи методического характера: обоснование условий, методик, дидактических технологий, уточнение методической сущности понятий; определение этапов, обоснование содержания (дидактические, профессиональному модулю особенности темы по дисциплине); обоснование, методов, средств и форм организации обучения; разработка критериев оценки.
Вторая глава может решать задачи по практической разработке содержания, средств, форм организации обучения; проектированию методики изучения темы по дисциплине, профессиональному модулю, методики преподавания темы, дидактической технологии; показателей и критериев оценки результатов обучения.
Определим, какие методы учебно-научного исследования проблемы (темы) курсовой работы по методике профессионального обучения могут применяться. Методы научного исследования входят в состав методологического аппарата исследования темы.
Методологический (научный) аппарат исследования, проводимого в процессе выполнения курсовой работы, должен быть представлен в разделе «Введение».
Методы исследования мы понимаем как способы решения проблем, способы реализации целей и задач исследования.
Проектирование способов решения проблемы, способов реализации целей и задач работы – один из самых сложных этапов подготовки исследовательской работы, он требует включения всего творческого потенциала студента. Успешность этого этапа зависит от характера и уровня мышления автора-разработчика, от его способности к генерации идей, к теоретическому и методическому обобщению того, что уже накоплено, а также - от способности к педагогическому проектированию. В соответствии с этими факторами данный этап может протекать по-разному, но всегда связан с определенными трудностями.
Под методом разумеется совокупность практических и мыслительных приемов и шагов, следование которым влечет достижение результатов. Метод связан с целесообразной деятельностью и имеет ориентирующий характер. Метод есть набор правил, предписывающих, каким образом надлежит исследовать, познавать, преобразовывать предмет исследования, а также изучать и организовывать материалы исследования. Метод выступает противоположностью пробам и ошибкам и является принадлежностью целесообразной деятельности.
Методы научного исследования классифицируются по разным основаниям: по сфере и целям применения, по видам познания, по стадиям научного познания.
По сфере применения выделяют общелогические методы, методы научного познания (теоретического и экспериментального) и специальные методы, применяемые в конкретных науках.
К общелогическим методам относят анализ, синтез, дедукцию, абстрагирование, обобщение.
Методы теоретического познания, доступные для учебно-научных исследований, проводимых студентами, включают идеализацию, систематизацию, моделирование, аналогию, построение основных методических положений и систем.
К методам экспериментального познания относят наблюдение, описание, измерение, опытную проверку (эксперимент).
В соответствии со стадиями научного познания выделяют методы получения эмпирических знаний, среди которых выделяются наблюдение, тестирование, анкетирование.
В процессе исследования фактов применяются наблюдение, эксперимент, моделирование.
Новыми методами исследования выступают метод структурно-функционального анализа, метод факторного анализа, методы педагогического проектирования (синтетические методы).
Какие способы творческой деятельности могут применяться на этапе проектирования способов решения проблемы, обозначенной в курсовой работе? Обозначим ряд из них.
К способам творческой деятельности в науке относят самостоятельный перенос знаний и умений в новую, незнакомую ситуацию; создание знакового образа изучаемого предмета или процесса (моделирование), перевод модели в систему (технологию) как способ решения проблемы; разработку структуры технологии; наполнение структуры педагогической технологии конкретным содержанием; самостоятельное преобразование известных способов в новый; самостоятельную разработку нового способа решения проблемы, отличного от известных; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение структуры и функций объекта; видение новой функции объекта; перевод информации с языка психологии на язык педагогики, с языка педагогической теории на язык методики преподавания предмета.
К сожалению, формы и методы применения этих способов не до конца разработаны в теории и методике педагогического исследования.
К творческим методам относят и методы педагогического проектирования, такие как рефлексия, опережающее представление, структурирование, схематизация, замещение, модификация, алгоритмизация и ряд других.
В процессе подготовки курсовой работы студент призван применять на практике выделенные методы, демонстрировать их по ходу выполнения курсовой работы.
В связи с тем, что студентам в процессе изучения состояния проблемы (темы) в литературе приходится иметь дело с разрозненными по отдельным источникам знаниями по теме курсовой работы, необходимо четко представлять структуру видов знаний как основных сведений по теме и основные пласты педагогических знаний, из которых могут эти сведения черпаться.
Ученые выделяют следующие пласты педагогических знаний: методологические знания, к которым относят знания о подходах к изучению явлений и процессов (системный подход, деятельностный подход, личностный подход, модульно-компетентностный, комплексный, другие), знания о принципах исследования сложных социально-педагогических объектов, философские положения о роли деятельности в развитии, знания о формах теоретического анализа, другие; общетеоретические знания, которые дают возможность ориентироваться в проблеме, теме (основные положения теории познания, психолого-педагогической теории деятельности, творчества, теории развития личности, теории анализа и проектирования педагогической деятельности).
Общепедагогические знания - основные положения теории управления учением, теории педагогической технологии, теории педагогических инноваций, проектирования содержания профессионального образования, технологической организации образовательного процесса, оптимизации учебно-воспитательного процесса, теории педагогической интеграции, другие теории.
Методические, частно-прикладные знания инструментального характера включают знания о целях, средствах, методах, приемах, условиях, оценочных механизмах, формах организации образовательной деятельности.
Практические знания отражают идеи передового педагогического опыта, показывают способы решения педагогических проблем работниками сферы образования в современных условиях.
Применяя системный подход, осознаем его какнаправление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем и специфика которого определяется раскрытием целостности объекта, и выявлением многообразных типов связей и сведением их в единую теоретическую картину. В процессе применения системного подхода необходимо учитывать: 1) объективно существующий реальный системный объект, служащий основой получения научного знания о нем, 2) теоретическую научную систему, отражающую в мышлении объективные свойства этого системного объекта; 3) развитие этой теоретической системы в направлении наиболее адекватного отражения существующей системы, которая находится в непрерывном движении; 4) практику как исходный путь познания, как среду использования знаний о рассматриваемой системе.
Комплексный подход – исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социальной, экономической, педагогической проблематики. Важное требование комплексного подхода – учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность процесса профессионального образования.
Компетентностный подход – метод, позволяющий интерпретировать содержание профессионального образования, формируемого «от результата» с целью обеспечения качества профессионального образования; предполагает ориентацию на определенные цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые конструкты: компетентности, компетенции и метакачества специалистов.
Программно-целевой подход предполагает: системное понимание объекта управления в профессиональном образовании; комплексный анализ проблем, возникающих внутри него; обоснованный подход к выбору целей и средств их достижения; направленность на конечные конкретные результаты, подлежащие измерению, увязывание целей и средств, необходимых для их достижения; обеспечение эффективности достижения целей при рациональном использовании средств; интеграция усилий субъектов, осуществление их взаимодействия с помощью специально создаваемых организационных структур.
Личностный подход - отношение педагога к учащемуся как к личности, как к самостоятельному субъекту развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Это - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с учащимся и ученическим коллективом. Благодаря личностному подходу учащийся осознает себя как личность, выявляются и раскрываются его возможности, происходит становление самосознания, осуществляются самоопределение и самореализация.
Деятельностный подход позволяет осуществлять анализ профессионально-педагогической деятельности как системы и выходить на ее существенные элементы, которыми выступают субъекты и объекты деятельности, цели деятельности педагога профессионального обучения и предмет деятельности, содержание деятельности (совокупность видов деятельности, типовых задач в их рамках, действий и умений, позволяющих их выполнить), функции деятельности педагога профессионального обучения, результаты, отношения между субъектами, субъектами и объектами.
Студенту, который проектирует курсовую работу, важно иметь представление не только о пластах педагогических знаний, но и о структуре видов знаний. В структуру знаний входят различные компоненты: определения понятий и категорий, термины, законы, принципы, теории, концепции, гипотезы, правила, факты, методы, способы различной деятельности, оценочные знания (нормы, стандарты, критерии оценки, критерии качества, образцы, эталоны).
Имея представление о структуре знаний, студенты, кроме всего прочего, должны иметь представление о способах взаимодействия с каждым структурным компонентом знаний. Структура и способы взаимодействия студентов со структурными компонентами знаний показаны в разделе «Приложения».
Результатами исследования литературы по теме, заявленной в курсовой работе, могут выступать: объяснение как раскрытие сущности фактов и основных черт явлений; доказательство как подбор аргументов и их применение в процессе выявления истинности теоретического или методического положения; различные формы рассуждений как постановка вопросов с целью привлечения внимания к определенному смыслу понятий, и где ответ дается в форме размышления путем сопоставления фактов, выявленных в литературе; сравнительная характеристика, включающая процедуры выделения объектов для сравнения, определения существенных признаков для сравнения, нахождения общего, единичного и особенного по каждому признаку у выделенных объектов, формулировку итогового вывода; представление результатов в табличной и схематической формах; обобщающая характеристика как подведение итогов изучения теоретических материалов и перечисление в логической последовательности основных свойств, признаков, условий изучаемых объектов, явлений, процессов.
Результатами дидактических и прикладных исследований, проводимых студентами, могут быть методы, средства, формы организации обучения, условия, оценочные механизмы, целостные методики, методические системы и дидактические технологии как способы решения проблем анализа, проектирования, организации и осуществления учебного процесса по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам, профессиональным модулям и практическому (производственному) обучению, учебно-методические комплексы (на примере темы по программе), формы предъявления учащимся учебной информации (логические структуры содержания, учебные алгоритмы, памятки, учебные задачи, листы рабочих тетрадей и опорных конспектов), другие формы результатов.
Критериями оценки результатов учебно-научного исследования являются дополнение и конкретизация ранее разработанных положений; структурирование и систематизация известных положений, аргументация выдвигаемых положений, актуальность и значимость разработанных в исследовании положений; достоверность исследования, опора на существующие в науке методологические положения; научная обоснованность, использование проверенных теоретических положений; отсутствие методологических ошибок; адекватность методов исследования поставленным целям и задачам исследования; наличие методических рекомендаций по применению результатов исследования на практике.
Таким образом, курсовые работы студентов являются одной из форм отражения результатов исследования студентами проблемы (темы), доведенного до уровня авторской технологии как способа решения методической проблемы.
Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа имеет следующую структуру: титульный лист, «Оглавление», «Введение», основную часть (две главы), выводы по главам, «Заключение», «Библиографический список», «Приложение».
Работа должна быть четко структурирована, поделена на разделы, главы, а главы на параграфы. Содержание работы должно соответствовать названию темы, заявленному на титульном листе. Необходимо соблюдать ряд правил рубрикации работы. Содержание параграфов должно соответствовать их названию. Нумерация разделов внутри самой работы должна соответствовать нумерации и названиям разделов, заданных в «Оглавлении». Рекомендуется соблюдать следующую структуру раздела:
ВВЕДЕНИЕ ……………….
ГЛАВА I. ………………….
1.1. ………………….
1.2. ………………….
Выводы по Главе I
ГЛАВА II. ………………….
2.1. …………………..
2.2. ………………….
Выводы по Главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………….
Приведем ряд примеров по теме курсовой работы «Разработка рабочей тетради студента по дисциплине «Методы и средства дистанционного обучения»
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические и методические основания разработки рабочей тетради по дисциплине
1.1. Рабочая тетрадь как дидактическое средство организации самостоятельной работы студентов
1.2.Методические аспекты разработки рабочих тетрадей по дисциплине профессионального цикла
Выводы по Главе I
Глава II. Разработка рабочей тетради по дисциплине «Методы и средства дистанционного обучения» на примере темы «Технология дистанционного обучения»
2.1 Методические особенности дисциплины как основание для проектирования рабочей тетради по дисциплине «Методы и средства дистанционного обучения»
2.2 Структура и содержание рабочей тетради по дисциплине «Методы и средства дистанционного обучения» темы «Технология дистанционного обучения»
Выводы по Главе II
Заключение
Библиографический список
Приложение
«Введение» содержит краткую характеристику современного состояния проблемы (темы), которой посвящена работа; обоснование ее актуальности; научный аппарат исследования проблемы. Здесь даются сведения о практической значимости работы, возможной апробации и внедрении ее результатов в практику.
Общая структура введения: обоснование актуальности темы - противоречия - проблема – тема - цель исследования - объект исследования - предмет исследования - задачи исследования - методы исследования – теоретико-методологическая основа исследования - база исследования – структура работы. Примерный объем введения составляет 10% объема работы в листах.
В первой главе автор описывает теоретические и методические основания проблемы (темы), анализирует состояние проблемы, делает вывод о степени ее разработанности в литературе, в методических изданиях, нормативных документах и инструктивных материалах.
В первом параграфе осуществляется аналитический обзор литературы, который предполагает выявление специфики понимания учеными различных аспектов исследуемо