Объем и структура научных работ (курсовые и дипломные работы)

Существуют общие правила, регламентирующие написание науч­ных работ собственно научного стиля.

Объем курсовой работы меняется от курса к курсу и составляет не менее 15—25 страниц. Объем выпускной квалификационной работы зависит от ее формы: для бакалаврской работы он составляет 30—50 страниц; для дипломной работы — 60—80 страниц; для маги­стерской работы — 75—100 страниц. Данные цифры являются при­близительными и зависят от темы ВКРили определяются требова­ниями выпускающей кафедры вуза.

Структура учебной научной работы, независимо от ее формы, яв­ляется следующей: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы (для диплом­ной работы и магистерской диссертации — библиографический спи­сок), приложение.

Титульный лист.Прежде всего следует обратить внимание на оформление титульного листа. Он является первой страницей науч­ной работы, хотя номер страницы на нем не проставляется. Как пра­вило, его заполняют по образцу, установленному вузом. Кроме того, здесь необходимо указать ученую степень (кандидат ... наук, доктор ... наук) и должность (профессор, доцент, ст. преподаватель) научного руководителя, консультанта, рецензента.

Содержание научной работы.В содержании отражается формализо­ванная структура научной работы. Содержание научной работы вклю­чает введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов, за­ключение, список использованной литературы (библиографический список для дипломных работ и магистерских диссертаций), а также, если имеются в наличии, приложения с указанием номеров страниц. Наименования всех структурных частей работы должны соответство­вать названиям разделов, подразделов и пунктов основной части.

Введение.Введение научной работы является важнейшим струк­турным элементом исследования и представляет собой ее разверну­тый план. Написав введение, автор определяет архитектуру исследо­вания, пути поиска ответов на все поставленные вопросы. Присту­пать к работе над ним следует, собрав и проанализировав имеющийся

материал и составив план. В зависимости от формы научной работы (курсовая, бакалаврская, дипломная работы или магистерская дис­сертация) объем введения меняется и содержит не все структурные элементы. Обязательными для всех форм учебных научных работ яв­ляются актуальность, объект, предмет, цель, задачи ,информационная база, методы исследования, теоретическая значимость, прак­тическая значимость. В выпускных квалификационных работах, по­мимо прочего, указывают материал исследования, его научную но­визну, приводят сведения об апробации работы и ее структуре. Для магистерской диссертации, а нередко и для дипломной работы, обя­зательны также положения, выносимые на защиту. Ниже приведены структурные элементы введения в той последовательности, которая соответствует логике построения научной работы.

1. Актуальность исследования. Обоснование актуальности — обяза­тельное требование к любой научной работе. Для этого необходимо четко сформулировать аргументы в защиту своей позиции, а также обратить внимание на оценку степенитеоретической разработанно­сти проблемы и необходимости ее дальнейшего научного изучения.

2.Историография исследования (информационная база).Под историографией работы под­разумевается корпус научных источников, на основании которых она строится. К таковым могут относиться словари, учебные пособия (для курсовых работ), монографии, диссертации/авторефераты, статьи, обзоры, рецензии и пр. Показывая знание истории вопроса, при пе­речислении источников целесообразно систематизировать их по сте­пени значимости: отделить фундаментальные работы от прикладных, отечественные от зарубежных. Перечислять фамилии ученых, занимающихся данной проблемой, следует в алфавитном порядке.

Главный итог историографического обзора — выявление состоя­ния научной разработанности темы.

3. Объект и предмет исследования.С формулированием понятий
«объект» и «предмет» исследования часто возникают сложности. Объект — это область действительности, на которую направлена поиско­вая деятельность исследователя. Предмет — это часть объекта иссле­дования, которая требует осмысления. Самая общая формулировка, помогающая понять различие между объектом и предметом, заключа­ется в том, что объект исследования всегда гораздо шире предмета. Предмет, как правило, является характеристикой объекта и находит выражение в названии темы научной работы.

4. Постановка цели и задач научной работы.Цель исследования —

это предполагаемый результат научного процесса и его отношение либо к общественной практике, либо к развитию самой науки. Задачи исследования — направления, изучение которых обеспечит автору достижение поставленной им цели. Как правило, цель исследования одна (в магистерской диссертации их может быть несколько), тогда как задачи исследования, конкретизируя поэтапное изучение мате­риала, четко формулируются и составляют не менее 3—4 пунктов для курсовых, бакалаврских работ и более для дипломной работы и маги­стерской диссертации.

5. Методы исследования.Метод — это способ достижения цели,
определенным образом упорядоченная деятельность. Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподно­сить его в работе.

Выбор методов исследования определяется темой научной работы.

6. Материал исследования.В качестве материала исследования сле­дует назвать авторов анализируемых или изучаемых текстов, указать другие источники исследования, привести статистические данные.

II.Структура работы.Необходимо привести данные о структуре научной работы.

Рекомендуется писать окончательный вариант введения после того, как написана основная часть работы. Пример написания введе­ния приведен в Приложении А.

Основная часть. Основная часть научной работы показывает уме­ние автора последовательно располагать и систематизировать матери­ал, формулировать мысли. Необходимое требование — это логич­ность изложения материала и указание источников при их цитирова­нии в сносках или ссылках. Данную часть работы необходимо разбить на главы, которые, в свою очередь, — на параграфы. Чему именно по­священы конкретные главы и параграфы, раскрывается в их назва­нии. Заголовки глав и параграфов без изменения воспроизводятся в содержании научной работы.

Научная работа, как правило, делится на две главы, одна из кото­рых является теоретической, вторая — практической. В первой главе раскрываются основные понятия и сущность изучаемого явления, приводится обзор истории вопроса и степень его изученности. Вторая глава — это анализ собранного студентом материала с опорой на тео­ретические знания, изложенные в первой главе.Рекомендуется да­вать промежуточные выводы (или резюме) в конце каждой главы, впоследствии они могут быть использованы их при составлении за­ключения всей работы.

При написании глав основной части, и особенно теоретической, следует помнить, что работа — компиляция фрагментов уже опубли кованных статей и книг. Основная часть представляет собой структу­ру, которая наполнена научным содержанием: фактами, данными, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т. д. Здесь необходимо изложение нового: обобщения сведений, почерп­нутых из обширной литературы, материалов исследований, в которых проявляется авторское видение проблемы и предлагаются варианты ее решения. Поэтому автор работы должен не только излагать взгля­ды ученых на рассматриваемые проблемы, но и высказывать свое мнение о них. При этом рекомендуется не только отметить согласие или несогласие с позицией того или иного исследователя, но и выра­зить собственное мнение. Формулируя свою точку зрения, выпуск­ник должен привести необходимые аргументы, показать теоретиче­скую и практическую значимость высказанного положения, проил­люстрировать его примерами.

Для аргументированного изложения теоретической части (особен­но при освещении истории вопроса, в случае дефиниции понятий, при описании имеющихся классификаций) недопустимо переписывание, следует ссылаться на ученых, занимающихся разработкой данной про­блемы, и приводить в тексте цитаты. Необходимо помнить о том, что присвоение чужих мыслей является плагиатом и нарушением автор­ских прав. Как правило, цитаты уместны в теоретической главе, неже­лательны в практической части и неуместны в обобщениях.

При делении основного текста работы на части необходимо учи­тывать следующие логические правила:

1. Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержа­ние относящегося к ним текста, быть по возможности лаконичными, однако чрезмерная краткость нежелательна.

2.Основания деления на главы и параграфы остаются неизмен­ными на всем протяжении работы и основаны на логике изложения.

3.Содержание главы равно содержанию входящих в нее параграфов.

4.Абзацы одного параграфа или главы должны быть по смыслу последовательно связанными, а компоненты содержания параграфов внутри главы — равноправными по отношению друг к другу.

5.Деление текста работы на части проводится последовательно, без пропусков важных мыслей и без излишнего дробления материала.

Объем основной части курсовой работы значительно меньше, чем бакалаврской, дипломной работ и магистерской диссертации.

Заключение. Как и введение, оно является важнейшим структур­ным элементом научной работы. В этом разделе подводятся итоги проделанной научной работы и даются краткие выводы, отражающие решения поставленных задач. Выводы формулируют четко и лаконич­но, при этом они должны быть понятны без чтения основного текста работы. Выводы — не повторение приведенных в работе данных, а их обобщение. Недопустимы в заключении описания общеизвестных положений и ничего не значащие общие фразы. Выводы излагают в виде пронумерованных арабскими цифрами абзацев в соответствии с логикой построения научной работы. В заключении может быть вы­сказана позиция автора по рассматриваемой проблеме и указаны пер­спективы дальнейшей разработки темы. Образец написания заключе­ния приведен Приложении Б.

Список использованных источников.Представляет собой пронуме­рованный насквозь перечень источников в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте рабо­ты. Вначале перечисляется произведения на русском языке, затем — па иностранных. Список использованной литературы является струк­турным элементом курсовой и бакалаврской работы.

Приложение А

Пример написания введения

Курсовая работа на тему:

«Особенности употребления окказиональных слов в зависимости

от функционального стиля»

Настоящая работа выполнена в русле лексикологии и словообразова­ния. Окказиональное слово исследуется как разноплановое явление, ко­торое, во-первых, связано с взаимодействием языка и речи. С одной сто­роны, окказиональное слово является продуктом речевой деятельности, с другой — именно языковая система позволяет создавать окказионализмы по определенным моделям и является тем контрастирующим фоном, на котором выделяется окказиональность. Во-вторых, окказиональное слово представляет собой важное стилсобразующее средство в системе языка.

К исследованию словотворчества в разное время обращались многие лингвисты. На важность изучения окказионализмов в художественных текстах указывали Н.Г. Бабенко, Г.О. Винокур, М.Л. Гаспаров. Особен­ности их словообразовательных моделей на примере русского языка рас­сматриваются в работах Е.А. Земской и В.П. Изотова.

В настоящее время индивидуальное авторское словотворчество все больше привлекает исследователей. Исследователи этой проблемы обра­щают свой взгляд на различные ее аспекты: языковой статус индивиду­альных новообразований, способы словотворчества, продуктивность и функции авторских новообразований в художественных текстах разных родов и жанров литературы, в том числе и в поэтических произведениях, и в идиолектах отдельных писателей, взаимоотношения между узуальны­ми и неузуальными новообразованиями, возможности пополнения ново­образованными словами лексической системы языка и др. Значительный круг вопросов, связанных с изучением окказионального слова, свидетель­ствует о недостаточной глубине исследования данного феномена. В этом заключается актуальность выбора данной темы.

Объектомисследования являются окказиональные слова как источ­ник пополнения словарного состава языка и признак определенного функционального стиля.

Предметисследования — способы образования окказиональных слов в различных функциональных стилях.

Целью данной работыявляется выявление зависимости способов сло­вообразования окказиональных слов от функционального стиля языка.

Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:

1)изучить способы образования окказиональных слов в немецком языке;

2)сопоставить тексты различных функциональных стилей и выде­лить окказиональные слова;

3)проанализировать способы их словообразования;

4)выявить закономерности различного употребления окказиональ­ного слова в зависимости от функционального стиля.

Для достижения цели и решения поставленных задач были использо­ваны следующие методы исследования:индуктивный, словообразователь­ного анализа, сравнительный.

Структураработы подчинена логике поставленных задач и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Во введении характеризуется степень разработанности вопроса, обос­новывается ее актуальность, определяются цель исследования и связан­ные с ней задачи и методы исследования. В первой главе излагаются тео­ретические основы изучения индивидуального авторского словотворчест­ва, раскрывается понятие окказионализма, приводятся классификации окказионализмов и способы их словообразования. Во второй главе иссле­дуются окказионализмы в разных функциональных стилях. В заключении подводятся выводы, формулируются основные результаты работы.

Приложение Б

Наши рекомендации