Устноевыступлениеинаучныйстильречи
Структураустноговыступления
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРАВИЛАПРЕЗЕНТАЦИИНАУЧНОГОИССЛЕДОВАНИЯ
(ПОР.КЛАЙЭМУИИ.ЛУДИНУ)
«Проверка» подготовленности компьютерной презентации
Убедитесь, что слайды вашей презентации:
· выдержаны в едином стиле;
· содержат трудно воспринимаемую информацию — формулы, вычисления, таблицы, рисунки, схемы и т.п.;
· содержат много пустого места и не являются однообразными;
· включают графики/диаграммы, дающие визуальную поддержку и
· вносящие ясность;
· напечатаны достаточно крупно, чтобы все их могли прочесть;
· имеют не больше девяти элементов на странице (правило 7 + 2);
· имеют списки с отступами, показывающие иерархию.
При использовании слайдов:
· оставляйте слайд на виду, только пока он нужен;
· не читайте все, что представлено на слайде;
· используйте цвет, шрифт, чтобы подчеркнуть важные моменты.
Правила использования хэндаутов
Если вы раздаете хэндауты:
· не читайте все, что на них написано;
· обеспечьте их в достаточном количестве (каждому из присутствующих);
· сделайте их ясными, краткими и понятными;
· не допускайте противоречия содержания хэндаутов с текстом выступления;
· по возможности оставьте хэндауты слушающим.
Правила использования демонстрационных пособий
Пользуясь демонстрационными пособиями:
· проследите, чтобы все могли их видеть;
· держите их на виду, только пока они нужны;
· показывайте их по очереди;
· подготовьте их перед выступлением;
· говорите, повернувшись к слушателям, а не к пособию.
Борьба с вредными привычками
Избегайте следующих вредных привычек
· вставлять в речь «э-э», «м-м», «значит»;
· крутить в руках ручки и карандаши;
· держать руки в карманах;
· перебирать в карманах мелочь;
· держаться за кафедру или опираться на нее;
· ходить взад-вперед;
· постоянно приглаживать волосы;
· нервно кашлять;
· размахивать указкой.
Борьба со страхом
Бороться со страхом перед аудиторией можно следующим образом:
· направляйте нервное напряжение в движение;
· направляйте нервное напряжение в голосовые модуляции;
· хорошо выспитесь перед выступлением;
· узнайте как можно больше о своих слушателях;
· пообщайтесь со слушателями перед выступлением;
· воспринимайте свой страх как нечто естественное;
· наберите воздуха, прежде чем начать говорить;
· рассматривайте свою аудиторию как одного человека.
Глоссарий
Актуальный— важный, существенный для настоящего момента.
Аннотация— краткая информация о каком-либо издании; характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Апробация(лат.арртоЬаИо) — одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.
Аргумент(лат.агдшпепШт) — суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.
Аспект(от лат.азресШа — вид, взгляд) — точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.
Библиография— 1) научное, систематизированное по какому-либо признаку перечисление и описание книг и других изданий.
2) отрасль знания о способах и методах составления подобных описаний.
Введение— вступительная, начальная часть чего-нибудь.
Выписка— выделенная из источника и записанная читателем нужная мысль.
Гипотеза(от греч.ЛурАЛевгз — основание, предположение) — научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Дедукция (от лат.йейисИо — выведение) — вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а окончанием — следствия из посылок, теоремы.
Задача— это то, что требует исполнения, разрешения.
Заключение— последняя часть, конец чего-нибудь.
Индукция(от лат.тйисПо — наведение) — вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Изложить— 1) описать, передать устно или письменно; 2) кратко пересказать содержание чего-нибудь.
Изучить— 1) постичь учением, усвоить в процессе обучения; 2) научно исследовать, познать; 3) внимательно наблюдая, ознакомиться, понять.
Ключевое слово— слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.
Контекст(от лат.соп1ех1из — соединение, связь) — относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т. п.
Концепция(от лат.сопсерИо — понимание, система) — система взглядов на что-либо, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Конспект— последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Методология научного познания— учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Обзор— документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные при анализе первоисточников.
Обобщить— сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.
Объект исследования— процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет исследований— то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
План— замысел, проект, основные черты какой-либо работы, изложения; способ рассмотрения, построения, подхода к чему-либо.
Принцип(от лат.рппаршт — начало, основание) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Проблема(от греч.ргоЫёта — задача, задание) — теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Систематизировать— привести (-водить) в систему. Система — определенный порядок в расположении и связи действий.
Статья— самостоятельное научное произведение, представляющее собой изложение мыслей по актуальной научной проблеме
Тезаурус(от греч.(Ъёзаигов — сокровище) — словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте; упорядочение множества базовых понятий, выстраиваемых от общего, значительного к частному, конкретному (другими словами — перевернутая пирамида).
Тезис(от греч.йеяг'в — положение, утверждение) — утверждение, требующее доказательства; более широко — положение, краткое изложение какой-либо идеи, а также одна из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
Теория(от греч. (Леола — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли науки; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Факт(от лат.{асгшп — сделанное, совершившееся) — событие, результат; знание, достоверность которого доказана; предложения, фиксирующие эмпирическое знание.
Хендаут(от англ. Лапа1ои1 — каждому в руки) — раздаточный материал, в котором отражены основные положения доклада, выступления.
Цель— предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
литература
Абулъханова-Славстя К. А. Стратегия души. — М, 1991.
Ананьев Б. Г, Человек как предмет познания. — СПб., 2002.
Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.
Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования // Педагогика. — 1997.— №4. — С. 32.
Брызгалова С. И. Введение в научно-педагогическое исследование: учеб, пособие. — Калининград, 2001.
Вайдорф-Сысоева М. Е, Технология исполнения и оформления научно-исследовательской работы: учеб.-метод, пособие. — М., 2006.
Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. — М., 1976.
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи / Л. А. Введен-ская, Л. Г. Павлова. — Ростов н/Д, 2005.
Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. — Псков, 1997.
ГафитулияМ.С. Публичное выступление на конференции // ^V^(V\V.^п^е1дате.га/\Vо^с^/рп13.
Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: учеб, пособие. — М., 1991.
Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1994.
Исследовательская деятельность студентов: учеб, пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. — М., 2005.
Исследовательская деятельность в педагогических училищах и колледжах: материалы научно-практической конференции. — СПб., 1998.
Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1982.
Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М., 1994.
Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб, пособие. — М., 2000.
Клайэм Р., Лудин И. Встать и выступить. Высокое искусство презентации / пер. с англ. М. Ю. Смолина. — СПб., 2002.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Самара, 1994.
Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для студ. и асп. гуманитар. ун-тов.— СПб., 2001.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник. — М., 1993.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. — 2002.— № 2.
Лаврененко Л.Я., Лаврененко М.М., Радзивилова Г. А., Толкачева О. А. Научно-исследовательская работа студентов: Метод, рекомендации для студентов факультета иностранных языков. — М, 2006.
ЛеммерманX. Учебник риторики. — М., 1998.
ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.
Методика педагогического исследования. / сост. А. П .Братковский, В.И.Ерхов. — М., 1997.
Методы дипломных исследований: метод, пособие / под ред. Ф.С.Ве-селкова. — СПб., 1997.
Новиков А. М, Методология образования. — М., 2002.
Основы научной речи: учеб, пособие / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С.А.Вишнякова и др.; под ред. В.В.Химика, Л. Б. Волковой. — СПб., 2003.
Психология: словарь / под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошев-ского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990.
Пумпянский А. Л. Введение в практику перевода научной и технической литературы. — М., 1983.
Ребрик С. Презентация: 10 уроков. — М., 2004.
Скаткин М.Н. Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.
Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учеб, пособие. — М., 2001.
Сластён ин В. А. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. — М., 2002.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М.,2000.
Солимар Л. Как писать научные статьи // пйр://ш\\г\улЪтп.т5к.8и/ угчГогосо/УУ/РАРЕК5/5С11АКС1/.ГОКЕ/.ЮКЕ2.НТМ;
Соловьева Н. Н. Основы организации учебно-научной работы студента: учеб.-метод, пособие для самостоятельной работы студентов. — М., 2003.
Сопер П. А. Основы искусства речи. — М., 1992.
Стернин И. А. Практическая риторика: учеб, пособие. — М., 2003.
Сысоева М. Е. Организация научно-исследовательской работы студентов: программно-метод. пособие. — М., 2000.
Хофф Р. Я вижу вас голыми: Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести: пер с англ. А.Д.Иорданского. — М., 2001.
оглавление
Предисловие............................................................................................................ 3