Материал к методике «классификация понятий»

Список слов, каждое из которых должно быть напечатано на от­дельной карточке.

телевизор муха глобус град

рубль кит электродуховка кукла

яблоня клоп колесо тюльпан

светлячок огурец сазан (рыба) подушка

прожектор капуста книга шкаф

свеча свекла кровать одеяло

керосиновая лампа лук овощехранилище буфет

электролампа лимон пианино дождь

фонарь груша скрипка роза

сантиметр яблоко щипцы матрац

весы примус топор стакан

часы велосипед ножницы сосна

термометр платье молоток шапка

радиоприемник грузовик пила снег

лев самолет моряк юла

тигр компас уборщица ложка

слон ботинки доктор вилка

скворец тетрадь ребенок тарелка

карп пароход футболист

голубь телега солнце

гусь барабан медведь

ласточка мяч луна

муравей портфель электроплита

Образец протокола
Испытуемый________________ Дата___________

Инструкция экспериментатора Действия испытуемого Высказывания испытуемого
1 этап    
2 этап    
3 этап    

ОСОБЕННСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

При обследовании выясняется состояние импрессивной (понима­ние обращенной речи) и экспрессивной речи. I. Изучение кмпрессивной речи.

A. Обследование фонематического слуха включает три вида за­даний:

1) опознание изолированного звука в ряду других звуков и слогов
(например, поднять руку на звук «ш» в ряду звуков с максимальной
контрастностью: б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д; со слабой контрастностью для
«ш»: п, ш, х, ф, ш, к, т, ш; ба, ша, ха, фа, ...; с минимальной контр­
астностью для «ш»: с, ш, ж, з, ш, х, ж, ш, са, ша, жа, за, ша, та...);

2) опознание звука в слове (задания составляются аналогично —
с максимальной, слабой и минимальной контрастностью);

3) опознание позиции звука в слове — в начале, в середине, в кон­це слова.

Б. Обследование понимания слов: часто встречающихся в разго­ворной речи, редко встречающихся в разговорной речи, имеющих со­бирательное значение, близких по значению.

B. Обследование понимания предложений: а) понимание команд,
б) понимание логико-грамматических конструкций — флективных
(«Покажи карандашом тетрадь»), сравнительных, предложных («На­
рисуй крест под кружком, круг — под крестом»), выражений со стра­дательным залогом («Колю ударил Петя. Кто драчун?»).

Г. Обследование понимания интонационного характера предло­жений.

Д. Обследование понимания грамматических категорий (род, чис­ло, падеж) обычно осуществляется при помощи вопросов по картинке.

Е. Обследование понимания контекстной речи (восприятие текстов) происходит при помощи таких заданий, как подбор картин, со­ответствующих читаемому тексту; понимание переносного смысла текста, пословиц, метафор. При анализе и оценке особенностей импрессивной речи обращается внимание, главным образом, на адекватное восприятие звуков речи, дифференцировку близких по звучанию глас­ных и согласных, их комплексов, оппозиционных фонем, понимание значений слов и коротких фраз, способность удержать в памяти отно­сительно длинное предложение.

II. Обследование экспрессивной речи обычно включает в себя следующие моменты.

A. Обследование звукопроизношения (пропуск, замена, искажен­ное произношение звуков) включает следующие задания: повторить
изолированные звуки, произнести звуки в слогах; произнести отдель­ные фразы, назвать предметные картинки.

Б. Обследование активного словаря происходит при помощи цело­го ряда заданий такого типа, как называние предметных картинок, сходных предметов, заканчивание фразы, подбор слов-синонимов к данным словам, подбор слов-антонимов к данным словам, выявление глаголов, прилагательных, наречий.

B. Обследование грамматического строя речи включает выяснение
особенностей грамматических связей слов и состава предложений. Для
этого предлагаются задания типа: составить предложение по сюжетной
картинке и по вопросам; составить предложение по опорным словам;
проанализировать предложение; составить рассказ по сюжетной кар­тинке; пересказать прослушанный рассказ (см. материал к методике
«Воспроизведение рассказов»).

При анализе выполнения заданий, направленных на оценку экс­прессивной речи, учитываются такие важные элементы, как темп ре­чи, ее мелодические характеристики (эмоциональная выразитель­ность), плавность речи, наличие напряжений, запинаний, затрудне­ний приступа к слову, артикуляторные искажения и поиски артикуля­ций, способность плавного перехода от одной артикулемы на другую.

IV раздел

Ориентировочный тест школьной зрелости.

Имя и фамилия ребенка____________________Возраст:_____лет_____мес.

Дата рождения: _______________________Дата исследования:______________

Адрес родителей:____________________________________________________

1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты сумеешь.

2. Посмотри, что здесь написано. Ты еще не учился писать, но по­пробуй, может быть ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и на пустом месте справа напиши так же.

материал к методике «классификация понятий» - student2.ru

3. Посмотри: здесь точечки. Попробуй нарисуй здесь ря­дом такие же.

материал к методике «классификация понятий» - student2.ru

Оценка выполнения каждого задания теста (от 1 до 5 баллов).

Задание 1 — Рисунок мужской фигуры,

1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конеч­ности. Голова с туловищем соединена посредством шеи и она не боль­ше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги со ступнями. Воспроизведение одежды. Фи­гура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2. Исполнение веек требований, как и в пункте I, кроме синтети­ческого способа изображения. Могут отсутствовать некоторые части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), но присутствуют компоненты синтетического способа изображения.

3. У изображенной фигуры должны быть голова, туловище и ко­нечности. Руки или ноги представлены не одной линией, а объемно. Допускается отсутствие ушей, шеи, волос, одежды, пальцев и ступней.

4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь отдельными линиями.

5. Недостает ясности изображения туловища («головоногое» изо­бражение или «преодоление головоногово изображения») или обеих пар конечностей.

Задание 2 — Подражание письменным буквам,

1. Удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанно­му образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Началь­ная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2. Еще менее разборчивое подражение написанному предложению.
Величина букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3. Очевидно расчленение минимум на две части. Можно разо­брать, по крайней мере, четыре буквы образца.

4. На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5. Черкание.

Задание 3 — Срисовывание группы точек.

1. Почти совершенное подражение образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Умень­шение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем на половину. Рисунок должен быть параллельным образцу.

2. Количество и расположение точек должно отвечать образцу.
Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины
промежутка между рядами или столбцами.

3. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ши­рине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцать или меньше семи. Допускается любой поворот — даже на 180°.

4. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец; но он все
еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют
значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5. Черкание.

Общий результат теста — это сумма баллов по отдельным зада­ниям.

V раздел

Наши рекомендации