Подвижные игры с незначительной
И умеренной психофизической нагрузкой
Сентябрь (1, 2 неделя)
Ладушки
Ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его команде: перед собой, над головой, за спиной; в положении стоя, сидя на корточках. Взрослый задает темп (ладушки, ладушки… хлоп, хлоп…), вначале медленный, потом с ускорением.
Идем по мостику
Обучение ребенка правильной ходьбе. На полу (площадке) проводится линия. Детей поддерживают вначале в ходьбе по прямой, приговаривая: «Идем по мостику…» Затем добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками).
Сентябрь (3,4 неделя)
Игра с пальцами
Дети стоят перед воспитателем. Он внятно читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Дети подражают ему, а в дальнейшем самостоятельно двигают пальцами, обращаясь к мизинцу на левой руке:
Мой мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так.
А Мизинец стал играть,
Братьев – слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал.
Раз – два – три – четыре – пять. Е. Антонова-Чалая
на этот счет дети разгибают пальцы и начинают новую игру или 2-3 раза повторяют эту.
Филин
Дети стоят полукругом. По сигналу воспитателя «День!» дети – «филины» медленно поворачивают головы вправо и влево. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками – «крыльями», опуская их вниз, протяжно, без напряжения, произносят «у…у…ффф». Повторяют 2-4 раза. Воспитатель контролирует правильность осанки.
Октябрь (1, 2 неделя)
Дерево, куст, травка
Воспитатель предлагает детям пойти в парк: дети идут по залу (площадке). «В парке стоят высокие деревья, встаньте ровно, как эти стройные деревья, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки-«ветви» слегка в стороны, ладонями вперед. «Пойдем дальше в парк, посмотрим, есть ли у высокой берёзы сестрички?» Дети идут за воспитателем. Он останавливается: «Вот и сестрички берёзы – кустики, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как кустики, - принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдем, дети, поищем еще сестричек кустиков. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Воспитатель просит детей стать маленькими травинками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.
Ласточка
Ребенок стоит на одной ноге, другая отведена назад, руки в стороны, туловище наклонено вперед, голова поднята. Поза вначале удерживается не более одной секунды, и затем опорная нога меняется.
Октябрь (3, 4 неделя)
Часы: тик – так
В положении стоя руки на поясе. По сигналу покачивает головой вправо и влево, произнося: «тик-так, тик-так». Воспитатель контролирует осанку ребенка.
Шарик
Дети стоят полукругом. «Надувают шары»: широко разводя руки в стороны и глубоко вздохнув, выдувают воздух в шарик – «ффф…», медленно соединяя ладони шариком. Вдруг шарик «лопается». Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух. «Шшш…» – произносят дети, делая губы хоботком и складывая руки на коленях, повторяют 2-3 раза.
Ноябрь (1, 2 неделя)
Прокати мяч с горки
Один ребенок катит мяч сверху, а другой ловит его внизу. Затем они меняются местами.
11. Кто как передвигается!
Дети сидят на стульях или на ковре. Воспитатель называет животных, птиц, насекомых или показывает их изображения, спрашивая: «Как они передвигаются?» (например, бабочка, лягушка, косолапый мишка, зайка и т.д.).
Дети стараются движениями ответить на вопросы, ползая, прыгая и другими способами передвигаясь по ковру.
Для более слабых детей возможен такой вариант этой игры: играющие рассаживаются группой. Одному из них предлагается жестами, движениями изобразить известное ему животное. Остальные должны отгадать и назвать его. Кто первый отгадает, тот идет изображать другое животное. Наиболее удачное подражание повторяется всеми играющими.
Ноябрь(3, 4 неделя)
Зайка серый умывается
Один из играющих назначается зайкой. Все остальные становятся в круг. «Зайка» занимает место в середине круга. Дети, стоящие в кругу, говорят вместе с воспитателем:
айка ходит в гости к людям.
Мы с ним вместе мыться будем.
Зайка вымыл рот и уши.
Он хороший, он послушный.
Он помоет также лапки,
Оботрет их чистой тряпкой.
Одевается, скок, скок –
В гости мчится со все ног.
«Зайка» проделывает все движения, соответствующие тексту. Дети повторяют за ним эти движения. Тот, к кому «зайка зашел в гости», из стоящих в кругу, становится «зайкой», и игра заканчивается, когда сменится 5-6 «зайчиков».
Тучи и ветер
Ребенок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он бежит как туча, которую гонит по небу ветер.
Декабрь (1, 2 неделя)
Ежик вытянулся – свернулся
В положении стоя ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, приседая, наклоняется вперед, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями (еж свернулся). Повторить 2-6 раз. Между каждым повторением отдохнуть, полежать, как «тряпичная кукла» (см. игру 19), расслабиться.
Птичка
Ребенок стоит, руки вниз, можно ближе к телу. Наклоняется вперёд и отводит прямые руки назад за спину (крылья). Затем ребенок встает и выполняет прыжки на месте (прыгает, как воробышек).
Декабрь (3, 4 неделя)
Весёлый мяч
Воспитатель кидает мяч, приговаривая: «бросим дальше, бросим выше», поочерёдно каждому ребёнку, который его ловит и кидает обратно воспитателю. Дети стоят в кругу.
Прячем Мишку
Дети сидят или стоят. Воспитатель прячет знакомую детям большую игрушку, например медведя, но так, чтобы она была немного видна. Говоря детям «Ищите Мишку», «Где Мишка?», воспитатель ищет его вместе с детьми. Когда кто-нибудь из детей найдет игрушку, воспитатель, похвалив ребенка, снова прячет Мишку, но уже ближе к менее активным детям.
Январь (3, 4 неделя)
Медведь
Воспитатель предлагает поиграть с Мишкой и произносит:
Мы к медведю побежим.
Зарычит – мы убежим!
Дети бегут за воспитателем к медведю и по сигналу «ррр…» все убегают. Повторив игру 3-4 раза, воспитатель предлагает подходить к медведю тихо, чтобы он не слышал. Самые неловкие дети могут повторить игру еще 2-3 раза, после того как другие закончили играть.
Подпрыгни до ладошки
Дети сидят на скамейке или стоят. Воспитатель подзывает к себе то одного, то другого ребенка и предлагает ему дотянуться до ладони. Руку воспитатель держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.
Вариант игры: подпрыгнуть и достать рукой бубен, яркую игрушку или колокольчик, который воспитатель держит на некотором расстоянии от головы ребенка. Самые прыгучие дети соревнуются между собой, прыгая на еще большую высоту.
Февраль (1, 2 неделя)