Глава ii. материалы и методы исследования
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ (или ПРИЛОЖЕНИЯ)
2.2. Во «ВВЕДЕНИИ» дается общая характеристика проблемы, подчеркивается ее актуальность, новизна и практическая значимость. Определяется цель работы и задачи, которые должен решить или выполнить в ходе написания работы студент. Во «ВВЕДЕНИИ» следует указать, на какой базе проводилась работа, и определить, что сделано самим автором. Отмечается роль руководителя и других лиц в данном исследовании, выражается им признательность за помощь.
В главе «ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ» должно быть дано грамотное изложение состояния вопроса к моменту постановки исследования с четким определением неясных и противоречивых моментов в его разработке. Указываются достоинства и недостатки литературных источников.
При написании обзора литературы должна быть использована как отечественная, так и иностранная литература. Завершается обзор литературы кратким заключением о том, что сделано предшественниками, и обоснованием задач исследования в своей конкретной работе.
В главе «МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ», помимо описания организации исследования, характеристики объекта, материалов и применяемых методик, необходимо указать вычислительную технику, применяемую при статистической обработке материалов, и используемые математические методы.
В работах по почвоведению, ботанике и зоологии включается глава «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЙ». Здесь приводятся сведения о географическом положении, климате, рельефе, водоемах, почвах, растительном и животном мире.
Глава «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ» включает результаты собственных экспериментов, опытов или полевых наблюдений студента. Все факты, результаты исследований необходимо освещать как можно обстоятельнее, они должны быть изложены в строгой логической последовательности. Собственный материал обязательно иллюстрируется рисунками и таблицами.
В заключение данного раздела рекомендуется в краткой форме провести обсуждение результатов, четко разграничивая итоги собственных исследований и литературные данные. Название основного раздела не должно дублировать название курсовой или дипломной работы. Оно должно быть конкретным, раскрывающим содержание работы.
В «ВЫВОДАХ» по пунктам, в сжатой форме излагаются в логической последовательности собственные научные результаты исследования согласно цели и задачам исследования.
В работах, имеющих практическое значение, необходимо изложить в конце выводов предложения, рекомендации организациям и учреждениям. Рекомендации должны быть краткими.
В «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» включают только упоминаемые и цитируемые в работе источники.
В «ПРИЛОЖЕНИИ», если оно необходимо, в систематизированном виде приводятся материалы, отражающие технику расчетов, а также рисунки и таблицы, не вошедшие в текст работы.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ
3.1. Дипломная работа должна быть переплетена или сброшюрована на "спирали". Не допускается вкладывать страницы дипломной работы в мультифоры или помещать в скоросшиватель
Курсовая работа должна быть подшита в папку со скоросшивателем или зажимом.
3.2. Объем курсовой работыдолжен составлять 20-30, а дипломной работы - 50-80 страниц текста без учета приложения.
3.3. Текст курсовой работы может быть рукописным, машинописным или набран на компьютере.
Текст дипломной работы должен быть напечатан машинописным способом или набран на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (размером 292x210 мм), межстрочный интервал – 1,5.
Минимальная высота шрифта 2,5 мм. На странице должно быть расположено 30 строк. В строке 60 знаков, не считая пробелы. Шрифт 14 Times New Roman.
Допускается представление дипломной работы в рукописном виде. В этом случае необходимо использовать черный цвет и соблюдать все правила оформления дипломной работы.
Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм.
3.4. Вписыватьв текст отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена к плотности основного текста.
3.5. Исправления.Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления, допускается исправлять закрашиванием белой краской и нанесением на это же место исправленного текста (графиков) машинописным способом, вклеиванием или черной тушью рукописным способом.
3.6. Собственные имена: фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие в тексте работы приводят на языке оригинала.
Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организаций с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.
3.7. Заголовкиразделов печатают симметрично тексту прописными буквами.
Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной).
Переносы слов в заголовке не допускаются.
Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не подчеркиваются.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам.
Каждый раздел (оглавление, введение и т. д.) следует начинать с нового листа (страницы).
3.8.Нумерация.
Страницынумеруют арабскими цифрами.
Титульный лист включается в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставят, на следующих страницах номер проставляют в правом углу или в середине верхнего поля.
Номера страниц не проставляются также на страницах, начинающихся с названия части дипломной работы, на отдельных страницах с рисунками и таблицами и в приложении.
При нумерации частей дипломной работы (глав, подглав) используются арабские цифры.
В конце номера ставится точка.
В конце заголовка точка не ставится.
Например: ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Иллюстрации(таблицы, чертежи, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц.
Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу.
Листы формата более А4 помещают в конце работы в приложении, в порядке их упоминания в тексте.
Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении.
Номер рисунка отделяется от названия точкой. В конце названия точка не ставится.
Например: Рис. 1. Схема опыта
Если приведена одна иллюстрация, ее не нумеруют и слово «Рис.» не пишут.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах всего текста.
В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием номера таблицы.
Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
Формулы в работе (если их более одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела.
Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, разделенных точкой.
Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.
Например: (3.1) (первая формула третьего раздела).
Примечанияк тексту и таблицам, в которых указывают справочные и поясняющие данные, нумеруют последовательно арабскими цифрами.
Если примечаний несколько, то после слова «Примечания» ставят двоеточие.
Например:
Примечания:
1. . . .
2. . . .
Если имеется одно примечание, то его не нумеруют и после слова «Примечание» ставят точку.
3.9. Фотографииразмером меньше А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.
3.10. Рисунки должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.
Рисунки располагают после первой ссылки на них.
Рисунки должны иметь наименование. При необходимости иллюстрации снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст).
Наименование рисунков и поясняющие данные помещают под ними.
3. 11.Таблицы. Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы.
Пример построения таблицы:
Таблица 1
Заголовок таблицы
Головка таблицы
Боковик таблицы | Заголовок графы | Заголовки | граф | |
Под | заго | ловки | граф | |
Заголовки | ||||
строк |
Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинают с прописной буквы.
Заголовок не подчеркивают. Точки в заголовках не ставят.
Заголовки графтаблиц должны начинаться с прописных букв, подзаголовки– со строчных, если они составляют одно предложение с заголовками, и с прописных, если они самостоятельные.
Делить головки таблицы по диагонали не допускается.
Высота строк должна быть не менее 8 мм.
Графу «№ п. п.» в таблицу включать не следует.
Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.
Таблицу с большим количеством строк и граф допускается переносить на следующий лист.
В первом случае в каждой части таблицы повторяется ее головка, во втором случае – боковик.
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолжение».
Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы.
Например: Продолжение табл.1
Если повторяющийся в графе текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками.
Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
3.12. Формулы
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле.
Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.
Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия.
Уравнения и формулы следует выделять из текста отдельными строками. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знака плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления ( : ).
3.13. Ссылки
Ссылки в тексте на источники приводятся с указанием порядкового номера по списку источников, в прямых скобках, или в скобках указываются фамилии авторов источника и год издания (через запятую).
Например:
1. Подобные результаты были получены и другими авторами (Иванов, 1999; Петров, 2000).
2. … по мнению Иванова И. И. [1] …
3. И. И. Иванов (1998) предложил метод …
4. В некоторых работах [1, 2, 3] ….
Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации. Например: На рис. 1 показаны…
Ссылки на формулы указывают порядковым номером формулы в скобках.
Например: … в формуле (2) ….
На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номер, и сокращенно, если имеет номер.
Например: Результаты анализа представлены в табл.1.
3.14.Перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов
Если в работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и
т. п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева в алфавитном порядке приводят сокращение, справа – его детальную расшифровку.
Если специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
3.15. Список использованных источников
Список должен включать не менее 30 источников.
Список должен содержать перечень источников, на которые имеются ссылки в тексте работы. Работы, не упоминаемые в тексте, в список помещать не разрешается.
Источники располагаются либо в порядке их упоминания в тексте, либо в алфавитном порядке.
Существует и третий, алфавитно-цифровой перечень, где нумерация принимается для перечня источников, расположенных в алфавитном порядке.
В первом случае список нумеруется, во втором – нет.
При использовании алфавитного порядка иностранная литература помещается после литературы на русском языке.
Примеры библиографического описания литературных источников приведены в Приложении 8.
3.16.Приложения
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления их в тексте.
Номера страниц на приложениях не проставляются.
Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок.
Если в работе более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №).
Например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т. д.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ
И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКАМ
4.1. Отчитываясь по специальной и преддипломной практике, студент должен сдать отчет в письменном виде и заполненный дневник с характеристикой студента, подписанной руководителями практики.
4.2. Содержание и структура отчета по практике:
- тема исследования;
- цель практики;
- задачи практики;
- место и сроки прохождения практики;
- характеристика объекта исследования;
- условия проведения исследования;
- методы исследования: названия и авторы методик, описание методик, число проведенных опытов, сборов, наблюдений;
- методы математической обработки результатов;
- объем полученных данных и предварительные выводы;
- объем проработанной литературы (число литературных источников по теме исследования);
- заключение о необходимости обработки результатов и проведении дополнительных исследований;
- предложения по совершенствованию практики.
-4.3. Объемотчета: 3-5 страниц рукописного текста на бумаге формата А4.
Поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм.
На странице должно быть 30 строк
5.4. Отчет должен иметь титульный лист (приложение 9) и должен быть вложен в папку со скоросшивателем.
В том случае, если папка непрозрачная, на ее обложке помещается еще
1 титульный лист.
4.5. Доклад по итогам практики не должен превышать 5 минут
В докладе студент должен отразить:
- тему исследования;
- цель исследования;
- место и сроки прохождения практики;
- кратко охарактеризовать объекты исследования;
- назвать каждую задачу и подвести итоги ее выполнения;
- сделать вывод о том, достаточно ли полученных данных для выполнения курсовой или дипломной работы.
Отвечая на вопросы, студент должен продемонстрировать знание актуальности и значимости темы исследования объекта, методик, которые были использованы при проведении исследования
4.6. При оценке отчета учитываются мнение научного руководителя, ответы студента на вопросы, грамотность оформления отчета по практике.
Приложение 1