Сбор и аналитическая обработка фактического материала

Выпускная квалификационная работа выполняется с привлечением теоретического и практического (фактического) материала, она не должна быть чисто описательной, конспектом учебника, учебного пособия или другого источника. В работе должны быть проанализированы фактические аспекты состояния дел по теме работы.

Приветствуется выполнение выпускной квалификационной работы на базе конкретной организации (предприятия). Фактические материалы для выполнения работы студент собирает во время прохождения научно-исследовательской и квалификационной практики.

Методы сбора фактического материала - первичной информации и её обработки: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д..

Работа должна быть выполнена самостоятельно. При её выполнении студент должен творчески обобщить материалы различных литературных источников и периодической печати, освещающих опыт работы психолога, а также собственный анализ работы организации (предприятия).

Результатом творческой работы должны быть конкретные рекомендации для организации (предприятия) по вопросам совершенствования организации работы, повышения культуры и качества услуг и обслуживания, использования новых форм организации деятельности предприятия и др.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

3.1. Изложение и оформление текстовой части

Выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа выполняется на компьютере. Печатать следует на одной стороне листа формата А4. Все листы работы переплетаются типографским способом.

Текст печатается через 1,5 интервала на компьютере; размер шрифта –14; размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм, выравнивание – «по ширине».

Нумерация страниц и разделов.Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы.

Разделы и подразделы нумеруются арабскими цифрами (кроме Введения, Заключения и Библиографического списка). Слова «глава», «параграф» не пишутся.

Главы имеют порядковые номера в пределах всей работы, обозначаемые арабскими цифрами с точкой (например, 1. Роль и место ...).

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела также ставится точка (например, 1.2. Роль государства ...).

Заголовки разделов, а также слова Содержание, Введение, Заключение, Библиографический список следует располагать в середине строки без точки в конце, отделяя их от текста межстрочными интервалами.

Заголовки подразделов и пунктов пишутся строчными буквами, начиная с прописной, также в середине строки без точек в конце.

Если название раздела или подраздела состоит из двух предложений, то между ними ставится точка. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждая глава, Содержание, Введение, Заключение, Библиографический список начинаются с новой страницы.

Оформление таблиц

Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте (например, см. табл. 1).

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы или в пределах раздела (например, Таблица 1). Слово «Таблица» и ее номер помещают справа над ее названием.

При переносе таблицы над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера (например, Продолжение таблицы 1).

Заголовок таблицы не повторяют.

Если рисунок или таблица взяты из литературного источника, то после названия делается ссылка на номер этого источника в списке литературы.

Оформление формул и уравнений

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку и располагать в центре. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Все формулы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы или в пределах раздела. Номер формулы заключается в круглые скобки и ставится в конце строки. Ссылки в тексте на номер формулы дают в круглых скобках (например, … в формуле (1)).

Значение каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки начинается со слова «где» без двоеточия после него, например:

y = a + b , (1.2)

где у – себестоимость единицы продукции; a, b – постоянные и переменные затраты.

Оформление иллюстраций

Количество иллюстраций в работе должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе после текста, в котором они упоминаются впервые.

Если графический материал превышает формат А4 он переносится в приложение.

На все иллюстрации должны быть ссылки в работе (например, см. рис. 1.2.).

Все иллюстрации именуют рисунками, подписывают словом «Рис.», нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы или в пределах раздела, включая номер раздела и порядковый номер рисунка (например, Рис. 1.2., Рис. 2.5. и т.д.). Номер и наименование рисунка помещают под ним.

Ссылки на иллюстрации в тексте дипломной работы рекомендуется давать в виде заключенного в круглые скобки выражения "(Рис.3)", либо в виде оборота типа: "...как это видно на рис.3" или "... в соответствии с рис.3".

Для выделения иллюстраций из общего текста разрешается использовать шрифт №12 и курсив.

Оформление сокращения слов и выражений

При оформлении списка используемой литературы допускается применение слов и словосочетаний при условии, что сокращения должны быть оформлены в соответствии с ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТ 7.11-2004 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках».

Сокращениям подлежат различные части речи. Существительные, прилагательные, глаголы, а также причастия сокращают одинаково во всех грамматических формах, независимо от рода, числа, падежа и времени.

Имена существительные сокращают в том случае, если они приведены в списках стандартов.

Применяют также общепринятые сокращения:

1. употребляемые самостоятельно (и др. – и другие;. и пр. – и прочее; и т.д. – и так далее; и т.п. – и тому подобное; т.е. – то есть; т.к. – так как; т.о. – таким образом;. т.н. – так называемый);

2. употребляемые при именах и фамилиях (им. – имени, тов. – товарищ, г-н – господин);

3. употребляемые при географических названиях (г. – город; с. – село; обл. – область);

4. употребляемые при внутритекстовых ссылках (гл. – глава; п. – пункт; разд. – раздел; рис. – рисунок; табл. – таблица; с.- страница);

5. употребляемые при цифрах – (г., гг. – год, годы; в.,вв. – век, века; ч – час, часов; мин – минута; с – секунда; тыс. – тысяча; млн – миллион, млрд – миллиард; ок. – около; к., коп. – копейка; р., руб. – рубль; экз. – экземпляр).

Сокращать слово не допускается, если оно является единственным членом предложения.

Слова и словосочетания сокращать не допускается, если возможно различное понимание текста.

В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, о дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Все слова по общему правилу пишутся полностью. Но есть сокращения общепринятые в русском языке: РФ (Российская Федерация); и т.д. (и так далее); и др. (и другие); т.к. (так как); и другие

Также установлены стандарты на условные обозначения метрических, стоимостных, математических и других величин: метр – м, грамм – г, гектар – га, минута – мин, рубль – руб., километр в час – км/час и др.

Применять указанные сокращения, а также знаки «№», «%» без соответствующих им цифр не разрешается!

Оформление ссылки (сноски)

При ссылке на литературный источник после упоминания о нем в тексте дипломной работы в квадратных скобках проставляют номер, под которым этот источник значится в списке литературы (например, [10]). В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы (например, [10; стр. 54]).

В случае необходимости можно использовать подстрочные сноски.

Подстрочные сноски оформляются внизу страницы, на которой расположен текст, например, цитата. Для этого в конце текста (цитата) ставиться цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Нумерация подстрочных сносок сквозная по всему тексту дипломной работы.

(Например: ___________________________________________ )

10. Баскаков М.И. Менеджмент. Пособие студентам для подготовки к экзаменам.- М.,2007. – стр. 3-5

Оформление списка используемой литературы

Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу студента.

Сначала в списке литературы перечисляются официальные документы (нормативно-правовые акты государства, субъектов РФ, местных органов власти в следующем порядке: Конституция РФ, законы РФ, указы Президента, постановления Правительства, законы субъектов РФ, решения, положения, инструкции и т.д.) Затем в алфавитном порядке, соблюдая сквозную нумерацию, перечисляются все остальные источники (источники под авторством, источники под редакцией, статьи из журналов и др.).

Порядок составления списка использованных источников таков, сначала приводится литература на русском языке, затем иностранная литература, далее электронные ресурсы и ресурсы Internet.

При оформлении списка литературы выполняются требования ГОСТ 7.1- 84 (Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2001) и ГОСТ 7.1-76 «Библиографическое описание произведений печати», определяющих требования к набору элементов описания каждого издания, последовательности их расположения, применению условных разделительных знаков.

Библиографический список использованной литературы составляется в соответствии с алфавитом. Если список литературы велик, в нем выделяются разделы: «Источники», «Учебники и учебные пособия», «Справочно-информационные издания». Список источников может формироваться по отдельным группам изданий, например:

• законодательные акты;

• нормативные акты;

• государственные стандарты;

• архивные документы и т.д.

Внутри групп источники располагаются по хронологическому принципу.

Примеры библиографического описания изданий представлены в Приложении 7.

Оформление приложений

В приложениях следует помещать вспомогательный и дополнительный материал, который делает текст основной части слишком громоздким.

К вспомогательному материалу могут относиться копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, инструкции, методики, промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты и т.д.

Приложения оформляются как продолжение дипломной работы на его последующих страницах после списка литературы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, который располагается ниже в середине строки.

При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (например, Приложение 1) Нумерация страниц, на которых даются приложения, не предусматривается.

Оформление графической части работы

Оформление графической части дипломной работы может быть выполнено на плакатах (формат А1), в виде раздаточного материала (формат А4) для каждого члена аттестационной комиссии или в электронном варианте в виде презентации в программе Microsoft Office Power Point.

Плакаты выполняются на листах ватмана формата А1 черной тушью. На каждом листе должна быть внешняя рамка, выполненная тонкой линией на расстоянии 5 мм от края листа.

Название плаката пишется крупными печатными буквами в верхней части листа. Графическое оформление плакатов должно быть четким, чтобы демонстрировать их без особых затруднений.

Плакаты должны иллюстрировать содержание дипломной работы; предварительно следует утвердить эскизы плакатов и их количество у научного руководителя.

Студенту следует подумать, какой материал проиллюстрировать для его использования при защите работы.

Перечень рекомендуемых плакатов составляется по согласованию с руководителем выпускной квалификационной работы. Готовятся экземпляры иллюстраций в качестве раздаточного материала членам ГЭК (на формате А-4).

Каждый плакат должен иметь крупный и четкий номер.

В состав обязательных плакатов очень полезен вводный: кратко характеризующий актуальность, цель и задачи, научную новизну и практическую ценность дипломной раьоты.

Плакаты (слайды) - приложения к дипломной работе желательно выполнять ярко, красочно, разнообразно, с хорошей графикой и вкусом, чтобы они отчетливо были видны членам комиссии и гостям на защите, а также заинтересованной аудитории.

Презентация выпускной квалификационной работы оформляется в электронном варианте в программе Microsoft Office Power Point. Структура презентации должна соответствовать структуре доклада и иллюстрировать и дополнять доклад при защите. Число слайдов презентации определяется самим студентом, но необходимо учитывать, что выступление при защите не должно превышать 10 минут.

Первый слайд включает название ВКР, автора, руководителя и год защиты. Второй слайд – цель, задачи и актуальность выбранной темы ВКР. Последующие слайды (2-3) – организационно-экономическая характеристика объекта исследования.

Важным элементом презентации является иллюстрация самостоятельного исследования (краткое изложение третьей главы ВКР) – мероприятия или предложения по совершенствованию предмета исследования, пути улучшения финансового состояния объекта исследования, анализ деятельности объекта исследования и т.д., научная новизна исследования.

Предпоследний слайд – это краткие выводы по результатам проведенного исследования.

Плакаты, иллюстрации хранятся на выпускающей кафедре университета и могут быть использованы в учебном и научном процессах.

Наши рекомендации