Материал к методике «изучение типа памяти»
I
ДИРИЖАБЛЬ
ЛАМПА
ЯБЛОКО
КАРАНДАШ
ГРОЗА
УТКА
ОБРУЧ
МЕЛЬНИЦА
ПОПУГАЙ
ЛИСТОК
III
ПАРОХОД
СОБАКА
ПАРТА
САПОГИ
СКОВОРОДА
КАЛАЧ
РОЩА
ГРИБ
ШУТКА
СЕНО
II |
САМОЛЕТ
ЧАЙНИК
БАБОЧКА
НОГИ
БРЕВНО
СВЕЧА
ТАЧКА
ЖУРНАЛ
МАШИНА
СТОЛБ
IV
ВОЛК
БОЧКА
КОНЬКИ
САМОВАР
ПИЛА
ВЕСЛО
ЗАГАДКА
ПРОГУЛКА
КНИГА
ТРАКТОР
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ
ПАМЯТИ МЕТОДОМ ЗАПОМИНАНИЯ ДВУХ РЯДОВ СЛОВ
Ход выполнения задания.
Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (пример см. в материале к данной методике). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10—15 пар слов первого ряда (интервал между парой — пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10—15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка результатов.
По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты заносятся в таблицу.
Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Первый ряд
КУРИЦА – ЯЙЦО НОЖНИЦЫ — РЕЗАТЬ КУКЛА — ИГРАТЬ ЛАМПА — ВЕЧЕР ГРУША — КОМПОТ КНИГА — ЧИТАТЬ КОРОВА — МОЛОКО УЧЕНИК — ШКОЛА ПАРОВОЗ — ЕХАТЬ РУЧКА — ПИСАТЬ
ЛЕД - КОНЬКИ
ЩЕТКА — ЗУБЫ
СНЕГ — ЗИМА ЛОШАДЬ — САНИ БАБОЧКА — МУХА
Второй ряд
СПИЧКИ - КРОВАТЬ
ЖУК — КРЕСЛО
СИНИЦА - СЕСТРА
РЫБА — ПОЖАР
ШЛЯПА — ПЧЕЛА
БОТИНКИ — САМОВАР
ЛЕЙКА — ТРАМВАЙ
КОМПАС — КЛЕЙ
МУХОМОР - ДИВАН
НЕБО — РАК
ДЕРЕВО — ОВЦА
ГРЕБЕНКА — ВЕТЕР
БУСЫ - ЗЕМЛЯ
ПИЛА — ЖУРНАЛ
ГРАФИК — ТУМАН
МЕТОДИКА «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ» (методика А. Р. Лурия)
Анализируется состояние памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активности внимания.
Ход выполнения задания.
Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи, и фиксирует их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «—» в бланке, где отведено несколько строк под номерами (№ 1 — № 5) для результатов соответственно первого, второго и т. д. воспроизведения (см. материал к методике).
С. Я. Рубинштейн предлагает давать инструкцию ребенку в несколько этапов (14).
Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор медленно и четко читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.
Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил,— все вместе, в любом порядке».
Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». При комплексном обследовании школьника последующий час желательно заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов экспериментатором.
По полученному протоколу составляется «кривая запоминания» (см. материал к методике). По ней анализируют особенности запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов; умственно отсталые дети воспроизводят меньшее число, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах.
Если ребенок сразу воспроизвел 8—9 слов, а потом с каждым разом все меньше и меньше (кривая не возрастает, а снижается на графике), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.
Число слов, воспроизведенных час спустя, свидетельствует, по Рубинштейн, «о памяти в узком смысле слова» (15 с. 135).