Памятка«Какпроводитьсравнение»

Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения.

1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».

2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основ­ное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины их сходства и различия.

Памятка«Какпроводитьанализ»

Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения пред­мета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, призна­ков, свойств.

Порядок анализа.

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные со­ставные части, имеющие конкретное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особен­ности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).

Памятка«Какпроводитьсинтез»

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Порядок синтеза.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».

2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых яв­лений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обоб­щи полученные сведения.

Памятка«Какпроводитьобобщение»

Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахожде­нию общего в заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения.

1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

Памятка«Какпроводитьнаблюдение»

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.

5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективно­сти.

6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно вы­явить их признаки.

8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или гра­фически (в виде рисунков, схем).

Примерныйпланпроведениянаблюденияиэксперимента

Эксперимент — это научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.

Алгоритм эксперимента.

1. Формулирование цели проведения эксперимента, наблюдения:

• сделай предположение о возможных результатах, сформулируй

гипотезу; « выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими,

уже изученными объектами.

2. Планирование проведения эксперимента (наблюдения):

" выясни, какие условия, материалы необходимы для эксперимента;

• составь мысленно схему его проведения;

« выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.

3. Проведение эксперимента (наблюдения):

» последовательно осуществи все этапы эксперимента;

• сделай необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты;

• проверь точность полученных результатов.

4. Обработка полученных результатов:

• сравни полученный результат с выдвинутой гипотезой; " сформулируй вывод;

• объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изу­ченными явлениями, теориями и законами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИМЕРНЫЕТЕМЫМИКРОИССЛЕДОВАНИЙ ИАТТЕСТАЦИОННЫХРАБОТ

1. Проблема творческого потенциала учителя в теории педагогики и прак­тике современной школы (с учетом специальности факультета).

2. Педагогика гуманизма в деятельности и трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского (в сравнительном плане).

3. Распространение педагогических идей Я.А.Коменского в России.

4. Индивидуальный подход к учащимся в учебно-воспитательной работе.

5. Активизация творческого мышления детей в процессе обучения.

6. Педагогические основы компьютеризации обучения.

7. Взаимосвязь экологического, нравственного и эстетического воспита­ния школьников.

8. Самостоятельная работа в процессе обучения как фактор развития по­знавательных способностей учащихся.

9. Дидактическая игра как один из способов активизации детей на уро­ках (по профилю факультета).

10. Дисциплинированность как нравственное качество личности воспитан­ника (анализ идей А.С. Макаренко о дисциплине).

11. Непрерывное образование как социально обусловленная необходи­мость развития личности.

12. Теория и практика «свободного воспитания» в истории педагогики и современном социуме.

13. Трудовое воспитание учащихся в учреждениях дополнительного обра­зования.

14. Научно-педагогические основы формирования у социального педаго­га диагностических умений в личностном развитии учащихся.

15. Нравственно-эстетический подход к исследованию рисунков детей.

16. Проблема педагогико-психологического обеспечения социальной за­щиты несовершеннолетних.

17. Технологическое образование школьников в странах Европы и США.

18. Особенности семейного уклада и психолого-педагогической культуры родителей учащихся российской школы.

19. Педагогические основы формирования у школьников готовности к про­фессиональному выбору.

20. Взаимосвязь общепедагогической и методической подготовки будуще­го учителя (по профилю факультета).

21. Развитие интереса к педагогической профессии у учащихся старшего школьного возраста.

22. Педагогическое руководство самообразованием и самовоспитанием учащихся производственно-педагогического колледжа.

23. Психолого-педагогические факторы успешного предпринимательства.

24. Возможности развития инновационного потенциала учителя в роли менеджера современной школы.

25. Учебно-практическая система менеджмента социальной работы.

26. Взаимосвязь экономической и педагогической культуры личности пред­принимателя.

27. Личностно ориентированный подход к ученику по развитию его инди­видуальности на уроках технологий.

28. Психолого-педагогические основы подготовки учащихся к творческомутруду.

29. Организационно-педагогические условия развития творческих дости­жений учителей (по профилю факультета).

30. Педагогический и психологический подходы к формированию лично­сти.

31. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства.

32. Междисциплинарный характер экологического воспитания и образо­вания,

33. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педа­гогике.

34. Ребенок как объект изучения социальной педагогики.

35. Суть социального воспитания и его характеристика.

36. Беспризорность как социально-педагогическая проблема.

37. Педагогические основы работы педагога с семьей.

38. Особенности работы педагога с одаренными детьми.

39. Особенности работы педагога с детьми, имеющими акцентуации харак­тера.

40. Типы акцентуаций характера у подростков и пути их коррекции.

41. Работа социального педагога с семьей по месту жительства.

42. Социально-педагогическая диагностика в школе: понятие, задачи, про­блемы проведения.

43. Школьнаядезадаптация и возможности ее преодоления.

44. Взаимодействие педагога и семьи в преодолении причин дезадаптации ребенка в школе.

45. Работа социального педагога с многодетными семьями.

46. Детский алкоголизм как болезнь современного общества. Пути преодо­ления алкогольной зависимости у детей.

47. Психолого-педагогические основы работы педагога с детьми, употреб­ляющими наркотические средства.

48. Психолого-педагогические основы работы с девиантными детьми.

49. Деятельность социального педагога в учреждениях дополнительного образования.

50. Психолого-педагогические пути преодоления агрессивности у детей и подростков.

51. Профилактика и коррекция агрессивного поведения у младших школь­ников.

52. Коррекция агрессивного поведения подростков.

53. Сказкотерапия как средство преодоления страхов у детей.

54. Особенности работы социального педагога с семьей, имеющей ребен­ка-инвалида.

55. Роль СМИ в социализации подрастающего поколения.

56. Телевидение как фактор социального воспитания детей и подростков.

57. Компьютерные игры, их роль в социализации школьников.

58. Проблемы детской проституции и реабилитация детей, подвергшихся сексуальному насилию.

59. Социально-педагогические основы обучения и воспитания детей в клас­сах корректирующего обучения.

60. Социальная защита семьи и детства в истории отечественной педаго­гики.

61. Организация социальной защиты детства в современной России. Забота о детях-сиротах у древних славян.

62. Социальная защита семьи и детства в истории зарубежной педагоги­ки.

63. Социальная защита детства во Франции (или другой стране по выборустудента).

64. Проблемы адаптации одаренных детей.

65. Неуспевающие дети как психолого-педагогическая проблема.

66. Возможности применения поощрений и наказаний в работе с девиантными детьми.

67. Трудновоспитуемые девочки и особенности их воспитания.

68. Влияние среды на социализацию ребенка.

69. Возможности применения методов и средств народной педагогики в

70. работе социального педагога.

71. Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема.

72. Социальная работа с пожилыми людьми.

73. Работа социального педагога с неполными семьями.

74. Проблемы современной многодетной семьи и их преодоление.

75. Миграция как социальная проблема.

76. Бродяжничество как социальная проблема современного общества.

77. Работа социального педагога по профессиональной ориентации подро­стков.

78. Профилактика вредных привычек у детей.

79. Педагогика ненасилия в теории и практике деятельности социального педагога.

80. Работа социального педагога в детском оздоровительном лагере.

81. Детские общественные объединения

82. Неформальные объединения молодежи и их роль в социализации под­ростков.

83. Влияние религиозного воспитания на социализацию человека.

84. Особенности работы социального педагога в учреждениях для детей-сирот.

85. Особенности работы социального педагога с детьми с ограниченнымивозможностями.

86. Условия формирования личности ребенка в детстве и предупреждениепреступлений.

87. Роль национального языка в процессе социализации личности.

88. Профилактика вредных привычек у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ОБОРОТЫНАУЧНОЙРЕЧИ

Термин Определение
Проблема   Научная, фундаментальная, актуальная, насущная, важная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, надуманная, неразрешимая
Вопрос Актуальный, принципиальный, теоретический, практический, общий, конкретный, важный, коренной, сложный, спорный, правомерный
Цель   Важная, главная, основная, научная, практическая, конкретная, реальная, поставленная, указанная
Задача   Первоочередная, ближайшая, конечная, постав­ленная, намеченная, коренная, узловая, особая, конкретная, определенная
Направление Ведущее, главное, решающее, основное, гене­ральное, важнейшее, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее
Изучение   Объективное, экспериментальное, теоретическое, практическое, сравнительное, опытное, непосред­ственное, специальное, длительное, постоянное, систематическое, дальнейшее, углубленное, интенсивное, глубокое, всестороннее, детальное, тщательное, внимательное
Исследование   Научное, объективное, теоретическое, эксперимен­тальное, опытное, общее, конкретное, классическое, фундаментальное, всестороннее, систематическое, обширное, углубленное, глубокое, детальное, подробное, актуальное, серьезное, сложное, ценное
Путь (изучения)   Простой, сложный, неправильный, верный, рацио­нальный, оптимальный; опытным путем; путем тщательного анализа, длительного изучения, всестороннего наблюдения
Наблюдения   Научные, объективные, специальные, визуальные, точные, тщательные, многочисленные, многократ­ные, постоянные, регулярные, важные, глубокие, дальнейшие, непосредственные, простые, сложные, данные, указанные, проведенные
Эксперимент   Аналогичный, подобный, проверочный, новый, важный, интересный, блестящий, убедительный, уникальный, успешный, намеченный, задуманный, проведенный
Анализ   Научный, объективный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпы­вающий, детальный, сравнительный, тщательный, точный, глубокий
Материал   Научный, экспериментальный, справочный, стати­стический, фактический, собранный, систематизи­рованный, полученный, имеющийся, использован­ный, большой, богатый, обширный, разнообразный, достаточный, достоверный, неподходящий
Данные   Опытные, косвенные, конкретные, расчетные, цифровые, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, надежные, убедительные
Факт   Реальный, конкретный, общеизвестный, достовер­ный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный
Информация   Точная, исчерпывающая, полная, подробная, накоп­ленная, существенная, важная, ценная, необходи­мая, получаемая, оперативная, достаточная, новая, текущая

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Наши рекомендации