Курсовые и дипломные работы по психологии
КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
ПО ПСИХОЛОГИИ
Омск 2009
КУРСОВЫЕ И ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ
Учебно-методическое пособие
Омск 2009
УДК 159.9
ББК 88
К 212
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Л.И. Дементий
кандидат психологических наук, доцент О.Ю. Гроголева
кандидат психологических наук, доцент Н.Н. Карловская
К 212 Курсовые и дипломные работы по психологии: Учеб.- метод. пособие / Сост. А.В. Колодина, К.И. Корнев, Е.М. Коротеева, М.В. Криворучко, Р.К. Куатов, А.Ю. Маленова, С.В. Чернобровкина, И.В. Шагарова. / Под общей редакцией С.В. Чернобровкиной. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2009. – 106 с.
ISBN
Учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам факультета психологии в подготовке курсовых и дипломных работ. Пособие содержит требования к научным работам студентов реферативного и исследовательского плана и включает описание всех разделов курсовой и дипломной работы: введение, теоретическая и эмпирическая части, практические рекомендации, заключение, список литературы, приложения. Кроме того, пособие включает рекомендации к защите курсовых и дипломных и работ, в том числе подготовке компьютерной презентации.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам факультета психологии ОмГУ, может быть полезно начинающим преподавателям – руководителям научных работ студентов, рецензентам, членам аттестационных комиссий.
Авторами соответствующих разделов пособия являются:
Колодина А.В. – часть 1 (§ 1.1., § 1.2.), часть 5, часть 9 (§ 9.1., § 9.3.);
Корнев К.И. – часть 4 (§ 4.3.2.);
Коротеева Е.М. – часть 3 (§ 3.1., § 3.4., § 3.5.);
Криворучко М.В. – часть 1 (§ 1.3.), часть 4 (§ 4.3.3.), часть 7, часть 8;
Куатов Р.К. – часть 9 (§ 9.4.);
Маленова А.Ю. – часть 4 (§ 4.3.1., § 4.3.4.);
Чернобровкина С.В. – часть 3 (§ 3.3., § 3.5., § 3.6.), часть 4 (§ 4.1., § 4.2.),
часть 9 (§ 9.2., § 9.5), часть 10, Приложения;
Шагарова. И.В. – часть 2, часть 6.
УДК 159.9
ББК 88
ISBN Омский госуниверситет, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 6
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.. 8
1.1. Основные этапы и сроки выполнения курсовой и дипломной работы.. 9
1.2. Требования к содержанию и структуре курсовой и дипломной работы.. 10
1.3. Требования к оформлению курсовой и дипломной работы.. 15
2. «ВВЕДЕНИЕ» В КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ.. 18
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 21
3.1. Общая характеристика теоретической части курсовой и дипломной работы.. 21
3.2. Структура и содержание теоретической части курсовой и дипломной работы.. 22
3.3. Рекомендации по изучению литературы.. 25
3.4. Общие требования к стилистике научного текста. 27
3.5. Правила работы с чужой информацией: цитирование и перефразирование. Плагиат в студенческих работах. 30
3.6. Выводы по теоретической части исследования. 37
4. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 39
4.1. Назначение и структура эмпирической части курсовой и дипломной работы.. 39
4.2. Раздел: «Организация и методы исследования». 39
4.2.1. Рабочая концепция исследования. 39
4.2.2. Объект и предмет исследования. 41
4.2.3. Цель исследования. 42
4.2.4. Задачи исследования. 44
4.2.5.Гипотезы исследования. 45
4.2.6. Выборка испытуемых. 46
4.2.7. Требования к представлению методов и методик исследования. 50
4.2.8. Описание методов статистической обработки эмпирических данных. 52
4.3. Описание результатов эмпирического исследования. 54
4.3.1. Требования к представлению результатов эмпирического исследования. 54
4.3.2. Методы количественного анализа эмпирических данных. 59
4.3.3. Правила оформления таблиц и рисунков. 62
4.3.4. Выводы по эмпирической части исследования. 62
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ.. 62
6. «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» В КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ.. 62
7. ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА.. 62
8. «ПРИЛОЖЕНИЕ» В КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ.. 62
9. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 62
9.1. Подготовка к защите курсовой и дипломной работы.. 62
9.2. Процедура защиты курсовой и дипломной работы.. 62
9.3. Критерии оценки курсовой и дипломной работы.. 62
9.4. Подготовка электронной презентации курсовой/дипломной работы.. 62
9.5. Правила оформления тезисов по курсовой и дипломной работе. 62
10. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ... 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 62
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 62
Приложение 1. Образец оформления титульного листа и оглавления дипломной работы 62
Приложение 2. Образец оформления оглавления дипломной работы.. 62
Приложение 3. Образец оформления титульного листа курсовой работы (3, 4 курс) 62
Приложение 4. Образец оформления оглавления курсовой работы (3, 4.курс) 62
Приложение 5. Образец оформления титульного листа курсовой работы (2 курс) 62
Приложение 6. Образец оформления оглавления курсовой работы (2.курс) 62
Приложение 7. Образец отзыва научного руководителя. 62
Приложение 8. Структура рецензии на дипломную работу студента. 62
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое вниманию читателей учебно-методическое пособие предназначено специально для студентов факультета психологии Омского государственно университета им. Ф.М. Достоевского и отражает требования к подготовке, оформлению и процедуре защиты курсовых и дипломных работ.
При формулировке требований к курсовой/дипломной работе студентов коллектив преподавателей факультета психологии Омского государственно университета им. Ф.М. Достоевского исходит из общих требований к научным работам по психологии. Поэтому студент, эффективно освоивший правила подготовки курсовых/дипломных работ и получивший отличные оценки на защите, может пробовать себя в научной работе более высокого уровня, связанной с выполнением диссертационных исследований.
Важно помнить, что подготовка курсовой и дипломной работы – это длительный, требующий больших усилий процесс. Данное учебно-методическое пособие поможет студентам сформировать адекватное представление о нем, правильно спланировать и распределить время, воспользоваться рекомендациями при подготовке теоретической и эмпирической частей исследования.
Подготовка курсовой работы в последний момент никогда не приводит к получению интересного, глубокого результата. У студентов остается чувство неудовлетворенности от выполненной работы, нежелание продолжать начатое научное исследование.
Поэтому коллектив преподавателей факультета психологии Омского государственно университета им. Ф.М. Достоевского, предлагая данное учебно-методическое пособие, искренне надеется на повышение уровня осознанности и организованности деятельности студентов при подготовке курсовых и дипломных работ.
Несомненно, основным залогом успешного написания курсовой работы являются систематические консультации с научным руководителем. Данное пособие в значительной степени освободит научных руководителей от необходимости объяснять многие методические и технические детали, и они смогут больше внимания уделять совместному со студентами творческому научному поиску.
Учебно-методическое пособие по своей структуре повторяет структуру курсовой/дипломной работы, в связи с чем, читатель может обратиться к любому интересующему разделу. При этом коллектив авторов рекомендует для создания целостного представления о подготовке курсовой/дипломной работы каждому студенту хотя бы одни раз прочесть пособие целиком.
Пособие содержит большое количество примеров, взятых из студенческих работ разных лет, что, несомненно, поможет студентам осмыслить все основные требования и необходимые составляющие курсовой/дипломной работы.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
Курсовая работа -это самостоятельная учебная работа студента, выполняемая с целью развития его научно-исследовательских умений и навыков. При выполнении курсовой работы студент знакомится с основными проблемами психологической науки, прикладными исследованиями по выбранной тематике, развивает умение работать с научной литературой и периодическими изданиями, учится моделировать и проводить эмпирическое исследование, а также формирует навык грамотного изложения мысли в соответствии с требованиями науки.
Тематика реферативных, курсовых и дипломных работ разрабатывается преподавателями кафедр общей и социальной психологии факультета психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и доводится до сведения студентов. Конкретная формулировка темы и план ее разработки совместно вырабатываются студентом и научным руководителем.
Наиболее оптимальным вариантом формирования научно-исследовательских умений студента является вариант, когда выполняемые им на каждом году обучения курсовые работы имеют преемственность и представляют собой последовательное научное развитие темы.
При этом студент также имеет право выбора новой темы и нового научного руководителя на каждом курсе обучения.
Требования к содержанию и структуре курсовой и дипломной работы
Общие требования к курсовой работе реферативного типа (2 курс)
Курсовая работа на 2 курсе способствует формированию научного психологического мировоззрения студента посредством знакомства и анализа научной литературы по выбранной тематике, проблеме и носит реферативный характер.
Реферат– форма самостоятельной работы, направленная на детальное знакомство с какой-либо проблемой в рамках определенного научного направления.
Основная задача реферативной работы - это углубленное изучение научной проблемы, а также краткое изложение содержания проанализированной научной литературы по изучаемой теме.
Реферативная работа имеет следующую структуру:
1. Введение - включает определение актуальности изучения заявленной проблемы, степени ее разработанности в современной психологической науке зарубежными и отечественными авторами, выделение проблемного поля изучения; примерный объем 1,5 – 2 стр.
2.Теоретическая часть- как правило, включает в себя 2 и более главы. Представляет собой описание и оценку состояния проблемы в отечественной и зарубежной науке, а также анализ имеющихся эмпирических исследований, проведенных в контексте изучаемой темы. Теоретический анализ проблемы позволяет исследователю осознать ключевые позиции ученых, их противоречивость, либо согласованность, выявить наиболее и наименее изученные стороны проблемы, возможности практического приложения накопленных знаний. Таким образом, текст курсовой работы должен отражать умение студента выделить проблему, последовательно, обоснованно и научно излагать сущность рассматриваемой проблемы в контексте современной психологической науки, а также степень глубины осознания проблемы; оптимальный объем 25-30 стр.
3. Выводы -отражают результаты проведенного теоретического анализа проблемы и основные научные положения относительно сущности рассматриваемого явления.
4. Заключение -включает краткое изложение проделанной работы в рамках теоретического исследования проблемы, а также дальнейшие перспективы теоретического и эмпирического исследования в рамках заявленной тематики.
5. Список использованных источников -предполагает отражение всей научной литературы и периодических изданий, которые использовались в процессе анализа выбранной проблемы. На 2 курсе в рамках подготовки курсовой работы должно быть использовано не менее 15 источников.
Рекомендации по изучению литературы
Приступая к работе над теоретическим анализом, необходимо помнить, что научная и специальная литература издается, как правило, ограниченным тиражом. Поэтому нужно рассчитывать, на то, что знакомство с ней будет происходить, прежде всего, в читальных залах библиотеки.
При необходимости можно сделать ксерокопии наиболее важных фрагментов и материалов изучаемых публикаций. Это более целесообразно, чем переписывать источник или его большие фрагменты.
При первоначальном знакомстве с книгой полезно сначала внимательно изучить аннотацию, оглавление, введение, заключение, список литературы, а также бегло просмотреть ее. Это даст общее представление о проблематике и круге вопросов, освященных в книге, значении, которое она может иметь в раскрытии темы курсовой/дипломной работы. Предварительный просмотр книги позволяет определить, читать ли ее всю или достаточно познакомиться с отдельными разделами. Первоначальному знакомству с книгой помогает беглое (просмотровое) чтение, которое дает возможность уловить общие идеи, проблемы, цель, задачи и т.п. не вдаваясь в детали. Аналогичный алгоритм беглого просмотра необходимо использовать при знакомстве с журнальными статьями. Главная цель такого изучения литературы – поиск в книгах и статьях нужной информации по теме. Необходимо выбрать в источнике то главное, что важно для вас, как для исследователя, а не для автора (совпадение ваших точек зрения в этом отношении возможно, но необязательно).
После беглого ознакомления с научной литературой студент переходит к ее тщательному изучению. При внимательном аналитическом чтении нужно делать записи. Такие записи могут быть в форме выписок, тезисов или конспекта.
Тезисы – вид записи при чтении книги (статьи), представляющий собой сжатое изложение основных мыслей прочитанного текста, основных идей или ключевых положений всего источника либо его фрагмента. Тезисы позволяют обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках.
Конспектирование – систематизированная, логически связанная форма записи информации, относящейся к определенному разделу или научному источнику в целом. В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы.
Прежде чем делать выписки или конспектировать источник, необходимо зафиксировать его точное библиографическое описание (выходные данные): фамилию, и. о. автора, название, город, название издательства, год, количество страниц. Эта информация потребуется при оформлении списка литературы.
Конспектирование источника должно определяться следующим принципом: «сначала понять, а потом записывать». Нецелесообразно выписывать что-либо без понимания содержания, в надежде на последующее прочтение записи и понимание. Изучение и конспектирование книги или статьи не должно превращаться в самоцель, оно должно быть направлено на поиск только той информации, которая необходима для раскрытия темы работы. Необходимо стремиться к вычленению, прежде всего, того, что нужно по изучаемой проблеме. Остальные фрагменты изучаемого источника могут остаться непрочитанными, если в этом нет необходимости.
Выписки и цитаты могут быть в виде прямой или косвенной речи. Прямые цитаты – дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, в которых содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. При использовании цитат в виде косвенной речи мысли автора излагаются в пересказе. Большие отрывки текста, которые нецелесообразно цитировать в полном объеме, надо стараться записывать своими словами, сокращая формулировку и сжато излагая содержание. Как в случае прямого, так и в случае косвенного цитирования в конспекте нужно фиксировать номера страниц, на которых эта информация содержится. В дальнейшем это пригодится при оформлении ссылок в курсовой/дипломной работе [4].
3.4. Общие требования к стилистике научного текста
Курсовая работа и дипломный проект - это квалификационные работы, по качеству которых делают вывод об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента. Поэтому очень важно не только то, как раскрыта тема, какие используются источники, но и язык, стиль, общая манера подачи содержания.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что студенческая курсовая или дипломная работа относится к строго определенному жанру: это научное произведение. Поэтому она должна соответствовать требованиям этого жанра и выполняться в стилистике научного текста. Письменная научная речь строится согласно определенным правилам - так называемым правилам академического этикета - и сложившейся в ученом сообществе традиции публично излагать свои мысли с опорой на привлекаемые для их обоснования концепции. Эти неписаные правила и традиции направлены на соблюдение авторских прав, корректность в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, отсутствие смысловых искажений, фальсификаций.
Для научного текста характерен формально-логический способ изложения, подчиняющий себе все используемые автором языковые средства. Изложение такого рода должно быть целостным и объединенным единой логической связью, поскольку преследует единую цель - обосновать и доказать ряд теоретических положений. Это значит, что научный текст отличает прагматическое построение. В нем все направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели. В научном тексте является лишним и ненужным все то, что прямо не работает на реализацию цели. Культура научного изложения материала предполагает максимальную точность и лаконичность, аргументированность и доказательства. И используемые в нем средства выражения, прежде всего, должны отличаться смысловой ясностью.
Ключевые слова научного текста - это не просто слова, а понятия. Необходимо следить за тем, чтобы значение используемых терминов соответствовало принятому в данной дисциплине употреблению. Нередки случаи, когда одно и то же слово используется в качестве термина в нескольких смежных научных дисциплинах, и при этом в него вкладываются отличающиеся друг от друга значения. Например, слово «личность» представляет собой термин психологии и одновременно социологии, причем его смысловые границы в психологии и социологии различны. Поэтому возможны случаи искажений смысла работы из-за того, что используемый термин наделяется значением, которое в него вкладывается другой дисциплиной.
Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Так, вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного выше. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что...» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано сейчас, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем»выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что сейчас будет сказано. Обороты типа «рассмотрим подробнее...» или «перейдем теперь к...» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к новой невыделенной особой рубрикой части изложения.
Научная речь имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, отличающиеся от других разновидностей письменной речи. Ее грамматика характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого, например, исследование, рассмотрение, подтверждение и т. п. Это объясняется тем, что научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас состоянии дел.
Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте. Показателем культуры научной речи и профессионализма исследователя является высокий процент в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности и смысловой бедности изложения. Однако следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких сложных предложений, читая которые, к концу забываешь, о чем говорилось в начале.
Установившаяся традиционно форма подачи научного текста предполагает максимальную отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств - например, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями типа «выявлено несколько новых принципов», ведением изложения от третьего лица и т. д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа - «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа - «мы». Образуются конструкции типа «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Такое словоупотребление, во-первых, придает тексту видимость большей объективности. Во-вторых, когда авторство выражается местоимением «мы», создается впечатление, что за автором как единичным субъектом стоит группа людей - научная школа, направление, единомышленники. Наконец, использование слова «мы» вместо «я» выглядит скромнее и в силу этого более соответствует неписаным требованиям академического этикета: автор не выпячивает свой личный вклад, а наоборот, делает его как бы достоянием всего ученого сообщества.
Тем не менее, текст не должен сплошь пестреть словом «мы», для стилистического разнообразия стоит прибегать и к другим конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.
Смысловая точность и ясность изложения достигается вдумчивым использованием слов и терминов. Не стоит без необходимости вводить в текст слова иностранного происхождения, когда можно обойтись их русскими синонимами. Иногда недобросовестные авторы студенческих работ, стремясь замаскировать бедность мыслей или недостаточную компетентность, придать тексту наукообразие, стараются специально сделать его как можно более непонятным, вводя в него без надобности иностранные слова, запутанные синтаксические конструкции, канцеляризмы. Все это только ухудшает впечатление от работы.
Нужно по возможности избавляться и от оборотов и выражений, имеющих слишком неопределенный в контексте вашей работы смысл. Например, часто бывает, что за туманными словами «вполне очевидно» скрывается просто неумение автора внятно аргументировать то, что кажется ему столь «очевидным». Иногда неопределенность тексту придает непродуманный порядок слов в предложении или словосочетании. В предложении «Четыре подобных автомата обслуживают несколько тысяч человек» нет ошибки, но из него совершенно непонятно, кто кого обслуживает - автоматы людей или наоборот. Чтобы в вашем тексте не возникали подобные несуразности, старайтесь вдумчиво перечитывать несколько раз каждое предложение.
В тексте не должно быть многословия, смыслового дублирования, тавтологий. Его не стоит загромождать витиеватыми канцелярскими оборотами, ненужными, паразитарными по своей природе повторами. Не стоит употреблять в тексте слова и термины, точное значение которых автору неизвестно.
Цель исследования
Цель психологического исследования – желаемый конечный результат, благодаря достижению которого разрешается научная проблема, имеющая теоретико-познавательный или прикладной характер.
Обычно в рамках курсовых и дипломных работ формулируются следующие виды целей [9]:
Открытие новой (другой) природы явления
Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут предметом его рассмотрения, отмечает противоречивость, недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, понятия, связанные с изучаемым явлением.
Пример: Определить личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы.
Изучение динамики явления
Чаще всего в психологических исследованиях студентов изучается возрастная динамика определенного явления. Важно помнить, что данного рода исследования сочетают в себе использование двух типов организационных методов: 1) метода «поперечных срезов», позволяющего изучить возрастные особенности определенного явления; 2) метода «продольных срезов» (лонгитюда), направленного на изучение динамики явления в ходе развития личности.
Пример: Изучить динамику ответственности в младшем школьном возрасте
Кроме выше перечисленных в качестве целей психологического исследования более высокого уровня (исследования в кандидатской диссертации) могут быть выбраны:
ü Описание нового феномена, эффекта.
ü Выделение общих закономерностей функционирования явления.
ü Адаптация психодиагностической методики.
ü Создание психодиагностической методики.
Задачи исследования
Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи делят цель исследования на подцели (цели второго порядка). Последовательность задач отражает логику и характер эмпирического исследования курсовой (дипломной) работы.
Важно обратить внимание на то, что формулировки параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, являются идентичными формулировкам отдельных задач исследования. Количество параграфов эмпирической части, посвященных представлению результатов, как правило, соответствует количеству выдвинутых задач.
Обычно формулировки задач исследования начинаются с глаголов: «выявить», «определить», «изучить» и т.п.
Пример 1
Формулировка задач исследования:
1. Определить преобладающий вид трудовой мотивации сотрудников организации.
2. Изучить доминирующий тип корпоративной культуры, а также соотношение имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры в организации.
3. Изучить влияние имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации на различные виды трудовой мотивации сотрудников (внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной).
Формулировка параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, соответствующих задачам исследования:
1. Мотивация труда сотрудников организации: результаты исследования и их обсуждение.
2. Корпоративная культура организации: результаты исследования и их обсуждение.
3. Влияние корпоративной культуры на мотивацию труда сотрудников организации: результаты исследования и их обсуждение.
Пример 2
Формулировка задач исследования:
1. Изучить уровень тревожности супругов.
2. Исследовать степень удовлетворенности браком супругов.
3. Определить взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.
Формулировка параграфов эмпирической части
1. Уровень тревожности супругов: результаты исследования и их обсуждение.
2. Удовлетворенность браком супругов: результаты исследования и их обсуждение.
3. Взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов: результаты исследования и их обсуждение.
Таким образом, названия параграфов эмпирической части в оглавлении курсовой или дипломной работы указывают на поставленные автором задачи и последовательность их решения (см. Приложение 2).
Гипотезы исследования
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией [9].
В курсовых и дипломных работах студентов, как правило, выдвигаются теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.
Теоретическая гипотеза – научное теоретическое предположение, отражающее определенные закономерности функционирования психических явлений. Это положение может касаться взаимосвязи, взаимовлияния, структуры явлений и т.п. Теоретическая гипотеза формулируется на основании глубокого анализа объекта и предмета исследования, с использованием имеющихся психологических знаний. В теоретической гипотезе отражен недостаточно теоретически доказанный психологический факт, закономерность, что является основанием для формулировки эмпирических гипотез.
Пример 1: Тип корпоративной культуры является фактором формирования трудовой мотивации сотрудников организации.
Пример 2: Представления о профессиональной успешности детерминируют реальную профессиональную успешность личности.
Эмпирическая гипотеза – это научное предположение, проверяемое опытным (эмпирическим) путем. С помощью комплекса эмпирических гипотез осуществляется пошаговая проверка обоснованности выдвинутой теоретической гипотезы. Формулируются эмпирические гипотезы на основании задач исследования.
Эмпирические гипотезы формулируются в виде утверждений, должны быть краткими и лаконичными.
Пример формулировки эмпирических гипотез:
1. У сотрудников организации преобладает внешняя положительная трудовая мотивация.
2. Доминирующим типом корпоративной культуры организации является иерархически–рыночный тип.
3. Реальный и предпочитаемый типы корпоративной культуры организации в оценках сотрудников имеют значимые различия.
4. Адхократический тип корпоративной культуры оказывает значимое влияние на внутреннюю трудовую мотивацию сотрудников организации.
5. Рыночный тип корпоративной культуры влияет на внешнюю положительную трудовую мотивацию сотрудников организации.
6. Клановый и иерархический типы корпоративной культуры оказывают значимое влияние на внешнюю отрицательную трудовую мотивацию сотрудников организации.
Возможны случаи отсутствия эмпирических гипотез в курсовой/дипломной работе. Это связано с осуществлением студентом поискового исследования, когда проводится изучение нового явления, отмечается противоречивость, недостаточность его осмысления в существующих исследованиях.
С информацией о статистических гипотезах можно ознакомиться в параграфе, посвященном представлению результатов эмпирического исследования.
Выборка испытуемых
Выборка – ограниченная по численности группа объектов (в психологии – испытуемых, респондентов) специально отбираемая из генеральной совокупности для изучения ее свойств [12, с. 20].
Генеральная совокупность – это все множество объектов, в отношении которого формулируется исследовательская гипотеза [12, с. 19].
Изучение на выборке свойств генеральной совокупности называется выборочным исследованием. Практически все психологические исследования являются выборочными, а их выводы распространяются на генеральные совокупности.
Основное требование к выборке испытуемых – ее репрезентативность – представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какой-либо группы, характеристикам этой группы в целом. [9]. Исследователь должен помнить о возможности распространения выводов конкретного обследования на всю популяцию, частью которой является обследуемая группа.
Необходимо очень внимательно подходить к составлению выборки в испытуемых в эмпирическом исследовании. Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых,
При проведении психологического исследования, построенного на сравнительном анализе двух и более групп испытуемых, формирование выборки должно осуществляться с учетом принципа уравнивания. Т.е. кроме исследуемого признака группы должны быть равными по всем социально-демографическим и иным признакам, которые могут оказать влияние на результаты исследования.
Пример: В исследовании приняли участие 30 -подростков мужского пола 11-13 лет - воспитанников специальной школы №… г. Омска для детей и подростков с девиантным поведением. Для данных подростков характерны различные формы девиантного поведения: злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами, хулиганство, бродяжничество, кражи и др. В качестве группы сравнения выступили 30 подростков мужского пола – учащихся средней общеобразовательной школы №… г. Омска, 11-13 лет, не характеризующиеся (по мнению учителей) девиантным поведением,
Критериями исключения из выборки являются особенности испытуемых, явно выделяющие их из остальной группы. Данные особенности могут оказать значительное влияние на результаты исследования. Например, подростки из общеобразовательной школы, демонстрирующие девиантное поведение (см. выше приведенный пример).
Выделяют два основных типа выборки: вероятностную (построенную на математических и статистических расчетах) и целевую (заданную целью исследования и определяемую доступностью, типичностью и равным представительством испытуемых).
В строгом понимании репрезентативной может быть только вероятностная выборка, т.к. она соответствует принципу рандомизации: одинаково равной вероятности попадания каждого члена генеральной совокупности в выборочную совокупность. Существуют следующие виды вероятностной выборки: простая, случайная, систематическая, стратифицированная, кластерная, многоступенчатая [4; 9; 11; 12].
Чаще всего в психологических исследованиях применяют целевой отбор, используют целевую выборку. Критериями для построения целевой выборки являются: доступность, типичность, равное представительство. В связи с этим можно выделить следующие виды выборки по принципу целевого отбора: выборка на основании принципа доступных случаев; отбор критических, либо типичных случаев; выборка, построенная на основании метода «снежного кома»; квотная выборка.
Выборка на основании принципа доступных случаев – наиболее распространенный вариант выборки испытуемых. Применяется при изучении больших по численности групп испытуемых, не обладающих уникальными, специфическими параметрами.
Выборка по принципу отбора критических либо типичных случаев, построенана основаниитеоретических представлений или предшествующего эмпирического опыта исследователя. Из всей обследуемой совокупности испытуемых отбираются те, которые обладают необходимыми специфическими характеристиками.
Пример: Выборку исследования составляют родители, которыми ситуация поступления их ребенка в школу оценивается как стрессовая.
Выборка, построенная по методу «снежного кома» или методу «редких» совокупностей. Первоначально опрашиваются один или несколько человек интересующей иссл