Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа

опыта:«На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым для II этапа:«На бланке даны аналогичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 секунд».

Обработка результатов:

1. Все студенты учебной группы оценивают оригинальность решений каждой задачи отдельно у испытуемых экспериментальной и контрольной групп. В качестве критерия студенты используют суммарную частоту встречаемости одинаковых решений в экспериментальной и контрольной группах. Шкала оценок – 3-балльная:

3 балла– ответы встречаются только 1 раз;

2 балла– ответы встречаются у 2–5 испытуемых;

1 балл– ответы встречаются более 5 раз.

2. Подсчитать количество баллов, набранных испытуемыми экспериментальной и контрольной групп, и занести их в табл. 4.

Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа - student2.ru

3. На основе количественного и качественного анализа необходимо установить, имела ли инструкция влияние на оригинальность решений. Утверждать, что инструкция (установка) повлияла на оригинальность решения задач, можно в том случае, когда сумма баллов экспериментальной группы при решении задач на первом этапе исследования значительно превышает сумму баллов испытуемых контрольной группы. О данном факте также свидетельствует преобладание продуктивности при решении задач на втором этапе исследования у экспериментальной группы испытуемых.

4. Сравните и проанализируйте количественные показатели испытуемых экспериментальной и контрольной группы, полученные при решении задач, требующих продуктивного мышления и рассчитанных на репродуктивное мышление.

Контрольные вопросы:

1. Почему в продуктивном мышлении в большей степени проявляется влияние установки на оригинальность решения задач?

2. Чем можно объяснить тот факт, что на втором этапе исследования, как правило, показатели продуктивности мыслительной деятельности возрастают и у экспериментальной, и у контрольной групп испытуемых?

3. Что способствует развитию оригинальности решения мыслительных задач?

Приложение 11

Стимульный материал для методики «Исследование влияния установки на оригинальность мыслительной деятельности»

Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I этапа опыта:«На каждом из Ваших бланков написано, что именно нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более оригинальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи Вам дается 60 с».

I набор задач

1. Укажите применение кирпича, проволоки, портфеля.

2. Нарисуйте сюжет к темам: обезьяна, ворона, стрекоза.

3. Укажите общий признак для следующих пар понятий: день –ночь, пол – потолок, вода – молоко.

Инструкция испытуемым для II этапа: «На бланке даны аналогичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 с».

II набор задач

1. Укажите применение: камня, веревки, хозяйственной сумки.

2. Нарисуйте сюжет к темам: лисица, муравей, очки.

3. Укажите общий признак для следующих пар понятий: кошка – мышь, тарелка – ложка, медь – золото.

Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I

этапа опыта:«На каждом из Ваших бланков написано, что именно нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более оригинальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи Вам дается 60 с».

I набор задач

1. Укажите применение кирпича, проволоки, портфеля.

2. Нарисуйте сюжет к темам: обезьяна, ворона, стрекоза.

3. Укажите общий признак для следующих пар понятий: день–

ночь, пол– потолок, вода – молоко.

Инструкция испытуемым для II этапа: «На бланке даны аналогичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 с».

II набор задач

Наши рекомендации