Когнитивный wer на интеллект
Образцы вопросов теста
1. Предположим, что все драгоценные камни сделаны из пенорезины. Каким словом вы тогда завершили бы приведенную аналогию:
ДЕРЕВО : ТВЕРДЫЙ :: АЛМАЗ : .....
а- ценный; б- мягкий; в- хрупкий; г- твердейший
2. Жанет, Барбара и Элейн - это домохозяйка, юрист и физик, но не обязательно в таком порядке. Жанет живет по соседству с домохозяйкой. Барбара лучший друг физика. Элейн однажды хотела стать юристом, но раздумала. Жанет виделась с Барбарой в течение последних двух дней, но не виделась с физиком.
Жанет, Барбара и Элейн в правильном порядке - это:
а- домохозяйка, физик, юрист б- физик, юрист, домохозяйка в- физик, домохозяйка, юрист г- юрист, домохозяйка, физик
3. Джош и Сэнди обсуждают две бейсбольные команды — Красных и Синих. Сэнди спросила Джоша, почему он думает, что у Красных больше шансов выиграть в этом году вымпел, чем у Синих. Джон ответил: "Если каждый игрок команды Красных лучше, чем каждый игрок команды Синих, то Красные должны быть лучшей командой."
Джон предполагает, что:.
а - Вывод, применимый к каждой части , целого, применим также к целому, и это предположение истинно;
б - Вывод, применимый к каждой части целого, применим также к целому, и это предположение ложно;
в- Вывод, применимый к целому, применим также к каждой его части, и это предположение истинно;
г - Вывод, применимый к целому, применим также к каждой его части, и это предположение ложно;
4. Реклама Сберегательного Банка Сладкой Жизни гласит: "Мы гарантируем самые высокие из возможных процентные ставки по всем сберегательным счетам". Профессор Экономов взглянул на эту рекламу и немедленно переложил деньги из Сберегательного Банка Непьющей Долины в Сладкую Жизнь.
Если предположить, что реклама Сберегательного Банка Сладкой Жизни честна, то профессору Экономову можно гарантировать, что он:
а - получит в Сладкой Жизни более высокие проценты, чем в Непьющей Долине;
б - получит в Сладкой Жизни те же самые проценты, что и в Непьющей Долине;
в - получит в Сладкой Жизни как минимум те же самые проценты, что и в Непьющей Долине;
г - получит в Сладкой Жизни те же самые проценты, что и в во всяком другом банке, сделавшем то же самое заявление, что и банк Сладкая Жизнь.
5. Выберите слово, описывающее либо необходимое, либо невозможное свойство слова, написанногО""Курсивом.
лев
а- свирепый; б- белый; в- млекопитающее; г- живой
•я-g
- 'Взято из: ELSternberg (1986).
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект
Краткое содержание
1. Считается, что решение задач направлено на отыскание решения конкретной проблемы.
2. Многие исследования искусственного интеллекта (ИИ) направлены на понимание и дублирование когнитивных процессов человека, происходящих при решении задач (например, Универсальный Решатель Задач, созданный ЭДьюэллом и Саймоном) Модели ИИ часто критикуются за жесткую последовательность выполняемых операций и совершенный доступ к информации, но исследователи полагают, что использование подцелевых процедур (как в УРЗ) создает аналогию с решением задач человеком.
3. В некоторых моделях предполагается, что в решении задач участвуют когнитивные сети. Одна такая модель (Грино) предполагает, что решение задач — это уникальная форма обработки в памяти, при которой между сохраненной ранее информацией и решением образуются связи. Другая модель (Эйзенштадт и Карив) сосредоточена на внутренних репрезентациях, образующихся в процессе решения задач, причем исследования в этой области показывают, что воспроизведение сведений из области данной задачи зависит от того, как сформулирована задача, что планирование на будущее незначительно и что схемы сканирования предметной области используют обработку по принципу "сверху-вниз", т.е. обработку, управляемую гипотезой
4. Творчество — это вид когнитивной деятельности, приводящий к новому видению задачи и не ограниченный прагматическими результатами.
5. Одна из схем анализа творчества (Уоллес) предполагает, что в этом процессе есть четыре фазы: подготовительная, на которой формулируется задача и в которой принимают участие общие знания; инкубационная, когда не делается прямых попыток решения задачи и мысль направляется на что-либо еще; фаза просветления, на которой достигается понимание; и фаза проверки, на которой испытываются результаты инсайта.
6. Анализ творчества включает как мнения, высказанные авторитетами в соответствующей области (например, олимпийскими атлетами), так и применение психометрических инструментов, разработанных для измерения различных процессов мышления, которые определяются как способность генерировать множество абстрактных, гибких ответов на одну задачу (например, предложить несколько способов использования кирпича) В обоих случаях участвуют субъективные оценки.
7. Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими" (Ван Гог, Эйнштейн, Ди-кинсон).
8. Поскольку природа интеллекта сложна, имеются проблемы с его определением. Сначала эти концептуальные затруднения пытались разрешить при помощи факторного анализа, который позволяет
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 492
разделить общие и конкретные способности; но такие процедуры были раскритикованы как не дающие информации об умственных процессах, их критиковали также за то, что их трудно проверить на соответствие теориям, и за упор на индивидуальные различия, которые не являются ни единственным, ни наилучшим способом изучения человеческих способностей.
9. Когнитивные теории интеллекта предполагают, что интеллект — это такой компонент, который взаимодействует с информацией на различных этапах обработки, на которых выполняются уникальные операции. В исследовании, опирающемся на такое представление, было определено, что воспроизведение из памяти (скорость, точность и количество) зависит от вербальных способностей и что запас знаний индивидуума (новичок или умелец) влияет на количество и точность воспроизведения, а также на точность его мета-памяти.
Ключевые слова
конвергентное мышление инкубация
творчество интеллект
дивергентное мышление подготовка
функциональная закрепленность решение задач
универсальный решатель задач (УРЗ) установка
просветление проверка
Рекомендуемая литература
Выдающийся обзор ранней истории исследований мышления, формирования понятий и решения задач: Woodworth and Schlosberg, eds., Experimental Psychology (2nd ed.).
Хорошее введение в традиционные походы: Bartlett. Thinking.
Источник, где излагаются многие современные теории и эксперименты по
формированию понятий:
Brimer, Goodnow and Austin. A Study of Thinking.
Одна из лучших современных работ:
Bourne, Dominowski, Loftus, and Healy. Cognitive Processes.
Превосходный краткий обзор формирования понятий: Robert Haygood. Concept Learning.
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект
Многие статьи, собранные в мягком переплете:
Wason and Johnson-Laird, eds., Thinking and Reasoning-, Wason and Johnson-Laird, eds., Thinking: Readings in Cognitive Science.
Также интересная книга в мягкой обложке: Lyle Bourne. Human Conceptual Behavior.
Три "ежегодных обзора" по мышлению, где суммируются значительные современные достижения:
Bourne and Dominiwski. Thinking Neimark and Santa. Thinking and Concept Formation; Erickson and Jones. Thinking.
Две вызывающие книги, описывающие отношения мышления и когнитивной психологии (особенно ИИ):
Reitman. Cognition and Thought: An Information-Processing Approach', Newell and Simon. Human Problem Solving.
Умеренно трудная, но интригующая книга по репрезентациям в памяти и
процессам мышления:
Norman and Rumelhart. Explorations in Cognition.
Очень живое изложение вопросов мышления и решения задач: Rubinstein. Tools forThinking and Problem Solving.
Легкая и занимательная книга:
Mayer. Thinking, Problem Solving, Cognition.
Первоклассное собрание статей по человеческому интеллекту: Robert Sternberg, eds., Handbook of Human Intelligence.
Несколько томов по интеллекту:
Chipman, Segal, and Glaser, eds., Thinking and Learning Skills.
Превосходная книга по мышлению:
Nickerson, Perkins, and Smith. The Teaching of Thinking.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 494
...Морально невозможно какая-либо Машина, обладающая таким разнообразием, чтобы во всех случаях жизни действовать так, как нас заставляет поступать наш разум.
— Декарт
Тогда Хэл ответил своим обычным тоном:
"Слушай, Дейв, я знаю, что ты пытаешься помочь. Но дело тут либо в антенной системе, либо в твоей процедуре проверки. С обработкой информации у Меня полный порядок. Если ты проверишь Мои записи, то убедишься, что там совершенно нет ошибок.4'
"Я знаю все о твоих служебных записях, Хэл, но это не доказывает, что и на этот раз ты прав. Все Могут ошибаться. *
*Я не хочу на этом настаивать, Дейв, но я не способен ошибаться/
'Ладно, Хэл/— сказал Дейв довольно резко. 'Я понимаю твою точку зрения. Мы остановимся на этом/
Он собирался было добавить "и пожалуйста, забудь обо всем этом. * Но этого Хэл, конечно же, никогда не смог бы сделать.
— Артур Кларк
Искусственный интеллект
Научная фантастика имеет обыкновение становиться научным фактом. В современных лабораториях искусственного интеллекта (ИИ) всерьез обсуждается нечто вроде Хэла1 — бортового компьютера из произведения Артура Кларка "2001: Космическая Одиссея", имевшего интеллект и способного принимать этические решения. Я не хочу сказать, что вероятность в точности такого развития компьютеров, как это описал Кларк, сколько-нибудь больше вероятности развития систем запуска в направлении, описанном Жюль Верном за три четверти века до того, как ракета послала космическую капсулу на Луну. Но специалисты по компьютерам разрабатывают компьютерные системы, которые способны довольно близко имитировать элементы человеческого познания и обработки информации; так что вполне возможно, что к тому времени, когда мы будем стартовать с Земли, что-нибудь вроде Хэла у нас появится2.
Между ИИ и когнитивной психологией установились своего рода сим-биотические отношения, где каждый выигрывает от развития другого. Ибо для того, чтобы искусственным способом сделать точную копию человеческого восприятия, памяти, языка и мышления, нужно знать, к к эти процессы происходят у человека. И в то же время, развитие искусственного интеллекта дает новые возможности к пониманию человеческого познания.
В этой главе будет дано общее введение в ИИ, который будет обсуждаться в связи с восприятием, памятью, процессами поиска, языком, решением задач и "роботологией". Большинство этих тем затрагивались в предыдущих главах.
Хотя направление ИИ во многом посвящено разработке машин, которые действуют так, как если были бы "разумны", большинство последних конструируется без всякого намерения подражать когнитивным процессам человека. Однако, есть и те, кто занят разработкой "разумных" машин, моделирующих человеческое мышление, и именно эта перспектива — "компьютерное моделирование" (КМ) будет в основном освещаться в этой главе. (Когда-нибудь будет почти невозможно сказать, где кончается ИИ и начинается КМ; мы будем использовать широко принятый термин ИИ для обозначения всяких результатов компьютерной деятельности, которые сочли бы разумными, если бы они были произведены человеком.)