Определение характеристик явления

Основанием для постановки такой цели могут быть: 1) обнаруженная исследователем или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент; 2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

Пример 1: Изучить социальные представления об успешном и удачливом человеке.

Пример 2: Изучить особенности личности дошкольников с трудностями в общении: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, специфику реакций во фрустрирующих ситуациях.

Важно помнить, что цель исследования, связанная с выявлением характеристик, особенностей или специфики какого-либо явления, предполагает изучение не только интересующей исследователя группы (дошкольники с трудностями в общении), но и группы сравнения (дошкольники без трудностей в общении). Отсутствие группы сравнения не позволит исследователю получить достоверные результаты и сформулировать убедительные выводы.

Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут предметом его рассмотрения, отмечает противоречивость, недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, понятия, связанные с изучаемым явлением.

Пример: Определить личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы.

Изучение динамики явления

Чаще всего в психологических исследованиях студентов изучается возрастная динамика определенного явления. Важно помнить, что данного рода исследования сочетают в себе использование двух типов организационных методов: 1) метода «поперечных срезов», позволяющего изучить возрастные особенности определенного явления; 2) метода «продольных срезов» (лонгитюда), направленного на изучение динамики явления в ходе развития личности.

Пример: Изучить динамику ответственности в младшем школьном возрасте

Кроме выше перечисленных в качестве целей психологического исследования более высокого уровня (исследования в кандидатской диссертации) могут быть выбраны:

ü Описание нового феномена, эффекта.

ü Выделение общих закономерностей функционирования явления.

ü Адаптация психодиагностической методики.

ü Создание психодиагностической методики.

Задачи исследования

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи делят цель исследования на подцели (цели второго порядка). Последовательность задач отражает логику и характер эмпирического исследования курсовой (дипломной) работы.

Важно обратить внимание на то, что формулировки параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, являются идентичными формулировкам отдельных задач исследования. Количество параграфов эмпирической части, посвященных представлению результатов, как правило, соответствует количеству выдвинутых задач.

Обычно формулировки задач исследования начинаются с глаголов: «выявить», «определить», «изучить» и т.п.

Пример 1

Формулировка задач исследования:

1. Определить преобладающий вид трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучить доминирующий тип корпоративной культуры, а также соотношение имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры в организации.

3. Изучить влияние имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации на различные виды трудовой мотивации сотрудников (внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной).

Формулировка параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, соответствующих задачам исследования:

1. Мотивация труда сотрудников организации: результаты исследования и их обсуждение.

2. Корпоративная культура организации: результаты исследования и их обсуждение.

3. Влияние корпоративной культуры на мотивацию труда сотрудников организации: результаты исследования и их обсуждение.

Пример 2

Формулировка задач исследования:

1. Изучить уровень тревожности супругов.

2. Исследовать степень удовлетворенности браком супругов.

3. Определить взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Формулировка параграфов эмпирической части

1. Уровень тревожности супругов: результаты исследования и их обсуждение.

2. Удовлетворенность браком супругов: результаты исследования и их обсуждение.

3. Взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов: результаты исследования и их обсуждение.

Таким образом, названия параграфов эмпирической части в оглавлении курсовой или дипломной работы указывают на поставленные автором задачи и последовательность их решения (см. Приложение 2).

Гипотезы исследования

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией [9].

В курсовых и дипломных работах студентов, как правило, выдвигаются теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.

Теоретическая гипотеза – научное теоретическое предположение, отражающее определенные закономерности функционирования психических явлений. Это положение может касаться взаимосвязи, взаимовлияния, структуры явлений и т.п. Теоретическая гипотеза формулируется на основании глубокого анализа объекта и предмета исследования, с использованием имеющихся психологических знаний. В теоретической гипотезе отражен недостаточно теоретически доказанный психологический факт, закономерность, что является основанием для формулировки эмпирических гипотез.

Пример 1: Тип корпоративной культуры является фактором формирования трудовой мотивации сотрудников организации.

Пример 2: Представления о профессиональной успешности детерминируют реальную профессиональную успешность личности.

Эмпирическая гипотеза – это научное предположение, проверяемое опытным (эмпирическим) путем. С помощью комплекса эмпирических гипотез осуществляется пошаговая проверка обоснованности выдвинутой теоретической гипотезы. Формулируются эмпирические гипотезы на основании задач исследования.

Эмпирические гипотезы формулируются в виде утверждений, должны быть краткими и лаконичными.

Пример формулировки эмпирических гипотез:

1. У сотрудников организации преобладает внешняя положительная трудовая мотивация.

2. Доминирующим типом корпоративной культуры организации является иерархически–рыночный тип.

3. Реальный и предпочитаемый типы корпоративной культуры организации в оценках сотрудников имеют значимые различия.

4. Адхократический тип корпоративной культуры оказывает значимое влияние на внутреннюю трудовую мотивацию сотрудников организации.

5. Рыночный тип корпоративной культуры влияет на внешнюю положительную трудовую мотивацию сотрудников организации.

6. Клановый и иерархический типы корпоративной культуры оказывают значимое влияние на внешнюю отрицательную трудовую мотивацию сотрудников организации.

Возможны случаи отсутствия эмпирических гипотез в курсовой/дипломной работе. Это связано с осуществлением студентом поискового исследования, когда проводится изучение нового явления, отмечается противоречивость, недостаточность его осмысления в существующих исследованиях.

С информацией о статистических гипотезах можно ознакомиться в параграфе, посвященном представлению результатов эмпирического исследования.

Выборка испытуемых

Выборка – ограниченная по численности группа объектов (в психологии – испытуемых, респондентов) специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств [12, с. 20].

Генеральная совокупность – это все множество объектов, в отношении которого формулируется исследовательская гипотеза [12, с. 19].

Изучение на выборке свойств генеральной совокупности называется выборочным исследованием. Практически все психологические исследования являются выборочными, а их выводы распространяются на генеральные совокупности.

Основное требование к выборке испытуемых – ее репрезентативность – представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какой-либо группы, характеристикам этой группы в целом. [9]. Исследователь должен помнить о возможности распространения выводов конкретного обследования на всю популяцию, частью которой является обследуемая группа.

Необходимо очень внимательно подходить к составлению выборки в испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых,

При проведении психологического исследования, построенного на сравнительном анализе двух и более групп испытуемых, формирование выборки должно осуществляться с учетом принципа уравнивания. Т.е. кроме исследуемого признака группы должны быть равными по всем социально-демографическим и иным признакам, которые могут оказать влияние на результаты исследования.

Пример: В исследовании приняли участие 30 -подростков мужского пола 11-13 лет - воспитанников специальной школы №… г. Омска для детей и подростков с девиантным поведением. Для данных подростков характерны различные формы девиантного поведения: злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, хулиганство, бродяжничество, кражи и др. В качестве группы сравнения выступили 30 подростков мужского пола – учащихся средней общеобразовательной школы №… г. Омска, 11-13 лет, не характеризующиеся (по мнению учителей) девиантным поведением,

Критериями исключения из выборки являются особенности испытуемых, явно выделяющие их из остальной группы. Данные особенности могут оказать значительное влияние на результаты исследования. Например, подростки из общеобразовательной школы, демонстрирующие девиантное поведение (см. выше приведенный пример).

Выделяют два основных типа выборки: вероятностную (построенную на математических и статистических расчетах) и целевую (заданную целью исследования и определяемую доступностью, типичностью и равным представительством испытуемых).

В строгом понимании репрезентативной может быть только вероятностная выборка, т.к. она соответствует принципу рандомизации: одинаково равной вероятности попадания каждого члена генеральной совокупности в выборочную совокупность. Существуют следующие виды вероятностной выборки: простая, случайная, систематическая, стратифицированная, кластерная, многоступенчатая [4; 9; 11; 12].

Чаще всего в психологических исследованиях применяют целевой отбор, используют целевую выборку. Критериями для построения целевой выборки являются: доступность, типичность, равное представительство. В связи с этим можно выделить следующие виды выборки по принципу целевого отбора: выборка на основании принципа доступных случаев; отбор критических, либо типичных случаев; выборка, построенная на основании метода «снежного кома»; квотная выборка.

Выборка на основании принципа доступных случаев – наиболее распространенный вариант выборки испытуемых. Применяется при изучении больших по численности групп испытуемых, не обладающих уникальными, специфическими параметрами.

Выборка по принципу отбора критических либо типичных случаев, построенана основаниитеоретических представлений или предшествующего эмпирического опыта исследователя. Из всей обследуемой совокупности испытуемых отбираются те, которые обладают необходимыми специфическими характеристиками.

Пример: Выборку исследования составляют родители, которыми ситуация поступления их ребенка в школу оценивается как стрессовая.

Выборка, построенная по методу «снежного кома» или методу «редких» совокупностей. Первоначально опрашиваются один или несколько человек интересующей исследователя выборочной совокупности, которые в дальнейшем служат источниками информации о других членах данной совокупности. Выборка расширяется в геометрической прогрессии, подобно формирующемуся «снежному кому». Данный метод применяется тогда, когда испытуемые по различным причинам не афишируют свою принадлежность к той или иной группе людей.

Пример: Выборку составляют ученые, исследования которых касаются узкой научной проблемы.

Квотная выборка связана с разбиением изучаемой совокупности на подгруппы на основании социально-демографических или иных характеристик, которые являются важными для проведения исследования. Опираясь на известные пропорции определенных групп в генеральной совокупности, исследователь выделяет «квоту» для каждой обследуемой подгруппы. (Социально-демографические данные можно найти в статистических сборниках, выпускаемых ежегодно отделами статистики регионов).

Пример: Выборка исследования включает мужчин и женщин предпенсионного возраста – 50-60 лет. По статистике мужчины данного возраста составляют 46%, а женщины – 54 % генеральной совокупности. Следовательно, при общей численности выборки 100 человек должно быть обследовано не менее 46 мужчин и 54 женщин.

Одни из важных вопросов психологического исследования является вопрос объема выборки испытуемых, который должен обеспечивать доказательность выводов научного исследования. Исходя из методов математической обработки, к объему выборки предъявляются следующие требования:

1. Наибольший объем выборки необходим при разработке диагностической методики – от 200 до 1000-2500 человек.

2. При сравнении двух выборок, их общая численность должна быть не менее 50 человек. При этом численность сравниваемых выборок должна быть примерно одинаковой.

3. При изучении взаимосвязи между свойствами, чертами и т.п. объем выборки должен быть не меньше 30-35 человек.

4. Если для обработки данных применяется факторный анализ, важно помнить, что надежные факторные решения можно получить лишь в том случае, если количество испытуемых превышает число регистрируемых переменных в три и более раз.

5. Чем больше изменчивость изучаемого свойства, тем больше объем выборки. Изменчивость можно уменьшить, увеличивая однородность выборки, например, по полу, возрасту и т.д. Но возможности распространения выводов исследования на генеральную совокупность уменьшатся.

6. Целесообразно увеличение количества испытуемых на 5-10 % по сравнению с планируемым, так как часть полученных бланков будет отбракована в ходе исследования (не поняли инструкцию, не приняли задачу, дали отклоняющиеся результаты и т.п.) [4; 9; 11; 12].

Зависимые и независимые выборки

Часто исследование строится таким образом, что свойство, интересующее исследователя, изучается на двух или более выборках с целью их дальнейшего сравнения. Эти выборки могут находиться в различных соотношениях – в зависимости от цели и задач исследования.

Независимые выборки характеризуются тем, что вероятность отбора любого испытуемого из одной выборки не зависит от отбора любого испытуемого другой выборки.

Зависимые выборки характеризуются тем, что каждому испытуемому одной выборки поставлен в соответствие по определенному критерию испытуемый из другой выборки.

Пример 1: Зависимые выборки – два ряда значений, полученных при обследовании одной и той же группы испытуемых: измерено состояние какого-либо свойства «до» и «после» экспериментального воздействия.

В этом случае выборки (одна – «до», другая – «после» воздействия) зависимы в максимально возможной степени, так как они включают одних и тех же испытуемых.

Пример 2: Зависимые выборки: мужья – 1 выборка, жены – 2 выборка.

Пример 3: Зависимые выборки: дети 5-7 лет – 1 выборка, их братья и сестры – 2 выборка.

В примерах 2,3 представлены варианты менее зависимых выборок.

В общем случае зависимые выборки предполагают попарный подбор испытуемых в сравниваемые выборки, а независимые выборки – независимый отбор испытуемых [12].

Описание выборки в курсовой/дипломной работе должно включает в себя: количество испытуемых, гендерный состав, возраст. При необходимости (в соответствии с целью и задачами исследования) важно представить и другие социально-демографические характеристики: уровень образования, семейное положение, национальность, профессиональную принадлежность, социальный, экономический статус, занимаемую должность, в общем, все те данные об испытуемых, которые могли повлиять на результаты исследования.

В случае выполнения исследовании по заказу организации указывают ее название, как в описании выборки, так и в теме работы.

Пример: Влияние стиля управления руководителя на удовлетворенность трудом сотрудников и социально-психологический климат организации (на примере ООО «...»).

При изучении психологических характеристик испытуемых разных возрастных групп важно указать автора возрастной периодизации, которая стала основанием для данного деления испытуемых.

При проведении исследования в медицинском учреждении нужно представить, кроме указанных выше характеристик, названия отделений, медицинские диагнозы больных, фамилию, имя, отчество курирующего специалиста, время проведения исследования, кроме того, нужно охарактеризовать мотивацию участия пациентов в исследовании.

Требования к представлению методов и методик исследования

Выбор методов научного исследования обусловлен объектом, предметом, целью и задачами исследования. При этом часто ограничения, связанные с конкретной исследовательской методикой, заставляют исследователя по-новому формулировать тему, предмет и цель исследования.

Метод эмпирического исследования – способ сбора эмпирических данных.

Методика – форма реализации метода, совокупность приемов, операций (их последовательность, взаимосвязь), а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации [9].

Для сбора первичных данных могут использоваться такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, анализ документов. Необходимо помнить, что каждый из них имеет определенные преимущества и недостатки.

Для обеспечения достоверности научных выводов необходимо уже на ранних стадиях исследования точно определить переменные (зависимые и независимые), которые будут изучаться. Должна быть предусмотрена возможность управления независимой переменной и способы регистрации зависимой переменной. Необходимо спланировать, какие показатели и в каких условиях будут регистрироваться и основанием для каких выводов будут служить. Независимо от типа исследовательских задач необходимо представление полученных эмпирических данных в определенной шкале: номинативной (шкала наименований), порядковой, интервальной (шкала интервалов), шкале отношений.

При выборе методик эмпирического исследования необходимо обращать внимание на их надежность и валидность. Использование конкретной методики предполагает знание условий ее разработки и последующей апробации.

При составлении комплекса психодиагностических методик необходимо руководствоваться принципом дополнительности. Должны дополнять друг друга количественные и качественные, объективные и субъективные данные.

Описание методики в тексте курсовой или дипломной работы должно носить краткий характер и включать указание названия, автора методики, цели и выявляемых параметров. Кроме того, должна быть сделана ссылка на источник, из которого методика была позаимствована. Если методика хорошо известна, используется ее краткая характеристика. В случае применения мало известной методики, делается ее подробное описание в приложении к курсовой/дипломной работе. Описание включает в себя название, автора методики, цель, инструкцию, условия проведения, перечень вопросов или заданий, способы обработки данных, ключи, способы интерпретации результатов.

При проведении исследования с особыми категориями испытуемых (пациенты медицинских учреждений, осужденные, воспитанники детских домов, интернатов и т.д.) необходимо включить в данный раздел, после описания методов и методик, процедуру проведения исследования. При описании процедуры проведения исследования указываются: условия проведения исследования (наличие отдельного помещения), форма проведения исследования (индивидуальная или групповая), введение временных ограничений, способы мотивирования испытуемых на участие в исследовании.

Пример:

Процедура проведения исследования

Исследование проводилось на базе кардиологического отделения Городской клинической больницы №…. Взаимодействие с каждым пациентом проходило индивидуально, в отдельном помещении. Время на заполнение бланков психодиагностических методик не ограничивалось. Перед поведением исследования каждому испытуемому была объяснена цель работы и актуальность исследования.

Наши рекомендации