Приложение № 2. Создание развивающей предметно- пространственной среды группы

Образовательная область Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы
Содержание Срок (месяц)
Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность Уголок театрализации Куклы крупные, куклы средние, мягкие антропоморфные животные, крупные; мягкие антропоморфные животные, средние; звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см); набор наручных кукол би-ба-бо: семья; набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи; фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см); фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие); набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см); тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см); набор фигурок: семья (7-15 см); плащ-накидка; фуражка/бескозырка; каска; набор масок (животные; сказочные персонажи) В течение года
Уголок сюжетно-ролевых игр Набор чайной посуды, крупный; набор чайной посуды, средний; набор кухонной посуды; набор инструментов; комплект кукольных постельных принадлежностей; грузовик, крупный; тележка-ящик, крупная; автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров; машина скорой помощи средних размеров; подъемный кран, крупный; набор: железная дорога (средних размеров); кораблики, лодки, самолеты средних размеров; ракета-робот (трансформер) средних размеров; автомобили мелкие; кукольная коляска средних размеров (складная); набор медицинских принадлежностей; полосатый жезл; весы; часы; телефон; подзорная труба, бинокль; сумки, корзинки, рюкзачки В течение года
Полифункциональные материалы Кукольный стол, крупный; кукольная кровать или диванчик (крупный); кухонная плита/шкафчик (крупная); набор мебели для кукол среднего размера; скамеечка на колесах со съемным рулем; гараж (для мелких автомобилей); светофор; объемные модули, крупные, разных форм; крупный строительный набор; крупный кнопочный конструктор; ящик с мелкими предметами-заместителями; емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры В течение года
Художественно-эстетическое развитие Уголок художественного творчества Рисование Набор цветных карандашей (24 цвета); набор фломастеров (12 цветов); набор шариковых ручек (6 цветов); цветные восковые мелки (12 цветов); гуашь (12 цветов); гуашь (белила); палитры; губки для смывания краски с палитры; круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10-14); банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л); салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15x15) В течение года
Лепка Глина, подготовленная для лепки; пластилин; доски (20x20); печатки для нанесения узора на вылепленное изделие; стеки разной формы; салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30x30), для вытирания рук во время лепки В течение года
Аппликация Ножницы с тупыми концами; наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией; наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10-12 цветов, размером 10x12 см или 6x7см); файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги; щетинные кисти для клея; подставки для кистей; розетки для клея; подносы для форм и обрезков бумаги; пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем В течение года
Конструирование Крупногабаритные деревянные или пластмассовые напольные конструкторы; комплект больших мягких модулей; конструкторы, позволяющие и мальчикам, и девочкам без особых трудностей и без помощи взрослых проявить свое творчество; конструкторы из серии «LEGO» («город», «железная дорога»); конструкторы для игр с песком и водой; набор мелкого строительного материала, включающий основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины); наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования; коврики-трансформеры (мягкий пластик) «Животные» и др.; наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.); подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.; подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.); подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи В течение года
Познавательное и речевое развитие Уголок настольно-печатных и дидактических игр Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров); набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины); доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей); рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей); набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета); набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками); наборы для сериации по величине – бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака); набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов); платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм; мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами; набор пластин из разных пород дерева или разных материалов; чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов); горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект); стойка-равновеска (балансир); часы с круглым циферблатом и стрелками; счеты напольные; набор волчков (мелкие, разной формы); вертушки разного размера; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные); игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов); объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов); головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком) В течение года
Уголок экспериментирования Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет), черпачки, сачки, воронки Набор для экспериментирования с песком: емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций Коллекция тканей, изделий из железа, пластмассы, запахов, шумов, камней. В течение года
Дидактический материал по математике, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. Наборы парных картинок типа лото из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений) Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) Наборы табличек и карточек для сравнения по 1 -2 признакам (логические таблицы) Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) Сюжетные картинки с разной тематикой крупного и мелкого формата Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) Разрезные контурные картинки (4-6 частей) Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр Групповая библиотека (иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характера) Набор кубиков с буквами и цифрами Набор карточек с изображением предмета и названием Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и цифр Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами Набор карточек-цифр (от 1 до 10) Кассы настольные Магнитная доска настенная с набором магнитов В течение года
Физическое развитие Физкультурный уголок Коврик массажный; шнур длинный; куб деревянный; мяч-попрыгунчик; обруч плоский; палка гимнастическая короткая; скакалка короткая; кегли; кольцеброс (набор); мешочек с грузом большой; обруч большой; серсо (набор); шар цветной (фибропластиковый); полукольцо мягкое; колечко резиновое; мешочек с грузом малый; мяч-шар (цветной, прозрачный); обруч малый; шнур короткий В течение года

Приложение № 3. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список литературы, ЭОР, др.)

Образовательная область, направление образовательной деятельности Список литературы (учебно-методические пособия, методические разработки, др.)
Социально-коммуникативное развитие Элементы программ: 1. «Я-ты-мы» / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина- М: Просвещение, 2008. 2. Безопасность на улицах и дорогах: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, М.Д.Маханева. – М.: ООО «Издательство Аст-лтд», 1997. 3. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – М.: ООО «Издательство Аст-лтд», 1998. – 160 с. 4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 5. 6. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010. – 48 с. 7. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В.Потапова – М: Сфера,2005. (серия «Вместе с дошкольниками»). 8. Игра-занятие «Для умников и умниц», -Киров, ОАО «Радуга» 9. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, -СПб, 1994. 10. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008. 11. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. М.: Просвещение, 2007. 12. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000. 13. Твоя безопасность: как себя вести дома и на улице. для средн. и ст. возраста: кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина, Л.А Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005 14. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 15. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях/ методическое пособие – СПб, 2005 16. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.- СПб, «Речь», 2006 17. Умные игры. – СПб: ЗАО «Росмэе-Пресс», 2007 18. Игры с карандашом - – СПб: ЗАО «Росмэе-Пресс», 2007
Познавательное развитие 1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2014 3. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2014 4. Егорова Н.Б., Сериева О.В. Мир вокруг нас/ Методические рекомендации по ознакомлению с окружающим миром.-СПб, 1995 5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.- СПб.: «Детство-пресс», 2006 6. Волина В. Занимательная математика для детей – СПб.: Дидактика,1994 7. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2011 8. Петерсон Л.. Раз ступенька, два ступенька. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 9. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 10. Пономарева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.- М.: Мозаика Синтез, 2014 11. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009. 12. Распорядок дня. Наглядно-дидактическое пособие, -М.: изд. «Мозаика-Синтез» 13. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М., 2005 14. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991
Речевое развитие 1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 2. Гербова В.В. Учусь говорить. Пособие для детей старшего дошкольного возраста» М.:Просвещение,2002 1. Гербова В.В. Хрестоматия "Книга для чтения в детском саду и дома" 5-6 лет М.:Просвещение, 2010 2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа- М.: Мозаика-Синтез, 2014 3. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. – М.: Школьная пресса, 2004 4. Алифанова Е.А, Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах/Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. –М., 2000 5. Дружкова О. Скороговорки. – М.: Юнвес, 2001 6. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. –Нижний Новгород: Флокс, 1995 7. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом/ пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтеез, 2006 8. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста- СПб.: Детство-Пресс, 2009 9. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013
Художественно-эстетическое развитие 1. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999. 2. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 4. Ремезова Л.А. Учимся конструировать/ Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида- М.: Школьная пресса, 2004 5. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 6. Объемная аппликация. Учебно-методическое пособие-СПб.: Детство-Пресс, 2004 7. Давыдова Г.Н. Детский дизайн -2, 3. Поделки из бросового материала- М.: Скрипторий 2003, 2006 8. Салагаева Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2005 9. Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО Детство-Пресс, 2010 10. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги/Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1998 11. Уроки детского творчества. – М., 1999 12. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999. 13. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 14. Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр- Творчество - Дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: Мипкро, 1995.
Физическое развитие 3. «Здоровье» В.Г.Алямовская (linka press, 1993 г. 4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2006 5. Воспитание здорового ребенка / М.Д.Маханева. – М.: Аркти, 1997. 6. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет – под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013 7. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников- М.: ВАКО, 2005 8. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ/Практическое пособие, М.: Айрис пресс, 2006 9. Уроки мойдодыра / Т.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997. 10. Уроки этикета / С.А.Насонкина. –СПб.: Акцидент, 1996.
Педагогическая диагностика 1. «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» ФГОС/ Для занятий с детьми 5-7 лет / авт. А.Н. Веракса- Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 г. 2. «Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 5 – 7 лет»/ Пособие для психологов и педагогов/ авт. А.Н. Веракса-Издательство Москва-Синтез, М., 2009 г. 3. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников», Пособие для воспитателей и учителей начальных классов.Для занятий с детьми 5 – 7 лет. Издательство Москва-Синтез, М., 2008 г. 4. «Педагогическая диагностика. Развития детей перед поступлением в школу»/ Современный образовательный СТАНДАРТ / Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенникова, Издательство Мозаика-Синтез, М. 2011 год 5. Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Старшая группа. Волгоград: «Учитель», 2011 6. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации СПб: Детство-Пресс,2015

Наши рекомендации