Инструкция 4 (ко 2-й серии).
«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображением геометрических фигур. Ваша задача – их запомнить. Через некоторое время вам будет предъявлена следующая матрица. Если вы узнаете фигуры, которые были ранее вам предъявлены, дайте знак экспериментатору».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно воспроизведенных слов и правильно воспроизведенных фигур.
2. Определить количество правильно узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.
3. Построить гистограмму количества правильно воспроизведенных и узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.
4. Определить количество ошибок в каждой серии эксперимента.
5. Сравнить продуктивность воспроизведения и узнавания и выявить тенденцию, которая при этом обнаруживается.
6. Сравнить результаты, полученные при воспроизведении и узнавании слов и геометрических фигур.
Первый вариант
1-й набор. Метель, стакан, утка, мрак, книга, тарелка, восторг, охота, цифра, солнце.
2-й набор. Тьма, линейка, метель, зной, стакан, утка, пирог, обед, мрак, робость, книга, тарелка, мысль, смерть, мундир, восторг, охота, календарь, цифра, солнце.
3-й набор. Порох, крупа, буря, календарь, колодец, облака, ручка, дорога, гнев, песня, море, осень, гость, синица, свеча.
4-й набор. Покорность, дорога, чувство, волна, осень, сердце, буря, свеча, добро, клей, песня, фиалка, животное, облака, синица, зависть, ручка, брак, календарь, море, пламя, гнев, глупость, гость, лес, порох, крупа, дрова, колодец, озеро.
Второй вариант
1-й набор. Школа, друг, ночь, стол, вода, злоба, усадьба, карета, дрова, радость.
2-й набор. Сосна, усадьба, песок, ревность, дрова, восход, школа, стол, лошадь, чиновник, злоба, радость, ведро, вода, домик, ночь, совет, карета, барышня.
3-й набор. Закат, зима, телега, зависть, корзина, тоска, пастух, восторг, солнце, нужда, глупец, бочка, дом, окно, машина.
4-й набор. Повозка, зависть, одеяло, дом, закат, мундир, скамья, солнце, трактор, телега, снег, тоска, машина, листва, скука, зима, глупец, зверь, пастух, дружба, корзина, огонь, телефон, бочка, флюгер, квартира, окно, честь, нужда, восторг.
Контрольные вопросы:
1. В чем суть функциональных различий процессов воспроизведения и узнавания?
2. Каковы метод исследования процессов воспроизведения и узнавания?
3. Чем объясняются преимущества в продуктивности узнавания по сравнению с воспроизведением?
Раздел 3. Мышление, речь, воображение
Лабораторная работа № 1
Тема: Исследование ригидности мыслительных процессов (влияние прошлого опыта на способ решения задач)
Цель:выявление ригидности мыслительных процессов.
Вводные замечания.
Экспериментально-психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мыслительной деятельности, но может оказаться и тормозом на пути решения новых для данного человека задач. М. Вертгеймер полагал, что прошлый опыт отрицательно влияет на творческое мышление, особенно у детей.
В определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по структуре задач, у него можно обнаружить ригидность мышления. Под ригидностью понимается затрудненность, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности в новых условиях, объективно требующих ее перестройки. Из трех видов ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной – для исследования мышления особое значение имеет когнитивная ригидность.
Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А.С. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть – двумя способами: предыдущим (в данном случае – нерациональным) и другим, более рациональным.
Стимульный материал и оборудование.
Потребуется два бланка – бланки 1 и 2 – с десятью арифметическими задачами на каждом. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная (см. приложение 1). В 1 бланке 20 даны задачи, сгруппированные по способу решения: № 1–5 и № 6–10.
В бланке 2 такой группировки нет.
Потребуются секундомер или часы с секундной стрелкой, ручка.
Ход работы.
Эксперимент проводит преподаватель. Студенты делятся на две равночисленные группы: одной экспериментальной – выдают бланк 1, второй, контрольной, бланк 2. Важнейшим условием проведения исследования является независимое решение всеми членами обеих групп предъявленных задач. Испытуемые должны решать задачи строго последовательно с 1-й по 10-ю. Все вычисления каждый испытуемый записывает на бланке с задачами. Учитывается время выполнения заданий. До начала эксперимента преподаватель сообщает испытуемым следующую инструкцию.
Инструкция испытуемым.
«На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте последовательность арифметических действий, использованных Вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено, но учитывается. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно!»
Обработка результатов:
1. Каждый испытуемый на своем бланке внизу проставляет время выполнения задания.
2. По условию опыта для бланка 1 задачи № 1–5 имеют только одно решение, т. е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач № 6–10 является использование минимального числа арифметических действии – двух, одного или никакого, т. е. когда немедленно следует ответ (для бланка 2 в скобках проставлены соответствующие номера задач 1 бланка). С учетом этой информации каждый испытуемый на своем бланке против каждой задачи проставляет минимально необходимое количество арифметических действий для ее решения.
3. Каждый испытуемый на своем бланке против каждой решенной задачи проставляет букву «Р», если задача решена рационально, и букву «Н», если нерационально.
4. Каждый испытуемый на своем бланке внизу проставляет общее число рационально и нерационально решенных задач. Для обработки и анализа результатов эксперимента по группам необходимо подготовить форму группового протокола, где будут фиксироваться способы решения испытуемыми задач № 6–10 (табл. 1).
5. Подсчитать, сколько испытуемых пользовалось рациональным способом решения задач № 6–10 отдельно в экспериментальной и контрольной группах. Полученный результат записать в групповой протокол.
6. Полученные величины перевести в проценты (за 100 % принимается общее количество задач в экспериментальной и контрольной группах в отдельности).
7. Оформите работу как эксперимент с межгрупповым сравнением.
При соблюдении процедурных особенностей проведения эксперимента в ходе анализа его результатов в большинстве случаев удается показать, что у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач № 1–5 вырабатывается установка, и они оказываются нечувствительными к изменению условии задач № 6–10. В результате эти испытуемые не обнаруживают нового, рационального пути их решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.
Контрольные вопросы:
1. Дайте краткую характеристику понятия «ригидность мыслительных процессов».
2. Каким образом проявляется когнитивная ригидность в процессе решения задач?
3. Можно ли использовать временной параметр для оценки ригидности мыслительных процессов?
Приложение 1