Организация развивающей предметно- пространственной среды группы
Образовательная область | Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) | Обогащение (пополнение) развивающей предметно-пространственной среды группы | |
Содержание | Срок (месяц) | ||
Социально-коммуникативное развитие | Пополнение материала в уголках по социально-коммуникативному развитию (сюжетно-ролевые игры, уголок ряжения, доктор и т.д.) | - Создание портфолио дошкольника - Пополнение картотеки «Игры социально-коммуникативные» - Пополнение картотеки «Эмоции» | Сентябрь-июнь |
Познавательное развитие | Пополнение материала в уголках по познавательному воспитанию (уголок дидактических игр, уголок художественной литературы и т.д.) | - Пополнение познавательными журналами, энциклопедиями, художественной литературой по лексическим темам. - Дидактические и развивающие игры. | Сентябрь-июнь |
Речевое развитие | Пополнение материала в уголках по речевому развитию (строительные и конструктивные игры, театрализованный уголок и т.д.) | - Разрезные картинки по лексическим темам с привлечением к работе родителей.. - Пополнение развивающей среды дидактическими играми речевого содержания. - Пополнение уголка строительно-конструктивных игр, игрушками и предметами для обыгрывания (пример: игрушки из киндер-сюрпризов, самодельные игрушки из бросового материала и т.д.) - Изготовление пособий для дыхательной гимнастики (бабочки, кораблики) | Октябрь-июнь Октябрь-июнь Октябрь-июнь Апрель |
Художественно-эстетическое развитие | Пополнение уголка художественно-эстетического развития | -Создание альбома «Русская сказка» (иллюстрационный материал). - Организация подборки материалов по русскому народному творчеству (книги, альбомы, открытки и т.д.) с привлечением в работу родителей. | Декабрь Январь - апрель |
Физическое развитие | Пополнение уголка физического развития | - атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. -дорожки массажные, со следочками - Картотека: игры малой степени подвижности, хороводные игры. | Октябрь, Ноябрь |
3.3. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Набор оборудования
(по областям: наглядный материал)
область | оборудование |
1.Социально-коммуникативное развитие | Пособия и материал к сюжетно-ролевым играм, дидактические игры, настольно-печатные игры, театр, инструменты для труда, иллюстрации, картины, художественная литература и прочее… |
2.Познавательное развитие | Наглядные иллюстрации, картины, игрушки, пособия по математике, раздаточный и демонстрационный материал. Художественная литература, книги, дидактические, настольно-печатные игры. |
3. Речевое развитие | Наглядные иллюстрации, картинки, пособия по речевому развитию, игры на развитие речи. Художественная литература, дидактические игры, драматизация. |
4.Художественно-эстетическое развитие | Художественная литература (малые формы фольклора, сказки). Иллюстрации, изображения предметов, книги с иллюстрациями, произведения народного творчества, игрушки, предметы, конструктор, сборник аудиозаписей. |
5.Физическое развитие | Оборудование физкультурного уголка, настольно-печатные игры о спорте, иллюстрации о спорте, атрибуты для игр, бодрящей гимнастики, утренней гимнастики. |
3.4. Реализуемые образовательные технологии
Технологии | Образовательные области | Содержание |
Здоровье-сберегающие технологии | Физическое, социально-коммуникативное развитие | Физкультурные занятия, формирование представление о ЗОЖ, комплексный план оздоровительных мероприятий. Формирование КГН. |
Технология "Портфолио дошкольника" | Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое | Составление портфолио дошкольника в течение года совместно с родителями. |
Технология исследовательской деятельности | Познавательное, социально-коммуникативное развитие | Знакомство со свойствами материалов, элементарное экспериментирование. Знакомство со свойствами предметов |
Информационно-коммуникативные технологии | Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие | Подготовка и использование презентаций, видео-аудио материалов в соответствии с календарно- тематическим планом. |
Личностно-ориентированные технологии | Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое | Планирование индивидуальной работы, работа по программе совместной деятельности с психологом в соответствии с планом. |
Игровая технология | Социально-коммуникативное, познавательное, физическое, речевое, художественно-эстетическое | Организация игровой деятельности разной направленности. |
Технология разноуровневого обучения | Социально-коммуникативное, познавательное и т.д. | Обогащение «разноуровневым» материалом, деление на подгруппы по результатам педагогической диагностики. |
3.5.Комплексно-тематическое планирование в летний период
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
виды интеграции области «Познавательное развитие» | |
интегрированная область | Содержание |
«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | - Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - Приобщение к социокультурным ценностям - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с миром природы |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Развитие познавательно-исследовательской деятельности)
Первичные представления об объектах окружающего мира
Сенсорное развитие
Дидактические игры
Месяц | Тема |
1. | 2. |
Июнь | Солнечные зайчики |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Приобщение к социокультурным ценностям)
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением.
Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.
Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Месяц | Тема |
Июнь | Я и моя семья |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(развивающие игры)
Месяц | неделя | Тема |
Июнь | Четвертый лишний», «Летает - не летает» «Парные картинки» (цветы и деревья), «Веселые лягушата» «Разные дома», «Собери картинку» «Что растет в саду», «Съедобное – несъедобное». |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Ознакомление с миром природы)
Расширять представления детей о растениях и животных, птицах, насекомых
Учить отличать и называть по внешнему виду овощи и фрукты
Сезонные наблюдения
Рассказывать об охране растений и животных
Месяц | Тема |
1. | 2. |
Июнь | Что растет в саду? |
Для воспитанников 4-5 лет
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
виды интеграции области «Познавательное развитие» | |
интегрированная область | Содержание |
«Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | - Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности - Приобщение к социокультурным ценностям - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с миром природы |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Развитие познавательно-исследовательской деятельности)
Продолжать знакомить детей со способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов;
Сенсорное развитие;
Дидактические игры;
Проектная деятельность.
Месяц | Тема |
1. | 2. |
Июнь | Загадочные пузырьки. |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Приобщение к социокультурным ценностям)
Расширять представления детей о правилах поведения в общественных местах;
Знакомить с культурными явлениями;
Рассказывать о Родине, родном городе, государственных праздниках.
Продолжать знакомить с различными профессиями, общественным транспортом, дать представления о школе.
Месяц | Тема |
Июнь | Санкт – Петербург |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(развивающие игры)
Месяц | неделя | Тема |
Июнь | «Кто как кричит?», «Так бывает или нет?» «От семечка к цветку», «Времена года» Собери свой город», «Кому, что нужно?» «Отгадай, что за растение», « Узнай и расскажи», |
Перспективно-тематический план
по образовательной области: « Познавательное развитие»
(Ознакомление с миром природы)
Расширять представления детей о растениях и животных, птицах, насекомых.
Расширять представления о фруктах, ягодах, овощах, грибах, комнатных и травянистых растениях, деревьях.
Расширять представление о свойствах песка, глины и камня.
Сезонные наблюдения
Рассказывать об охране растений и животных
Месяц | Тема |
1. | 2. |
Июнь | Во саду ли, в огороде… |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- Формирование готовности к совместной деятельности
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
- Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
виды интеграции области «Социально-коммуникативное развитие» | |
интегрированная область | Содержание |
«Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Развитие речи» | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности |
Перспективно-тематический план по образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»
(Ребенок в семье и сообществе, нравственное воспитание)
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.
Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Образ «Я»
Детский сад, Семья.
Месяц | Тема |
Июнь | Расскажи о себе. |
Перспективно-тематический план образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»
(трудовая деятельность детей младшей группы)
Труд в природе | Самообслуживание | Хозяйственно- бытовой труд | Художественный труд | |
Июнь | полив растений; уборка мусора на участке; | побуждать детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, помогать другим детям. Практические упражнения «Наши вещи в порядке», поощрять стремления детей быть аккуратными и опрятными, совершенствовать навыки процесса одевания и раздевания. | дежурство по столовой (раскладывать ложки, расставлять тарелки, чашки), уборка игрушек; «Уборка в группе» | «Солнышко» (пластилин и природный материал), Изготовление поделок из бумаги (вертушки, гирлянды и т.д. «Дуй ветерок», коллективная работа «Разноцветные цветы» |
Перспективно- тематический план по образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»
(Формирование основ безопасности)
Безопасное поведение в природе
Безопасность на дорогах
Безопасность собственной жизнедеятельность
Месяц | Тема |
Июнь | От шалости до беды один шаг. |
Для воспитанников 4-5 лет
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
- Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми
и сверстниками
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- Формирование готовности к совместной деятельности
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации
- Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
виды интеграции области «Социально-коммуникативное развитие» | |
интегрированная область | Содержание |
«Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Развитие речи» | Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Формирование основ безопасности |
Перспективно-тематический план по образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»
(Ребенок в семье и сообществе, нравственное воспитание)
Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм.
Продолжать формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Учить коллективным играм.
Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
Напоминать о вежливости , учить испытывать чувство стыда.
Формировать образ «Я».
Семья.
Детский сад.
Месяц | Тема |
Июнь | Кем работают мама и папа? |
Перспективно-тематический план образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»
(Трудовая деятельность детей средней группы)
Труд в природе | Самообслуживание | Хозяйственно- бытовой труд | Художественный труд | |
Июнь | Совместная прополка клумб, уборка участков. | Побуждаем детей одеваться самостоятельно, помогать и подсказывать друзьям. | закреплять умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой (ставить салфетницы, аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы), поощрять стремления детей в поддержании порядка на участке, своевременно убирать на место игрушки и оборудование. вынос на улицу лейки, для полива цветов на клумбах. Уход за растениями в уголке природы | «Божья коровка» (пластилин и природный материал), Изготовление поделок из бумаги, изготовление игрушек-зверей из бросового материала для настольного театра, коллективная работа «Разноцветные цветы» |
Перспективно- тематический план по образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие» (Формирование основ безопасности)
Безопасное поведение в природе
Безопасность на дорогах
Безопасность собственной жизнедеятельность
Месяц | Тема |
Июнь | Невидимые микробы |
Образовательная область: «Речевое развитие»
Владение речью как средством общения
Обогащение активного словаря
Развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте
Виды интеграции области «Речевое развитие» | |
Интегрированная область | Содержание |
«Физическое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Развитие речи (Развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм, практическое овладение нормами речи) Художественная литература |
Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Развивающая речевая среда.
Формирование словаря.
Звуковая культура речи.
Грамматический строй речи.
Связная речь.
Месяц | № Недели | Тема |
1. | 2. | 3. |
Июнь | №1 №2 №3 №4 | «Цветочная поляна» - какие цветы растут на полянке. ЗКР: «Гимнастика веселого язычка» Декламация «Вместе с солнышком встаю» (Благинина) «Зачем мыть руки перед едой» ЗКР: «Подуй, как ветерок» [у] Разучивание стихотворения О.Высоцкой «Одуванчик» Беседа «Что я видел из окна автобуса?» ЗКР: «Птицы городского парка» (звукоподражание) Составление описательного рассказа о своем доме: «Где я живу, где ты живешь?» «Зачем нужны цветы?» ЗКР: игры-наблюдения возле клумбы: «Найди по описанию», «Поищи такой же». Театрализованная игра «Мы превратились в цветы». |
Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области:
«Развитие речи» ( художественная литература)
Чтение знакомых детских произведений.
Воспитывать умение слушать новые произведения
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации
Месяц | № | Тема |
1. | 2. | 3. |
Июнь | №1 | Р.н.с. «Маша и медведь» Рассматривание иллюстраций к сказке Ш. Перро «Красная Шапочка» |
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
виды интеграции области «Художественное развитие» | |
интегрированная область | Содержание |
«Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Физическое развитие» | Приобщение к искусству Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Конструктивно-модельная деятельность Музыкально – художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, развитие танцевально-игрового творчества, . игра на детских музыкальных инструментах). |
Перспективно-тематический план мероприятий по образовательной области: Художественно-эстетическое развитие»
(Рисование, лепка/аппликация)
Рисование | Аппликация/Лепка | |
Июнь | 1. «Радуга-дуга» | 1. Лепка «Одуванчики-цветы, словно солнышко, желты» |
2. «Цветочек радуется солнышку» | 2. Аппликация «На лугу растет ромашка» | |
3. «Автомобили на улице города» | 3. Лепка «Угощенье для бабушки» |
«Художественно-эстетическое развитие»
Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы),
Сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание),
Использовать в постройках детали разного цвета.
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
Месяц | Тема |
Июнь | «Дома на нашей улице» «Домик в деревне с забором» |