Когнитивный wer на интеллект

Образцы вопросов теста

1. Предположим, что все драгоценные кам­ни сделаны из пенорезины. Каким сло­вом вы тогда завершили бы приведен­ную аналогию:

ДЕРЕВО : ТВЕРДЫЙ :: АЛМАЗ : .....

а- ценный; б- мягкий; в- хрупкий; г- твер­дейший

2. Жанет, Барбара и Элейн - это домохо­зяйка, юрист и физик, но не обязатель­но в таком порядке. Жанет живет по соседству с домохозяйкой. Барбара луч­ший друг физика. Элейн однажды хоте­ла стать юристом, но раздумала. Жанет виделась с Барбарой в течение после­дних двух дней, но не виделась с физи­ком.

Жанет, Барбара и Элейн в правильном порядке - это:

а- домохозяйка, физик, юрист б- физик, юрист, домохозяйка в- физик, домохозяйка, юрист г- юрист, домохозяйка, физик

3. Джош и Сэнди обсуждают две бейсболь­ные команды — Красных и Синих. Сэн­ди спросила Джоша, почему он думает, что у Красных больше шансов выиграть в этом году вымпел, чем у Синих. Джон ответил: "Если каждый игрок команды Красных лучше, чем каждый игрок ко­манды Синих, то Красные должны быть лучшей командой."

Джон предполагает, что:.

а - Вывод, применимый к каждой части , целого, применим также к целому, и это предположение истинно;

б - Вывод, применимый к каждой части целого, применим также к целому, и это предположение ложно;

в- Вывод, применимый к целому, при­меним также к каждой его части, и это предположение истинно;

г - Вывод, применимый к целому, при­меним также к каждой его части, и это предположение ложно;

4. Реклама Сберегательного Банка Слад­кой Жизни гласит: "Мы гарантируем самые высокие из возможных процент­ные ставки по всем сберегательным сче­там". Профессор Экономов взглянул на эту рекламу и немедленно переложил деньги из Сберегательного Банка Непью­щей Долины в Сладкую Жизнь.

Если предположить, что реклама Сбе­регательного Банка Сладкой Жизни че­стна, то профессору Экономову можно гарантировать, что он:

а - получит в Сладкой Жизни более вы­сокие проценты, чем в Непьющей До­лине;

б - получит в Сладкой Жизни те же са­мые проценты, что и в Непьющей До­лине;

в - получит в Сладкой Жизни как мини­мум те же самые проценты, что и в Непьющей Долине;

г - получит в Сладкой Жизни те же са­мые проценты, что и в во всяком дру­гом банке, сделавшем то же самое заявление, что и банк Сладкая Жизнь.

5. Выберите слово, описывающее либо не­обходимое, либо невозможное свойство слова, написанногО""Курсивом.

лев

а- свирепый; б- белый; в- млекопитаю­щее; г- живой

•я-g

- 'Взято из: ELSternberg (1986).

Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект

Краткое содержание

1. Считается, что решение задач направлено на отыскание решения конкретной проблемы.

2. Многие исследования искусственного интеллекта (ИИ) направле­ны на понимание и дублирование когнитивных процессов челове­ка, происходящих при решении задач (например, Универсальный Решатель Задач, созданный ЭДьюэллом и Саймоном) Модели ИИ часто критикуются за жесткую последовательность выполняемых операций и совершенный доступ к информации, но исследователи полагают, что использование подцелевых процедур (как в УРЗ) создает аналогию с решением задач человеком.

3. В некоторых моделях предполагается, что в решении задач уча­ствуют когнитивные сети. Одна такая модель (Грино) предполага­ет, что решение задач — это уникальная форма обработки в памя­ти, при которой между сохраненной ранее информацией и решени­ем образуются связи. Другая модель (Эйзенштадт и Карив) сосре­доточена на внутренних репрезентациях, образующихся в процес­се решения задач, причем исследования в этой области показыва­ют, что воспроизведение сведений из области данной задачи зави­сит от того, как сформулирована задача, что планирование на бу­дущее незначительно и что схемы сканирования предметной обла­сти используют обработку по принципу "сверху-вниз", т.е. обра­ботку, управляемую гипотезой

4. Творчество — это вид когнитивной деятельности, приводящий к новому видению задачи и не ограниченный прагматическими ре­зультатами.

5. Одна из схем анализа творчества (Уоллес) предполагает, что в этом процессе есть четыре фазы: подготовительная, на которой формулируется задача и в которой принимают участие общие зна­ния; инкубационная, когда не делается прямых попыток решения задачи и мысль направляется на что-либо еще; фаза просветления, на которой достигается понимание; и фаза проверки, на которой испытываются результаты инсайта.

6. Анализ творчества включает как мнения, высказанные авторитета­ми в соответствующей области (например, олимпийскими атлета­ми), так и применение психометрических инструментов, разрабо­танных для измерения различных процессов мышления, которые определяются как способность генерировать множество абстракт­ных, гибких ответов на одну задачу (например, предложить не­сколько способов использования кирпича) В обоих случаях уча­ствуют субъективные оценки.

7. Обучение может приводить к улучшению показателей при стан­дартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими" (Ван Гог, Эйнштейн, Ди-кинсон).

8. Поскольку природа интеллекта сложна, имеются проблемы с его определением. Сначала эти концептуальные затруднения пытались разрешить при помощи факторного анализа, который позволяет

Мышление и интеллект - естественный и искусственный 492

разделить общие и конкретные способности; но такие процедуры были раскритикованы как не дающие информации об умственных процессах, их критиковали также за то, что их трудно проверить на соответствие теориям, и за упор на индивидуальные различия, которые не являются ни единственным, ни наилучшим способом изучения человеческих способностей.

9. Когнитивные теории интеллекта предполагают, что интеллект — это такой компонент, который взаимодействует с информацией на различных этапах обработки, на которых выполняются уникаль­ные операции. В исследовании, опирающемся на такое представле­ние, было определено, что воспроизведение из памяти (скорость, точность и количество) зависит от вербальных способностей и что запас знаний индивидуума (новичок или умелец) влияет на коли­чество и точность воспроизведения, а также на точность его мета-памяти.

Ключевые слова

конвергентное мышление инкубация

творчество интеллект

дивергентное мышление подготовка

функциональная закрепленность решение задач

универсальный решатель задач (УРЗ) установка

просветление проверка

Рекомендуемая литература

Выдающийся обзор ранней истории исследований мышления, формирова­ния понятий и решения задач: Woodworth and Schlosberg, eds., Experimental Psychology (2nd ed.).

Хорошее введение в традиционные походы: Bartlett. Thinking.

Источник, где излагаются многие современные теории и эксперименты по

формированию понятий:

Brimer, Goodnow and Austin. A Study of Thinking.

Одна из лучших современных работ:

Bourne, Dominowski, Loftus, and Healy. Cognitive Processes.

Превосходный краткий обзор формирования понятий: Robert Haygood. Concept Learning.

Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект

Многие статьи, собранные в мягком переплете:

Wason and Johnson-Laird, eds., Thinking and Reasoning-, Wason and John­son-Laird, eds., Thinking: Readings in Cognitive Science.

Также интересная книга в мягкой обложке: Lyle Bourne. Human Conceptual Behavior.

Три "ежегодных обзора" по мышлению, где суммируются значительные современные достижения:

Bourne and Dominiwski. Thinking Neimark and Santa. Thinking and Co­ncept Formation; Erickson and Jones. Thinking.

Две вызывающие книги, описывающие отношения мышления и когнитив­ной психологии (особенно ИИ):

Reitman. Cognition and Thought: An Information-Processing Approach', Newell and Simon. Human Problem Solving.

Умеренно трудная, но интригующая книга по репрезентациям в памяти и

процессам мышления:

Norman and Rumelhart. Explorations in Cognition.

Очень живое изложение вопросов мышления и решения задач: Rubinstein. Tools forThinking and Problem Solving.

Легкая и занимательная книга:

Mayer. Thinking, Problem Solving, Cognition.

Первоклассное собрание статей по человеческому интеллекту: Robert Sternberg, eds., Handbook of Human Intelligence.

Несколько томов по интеллекту:

Chipman, Segal, and Glaser, eds., Thinking and Learning Skills.

Превосходная книга по мышлению:

Nickerson, Perkins, and Smith. The Teaching of Thinking.

Мышление и интеллект - естественный и искусственный 494

...Морально невозможно какая-либо Машина, обладающая таким разнообразием, чтобы во всех случаях жизни действовать так, как нас заставляет поступать наш разум.

— Декарт

Тогда Хэл ответил своим обычным тоном:

"Слушай, Дейв, я знаю, что ты пытаешься помочь. Но дело тут либо в антенной системе, либо в твоей процедуре проверки. С обработкой информации у Меня полный порядок. Если ты проверишь Мои записи, то убедишься, что там совершенно нет ошибок.4'

"Я знаю все о твоих служебных записях, Хэл, но это не доказывает, что и на этот раз ты прав. Все Могут ошибаться. *

*Я не хочу на этом настаивать, Дейв, но я не способен ошибаться/

'Ладно, Хэл/— сказал Дейв довольно резко. 'Я понимаю твою точку зрения. Мы остановимся на этом/

Он собирался было добавить "и пожалуйста, забудь обо всем этом. * Но этого Хэл, конечно же, никогда не смог бы сделать.

— Артур Кларк

Когнитивный wer на интеллект - student2.ru

Искусственный интеллект

Научная фантастика имеет обыкновение становиться научным фак­том. В современных лабораториях искусственного интеллекта (ИИ) всерьез обсуждается нечто вроде Хэла1 — бортового компьютера из про­изведения Артура Кларка "2001: Космическая Одиссея", имевшего интел­лект и способного принимать этические решения. Я не хочу сказать, что вероятность в точности такого развития компьютеров, как это описал Кларк, сколько-нибудь больше вероятности развития систем запуска в на­правлении, описанном Жюль Верном за три четверти века до того, как ракета послала космическую капсулу на Луну. Но специалисты по компь­ютерам разрабатывают компьютерные системы, которые способны доволь­но близко имитировать элементы человеческого познания и обработки информации; так что вполне возможно, что к тому времени, когда мы будем стартовать с Земли, что-нибудь вроде Хэла у нас появится2.

Между ИИ и когнитивной психологией установились своего рода сим-биотические отношения, где каждый выигрывает от развития другого. Ибо для того, чтобы искусственным способом сделать точную копию че­ловеческого восприятия, памяти, языка и мышления, нужно знать, к к эти процессы происходят у человека. И в то же время, развитие искусс­твенного интеллекта дает новые возможности к пониманию человеческо­го познания.

В этой главе будет дано общее введение в ИИ, который будет обсуж­даться в связи с восприятием, памятью, процессами поиска, языком, ре­шением задач и "роботологией". Большинство этих тем затрагивались в предыдущих главах.

Хотя направление ИИ во многом посвящено разработке машин, кото­рые действуют так, как если были бы "разумны", большинство последних конструируется без всякого намерения подражать когнитивным процес­сам человека. Однако, есть и те, кто занят разработкой "разумных" ма­шин, моделирующих человеческое мышление, и именно эта перспекти­ва — "компьютерное моделирование" (КМ) будет в основном освещаться в этой главе. (Когда-нибудь будет почти невозможно сказать, где кончает­ся ИИ и начинается КМ; мы будем использовать широко принятый термин ИИ для обозначения всяких результатов компьютерной деятельности, ко­торые сочли бы разумными, если бы они были произведены человеком.)

Наши рекомендации