Тема: Исследование абстрактного, логического мышления (методика «Поиск закономерности»)
Цель:исследование уровня развития абстрактного, логического мышления.
Вводные замечания.
Одним из старых способов исследования развития логического мышления является «Тест числового ряда», предложенный Липпманом и прошедший массовую проверку при отборе новобранцев в американскую армию (1917). Показателем степени развития абстрактного мышления является количество правильных решений, т. е. количество найденных закономерностей.
Стимульный материал и оборудование.
Таблицы с числовыми рядами (см. приложение 10).
Секундомер, чистый лист бумаги, ручка.
Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта. Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.
Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рассуждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.
Инструкция испытуемому.
Инструкция №1. «Вам предлагается несколько рядов чисел. Эти ряды чисел составлены по определенному правилу. Вы должны самостоятельно продолжать ряд, проставив в пробелы указанное количество новых чисел. Время выполнения ограничено и составляет 5 минут».
Инструкция №2. «Вам опять необходимо самостоятельно продолжать ряд, приписав к нему 2 или 3 новых числа. При этом вам необходимо рассуждать вслух о возможных закономерностях. Время выполнения не ограничено».
Обработка результатов.
1. Полученные результаты заносятся в табл. 3.
2. Сравните ответы испытуемого с ключом и подсчитайте количество правильных ответов.
3. Определите уровень развития логического мышления испытуемого, взяв за основу количественные показатели, полученные по группе в целом.
4. Опираясь на сделанные записи, попытайтесь обнаружить основные этапы мыслительного процесса испытуемого.
5. Сопоставьте данные первой и второй частей исследования.
6. На основании полученных материалов опишите общие и индивидуальные особенности процесса мышления членов вашей группы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение абстрактного мышления?
2. Могут ли результаты данной методики свидетельствовать об уровне развития логического мышления испытуемого в целом?
3. Укажите трудности, связанные с применением метода размышления вслух для описания мыслительного процесса.
Лабораторная работа № 6