Стимульный материал для методики «Сложные аналогии»
Шифр
А. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
В. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель
1. Испуг – бегство АБВГДЕ
2. Физика – наука АБВГДЕ
3. Правильно – верно АБВГДЕ
4. Грядка – огород АБВГДЕ
5. Пара – два АБВГДЕ
6. Слово – фраза АБВГДЕ
7. Бодрый – вялый АБВГДЕ
8. Свобода – воля АБВГДЕ
9. Страна – город АБВГДЕ
10. Похвала – брань АБВГДЕ
11. Месть – поджог АБВГДЕ
12. Десять – число АБВГДЕ
13. Плакать – реветь АБВГДЕ
14. Глава – роман АБВГДЕ
15. Покой – движение АБВГДЕ
16. Смелость – геройство АБВГДЕ
17. Прохлада – мороз АБВГДЕ
18. Обман – недоверие АБВГДЕ
19. Пение – искусство АБВГДЕ
20. Тумбочка – шкаф АБВГДЕ
Приложение 7
Стимульный материал для методики «Сравнение понятий»
Слова для сравнения
Утро – вечер
Корова – лошадь
Летчик – танкист
Лыжи – коньки
Трамвай – автобус
Река – озеро
Велосипед – мотоцикл
Собака – кошка
Ворона – рыба
Лев – тигр
Поезд – самолет
Обман – ошибка
Ботинок – карандаш
Яблоко – вишня
Лев – собака
Ворона – воробей
Молоко – вода
Золото – серебро
Сани – телега
Воробей – курица
Дуб – береза
Сказка – песня
Картина – портрет
Лошадь – всадник
Кошка – яблоко
Голод – жажда
Приложение 8
Стимульный материал для методики «Толкование пословиц»
1. Куй железо, пока горячо.
2. Не в свои сани не садись.
3. Нет дыма без огня.
4. Не все то золото, что блестит.
5. Лес рубят – щепки летят.
6. Шила в мешке не утаишь.
7. В тихом омуте черти водятся.
8. Любишь кататься – люби и саночки возить.
9. Что посеешь, то и пожнешь.
10. Не все коту масленица.
11. Цыплят по осени считают.
12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
13. Не красна изба углами, а красна пирогами.
14. Тише едешь – дальше будешь.
15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
16. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
17. По одежке встречают, по уму провожают.
18. Не по Сеньке шапка.
19. Как аукнется, так и откликнется.
20. Мал золотник, да дорог.
21. Горбатого могила исправит.
22. Один в поле не воин.
23. Кривить душой.
24. Кот наплакал.
25. Глас вопиющего в пустыне.
26. Кишка тонка.
27. Два сапога – пара.
28. Вбить себе в голову.
29. Голова садовая.
30. Язык мой – враг мой.
31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет.
32. Молодец среди овец.
33. Мурашки по коже.
34. Один с сошкой, семеро с ложкой.
35. Как обухом по голове.
36. Комар носа не подточит.
37. Пятое колесо в телеге.
38. Дальше в лес – больше дров.
39. Как гром среди ясного неба.
40. Денег куры не клюют.
41. Душа ушла в пятки.
42. Бросить тень на плетень.
43. Толочь воду в ступе.
44. Пустить козла в огород.
45. Мало каши ел.
46. Буря в чайном блюдце.
47. Овчинка выделки не стоит.
48. Рад бы в рай, да грехи не пускают.
49. Запретный плод сладок.
50. Хоть кол на голове теши.
51. Волков бояться – в лес не ходить.
52. Отдал Богу душу.
53. Одного поля ягоды.
Приложение 9
Стимульный материал
Для методики «Выделение существенных признаков»
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены)
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)
8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)
11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия)
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, на-
воднение)
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читате-
ли)
16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)
19. Любовь (розы,чувства, человек, свидание, свадьба)
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)
Лабораторная работа № 4
Тема: Исследование наглядно-образного мышления
(Методика «Пиктограмма»)
Цель:оценка особенностей наглядно-образного мышления.
Вводные замечания.
Данная методика относится к числу наиболее распространенных методик исследования мышления. Методика была предложена отечественным нейропсихологом А.Р. Лурией в 1936 г. Первоначально методика предназначалась только для клинических испытаний, но ее простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу ее применения. Методика позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет использовать методику для самых разнообразных целей, например, при оценке межличностных отношений, при установлении иерархии ценностей, в арт-терапии.
Само название – пиктограмма – обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события, действия обозначаются рисунками или условными знаками. Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ, который впоследствии подвергается оценке через ряд критериев: адекватности, воспроизведения, конкретности-абстрактности, стандартности-оригинальности.