И н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь

/биологическое /социальное /своеобразие и неповторимость/

существо/ существо/

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru устойчивость свойств человека

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru ЛИЧНОСТЬ – этоединство свойств человека

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru активность человека

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

Направленность Стиль поведения Возможности Психические

личности (мотивы) (характер, (способности) процессы и состояния

темперамент)

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – это цели и мотивы, которыми руководствуется человек в своей деятельности и поведении, в своем отношении к миру.

Ф О Р М Ы НАПРАВЛЕННОСТИ

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru М и р о в о з з р е н и е

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru У б е ж д е н и я

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru И д е а л ы

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru С к л о н н о с т и

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru И н т е р е с ы

Ж е л а н и я

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru Духовные, социальные

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru П о т р е б н о с т и Природные, материальные

ПОТРЕБНОСТИ - основная побудительная сила активности человека,
ее источник.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Деятельность –активность человека, направленная на реализацию поставленной цели.

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru Движение ДействиеДеятельность

Любая деятельность человека предполагает выполнение тех или иных действий. Успех зависит от овладения способом их выполнения.

СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

           
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

умение навык привычка

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

Умение – освоенный способ выполнения действий, применения знаний на практике.

УРОВНИ УМЕНИЯ:

 
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

- мастерство;

- элементарный способ выполнения действий.

Навык – действие, в составе которого отдельные операции, элементы / движения / стали автоматизированными в результате упражнений, то есть частично автоматизированное действие.

ВИДЫ НАВЫКОВ:

- двигательные / моторные /;

- интеллектуальные;

- сенсорные.

Упражнения– это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования.

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАЖНЕНИЯМ:

Ø наличие четко осознанной цели и стремление ее достичь;

Ø планирование правильной последовательности действий;

Ø постепенное усложнение действий;

Ø равномерное распределение действий во времени;

Ø наличие успеха в выполнении действий /роль оценки действий /;

Ø наличие интереса к выполняемым действиям.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ

1. Перенос навыков – положительное влияние ранее усвоенных навыков на овладение новыми.

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК

2. Интерференция навыков – негативное влияние старых навыков на усвоение новых.

 
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК

Привычки – действие, выполнение которого стало потребностью.

НАВЫК возможность ПРИВЫЧКА- потребность

выполнения действия выполнения действия

ВИДЫ ПРИВЫЧЕК:

- гигиенические

- моральные

- эстетические

- учебные

- трудовые

- профессиональные

- навыки культурного поведения

- и другие

ПРИВЫЧКИ

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ

Физиологическая основанавыков, умений, привычек- динамические стереотипы,то есть системы твердо закрепленных временных нервных связей.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     
Название Определение Физиологические основы
Ощущение познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств человека. деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение. Анализатор состоит из: • рецептора; • ведущего отдела; • центрального отдела.
Восприятие это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент. деятельность анализаторов: • образование межанализаторных связей; • образование внутрианализаторных связей; • роль вторичных корковых полей анализаторов; • роль II сигнальной системы.
Память отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека. • создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление; • пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения.
Мышление Речь (выступает: как способ общения и способ мышления) это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях;     - это процесс общения людей посредством языка. • сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, • образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи.
Воображение это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше, это создание новых образов на основе имеющегосяопыта. • образование новых сочетаний и комбинаций из тех временных нервных связей, которые сформировались ранее и еще не вступали в сочетания друг с другом; • совместная работа обеих сигнальных систем.

ВНИМАНИЕ

Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Физиологические основы:

- взаимодействие процессов возбуждения и торможения (взаимная индукция)

- образование оптимального очага возбуждения в коре больших полушарий;

- роль ретикулярной формации как службы внимания;

- роль II сигнальной системы.

Виды внимания Наличие цели Волевые усилия
1. Непроизвольное - -
2. Произвольное + +
3. Послепроизвольное + -

Свойства внимания:

· Устойчивость - длительное удержание внимания на предмете или деятельности.

· Сосредоточенность - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

· Объем - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть «охватываются одномоментно».

· Распределение - одновременное внимание к 2 или несколько объектов при одновременном выполнении действий с ними.

· Переключение - перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новой задачей.

Индивидуальные особенности:

1. Внимательность.

2. Невнимательность

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru
 

частое непроизвольное чрезмерная

отвлечение от сосредоточенность

работы на работе

Условия развития:

Ø активная, интересная творческая деятельность ребенка;

Ø развитие речи ребенка;

Ø воспитание чувства ответственности и долга;

Ø развитие наблюдательности;

Ø четкая организация деятельности, режим;

Ø учет индивидуальных особенностей.

ОЩУЩЕНИЕ

Ощущение - познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.

Физиологические основы:

- деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение.

Анализатор состоит из:

• рецептора;

• ведущего отдела;

• центрального отдела.

Особенности ощущений :

а) Пороги ощущений:

- абсолютный - минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение;

- различения - относительная величина, показывающая, на какую долю должна увеличиться (уменьшиться) сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущений.

б) Адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

в) Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одного анализатора под влиянием работы других анализаторов.

Виды ощущений:

· ощущения, возникающие в результате отражения свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные; слуховые; обонятельные; вкусовые; кожные;

· ощущение, отражающие состояние организма: органические, двигательные, чувство равновесия;

· отдельные (особые) ощущения: осязательные, болевые.

Индивидуальные особенности:

- разный уровень чувствительности

разных анализаторов.

Условия развития:

- разнообразная, активная, интересная творческая деятельность;

- тренировка анализаторов;

- бережное отношение к анализаторам.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие– это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент.

Деятельность анализаторов:

Ø образование межанализаторных связей;

Ø образование внутрианализаторных связей (связей на отношение);

Ø роль вторичных корковых полей анализаторов;

Ø роль II сигнальной системы.

Процессы:

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений, тесно связанное с мышлением.

Виды восприятия:


1. По участии анализаторов:

- зрительное;

- слуховое;

- осязательное.

2. По степени волевой регуляции:

- непроизвольное;

- произвольное.

3……. 4………..

Особенности восприятия:

1. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его интересов, отношений к жизни, от богатства знаний, то есть от особенностей личности.

2. Избирательность - преимущественное выделение, одних объектов по сравнению с другими, выделение объекта из фона.

3. Осознанность и обобщенность восприятия.

4. Активность восприятия.

5. Константность восприятия - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предметов при изменении расстояния, освещенности.

6. Иллюзия - неправильное, искаженное восприятие.

Индивидуальные особенности:

Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся в стремлении и умение замечать особенности предметов и явлений, изменения в них.

Условия развития:

Ø разнообразная, активная, интересная, творческая деятельность (игра, труд, рисование, конструирование и др.)

Ø правильная организация наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных, трудом людей; обучения сравнению предметов и явлений, их анализу.

П А М Я Т Ь

Память – отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека.

Физиологические основы:

- создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление;

- пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения;

- стадии закрепления следов возбуждения:

а) электрохимическая реакция;

б) биохимическая реакция.

- современные теории механизмов памяти:

а) нейронная теория;

б) молекулярная теория.

Особенности памяти:

· Избирательность.

· Установление связей (ассоциаций) между предметами и явлениями.

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru Ассоциации

 
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

простые: сложные

а) по сходству; (например, причинно-следственные)

б) по контрасту;

в) по смежности.

Процессы памяти:

1. Запоминание

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru
 

непроизвольное произвольное

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

механическое осмысленное

2. Сохранение и забывание

3. и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru Узнавание и воспроизведение

непроизвольное произвольное

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

припоминание

Условия развития памяти:

Ø активная, разнообразная, творческая, интересная деятельность;

Ø формирование установки на длительное сохранение информации;

Ø развитие познавательных интересов;

Ø постоянное соотнесение нового материала с ранее усвоенным;

Ø овладение приемами рационального запоминания;

Ø учет индивидуальных особенностей памяти.

Виды памяти:

1. По объекту запоминания:

а) образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)

б) словесно-логическая;

в) эмоциональная;

г) двигательная (моторная).

2. По степени волевой регуляции:

а) непроизвольная;

б) произвольная.

3. По длительностисохранения информации:

а) кратковременная (КП);

б) долговременная (ДП);

в) оперативная (ОП).

Индивидуальные особенности:

1.В зависимости от того, что запоминается лучше:

а) наглядно-образный тип;

б) словесно-логический тип;

в) гармоничный тип памяти.

2.В зависимости от участия анализаторов в процессе памяти:

а) зрительный тип;

б) слуховой тип;

в) двигательный тип;

г) смешанный тип.

3.В зависимости от качества памяти (скорость запоминания, точность, длительность сохранения, объем памяти, готовность к воспроизведению):

а) быстрое запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;

б) быстрое запоминание, быстрое забывание;

в) медленное запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;

г) медленное запоминание, быстрое забывание.

М Ы Ш Л Е Н И Е

Мышление - это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

Физиологические основы:

- сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий,

- образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи.

Особенности мышления:

- опосредованный характер мышления;

- обобщенный характер мышления;

- проблемный (поисковый) характер мышления;

- мышление связано с чувственным познанием;

- мышление связано с практикой (результаты мышления проверяются и применяются на практике);

- мышление неразрывно связано с речью, что характеризует общественно-историческую природу мышления.

Умственные операции:

1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходные и отличительные признаки и свойства объектов.

2. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

3. Анализ - мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части.

4. Абстракция - мысленное выделение одних свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от других (порой существенных) свойств и признаков и самих предметов.

Абстракция лежит в основе обобщения.

5. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы, на основе общих и существенных признаков, выделенных в процессе абстрагирования.

6. Конкретизация - мысленный переход от общего к частному, которое соответствует этому общему.

Формы мышления:

1. Понятие - отражение общих и существенных свойств предметов и явлений (например, треугольник, психика, память).

2. Суждение - утверждение или отрицание любого положения о предметах, явлениях, их свойства, установление связей между ними (например, психика - свойство мозга).

Суждения бывают:

· Простые:

- единичные («Иванов А. – победитель олимпиады»);

- частичные ("Некоторые ученики не выполнили задание")

- общие ("Все люди смертны")

· Сложные суждения состоят из нескольких простых суждений ("В равностороннем треугольнике все стороны и углы одинаковы»).

· Утвердительные("Психика - это функция мозга")

· Отрицательные(«Эта пища не полезна »).

3. Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение:

а) индуктивное - способ рассуждения от частных (единичных) суждений к общему суждения;

б) дедуктивное - способ рассуждения от общего суждения к частным (единичным) суждениям.

Виды мышления:

1. Наглядно (предметно) – действенное мышление - это такое мышление, которое связано с практическими действиями над предметами.

2. Наглядно-образное мышление - это такое мышление, при котором решение мыслительной задачи опирается на восприятие или представление.

3. Абстрактное (словесно-логическое, понятийное, теоретическое) - это мышление понятиями.

Стадии развития мышления:

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое (абстрактное)

Индивидуальные особенности (качества ума):

Ø широта ума;

Ø глубина ума;

Ø гибкость мышления;

Ø самостоятельность мышления;

Ø скорость ума;

Ø критичность ума.

Условия развития мышления:

Ø роль предметной деятельности и общения;

Ø роль игровой деятельности;

Ø роль учебной деятельности, обогащения опыта детей;

Ø создание проблемных ситуаций,

Ø использование творческих заданий.

РЕЧЬ

Речь - это процесс общения людей посредством языка.

Язык - это выработанная обществом в ходе исторического развития система знаков.

Физиологические основы:

Деятельность анализаторов:

¾ сложная скоординированная работа многих групп нервных клеток коры больших полушарий, ее второсигнальная деятельность;

¾ центры речи:

а) слуховой (центр Вернике)

б) двигательный (центр Брока)

в) зрительный.

Функции:

Речь выступает:

- как способ общения;

- как способ мышления.

Индивидуальные особенности:

- темп;

- содержательность;

- понятность;

- выразительность;

- эмоциональность;

- точность;

- убедительность и др.

Виды речи:

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru
 

внешняя внутренняя

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru
 

устная письменная

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru
 

диалогичная монологическая

Условия развития:

- роль языкового общения ребенка со взрослыми;

- роль игровой, трудовой и других видов деятельности;

- изучение языка в процессе учебной деятельности, овладения чтением, усвоения системы грамматических понятий, правил, лежащих в основе устной и письменной речи.

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение - это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше; это создание новых образов на основе имеющегося опыта.

Физиологические основы:

Ø образование новых сочетаний и комбинаций из тех временных нервных связей, уже сформировавшихся ранее и еще не вступали в сочетания друг с другом;

Ø совместная работа обеих сигнальных систем.

Особенности:

Ø воображение строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий;

Ø воображение – своеобразная форма отражения действительности, которая предполагает некоторый «отход» от действительности;

Ø деятельность воображения всегда соотносится с действительностью: критерием правильности образов воображения является практика;

Ø воображение присуще только человеку.

Индивидуальные особенности:

- разный уровень развития творческого и воспроизводящего воображения;

- мечтательность.

Виды воображения:

1. По степени волевой регуляции:

а) непроизвольное;

б) произвольное.

2. По степени самостоятельности и оригинальности создаваемых образов
(в зависимости от характера деятельности человека):

а) воссоздающее (или репродуктивное) -создание новых образов на основе их словесного описания или графического изображения;

б) творческое – самостоятельное создание новых оригинальных образов.

3. Мечта – создание образов желаемого будущего.

Приёмы создания творческих образов:

1. Агглютинация – соединение («склеивание») частей, элементов в единое целое (сфинкс, кентавр).

2. Аналогия – построение образа по принципу подобия (локатор).

3. Преувеличение (или уменьшение) характеристик объекта (Дюймовочка, великан).

4. Акцентирование– умышленное усиление, выделение в объекте определенных признаков или рис (шарж, карикатура).

5. Стандартизация– создание литературных образов, образов кино, живописи и т.п.

Условия развития:

Ø активная, разнообразная, интересная, творческая деятельность (игра, труд, рисование, конструирование и т.п.);

Ø обогащение опыта ребенка, его восприятий, представлений;

Ø развитие наблюдательности, свободы

Ø чтения художественной литературы, участие в работе различных творческих кружков, посещение музеев и т.п.

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Чувства и эмоции – это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, к другим людям, к самому себе.

Эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.

Различают эмоции:

· простые (бодрость, усталость и др..)

· сложные (переживание удовольствия при восприятии музыки, пейзажа и др.) эмоции.

Чувства – это специфические человеческие, обобщенные переживания отношения к человеческим потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции - любовь, гордость, стыд и тому подобное.

Физиологические основы:

Ø взаимодействие коры больших полушарий и подкорковых отделов мозга при контролирующей роли коры больших полушарий ;

Ø эмоциональные центры в подкорковых отделах мозга, их роль;

Ø роль 2-й сигнальной системы.

Особенности эмоций:

1. Эмоции выражаются во внешних проявлениях, в мимике, речи, пантомимике;

2. Источником эмоций является объективная действительность в ее соотношении с потребностями человека:

а) положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей;

б) отрицательные эмоции возникают при неудовлетворении потребностей.

3. Эмоции могут вызвать активное или пассивное состояние:

а) стенические эмоции (активные)

б) астенические эмоции (пассивные).

Индивидуальные особенности:

· Направленность эмоций и чувств.

· Глубина.

· Устойчивость.

Эмоциональные состояния:

1. Настроение - относительно слабо выраженное состояние, которое влияет на поведение, деятельность человека.

2. Аффект - кратковременная, бурная реакция, которая носит характер взрыва.

3. Стресс - состояние напряжения, возникающее в сложных, неожиданных, особенно ответственных или опасных ситуациях.

4. Страсть - длительное, устойчивое, глубокое чувство, которое стало свойством личности.

5. Фрустрация - это своеобразное эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, состояние безнадежности, потери перспективы.

Различают следующие виды фрустрации:

- агрессивность

- деятельность по инерции

- депрессивное состояние

В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

Они являются отражением переживаний отношения к явлениям социальной действительности.

Виды высших чувств:

1.Нравственные чувства - переживания соответствия или несоответствия поступков и действий людей, их поведения, а также своих собственных общественным интересам, требованиям и нормам морали, принятым в обществе.

2.Интеллектуальные чувства - это переживания, возникающие в процессе умственной, познавательной деятельности в широком ее понимании.

3.Праксические чувства - это переживание человеком своего отношения к деятельности.

4.Эстетические чувства - переживания, возникающие при восприятии и создании прекрасного.

Условия развития:

Ø роль общения ребенка с окружающими людьми;

Ø игра - школа эмоций и чувств;

Ø роль обучения и труда в развитии чувств;

Ø роль изобразительной и музыкальной деятельности в развитии чувств;

Ø роль природы, искусства, художественной литературы;

Ø использование упражнений по управлению эмоциями и чувствами (формирование навыков саморегуляции).

ВОЛЯ

Воля – это психическая деятельность человека, направленная на достижение сознательнопоставленной цели и связанная с преодолением трудностей и препятствий как внешних, так и внутренних.

Воля – это психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения с целью достижения поставленных целей.

Физиологические основы:

Ø волевые действия - это произвольные действия, имеющие рефлекторную природу;

Ø образования сложных систем нервных связей, лежащих в основе произвольных действий;

Ø решающая роль II сигнальной системы;

Ø роль торможения, в основе которого лежат импульсы, идущие от II сигнальной системы.

Анализ волевого действия:

1. Подготовительный этап:

- постановка цели;

- осознание значения и доступности цели;

- выбор средств и способов достижения цели;

- возможная борьба мотивов;

- принятие окончательного решения.

2. Исполнительный этап:

- выполнение принятого решения (в форме выполнения внешнего воздействия или в отказе от него);

- самооценка результатов действия.

Волевые качества личности:

Ø целеустремленность - одно из важнейших волевых качества;

Ø самостоятельность - внушаемость (внушаемость)

Ø решительность - нерешительность;

Ø настойчивость - упрямство;

Ø выдержка, самообладание - импульсивность;

Ø мужество, смелость - трусость;

Ø дисциплинированность - недисциплинированность.

Ø своеобразным проявлением безволияличности является конформность. Суть ее проявляется в том, что человек, хотя и имеет свое мнение, но подвергается воздействию, давления группы в своих действиях и поступках, не проявляет независимости, не обосновывает свою позицию.

Условия развития и воспитания воли:

Ø овладение произвольными движениями - основа волевого развития ребенка;

Ø роль систематических указаний и требований к ребенку со стороны взрослых;

Ø разнообразная, активная, творческая деятельность (игра, труд, рисование и т.д.);

Ø роль учебной деятельности в развитии свободы;

Ø личный пример взрослых;

Ø роль коллектива;

Ø физкультура, спорт, правильный режим;

Ø самовоспитания, тренировки волевых усилий;

Ø постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой - основное правило самовоспитания воли.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, определяющих динамику его психической деятельности и поведения.

Темперамент характеризует динамическую сторону психических реакций человека - их темп, скорость, ритм, интенсивность

Основные показатели динамики

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

активность эмоциональность

Темперамент не характеризует направленности личности (убеждений, взглядов, интересов, общественной активности).

Физиологические основы темперамента:

- типы ВНД, в основу которых положено комбинации свойств (силы, уравновешенности, подвижности) нервных процессов возбуждения и торможения:

Типы ВНД

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

Сильный слабый

       
  и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru   и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru
 

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru неуравновешенный уравновешенный

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru (с преобладанием

возбуждения)

Подвижный

Инертный

Типы темпераментов:

· Сангвинический,

· флегматический,

· холерический,

· меланхолический

и н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь - student2.ru

Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе:

· при наличии любого темперамента можно выработать положительные черты личности и поведения;

· необходимость индивидуального подхода к детям;

· организация и стимулирование самовоспитания учащихся.

«Портреты темпераментов»

(характерн

Наши рекомендации