Ii. формальные (графические) показатели

8. РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ:

A. Упорядоченное (по определенным линиям с определенными интер­валами) расположение рисунка свидетельствует о хорошей организован­ности мышления.

Беспорядочное (без всяких закономерностей) расположение рисунка характерно для людей, у которых резко превалируют эмоции над мышле­нием (психопатичность).

Показатель соотносится с данными организованности мышления (размер­ность) применения понятий в смысловом ряде.

Б. Локализация рисунков, т.е. расположение из близко к краям листа (учи­тывается левый и верхний край) свидетельствует о психическом напряжении испытуемого. Встречается у людей робких, боязливых, опасливых.

Рисунки расположены на 1 см от края и более — нормальное психическое состояние.

Рисунки расположены менее, чем на I см — повышенное психическое на­пряжение в момент испытания:

— общая предрасположенность к псих. напряжению;

— период (продолжительный) псих. напряжения;

— патологическое состояние психики.

Выбор того или иного варианта зависит от аналогичных показателей по другим признакам псих. напряжения (см. особенности выбора объекта на понятия с отрицательной эмоциональной окраской), а также показатели фор­мального ряда (нажим на карандаш, совпадение линий, заштриховки, поправ­ки в рисунке, внесенные по его окончании, т. е. в ходе объяснения).

B. Расположение рисунков в верхней и нижней части листа: Рисунки расположены в середине или близко к середине — нормальная псих. энергия испытуемого.

Рисунки расположены (стремятся) в верхней части листа — повышенная псих, энергия. Такое расположение характерно для людей, стремящихся к самоутвер­ждению (к высокому положению в среде), наделенных повышенной увереннос­тью в себе.

Рисунки расположены (прижимаются) в нижней части листа или же испытуемый начинает рисунок в нижней части листа — низкий уровень псих, энергии (неуверенность в себе, ощущение слабости, боязливость).

Во всех случаях: чем больше уровень псих, энергии, тем выше располо­жены рисунки (и наоборот).

9. РАЗМЕРНОСТЬ РИСУНКОВ

Размер рисунка рассматривается вне зависимости от размера листа. Определяется:

— средний размер — около 4-5 см по большей стороне;

— большой — от б до 15 см;

— очень большой — более 15 см;

— маленький — не менее 4 см;

— микро-рисунки — от 1 см и менее.

А. Общий характерный для испытуемого размер рисунков показывает осо­бенность самооценки и самоощущения испытуемого.

Преобладание рисунка среднего размера — нормальный, уравновешенный тип психики со спокойными реакциями.

Больших рисунков (крупных) — устойчивая, высокая самооценка, уверен­ность в себе, настойчивость и жизнерадостность.

Очень больших — агрессивный: взрывчатый характер, стремление к само­распространению: завышенная самооценка, самоуверенность.

Маленьких—сниженное настроение, подавленность, низкая и неустойчивая самооценка.

Микро-рисунки всегда признак патологии (шизофрения или шизофрено подобные явления, глубокие неврозы).

Б. Равномерность размера рисунков — показатель уравновешенности харак­тера и состояния.

Равномерные рисунки характерны для людей эмоционально неуравно­вешенных (психопатичных).

Равномерное увеличение рисунка (к концу) встречается у людей психо­патических, истерийных, эксплозивных (взрывчатых) психопатов.

Уменьшение рисунка (к концу) характерно для астенических психопатов.

10. ОБВОДКА РИСУНКОВ

Рассматриваются различные линии, отделяющие один рисунок от другого.

Отсутствие каких-либо линий обводки характерно для психически здоровых (нормальных) людей (часто встречающийся тип психики). Наличие какой-либо обводки всегда связано с нарушением психики для резко выраженных характе­рологических качествах испытуемого.

1. Этот тип обводки характерен для людей с эпилептоидным типом пси­хики. В зависимости от степени выраженности он может указывать на орга­низованность, аккуратность, обязательность, педантичность характера человека, в крайней степени их проявления:

а) очень высокая степень;

б) высокая;

в) менее высокая.

2. Такая (изолированная) обводка выражает очень высокую степень напряженности самочувствия испытуемого и столь же высокую степень недоверчивости в контактах с людьми:

г) очень высокая (характерна также для людей педантичных); Примечание. Такая обводка незначима (не учитывается) у людей, занимающихся изоб­разительным искусством или близкими к нему специальностями.

д) высокая;

е) менее высокая.

3. Этот тип обводки встречается у людей, для которых характерно лег­кое возникновение страха, опасливости:

ж) очень высокая степень;

з) высокая степень;

и) тоже очень высокая, связанная с сильными нарушениями мышления и организованности деятельности.

Заранее (перед тем, как рисовать) подготавливают прямыми линиями рамки люди аккуратные, педантичные, обязательные или эпилептоидные по ха­рактеру.

Напротив, люди шизоидного характера делают рамки после того как сделан рисунок, и эти рамки проводятся волнистыми, овальными и бес­форменными линиями.

11. ЛИНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ РИСУНКА

Рассматриваются различные особенности проведения линий испытуемым.

А. Конфигурация линий:

— замкнутые (слитные) линии, характерны для людей с высокой психической энергией, уверенных в себе и бодрых;

— разорванные (разомкнутые) линии, напротив, показывают снижении пси­хической энергии, неуверенность, депрессию;

— совпадающие по контуру линии характерны для человека с устойчивым настроением (эмоциональным состоянием);

— несовпадающие по направлению контуры свидетельствуют об эмоцио­нальной неустойчивости (быстрой перемене настроения);

— четкие линии рисунка — свидетельствуют о хорошем контроле над своим состоянием, высоком или нормальном уровне развития волевых качеств, о под­чинении эмоций интеллекту;

— нечеткие (небрежные) линии показывают неуравновешенность психики, легкое возникновение психопатизации (изменчивость настроения, характерная для испытуемого во всех случаях);

— угловатая или обтекаемая форма штриха (линия), угловатые штрихи (ли­нии) характерны для людей агрессивных. При высокой степени выраженности этого качества линии выглядят остроугольными, пикообразными, стрельчатыми;

— обтекаемая (овальная, закругленная) форма линий (штриха) указывает на малую агрессивность характера;

— сочетание угловатых и закругленных линий показывает степень агрессив­ности испытуемого.

Б. Сила нажима на карандаш (толщина линии).

Рассматривается толщина и яркость (тональная насыщенность) линии, а также углубление (бороздки), которые оставил карандаш на бумаге. В зависимости от этих характеристик линии разделяются (по нажиму) на: силь­ный, средний, слабый и очень слабый (паутинообразные).

— Сильный нажим (толстые, жирные, яркие, сильно вдавленные линии) всех рисунков показывает высокую степень тревожности и агрессивности испытуе­мого. Сильный нажим на отдельных рисунках свидетельствует о значимости слова-понятия, на которое сделан этот рисунок. В последнем случае его следует рас­смотреть отдельно в связи с другими показателями.

— Средняя толщина (нажим) линии — характерна для нормального уровня тревожности и агрессивности.

— Слабый нажим (тонкая, неяркая, без углублений линия) на всех рисунках характерен для людей с низким уровнем психической энергии (астеничных) или находящихся в астеническом состоянии (утомляемости, частое падение контро­ля за собой). О том же см. «размер рисунков».

— Очень слабые (паутинообразные) линии рисунка могут указывать на: по­давленность испытуемого, робость его характера, равнодушие к данно­му понятию. Выбор показателя зависит от других данных (например: об­водка рисунка, изображение фигуры человека).

Примечание. Рисунки, выполненные линиями, отличающимися нажимом и конфигурацией от общего, характерного для испытуемого вида линий, должны быть рассмотрены отдельно и в связи с другими показателями смыслового и графического ряда.

В. Другие характеристики линий.

Зачеркивания, заштриховки, затушевки изображений указывают на нервоз­ность, беспокойность, боязливость испытуемого (часты в патологии).

Только в патологии встречаются:

— лишние, добавленные во время объяснения паукообразные линии, обо­значающие изменение мыслей, чувств, движения;

— других действий изображаемого объекта (чаще человека) и не имеющие пря­мого отношения к внешнему виду этого изображения. Они встречаются у больных шизофренией или с тяжелыми органическими поражениями мозга;

— стереотипные, точно повторяющиеся элементы линий отдельных изобра­жений, выделяющиеся в рисунках ясностью и четкостью при общей неумелости и беспомощности всех рисунков встречаются также у больных с тяжелыми трав­мами, локальными поражениями мозга и у шизофреников.

12. ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

А. Изображение головы, лица:

— прорисовка лица указывает на повышенное внимание к внутреннему миру человека (его характеру, переживаниям, мыслям);

— если лица прорисованы в некоторых рисунках, а в других не прорисованы или лишь намечены, то такой рисунок (понятие) значим для испытуемого. Его следует рассмотреть отдельно;

— подробность прорисовки лица (в сравнении с прорисовкой всей фигуры) указывает на степень внимания к духовному миру человека (до патологичес­кой);

— часто повторяющаяся прорисовка и резкое выделение глаз с преувеличе­нием их размера и яркости изображения характерна для людей с легким и посто­янным возникновением страха (паранойяльным);

— изображение одной головы или лица без прорисовки тела (фигуры), т.е. оторванно, свидетельствует об опасениях, напряжении испытуемого во время контактов с людьми, о напряженном внимании к человеку, иногда о небольшой паранойяльности состояния.

Наши рекомендации