Введение» в курсовой и дипломной работе
Введение к курсовой или дипломной работе является одной из важнейших частей работы, которая знакомит читателя с изучаемой проблемой. Кроме того, эта часть научной работы является первой. Именно поэтому при написании введения (как и других частей курсовой/дипломной работы) необходимо соблюдать следующие требования: использование научного языка, научного стиля, научной грамотности, соблюдение четкости и логичности в изложении материала и формулировках. Введение должно давать полное представление о цели исследования, т.е. о том, что предполагается изучать в данной работе.
Во введении к научно-исследовательской работе рекомендуется отразить следующие аспекты:
1. четкую постановку, обозначение проблемы исследования;
2. актуальность исследования;
3. степень разработанности проблемы в зарубежной и отечественной науке;
4. теоретическую и практическую значимость исследования.
Другими словами, при написании введения нужно дать ответы на следующие вопросы:
- «В чем проблема исследования и что предполагается изучать?»
- «Насколько актуально, своевременно, необходимо в настоящее время изучать данную проблему?»
- «Насколько данная проблема разработана в зарубежной и отечественной психологической науке?»
- «Требует ли данная проблема дополнительного изучения?»
- «Насколько результаты исследования могут быть полезны для дополнения или уточнения теоретических знаний о проблеме?»
- «Кто может использовать результаты исследования, какое практическое применение они могут найти?».
Во введении, в первую очередь, необходимо четко обозначить проблему научного исследования.
Научная проблема может заключаться в следующем:
- В недостаточной изученности данного вопроса в психологической науке. Так, например, вопрос, который лежит в основе исследования, может быть достаточно хорошо изученным в зарубежной, но практически (или мало) неисследованным остается в отечественной психологии. Также изучаемая проблема может быть достаточно разработанной в рамках других смежных научных направлений (или определенной отрасли психологической науки), но, вместе с тем, оставаться практически неизученной в психологической науке (или определенной отрасли психологической науки). Кроме того, одни стороны проблемы могут быть достаточно хорошо рассмотрены, другие же её стороны – рассмотренными недостаточно.
- В неполноте теоретической и эмпирической научной информации об исследуемом вопросе. Так, например, в научной литературе может быть накоплен достаточно большой объем работ теоретического характера (или информации о результатах эмпирических исследований), но насчитываться слишком мало эмпирических исследований (или теоретических обобщений).
- В недостаточности знаний о специфике изучаемой проблемы в разнообразных ситуациях, возрастных, гендерных, социальных, профессиональных группах. Так, проблема может быть хорошо изученной в рамках одной ситуации, но практически неизученной - в рамках другой. Также постановка проблемы может быть обусловлена тем, что эмпирические исследования по данному вопросу, в основном, проводились с одной или несколькими возрастными (социальными, профессиональными и т.п.) группами, но практически не проводились с другими.
- В наличии противоречивой информации по данному вопросу в работах зарубежных и отечественных психологов. Так, в одних исследованиях может быть показаны одни характеристики, особенности или закономерности, в других – противоположные.
Во-вторых, во введении необходимо обосновать актуальность изучаемой проблемы.
Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:
1. Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению.
2. Потребность в новых фактах, которые позволяют расширить теорию и сферу ее применения.
3. Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.
4. Потребность в методах (технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, реабилитации и т.п.
5. Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.
В-третьих, во введении необходимо отметить теоретическую и практическую значимость данного исследования.
Теоретическая значимость работы может заключаться в дополнении имеющихся научных данных о проблеме, в получении новой информации об изучаемом психологическом явлении или процессе. В курсовых и дипломных работах особенно важным является возможность практического использования результатов проведенного исследования. Практическая значимость исследования может заключаться в возможности использования результатов исследования для разработки программ психологической помощи и обучения, а также в консультационной, коррекционной работе с определенными группами или типами клиентов. Также практическая значимость может быть обусловлена возможностью использования рекомендаций определенными людьми (например, родителями, руководителями подразделений или организаций и т.п.).
Объем введения должен составлять примерно 1,5 - 2 страницы.