И н д и в и д личность и н д и в и д у а л ь н о с т ь
/биологическое /социальное /своеобразие и неповторимость/
существо/ существо/
устойчивость свойств человека
ЛИЧНОСТЬ – этоединство свойств человека
активность человека
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Направленность Стиль поведения Возможности Психические
личности (мотивы) (характер, (способности) процессы и состояния
темперамент)
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – это цели и мотивы, которыми руководствуется человек в своей деятельности и поведении, в своем отношении к миру.
Ф О Р М Ы НАПРАВЛЕННОСТИ
М и р о в о з з р е н и е
У б е ж д е н и я
И д е а л ы
С к л о н н о с т и
И н т е р е с ы
Ж е л а н и я
Духовные, социальные
П о т р е б н о с т и Природные, материальные
ПОТРЕБНОСТИ - основная побудительная сила активности человека,
ее источник.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность –активность человека, направленная на реализацию поставленной цели.
Движение ДействиеДеятельность
Любая деятельность человека предполагает выполнение тех или иных действий. Успех зависит от овладения способом их выполнения.
СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ
умение навык привычка
Умение – освоенный способ выполнения действий, применения знаний на практике.
УРОВНИ УМЕНИЯ:
- мастерство;
- элементарный способ выполнения действий.
Навык – действие, в составе которого отдельные операции, элементы / движения / стали автоматизированными в результате упражнений, то есть частично автоматизированное действие.
ВИДЫ НАВЫКОВ:
- двигательные / моторные /;
- интеллектуальные;
- сенсорные.
Упражнения– это многократное повторение действий для их сознательного совершенствования.
ТРЕБОВАНИЯ К УПРАЖНЕНИЯМ:
Ø наличие четко осознанной цели и стремление ее достичь;
Ø планирование правильной последовательности действий;
Ø постепенное усложнение действий;
Ø равномерное распределение действий во времени;
Ø наличие успеха в выполнении действий /роль оценки действий /;
Ø наличие интереса к выполняемым действиям.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАВЫКОВ
1. Перенос навыков – положительное влияние ранее усвоенных навыков на овладение новыми.
СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК
2. Интерференция навыков – негативное влияние старых навыков на усвоение новых.
СТАРЫЙ НАВЫК НОВЫЙ НАВЫК
Привычки – действие, выполнение которого стало потребностью.
НАВЫК – возможность ПРИВЫЧКА- потребность
выполнения действия выполнения действия
ВИДЫ ПРИВЫЧЕК:
- гигиенические
- моральные
- эстетические
- учебные
- трудовые
- профессиональные
- навыки культурного поведения
- и другие
ПРИВЫЧКИ
ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ
Физиологическая основанавыков, умений, привычек- динамические стереотипы,то есть системы твердо закрепленных временных нервных связей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Название | Определение | Физиологические основы |
Ощущение | познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственномвоздействии на органы чувств человека. | деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение. Анализатор состоит из: • рецептора; • ведущего отдела; • центрального отдела. |
Восприятие | это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент. | деятельность анализаторов: • образование межанализаторных связей; • образование внутрианализаторных связей; • роль вторичных корковых полей анализаторов; • роль II сигнальной системы. |
Память | отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека. | • создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление; • пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения. |
Мышление Речь (выступает: как способ общения и способ мышления) | это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях; - это процесс общения людей посредством языка. | • сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, • образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. |
Воображение | это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше, это создание новых образов на основе имеющегосяопыта. | • образование новых сочетаний и комбинаций из тех временных нервных связей, которые сформировались ранее и еще не вступали в сочетания друг с другом; • совместная работа обеих сигнальных систем. |
ВНИМАНИЕ
Внимание– направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Физиологические основы:
- взаимодействие процессов возбуждения и торможения (взаимная индукция)
- образование оптимального очага возбуждения в коре больших полушарий;
- роль ретикулярной формации как службы внимания;
- роль II сигнальной системы.
Виды внимания | Наличие цели | Волевые усилия |
1. Непроизвольное | - | - |
2. Произвольное | + | + |
3. Послепроизвольное | + | - |
Свойства внимания:
· Устойчивость - длительное удержание внимания на предмете или деятельности.
· Сосредоточенность - удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.
· Объем - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, то есть «охватываются одномоментно».
· Распределение - одновременное внимание к 2 или несколько объектов при одновременном выполнении действий с ними.
· Переключение - перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новой задачей.
Индивидуальные особенности:
1. Внимательность.
2. Невнимательность
частое непроизвольное чрезмерная
отвлечение от сосредоточенность
работы на работе
Условия развития:
Ø активная, интересная творческая деятельность ребенка;
Ø развитие речи ребенка;
Ø воспитание чувства ответственности и долга;
Ø развитие наблюдательности;
Ø четкая организация деятельности, режим;
Ø учет индивидуальных особенностей.
ОЩУЩЕНИЕ
Ощущение - познавательный психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.
Физиологические основы:
- деятельность анализаторов: раздражение - возбуждение - ощущение.
Анализатор состоит из:
• рецептора;
• ведущего отдела;
• центрального отдела.
Особенности ощущений :
а) Пороги ощущений:
- абсолютный - минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение;
- различения - относительная величина, показывающая, на какую долю должна увеличиться (уменьшиться) сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущений.
б) Адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.
в) Взаимодействие ощущений – изменение чувствительности одного анализатора под влиянием работы других анализаторов.
Виды ощущений:
· ощущения, возникающие в результате отражения свойств предметов и явлений внешнего мира: зрительные; слуховые; обонятельные; вкусовые; кожные;
· ощущение, отражающие состояние организма: органические, двигательные, чувство равновесия;
· отдельные (особые) ощущения: осязательные, болевые.
Индивидуальные особенности:
- разный уровень чувствительности
разных анализаторов.
Условия развития:
- разнообразная, активная, интересная творческая деятельность;
- тренировка анализаторов;
- бережное отношение к анализаторам.
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие– это отражение в коре больших полушарий головного мозга предметов и явлений в целом, действующих на анализаторы человека в данный момент.
Деятельность анализаторов:
Ø образование межанализаторных связей;
Ø образование внутрианализаторных связей (связей на отношение);
Ø роль вторичных корковых полей анализаторов;
Ø роль II сигнальной системы.
Процессы:
Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений, тесно связанное с мышлением.
Виды восприятия:
1. По участии анализаторов:
- зрительное;
- слуховое;
- осязательное.
2. По степени волевой регуляции:
- непроизвольное;
- произвольное.
3……. 4………..
Особенности восприятия:
1. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его интересов, отношений к жизни, от богатства знаний, то есть от особенностей личности.
2. Избирательность - преимущественное выделение, одних объектов по сравнению с другими, выделение объекта из фона.
3. Осознанность и обобщенность восприятия.
4. Активность восприятия.
5. Константность восприятия - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предметов при изменении расстояния, освещенности.
6. Иллюзия - неправильное, искаженное восприятие.
Индивидуальные особенности:
Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся в стремлении и умение замечать особенности предметов и явлений, изменения в них.
Условия развития:
Ø разнообразная, активная, интересная, творческая деятельность (игра, труд, рисование, конструирование и др.)
Ø правильная организация наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных, трудом людей; обучения сравнению предметов и явлений, их анализу.
П А М Я Т Ь
Память – отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что было в прошлом опыте человека.
Физиологические основы:
- создание, сохранение временных нервных связей, их угасание и оживление;
- пластичность мозга, то есть способность нервной ткани изменяться и сохранять в себе следы нервного возбуждения;
- стадии закрепления следов возбуждения:
а) электрохимическая реакция;
б) биохимическая реакция.
- современные теории механизмов памяти:
а) нейронная теория;
б) молекулярная теория.
Особенности памяти:
· Избирательность.
· Установление связей (ассоциаций) между предметами и явлениями.
Ассоциации
простые: сложные
а) по сходству; (например, причинно-следственные)
б) по контрасту;
в) по смежности.
Процессы памяти:
1. Запоминание
непроизвольное произвольное
механическое осмысленное
2. Сохранение и забывание
3. Узнавание и воспроизведение
непроизвольное произвольное
припоминание
Условия развития памяти:
Ø активная, разнообразная, творческая, интересная деятельность;
Ø формирование установки на длительное сохранение информации;
Ø развитие познавательных интересов;
Ø постоянное соотнесение нового материала с ранее усвоенным;
Ø овладение приемами рационального запоминания;
Ø учет индивидуальных особенностей памяти.
Виды памяти:
1. По объекту запоминания:
а) образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая)
б) словесно-логическая;
в) эмоциональная;
г) двигательная (моторная).
2. По степени волевой регуляции:
а) непроизвольная;
б) произвольная.
3. По длительностисохранения информации:
а) кратковременная (КП);
б) долговременная (ДП);
в) оперативная (ОП).
Индивидуальные особенности:
1.В зависимости от того, что запоминается лучше:
а) наглядно-образный тип;
б) словесно-логический тип;
в) гармоничный тип памяти.
2.В зависимости от участия анализаторов в процессе памяти:
а) зрительный тип;
б) слуховой тип;
в) двигательный тип;
г) смешанный тип.
3.В зависимости от качества памяти (скорость запоминания, точность, длительность сохранения, объем памяти, готовность к воспроизведению):
а) быстрое запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;
б) быстрое запоминание, быстрое забывание;
в) медленное запоминание, длительное сохранение, точное воспроизведение;
г) медленное запоминание, быстрое забывание.
М Ы Ш Л Е Н И Е
Мышление - это высший познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.
Физиологические основы:
- сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий,
- образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи.
Особенности мышления:
- опосредованный характер мышления;
- обобщенный характер мышления;
- проблемный (поисковый) характер мышления;
- мышление связано с чувственным познанием;
- мышление связано с практикой (результаты мышления проверяются и применяются на практике);
- мышление неразрывно связано с речью, что характеризует общественно-историческую природу мышления.
Умственные операции:
1. Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью найти сходные и отличительные признаки и свойства объектов.
2. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
3. Анализ - мысленное расчленение предметов и явлений на образующие их части.
4. Абстракция - мысленное выделение одних свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от других (порой существенных) свойств и признаков и самих предметов.
Абстракция лежит в основе обобщения.
5. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы, на основе общих и существенных признаков, выделенных в процессе абстрагирования.
6. Конкретизация - мысленный переход от общего к частному, которое соответствует этому общему.
Формы мышления:
1. Понятие - отражение общих и существенных свойств предметов и явлений (например, треугольник, психика, память).
2. Суждение - утверждение или отрицание любого положения о предметах, явлениях, их свойства, установление связей между ними (например, психика - свойство мозга).
Суждения бывают:
· Простые:
- единичные («Иванов А. – победитель олимпиады»);
- частичные ("Некоторые ученики не выполнили задание")
- общие ("Все люди смертны")
· Сложные суждения состоят из нескольких простых суждений ("В равностороннем треугольнике все стороны и углы одинаковы»).
· Утвердительные("Психика - это функция мозга")
· Отрицательные(«Эта пища не полезна »).
3. Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение:
а) индуктивное - способ рассуждения от частных (единичных) суждений к общему суждения;
б) дедуктивное - способ рассуждения от общего суждения к частным (единичным) суждениям.
Виды мышления:
1. Наглядно (предметно) – действенное мышление - это такое мышление, которое связано с практическими действиями над предметами.
2. Наглядно-образное мышление - это такое мышление, при котором решение мыслительной задачи опирается на восприятие или представление.
3. Абстрактное (словесно-логическое, понятийное, теоретическое) - это мышление понятиями.
Стадии развития мышления:
Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое (абстрактное)
Индивидуальные особенности (качества ума):
Ø широта ума;
Ø глубина ума;
Ø гибкость мышления;
Ø самостоятельность мышления;
Ø скорость ума;
Ø критичность ума.
Условия развития мышления:
Ø роль предметной деятельности и общения;
Ø роль игровой деятельности;
Ø роль учебной деятельности, обогащения опыта детей;
Ø создание проблемных ситуаций,
Ø использование творческих заданий.
РЕЧЬ
Речь - это процесс общения людей посредством языка.
Язык - это выработанная обществом в ходе исторического развития система знаков.
Физиологические основы:
Деятельность анализаторов:
¾ сложная скоординированная работа многих групп нервных клеток коры больших полушарий, ее второсигнальная деятельность;
¾ центры речи:
а) слуховой (центр Вернике)
б) двигательный (центр Брока)
в) зрительный.
Функции:
Речь выступает:
- как способ общения;
- как способ мышления.
Индивидуальные особенности:
- темп;
- содержательность;
- понятность;
- выразительность;
- эмоциональность;
- точность;
- убедительность и др.
Виды речи:
внешняя внутренняя
устная письменная
диалогичная монологическая
Условия развития:
- роль языкового общения ребенка со взрослыми;
- роль игровой, трудовой и других видов деятельности;
- изучение языка в процессе учебной деятельности, овладения чтением, усвоения системы грамматических понятий, правил, лежащих в основе устной и письменной речи.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение - это процесс создания образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше; это создание новых образов на основе имеющегося опыта.
Физиологические основы:
Ø образование новых сочетаний и комбинаций из тех временных нервных связей, уже сформировавшихся ранее и еще не вступали в сочетания друг с другом;
Ø совместная работа обеих сигнальных систем.
Особенности:
Ø воображение строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий;
Ø воображение – своеобразная форма отражения действительности, которая предполагает некоторый «отход» от действительности;
Ø деятельность воображения всегда соотносится с действительностью: критерием правильности образов воображения является практика;
Ø воображение присуще только человеку.
Индивидуальные особенности:
- разный уровень развития творческого и воспроизводящего воображения;
- мечтательность.
Виды воображения:
1. По степени волевой регуляции:
а) непроизвольное;
б) произвольное.
2. По степени самостоятельности и оригинальности создаваемых образов
(в зависимости от характера деятельности человека):
а) воссоздающее (или репродуктивное) -создание новых образов на основе их словесного описания или графического изображения;
б) творческое – самостоятельное создание новых оригинальных образов.
3. Мечта – создание образов желаемого будущего.
Приёмы создания творческих образов:
1. Агглютинация – соединение («склеивание») частей, элементов в единое целое (сфинкс, кентавр).
2. Аналогия – построение образа по принципу подобия (локатор).
3. Преувеличение (или уменьшение) характеристик объекта (Дюймовочка, великан).
4. Акцентирование– умышленное усиление, выделение в объекте определенных признаков или рис (шарж, карикатура).
5. Стандартизация– создание литературных образов, образов кино, живописи и т.п.
Условия развития:
Ø активная, разнообразная, интересная, творческая деятельность (игра, труд, рисование, конструирование и т.п.);
Ø обогащение опыта ребенка, его восприятий, представлений;
Ø развитие наблюдательности, свободы
Ø чтения художественной литературы, участие в работе различных творческих кружков, посещение музеев и т.п.
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Чувства и эмоции – это переживание человеком своего отношения к тому, что он познает, делает, к другим людям, к самому себе.
Эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.
Различают эмоции:
· простые (бодрость, усталость и др..)
· сложные (переживание удовольствия при восприятии музыки, пейзажа и др.) эмоции.
Чувства – это специфические человеческие, обобщенные переживания отношения к человеческим потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции - любовь, гордость, стыд и тому подобное.
Физиологические основы:
Ø взаимодействие коры больших полушарий и подкорковых отделов мозга при контролирующей роли коры больших полушарий ;
Ø эмоциональные центры в подкорковых отделах мозга, их роль;
Ø роль 2-й сигнальной системы.
Особенности эмоций:
1. Эмоции выражаются во внешних проявлениях, в мимике, речи, пантомимике;
2. Источником эмоций является объективная действительность в ее соотношении с потребностями человека:
а) положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей;
б) отрицательные эмоции возникают при неудовлетворении потребностей.
3. Эмоции могут вызвать активное или пассивное состояние:
а) стенические эмоции (активные)
б) астенические эмоции (пассивные).
Индивидуальные особенности:
· Направленность эмоций и чувств.
· Глубина.
· Устойчивость.
Эмоциональные состояния:
1. Настроение - относительно слабо выраженное состояние, которое влияет на поведение, деятельность человека.
2. Аффект - кратковременная, бурная реакция, которая носит характер взрыва.
3. Стресс - состояние напряжения, возникающее в сложных, неожиданных, особенно ответственных или опасных ситуациях.
4. Страсть - длительное, устойчивое, глубокое чувство, которое стало свойством личности.
5. Фрустрация - это своеобразное эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, состояние безнадежности, потери перспективы.
Различают следующие виды фрустрации:
- агрессивность
- деятельность по инерции
- депрессивное состояние
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.
Они являются отражением переживаний отношения к явлениям социальной действительности.
Виды высших чувств:
1.Нравственные чувства - переживания соответствия или несоответствия поступков и действий людей, их поведения, а также своих собственных общественным интересам, требованиям и нормам морали, принятым в обществе.
2.Интеллектуальные чувства - это переживания, возникающие в процессе умственной, познавательной деятельности в широком ее понимании.
3.Праксические чувства - это переживание человеком своего отношения к деятельности.
4.Эстетические чувства - переживания, возникающие при восприятии и создании прекрасного.
Условия развития:
Ø роль общения ребенка с окружающими людьми;
Ø игра - школа эмоций и чувств;
Ø роль обучения и труда в развитии чувств;
Ø роль изобразительной и музыкальной деятельности в развитии чувств;
Ø роль природы, искусства, художественной литературы;
Ø использование упражнений по управлению эмоциями и чувствами (формирование навыков саморегуляции).
ВОЛЯ
Воля – это психическая деятельность человека, направленная на достижение сознательнопоставленной цели и связанная с преодолением трудностей и препятствий как внешних, так и внутренних.
Воля – это психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения с целью достижения поставленных целей.
Физиологические основы:
Ø волевые действия - это произвольные действия, имеющие рефлекторную природу;
Ø образования сложных систем нервных связей, лежащих в основе произвольных действий;
Ø решающая роль II сигнальной системы;
Ø роль торможения, в основе которого лежат импульсы, идущие от II сигнальной системы.
Анализ волевого действия:
1. Подготовительный этап:
- постановка цели;
- осознание значения и доступности цели;
- выбор средств и способов достижения цели;
- возможная борьба мотивов;
- принятие окончательного решения.
2. Исполнительный этап:
- выполнение принятого решения (в форме выполнения внешнего воздействия или в отказе от него);
- самооценка результатов действия.
Волевые качества личности:
Ø целеустремленность - одно из важнейших волевых качества;
Ø самостоятельность - внушаемость (внушаемость)
Ø решительность - нерешительность;
Ø настойчивость - упрямство;
Ø выдержка, самообладание - импульсивность;
Ø мужество, смелость - трусость;
Ø дисциплинированность - недисциплинированность.
Ø своеобразным проявлением безволияличности является конформность. Суть ее проявляется в том, что человек, хотя и имеет свое мнение, но подвергается воздействию, давления группы в своих действиях и поступках, не проявляет независимости, не обосновывает свою позицию.
Условия развития и воспитания воли:
Ø овладение произвольными движениями - основа волевого развития ребенка;
Ø роль систематических указаний и требований к ребенку со стороны взрослых;
Ø разнообразная, активная, творческая деятельность (игра, труд, рисование и т.д.);
Ø роль учебной деятельности в развитии свободы;
Ø личный пример взрослых;
Ø роль коллектива;
Ø физкультура, спорт, правильный режим;
Ø самовоспитания, тренировки волевых усилий;
Ø постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой - основное правило самовоспитания воли.
ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент – совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, определяющих динамику его психической деятельности и поведения.
Темперамент характеризует динамическую сторону психических реакций человека - их темп, скорость, ритм, интенсивность
Основные показатели динамики
активность эмоциональность
Темперамент не характеризует направленности личности (убеждений, взглядов, интересов, общественной активности).
Физиологические основы темперамента:
- типы ВНД, в основу которых положено комбинации свойств (силы, уравновешенности, подвижности) нервных процессов возбуждения и торможения:
Типы ВНД
Сильный слабый
неуравновешенный уравновешенный
(с преобладанием
возбуждения)
Подвижный
Инертный
Типы темпераментов:
· Сангвинический,
· флегматический,
· холерический,
· меланхолический
Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе:
· при наличии любого темперамента можно выработать положительные черты личности и поведения;
· необходимость индивидуального подхода к детям;
· организация и стимулирование самовоспитания учащихся.
«Портреты темпераментов»
(характерн