Курсовые и дипломные работы в вузе
КурсовыЕ И дипломнЫЕ работЫ В ВУЗЕ
Учебно-методические рекомендации и справочные материалы
Смоленск
ББК 74.58
П52
Курсовые и дипломные работы в вузе:Учебно-методические рекомендации и справочные материалы / Т.М. Зыбина, Н.В. Кузьмина, Н.А. Максимчук. Смоленск: СГПУ, 2004. 52 с.
В работе даются ответы на вопросы, которые регулярно возникают у студентов в процессе написания курсовых и дипломных работ. Эти вопросы касаются как технического оформления работы, так и требований к языковому выражению излагаемого материала. Рассматривается типовая структура студенческой учебно-исследовательской работы, приводятся правила оформления титульного листа, оглавления, библиографии, отдельных глав и др. Большое внимание уделяется описанию языковых средств научного стиля речи, что позволяет использовать пособие не только как справочное, но и как обучающее.
Пособие может быть полезно студентам всех факультетов, аспирантам, а также преподавателям, руководящим студенческой научной работой.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Смоленского государственного педагогического университета
Авторы-составители: Т.М. Зыбина, д-р пед. наук;
Н.В. Кузьмина, канд. филол. наук;
Н.А. Максимчук, д-р филол. наук
Рецензенты: Е.Н. Борисова, д-р филол. наук, проф.;
И.А. Королева, д-р филол. наук, проф.
©Смоленский государственный
педагогический университет, 2004
© Зыбина Т.М., Кузьмина Н.В.,
Максимчук Н.А., 2004
Предисловие
Каждый студент во время обучения в вузе сталкивается с необходимостью подготовки разного рода учебно-научных работ, самыми важными среди которых являются курсовые и дипломные работы. Их качество определяется двумя основными характеристиками: глубиной содержания и правильностью, грамотностью оформления. Чтобы написать работу, соответствующую этим характеристикам, студент должен хорошо представлять конкретные требования, которым в итоге должна отвечать его работа, и знать, каким образом можно достичь нужного результата. Справиться с этой задачей поможет данное издание.
Пособие состоит из двух частей. В первой части рассматриваются вопросы, связанные с содержанием студенческих работ (объект и предмет исследования, актуальность, научная новизна, цели и задачи работы, гипотеза, методы исследования), а также правила оформления работы в целом и отдельных ее элементов, в числе которых титульный лист, оглавление, рубрикация, библиография, таблицы, иллюстрации и др.
Вторая часть включает учебно-справочные материалы, предназначенные для совершенствования навыков владения научным стилем речи. В ней рассматриваются характерные для научного стиля языковые средства, обсуждаются типичные ошибки в использовании этих средств, даются практические советы.
В пособии учтены нормативные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам (приказ Министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155), и «Положение о дипломной работе», принятое ученым советом СГПУ 23 октября 2003 г.
Работа может быть использована при оформлении диссертаций.
Часть I
Содержание, структура и правила оформления курсовых и дипломных работ
Общая характеристика
Курсовая работа – это комплексное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студента к анализу содержания излагаемого вопроса и тщательность, грамотность его оформления. В процессе подготовки курсовой работы происходит систематизация, углубление и закрепление знаний, полученных студентом во время обучения.
Написание курсовых работ предусматривается учебными планами и рабочими программами по специальным профилирующим дисциплинам на третьем и четвертом курсах. При этом первая работа пишется по одному из специальных предметов, а вторая – по педагогике или методике преподавания данной учебной дисциплины.
Тема курсовой работы, как правило, предлагается преподавателем.
Объем курсовой работы должен составлять не менее 30 печатных страниц без учета приложений.
Дипломная(квалификационная) работа является одной из форм итоговых аттестационных испытаний выпускников вуза.
«Дипломная работа представляет собой форму выпускной квалификационной работы и имеет своей основной целью доказательство подготовленности выпускника для самостоятельного выполнения профессиональных задач в соответствии с полученной специальностью» («Положение о дипломной работе». С. 30).
«Тематика дипломных работ доводится до сведения студентов в конце учебного года, предшествующего выпускному. Студент имеет право выбирать тему дипломной работы или предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки» (Там же).
«Дипломная работа выполняется студентом самостоятельно. Руководитель оказывает студенту-дипломнику помощь в отборе необходимой для изучения литературы, в выборе методов исследования, в организации эксперимента. Эта помощь осуществляется в форме систематических консультаций-собеседований. На кафедре должны быть установлены и доведены до сведения студентов дни и часы консультаций каждого руководителя. Студенты-дипломники являются на консультации по мере необходимости или по приглашению руководителя. Ежемесячно студенты-дипломники отчитываются перед своими руководителями» (Там же).
Объем дипломной работы по гуманитарным дисциплинам должен составлять не менее 50 печатных страниц (без приложений). Дипломная работа по математике может быть и в 10 страниц, если это оригинальное исследование.
Дипломная работа должна быть напечатана и представлена в сброшюрованном виде.
Различия между курсовой и дипломной работами касаются их объема, глубины проработки описываемой проблемы, степени самостоятельности исследовательской части работы. Другие структурно-содержательные параметры и критерии оценки являются общими для обоих видов студенческих работ и далее не дифференцируются.
Оценка студенческой работы
Выполненная работа сдается руководителю не позднее, чем за 20 дней до начала государственных экзаменов. Дипломная работа, не сданная вовремя научному руководителю, может быть не допущена к защите. В протоколе экзамена аттестационной комиссии выставляется оценка «неудовлетворительно».
«Руководитель дипломной работы в 10-дневный срок после получения проверяет выполненную работу и дает на нее краткий письменный отзыв, в котором отмечаются степень самостоятельности студента, достоинства и недостатки, наличие элементов исследования и обобщения передового опыта, обоснованность и ценность выводов автора» (Там же). Затем работа передается рецензенту для написания письменной рецензии. При оценке работы учитываются также уровень раскрытия темы, теоретическая подготовка студента, грамотность и логичность изложения. Дипломная работа с письменным отзывом научного руководителя и рецензией передается в аттестационную комиссию не менее чем за три дня до защиты.
Защита дипломной работы проводится на заседании Государственной аттестационной комиссии. «На защите студент делает краткое сообщение (в пределах 15 минут), в котором указывает мотивы выбора темы, методы работы, выводы и их обоснование. Затем зачитываются отзывы руководителя и рецензента, заслушиваются ответы студента на заданные вопросы. Студенту может быть задан любой вопрос по содержанию работы как членами комиссии, так и присутствующими. После обмена мнениями, в котором могут принять участие все желающие, автору предоставляется возможность ответить на сделанные замечания» (Там же).
Оценка дипломной работы производится на закрытом заседании Государственной аттестационной комиссии.
Курсовая работа оценивается научным руководителем. Оценка сообщается студенту и комментируется в индивидуальной беседе. Возможна также организация публичной защиты курсовых работ группы студентов, которые представляют свои работы и участвуют в обсуждении других работ.
Работы хранятся на соответствующих кафедрах в течение двух лет.
Общая методика студенческой
Исследовательской работы
После выбора и утверждения темы студент должен с помощью научного руководителя составить предварительный план работы, очертить круг рассматриваемых вопросов, определить основную цель исследования и сформулировать его задачи.
Начинать работу рекомендуется с изучения и конспектирования литературы по выбранной проблеме.
Конспектирование текста – это вид аналитико-синтетической переработки текстовой информации, цель которого – отбор наиболее ценной информации из первоисточника, ее систематизация, обобщение, переформулировка и письменная фиксация.
Конспект составляется таким образом, чтобы составитель через длительный промежуток времени мог достаточно полно восстановить содержание текста без повторного обращения к первоисточнику. Встречающиеся в тексте определения новых понятий следует записывать полностью, оформляя их как цитату (в кавычках) и указывая страницу.
Параллельно с изучением и конспектированием литературы, если этого требует тема исследования, можно начинать сбор фактического (языкового, методического и др.) материала. Языковой материал желательно выписывать на стандартные библиографические карточки (их можно сделать самостоятельно). Это значительно облегчит обработку (анализ, классификацию) фактического материала на следующем этапе работы.
Закончив подготовительный этап (изучение истории и теории вопроса, сбор и обработку фактического материала), можно приступать к написанию работы. После написания чернового варианта Введения, следует начать написание Основного текста. Основной текст рекомендуется писать в последовательности, соответствующей плану работы: теоретическая глава; исследовательская глава; глава, содержащая материалы и рекомендации по практическому применению результатов исследования.
После завершения работы над Основным текстом пишется Заключение и окончательный вариант Введения.
Заключительным этапом будет оформление Библиографии, списков использованных источников, Приложений и иллюстративного материала (таблиц).
à Написанную работу необходимо отредактировать[1]. Для этого нужно проверить логичность изложения, язык и стиль работы, правильность оформления отдельных видов текстового материала, уточнить названия глав и параграфов, оформить титульный лист, оглавление, список условных обозначений и сокращений.
4. Общие требования к студенческой
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ работе
К числу основных требований, предъявляемых к студенческой работе и учитываемых при ее оценке, относятся следующие:
- актуальность выбранной темы;
- высокий теоретический уровень работы, хорошее владение историей вопроса;
- логичность построения работы и изложения материала;
- убедительность аргументации;
- полнота и точность формулировок;
- обоснованность выводов и предложений;
- практическая (методическая) значимость результатов;
- грамотность оформления работы в целом и ее отдельных структурных частей;
- соответствие текста работы научному стилю речи, хорошее владение понятийно-терминологическим аппаратом данной научной дисциплины.
4.1. Структура и содержание студенческой ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ работы
Типовая структура студенческих работ имеет следующий вид:
1.Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Введение.
4. Основной текст, представленный в трех главах.
5. Заключение.
6. Список использованных источников (литература).
7. Приложения.
8. Демонстрационный графический (иллюстративный) материал (таблицы, графики и др.).
4.1.1. Титульный лист (см. образец на с. 8).
Оглавление
Оглавление приводится на второй странице работы. Все заголовки начинаются с прописной буквы. Сокращать заголовки и отдельные слова в них не следует. Названия и обозначения структурных элементов работы в Оглавлении должны точно соответствовать этим названиям и обозначениям в тексте работы.
Федеральное агентство по образованию
Смоленский государственный педагогический университет
Кафедра современного русского языка и методики его преподавания
За исключением названия
Произведения
Курсовая / Выпускная квалификационная работа
студента 3 (5,6) курса
филологического факультета
очного отделения
Иванова Ивана Ивановича
Научный руководитель
д-р пед. наук,
проф. А.Н. Петрова
Рецензент (только для дипломов)
канд. пед. наук,
доц. О.Л. Михайлова
Смоленск
Оглавление | |
Введение…………………………………………………………………… | |
Глава I.Приемы и средстваразвития навыков устной речи………….. | |
1.1. Устная речь в лингвопедагогическом рассмотрении………………. | |
1.2. Приемы и методы развития устной речи…………………….…….... | |
1.3. Основные средства развития навыков устной речи………………... | |
Глава II.Лексические средства художественной выразительности как элемент системыразвития навыков устной речи ………………….. | |
2.1. Лингвистическая и методическая классификация лексических средств художественной выразительности………………………..…….. | |
2.2. Дифференцированное использование лексических средств художественной выразительности при развитии навыков устной речи……. | |
Глава III.Обучение устной речи на материале лексических средств художественной выразительности………………………….……………. | |
3.1. Система упражнений по развитию навыков устной речи…………. | |
3.2. Урок развития речи……………….………………………………….. | |
Заключение..……………………………………………………………… | |
Список использованной литературы…………………………………. | |
Приложения………………………………………………………………. | |
Таблицы…………………………………………………………………… |
Введение
Введениепредставляет собой очень важную часть текста, в которой отражаются все достоинства и особенности проделанной работы, поэтому и рекомендуется приступать к написанию окончательного варианта Введения после того, как будет завершена основная часть работы. Введение (2-3 стр.) имеет достаточно строгую структуру и включает:
- определение темы работы;
- обоснование выбора темы, ее актуальности;
- краткую характеристику основных аспектов изучаемой проблемы;
- определение объекта и предмета исследования;
- изложение научной гипотезы;
- определение основной цели исследования и подчиненных ей задач;
- указание научной и практической значимости работы;
- перечисление используемых научно-исследовательских методов.
Наибольшие трудности для начинающего исследователя при написании этой части курсовых и дипломных работ связаны с установлением объекта и предмета исследования, определением его целей и задач, формулировкой гипотезы ивыбором методов исследования.
Объектисследования – часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению. Определяя объект исследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается? Объектом изучения, например, в области педагогики и методики являются, как правило, различные основополагающие структурные компоненты учебно-воспитательного, учебно-организационного, управленческого процессов, протекающих в общеобразовательной школе.
Предметомисследования могут быть конкретные разделы, свойства и характеристики выделенной предметной сферы. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе. Так, для методических работ предметом исследования будут переменные составляющие процесса преподавания (принципы, содержание, методы, формы, средства), применение которых способствует повышению эффективности обучения.
Например, объектом исследования на тему «Обогащение словарного запаса учащихся» является развитие речи, предметом – система методов и приемов словарной работы на уроках русского языка.
Цельнаучнойработы формулируется в соответствиис объектом и предметом исследования. Например, цель работы на указанную выше тему можно сформулировать так: исследование возможностей развития навыков устной речи при изучении средств художественной выразительности.
При формулировке цели рекомендуется использование отглагольных существительных: исследование, разработка, изучение, выявление, описание, рассмотрение, анализ и др.
Задачи работы вытекают из ее цели и связаны с частными вопросами, рассматриваемыми в исследовании.
При перечислении задач обычно используются глаголы в начальной форме: изучить, описать, установить, определить, выявить, разработать, проанализировать, рассмотреть, предложить и т. д.
Гипотеза – это совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке в предполагаемом исследовании. Иными словами, это предположение о возможных конечных результатах исследовательской работы. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявляемые факты. В ходе исследования она может быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. Гипотеза, как правило, находит отражение в названии дипломной работы. Например, гипотеза в работе на вышеназванную тему может быть сформулирована следующим образом: обогащение словарного запаса учащихся будет эффективнее, если применять комплексные методы и приемы, основанные на идее цельного филологического образования.
Методы исследованияможно разделить на теоретические и эмпирические. К первым относятся теоретический анализ научных источников и литературы, математические и статистические методы, сравнительно-сопоставительный и некоторые другие. Эмпирические методы в большей степени зависят от конкретной научной сферы. В число универсальных входят экспериментальный метод, метод наблюдений, моделирование и др. Выбор конкретного метода исследования определяется спецификой научной дисциплины и конкретной проблемой, исследуемой в работе.
Основной текст
Основная часть курсовой или дипломной работы должна дать полное представление о проведенном исследовании. В ее состав включаются все материалы, которые поясняют результаты работы и методику ее выполнения. В то же время необходимо предостеречь студентов от распространенной ошибки. Эта ошибка состоит во включении в текст работы теоретического материала, имеющего лишь самое отдаленное отношение к непосредственной теме работы или не имеющего такого отношения вовсе.
Основной текст делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами и начинаются с новой страницы. Вверху в центре пишется «Глава I», ниже – заглавными буквами название главы. Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая – непосредственно номер самого параграфа. Например: «2.3» обозначает третий параграф второй главы. Параграфы имеют свои названия и располагаются последовательно, один за другим.
à Обозначения и названия глав и параграфов в Основном тексте должны в точности соответствовать формулировкам, приведенным в оглавлении. Названия всех структурных элементов работы (кроме названий параграфов) выделяются полужирным шрифтом, названия параграфов – курсивом.
Глава I (10-15 стр.) (теоретическая) делится на параграфы. Глава включает в себя анализ и обобщение истории изучаемой проблемы и ее современного состояния. На основе анализа литературы необходимо сопоставить различные точки зрения и подходы к исследуемому вопросу, выявить имеющиеся спорные вопросы в трудах разных ученых, определить малоизученные стороны обсуждаемой проблемы. Важной задачей Первой главы является обоснование научно-теоретической базы для дальнейшего исследования.
В конце каждого параграфа и главы в целом делаются краткие выводы.
à В обзоре литературы не следует упоминать источники, непосредственно не связанные с решением поставленных задач, и приводить какие бы то ни было выдержки из литературных источников без их последующего анализа.
Глава II (15-20 стр.) носит, как правило, исследовательский характер. Она также состоит из нескольких параграфов, посвященных описанию и анализу исследуемого автором фактического материала, самостоятельному решению задач, описанию и анализу результатов проведенного эксперимента, изложению разработанной автором методики и др.
à При описании эксперимента необходимо указать место и время его проведения, контингент испытуемых (количество, возраст, пол и т.д.), назвать использованные методики со ссылкой на источник их изложения. В этой главе могут широко применяться математические методы и модели, современные информационные технологии, при необходимости могут приводиться статистические показатели и формулы, на основе которых обрабатывались материалы исследования. Полученный в ходе работы эмпирический материал тщательно анализируется, на основе анализа приводятся ответы на частные вопросы исследования. Формулируется подтверждение или опровержение гипотезы.
Глава III (10-15 стр.)обычно посвященаописанию возможностей практического использования результатов исследования. В работах педагогической (методической) тематики это могут быть дидактические материалы для уроков, факультативных занятий, кружков, конспекты уроков и внеклассных мероприятий, системы упражнений и заданий с методическим комментарием и т. п.
Заключение
Заключение (2-3 стр.) представляет собой итог проведенного исследования. В нем должны быть четко сформулированы основные выводы и результаты. Их описание и анализ излагаются в форме обобщенных ответов на вопросы, сформулированные в виде задач во Введении. Заключение является логическим завершением работы. Выводы должны содержать новую информацию, полученную в результате исследования, отражать научную новизну, теоретическую значимость и практическую ценность работы.
Заключение не должно быть простым перечислением того, что выполнено в работе. Оно не должно также полностью повторять выводы, заключающие отдельные разделы (главы, параграфы).
4.1.6. Литература (библиография)
Список литературы должен содержать перечень печатных произведений, использованных при выполнении дипломной работы. Для работ по некоторым дисциплинам (русскому и иностранному языкам, методике) список литературы может состоять из двух частей: 1) списка теоретических трудов и 2) списка источников фактического (языкового и т. п.) материала, исследуемого в работе. Первый должен включать не менее 25 наименований. Объем второго зависит от предмета исследования.
à Список литературы, использованной в дипломных работах по частным методикам, должен включать труды по общей дидактике и педагогике, содержащие методологические обоснования рассматриваемых вопросов.
Приложения
Приложения являются самостоятельной частью работы.
В этом разделе помещают вспомогательный материал, несущий дополнительную информацию по содержанию работы (обобщающие таблицы, статистические сведения, конспекты уроков или внеклассных мероприятий, материалы проведенных экспериментов и т. п.).
4.1.8. Таблицы
Фактический материал (языковой, цифровой), используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Таблица – важный итог аналитической, классификационной, счетной и статистической работы. С помощью таблицы исследователь представляет читателю свои выводы, выраженные наглядно. Это могут быть классификационные таблицы, отражающие типы, виды и разновидности проанализированного материала в обозримом виде, или таблицы, содержащие числовую информацию. Собирают статистические данные в таблицы в тех случаях, когда этих данных много и предполагается сопоставление каких-либо чисел.
à Все таблицы должны быть прокомментированы в основном тексте работы, то есть дано их объяснение и анализ. Комментарий должен являться выводом из таблицы, а не повторением того, что в ней помещено.
Правила создания заголовков
Все структурные части дипломной работы должны быть озаглавлены. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
1. Заголовок не должен сокращать или расширять объем информации, которая заключена в тексте.
2. Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста.
3. Заголовок не должен включать:
- лишние (избыточные) слова;
- слишком общие понятия, не имеющие прямого отношения к тексту;
- сокращенные слова и условные обозначения;
- формулы.
5. Техническое оформление
Общие правила
Техническое оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к работам, направленным в печать. Нормативной основой для этого служат: ГОСТ 2.105 – 79 [Общие требования к текстовым документам. М.: Изд-во стандартов, 1982. – 23 с.] и ГОСТ 7.1. – 84. [Библиографическое описание документа. М.: Изд-во стандартов, 1987. – 72 с.].
Текст может быть напечатан на компьютере (пишущей машинке) через 1,5 (2) интервала на одной стороне стандартного листа (формат бумаги А4 – 210 х 297), высота букв – 2,5 мм. Страницы должны иметь следующие поля: левое – 35 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 25 мм.
Каждая глава начинается с новой страницы. Перед началом новой главы, а также перед Введением и Заключением допускается увеличение верхнего поля до 50-60 мм.
Подчеркивать слова в заголовках не рекомендуется, в конце заголовка точки не ставятся.
Расстояние между последней строкой предыдущего параграфа и названием следующего должно составлять два межстрочных интервала.
Текст выравнивается по вертикали с правой стороны страницы. Абзацы начинаются отступом от левого поля, равным пяти знакам (пробелам). Листы бумаги рамками не обводятся. Текст на иностранном языке, формулы могут быть вписаны от руки.
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах или в виде отдельной части ее, располагая приложение в порядке появления ссылок в тексте (например: См.: Приложение 3).
Каждое Приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова ПРИЛОЖЕНИЕ, напечатанного прописными буквами, и иметь содержательный заголовок. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.
При оформлении Приложений отдельной частью (книгой) на титульном листе под названием работы печатают прописными буквами слово ПРИЛОЖЕНИЯ.
Иллюстративный материал выполняется черной пастой или тушью.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе вычитки работы, допустимо исправить подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим внесением в это место исправлений машинописным способом или черной пастой. На одной странице допускается не более пяти исправлений, сделанных от руки. Если исправленный текст составляет страницу или ее часть, то можно наклеить бумагу с исправленным текстом.
Все страницы студенческой работы нумеруются. Нумерация страниц сквозная и начинается с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится, но в общем объеме работы учитывается под номером 1. Нумерация обычно выполняется на верхнем поле листа посередине страницы арабскими цифрами без точки и других знаков.
5.1.1. Правила оформления и размещения заголовков
В заголовках не допускаются переносы слов.
В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Заголовок и начало текста не должны оказаться на разных страницах.
Все структурные части курсовой или дипломной работы, а также разделы, имеющие подразделы, располагают с новой страницы.
Оформление ссылок на литературу
à При изложении работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылаться можно только на опубликованные работы.
Оформление ссылок на литературу может осуществляться двумя способами:
1. Концевые ссылки. В тексте работы в круглых или квадратных скобках указывается номер цитируемого издания по общему алфавитному списку используемой литературы, после чего через запятую или двоеточие указывается страница, например: (18, 95-96), [18: 95-96]. Возможен и другой способ оформления концевых ссылок: в скобках указывается фамилия автора цитируемой работы, год ее издания и после запятой номер страницы [Шмелев, 1972. С. 15].
2. Постраничные ссылки. В тексте после цитаты или приводимых данных (цифр, фактов и т.п.) ставится цифра; в нижней части страницы под горизонтальной чертой приводятся цифры, соответствующие обозначениям в тексте, далее указывается фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, номер страницы. Сноски такого вида нумеруются в последовательном порядке в пределах главы или работы в целом. Если на одной странице приводятся подряд цитаты из одной и той же книги, то делается следующая ссылка: (Указ. соч. С. 7). Если в тексте даются цитаты из одной и той же книги, но не подряд, то ссылка, начиная со второй, оформляется следующим образом: (Макаренко А.С. Указ. соч. С. 50).
При изложении концепции, идеи, методики, взглядов какого-либо автора или нескольких авторов можно ссылаться на соответствующие издания без указания страниц, например: (См. [Ильин 1988]). В библиографическом списке: Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988. 126 с.
5.4. Правила оформления цитат
В любой студенческой работе используются многочисленные цитаты, которые служат:
- для подтверждения приводимых доводов ссылкой на авторитетный источник;
- для критического разбора того или иного научного труда.
Общие требования к цитированию включают:
1) точность, сохранение особенностей авторского написания;
2) полноту цитирования без произвольного сокращения текста и искажений мысли (пропуск фрагментов обозначается многоточием);
3) обязательную ссылку на источник.
à Грамотность и правильность оформления студенческой работы во многом определяется грамотным использованием цитат и ссылок. Соблюдайте несколько обязательных правил. Цитирование может быть представлено в виде прямой или косвенной речи. Для прямого цитирования могут быть использованы следующие формулы: А.А. Реформатский сказал (говорит, пишет, считает, доказывает, утверждает, предполагает, указывает и т. п.): «Ц…». Цитата берется в кавычки и начинается с прописной буквы.
При косвенном цитировании цитата следует обычно за изъяснительным союзом что иначинается со строчной буквы: А.А. Реформатский считает, что «ц…».
При прямом цитировании источник цитаты указывается полностью, с указанием страницы. При косвенном цитировании и свободном изложении содержания источника страница не указывается.
На источник при цитировании могут указывать и специальные вводные слова и предложения: Как считает (полагает, утверждает, доказывает, предполагает) А.А. Реформатский, …; По мнению (по предположению, по утверждению…) А.А. Реформатского, …; Согласно утверждению (положению, теории, концепции, мнению…) А.А. Реформатского, …; В соответствии с теорией (положениями, взглядами, утверждением…) А.А. Реформатского, «ц»… и т. д. После них ставится запятая, цитата заключается в кавычки и начинается со строчной буквы.
à Обратите внимание на то, что инициалы во всех случаях, кроме списка литературы, стоят перед фамилией. Если один и тот же автор упоминается на одной странице несколько раз, то после двух-трех упоминаний возможно использование фамилии без инициалов.
Недопустимо использование литературы без ссылки на ее авторов.
Примеры оформления цитат
Фраза цитируется полностью | Пропущен фрагмент в начале цитаты | Пропущен фрагмент в середине цитаты | Пропущен фрагмент в конце цитаты | |
Цитата является самостоятельным предложением (не сопровождается словами автора) | «Ц» [ссылка]. | «…Ц» [ссылка]. | «Ц…ц» [ссылка]. | «Ц…» [ссылка]. |
Цитата оформляется как прямая речь | «Ц», - а. А: «Ц». А: «Ц», - а. «Ц,- а,- ц». | «…Ц», - а. А: «…ц». А: «…ц», - а. | «Ц…ц», - а. А: «Ц…ц». А: «Ц…ц», - а. | «Ц…», - а. А: «Ц…». А: «Ц…», - а. |
Цитата синтаксически связана с авторским текстом | А «ц». А, что «ц». «Ц», поскольку а. | А «ц…ц». А, что «…ц». «…Ц», поскольку а. | А «ц…ц». А, что «ц…ц». «Ц…ц», поскольку а. | А «ц…». А, что «ц….». «Ц…», поскольку а. |
Оформление таблиц
Типовая таблица представляет собой лист, разделенный параллельными линиями по вертикали и горизонтали. Вертикальное деление образует графы таблицы, по горизонтали таблица делится на строки. Графы и строки отражают содержание таблицы, которое располагается в центральной ее части, в зоне пересечения граф и строк.
Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы вверху с правой стороны. Например:
Таблица 2
Отношение учащихся к урокам русского языка в школе
При оформлении таблиц нужно соблюдать правила использования в заголовках прописной (большой) и строчной (маленькой) букв.
С прописной буквы начинают:
- слово «Таблица» в заголовке;
- тематический заголовок (название таблицы);
- основные заголовки граф;
- подзаголовки граф, если они грамматически не связаны с главным заголовком;
- заголовки строк.
Со строчной буквы начинают:
- подзаголовки граф, если они грамматически связаны с главным заголовком (составляют с ним одно предложение);
- элементы центральной части.
Знаки препинания после заголовков, подзаголовков и элементов центральной части таблицы не ставятся.
Числа в таблице рекомендуется, по возможности, округ