Типы высказываний, используемых в силлогизме
А E I | Все S суть P Никакое S не суть P Некоторые S суть P | Все психологи умны Никакое плохое исследование не публикуется Некоторые избранные | (общее утверждение) (общее отрицание) (частное утверждение) |
О | Некоторые S не суть P | чиновники правдивы Некоторые профессора не богаты | (частное отрицание) |
Фигуры силлогизмов
Фигура 1 (Упреждающая •связь) М-Р | Фигура 2 (Эквивалентность стимула) Р— M | Фигура 3 (Эквивалентность реакции) М-Р | Фигура 4 (Обратная связь) Р— M |
S— M | S— M | M— S | M— S |
S—P
S—P
S—P
S—P
Рис. 13.3.Формы силлогизма
тора со всеми остальными факторами, из них только 24 являются логичными (по 6 на каждую фигуру).
Привлекательность использования силлогистической логики в когнитивных исследованиях в том, что она позволяет оценивать "корректность", или достоверность процессов мышления на основе их формы, а не содержания. Обозначив символами (S и Р) субъект и предикат, мы можем свести логическое мышление к разновидности алгебры. Вместо того, чтобы сказать: восемь яблок плюс три яблока минус два яблока будет девять яблок, мы можем математически изобразить уравнение: a+b-c=b2 или а-с=Ь2-Ь, не задумываясь о том, что обозначено этими символами. Сходным образом в силлогистической логике можно свести утверждения о факте к символам и манипулировать ими, как в математических уравнениях, безотносительно к физической реальности, которую они представляют.
В ранних исследованиях формального мышления полагались на отчет ис- Формальноепытуемого о том, "что происходит у него в голове" при решении логичес- мышление
Мышление, раздел Î: формирование понятий, логика и принятие решений
кой задачи. Хотя этим интроспективным методикам не хватало эмпирической основы, необходимой в науке, от них произошли три важные независимые переменные: форма аргумента, содержание аргумента и субъект (индивидуальные различия).
Форма. В ранних статьях Вудвортса и Селлза (Woodworth and Sells, 1935; Sells, 1936) и статье Чапмена и Чапмена (Chapmen and Chapmen, 1959) ошибки, совершаемые в задачах на формальное мышление, рассматривались как последствия "настроения" или "атмосферы", создаваемой формой высказывания, а не как результат формального логического вывода. Вот типичный пример:
Все А суть В. Все С суть В. Следовательно все А суть С.
Здесь термин "все" в большой и малой посылках создает атмосферу общего утверждения, так что, когда испытуемые приходят к выводу, имитирующему форму посылки, они склонны принять его. Очевидная неверность такой аргументации будет видна, если мы заменим буквенные абстракции содержательными высказываниями:
Все Республиканцы суть люди.
Все Демократы суть люди.
Следовательно, все Республиканцы суть Демократы.
Атмосфера. Эффект атмосферы был сформулирован Беггом и Денни (Begg and Denny, 1969) в виде двух принципов:
"Первый принцип, качественный, утверждает, что там, где качество хотя бы одной посылки отрицательно, качество наиболее часто принимаемого заключения также будет отрицательно; когда ни одна из посылок не является отрицательной, заключение будет утвердительным. Второй принцип, количественный, утверждает, что там, где количество хотя бы одной посылки конкретно, количество наиболее часто принимаемого заключения также будет конкретным; когда ни одна из посылок не является конкретной, заключение будет общим"
Так, согласно принципам Бегга и Денни, можно предсказать наиболее часто принимаемые выводы в зависимости от формы аргументации, как показано в Табл. 13.3.
Если процесс принятия логического решения частично связан с формой аргументации, тогда резонно ожидать, что эта тенденция проявится в ошибках при оценках достоверности силлогистических утверждений. Бегг и Денни просили 33 студентов дать оценку достоверности силлогистических утверждений, представленных всеми возможными парами посылок. Распределение ошибок (Табл. 13.4) соответствовало предсказаниям, основанным на двух их принципах (Табл. 13.3).
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 434
Табл. 13.3.Неверные выводы, предсказанные исходя из формы силлогизма ("эффект атмосферы"}.
Большая посылка
А | £ | I | о | |
1 А | А | * | I | |
« в | E | E | о | о |
1 * | I | * | о | |
i о | О | о | о | о |
А - обозначает общее утверждение, E - общее отрицание, I - частное утверждение, и О - частное отрицание. * - элемент исключен, поскольку дает достоверные выводы во всех фигурах.
Табл. 13.4.Распределение (частотность) неверных ответов нанеправильные силлогизмы.
Вид наблюдаемой ошибки
Пара | ||||
посылок | А | I | f | О |
АА | (22) | |||
AI | © | |||
IA | @ | |||
АО | i | © | ||
ОА | © | |||
И | © | |||
® | ||||
OI | © | |||
(§) | ||||
ОЕ | ||||
ЕО | ||||
АЕ | @ | |||
IE | © | |||
ЕЕ | © |
Заимствовано из: Begg and Denny, 1969.
Абстракции формальной логики, обозначенные типами высказываний А, Е, I и О, можно легко представить в виде диаграмм, показанных на Рис.13.44.
4Эти оригинальные фигуры были разработаны Леонардом Эйлером, чтобы упростить изучение законов формальной логики для его ученицы, немецкой принцессы, у которой были трудности с пониманием абстрактной природы формального мышления.
Мышление, раздел 1 : формирование понятий, логика и принятие решений
А. Все А суть В.
I. Некоторые А суть В.
Е. Никакое А не суть В.
В
Рис. 13.4.
О. Некоторые А не суть В.
Бегг и Денни утверждают, что в случае только что рассмотренного эффекта атмосферы испытуемых соблазняет входящий в высказывания включающий термин "все". Высказывание "Все А суть В", видимо преобразуется в сознании испытуемого как "А эквивалентно В". Черазо и Про-витера (Ceraso and Provitera, 1971), которые изучали причины ошибок в силлогистических рассуждениях, предполагают, что испытуемые делают в них ошибки не столько из-за эффекта атмосферы, сколько из-за того, что у них ошибочное представление о том, что означает посылка, особенно посылка общего включения. В своих экспериментах они показали, что чем больше альтернатив генерируется набором посылок, тем труднее силлогизм. Они заключили, что ошибки испытуемых не есть следствие их нелогичного рассуждения, но следствие некорректного восприятия логической структуры.
Джонсон-Лэард и Стидман (Johnson-Laird and Steedman, 1978) также показали, что форма силлогизма оказывает сильное влияние на делаемое заключение. Конкретно, силлогизм типа:
Некоторые из родителей суть ученые. Все ученые суть водители.
Родители
Водители
Ученые
склоняет к выводу, что "Некоторые из родителей суть водители" в предпочтение перед равно достоверным выводом, что "Некоторые из водителей суть родители". На языке символов, к которому мы уже прибегали, силлогизм А-В,В-С способствует выводу А-С, тогда как силлогизм В-А,С-В
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 436
способствует выводу С-А. Кроме того, авторы сообщают, что это явление происходит в аудитории столь удаленных друг от друга университетов, как Чикаго, Нью-Йорк, Эдинбург, Падуа и Ниймеген!
Для когнитивной психологии в исследовании Джонсона-Лэарда и Стид-мана особенно интересны их выводы о мысленных репрезентациях силлогистических посылок.
Например, один испытуемый представлял себе утверждение "Все художники суть пчеловоды", вообразив сначала произвольное количество художников и затем "пометив" каждого из них как пчеловода. Один испытуемый, когда его спросили, как он решал задачу, ответил: "Я вообразил много маленьких художников в этой комнате и представил, что у них у всех надеты маски от пчел". Внутренняя репрезентация этой посылки может выглядеть так:
художник художник художник
пчеловод пчеловод пчеловод (пчеловод) (пчеловод)
Произвольное количество художников помечены как пчеловоды, и есть также несколько пчеловодов, не являющихся художниками. Стрелками на схеме Джонсона-Яэирда показаны семантические связи классовой принадлежности. (В данном примере они обозначают отношение есть в высказывании "Каждый художник есть пчеловод".) Вышеуказанную связь (Все А суть В) можно далее представить символически:
а а
4- 4-
b b
(Ь)
что опознается как посылка типа А. Посылка типа I, "Некоторые А суть В" представляется так:
а (а)
b (b)
Посылка E, "Никакое А не суть В":
а а
i i
b b Посылка О, "Некоторые А не суть В":
а (а) l l b (b)
Если вторая посылка имеет вид "Некоторые пчеловоды суть химики", то форма силлогизма будет следующей:
Мышление, раздел 1 : формирование понятий, логика и принятие решений
Все художники суть пчеловоды. Некоторые пчеловоды суть химики.
или в символическом виде:
Все А суть В а а
4- 4
Некоторые В суть С b b (b)
4, ф с с (с)
Что часто приводит к неверному выводу:
Некоторые из художников суть химики.
Формулируя вывод, испытуемый старается проследить путь между конечными элементами в своей репрезентации частей силлогизма. Эта ситуация во многом напоминает решение задачи на мысленное картирование (например, определение кратчайшего пути в Бостон, Сан-Франциско, Атланту). Если есть хотя бы один положительный путь, то, вероятно, будет сделан неверный вывод; в силлогизме "художники-пчеловоды-химики" таким неверным выводом будет то, что некоторые художники суть химики.
Изучение этого вопроса продолжили Клемент и Фэлмань (Clement and Falmagne, 1986); они провели интересное исследование, в котором связывали логическое рассуждение со знанием о мире и мысленными образами. По существу, эти экспериментаторы варьировали степень образности терминов и "связность" условных утверждений в силлогизмах. Вы, вероятно, помните из нашего обсуждения в Главе 9, что слова различаются по степени своей образности (например, образность слова beggar ("нищий") больше, чем у слова context ("контекст")). Связность показывает, насколько легко или естественно можно связать два действия. Примером использования в логическом силлогизме высокой образности может быть утверждение "Если этот человек хочет простой пончик, то...", а примером использования малой образности — "Если эта женщина реорганизует структуру компании, то...". Примеры утверждений с сильной и слабой связностью соответственно: "Если этот человек хочет простой пончик, то он идет в булочную через перекресток" и "Если этот человек выгуливает свою охотничью собаку, то он расстраивается из-за укуса насекомого". Клемент и Фэлмань использовали в силлогистических задачах все четыре возможных комбинации силлогистических утверждений (т.е. большая образность — сильная связность, большая образность — слабая связность, малая образность — сильная связность и малая образность — слабая связность). Они обнаружили, что утверждения с большой образностью и сильной связностью решались значительно лучше, чем другие формы; учитывая то, что мы знаем о сильном влиянии образности и связности на образование внутренних репрезентаций реальности, а также вышеописанную теоретическую модель Джонсона-Лэарда, этот вывод вполне логичен.
Исследования силлогизмов показывают, что в силлогистических задачах (и предположительно также в менее формальных видах логического
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 438
мышления) люди делают выводы, формируя сначала внутренние репрезентации посылок — иногда вымышленные репрезентации. После того как внутренние репрезентации сформированы, к ним можно применить логическое мышление. Если репрезентация или эвристика нуждается в проверке (как в случае посылки "Все художники суть пчеловоды"), тогда для логической проверки вывода нужно попробовать разорвать пути5 между посылками и выводом.
Содержание. То, что содержание аргументации можно изменять, оставляя неизменной ее форму, также стало полезным инструментом для анализа процессов мышления. Так, содержание знакомого нам силлогизма:
Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен,
можно оценить, сравнив ту же самую форму, но с другим содержанием:
Все люди нравственны.
Гитлер — человек.
Следовательно, Гитлер нравственен.
Если посылки этих силлогизмов верны, то верны и их заключения, даже если с одним выводом труднее согласиться, чем с другим.
Влияние содержания на оценку достоверности аргументации напоминает о том, что когнитивный процесс не является простым и что на него также значительно влияют знания, хранящиеся в долговременной памяти. Во всей этой книге мы видели множество примеров того, как эти знания влияют на (а во многих случаях даже определяют) свойства восприятия, кодирования, хранения и преобразования информации. Так что не следует удивляться, что на оценке достоверности силлогистических высказываний об известных нам вещах может отражаться содержание долговременной памяти.
То, что существует тенденция соглашаться с выводом неверного силлогизма, если этот вывод совпадает с мнением судящего, проверили Дже-нис и Фрик (Janis and Frick, 1943). В их эксперименте студентов-выпускников просили ценить "здравость" аргументов, где под здравостью имелось в виду, что вывод логически следует из посылок. Вот примеры предъявлявшихся им силлогизмов:
Многие ярко окрашенные змеи ядовиты. Медноголовый щитомордник не является ярко окрашенным. Следовательно, медноголовый щитомордник не является ядовитым.
Некоторые русские идеалисты. Все большевики русские. Следовательно, некоторые большевики идеалисты.
5То есть субъективную связь.— Прим. ред.
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
Все поэты умирают молодыми, но некоторые профессора старые, так что можно заключить, что не все профессора поэты
Несомненно, что некоторые химические соединения ядовиты Все сорта пива содержат химическое соединение алкоголь Следовательно, некоторые сорта пива ядовиты
Некоторые ядовитые твари кусаются Мышьяк не тварь Следовательно, мышьяк не ядовит
После того как испытуемые соглашались или не соглашались с каждым из этих силлогизмов, их просили перечитать вывод и указать, согласны они с ним или нет Результаты показали, что испытуемые делают ошибки в направлении их личной склонности к тому или иному выводу6 Так, что избитая фраза "Не смущайте меня фактами, я уже все решил" для некоторых людей при некоторых обстоятельствах является верной
Модель поэтапного анализа Интерес к формальному мышлению не помешал появлению новых теоретических моделей Одна из них, разработанная Эриксоном (Enckson, 1974), особенно подходит для когнитивной психологии и информационного подхода Его теория называется "теория группового анализа формального мышления", или "поэтапный анализ", и является дальнейшей разработкой эффекта атмосферы Согласно Эриксону, силлогистический вывод — сложный процесс, включающий как минимум три этапа
1 Интерпретацию посылок
2 Сочетание посылок после интерпретации
3 Выбор словесного обозначения для описания этой интерпретации
Такое представление о ряде последовательных этапов дает исследователям рабочую схему для силлогистического анализа
Гипотетические процессы каждого этапа проиллюстрированы на Рис 13 5 На первом этапе посылка "Все P суть М" может означать, что P является субъектом для M (обведенное P внутри обведенного М) или что P и M идентичны (Р и M обведены в одном круге) На следующем этапе (где интерпретированные посылки объединяются) показано отношение подмножества к надмножеству Заключительная стадия — это словесное обозначение группы отношений S и P Единственное высказывание, общее для всех сочетаний групповых отношений, это — "Некоторые S суть Р", и следовательно, оно является единственным достоверным выводом До сих пор теория Эриксона подкреплена экспериментально всего несколькими исследованиями, данные которых подтверждают, что формальное мышление можно анализировать поэтапно Кроме этого, Эриксон представил данные, которые показывают, что выбор вывода испытуемым можно предсказать, исходя из особенностей его мышления на Этапе I и Этапе II
6Этому раннему эксперименту не хватает изощренности, свойственной совре менному построению экспериментов
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 440
Заявия;Зшшшь wjwçm госшзк (игш здоздод* <ть т щттъщ т
Этап kИнтерпретация йабьЛв*:
s i
1 а 4
2113 204
Bfcsseyft&p v Рис* 13'5*пр°'
щи* цесс вывода зак-
п№ФЩ№&§с?юъ& лючения из посы-
iiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiititiitititriiiiiiiiiiiiiiiiiiiigiiMiitiiiittiiiittiiiitiitiiiiiiiiiiiiiiitiiiuiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii......t лок силлогизма
Паздчес(й10 щлаод:И«к10т<!1^а& 8 с*^ P Адаптировано из
' Enckson (T974)
Индивидуальные U культурные различия. Третья переменная формального мышления, которую не все считают истинной независимой переменной, это влияние индивидуальных различий Некоторые зкспери ментаторы отмечают, что более старые и менее образованные испытуемые не справляются с вопросами на рассуждение, особенно если их содержание носит эмоциональный оттенок (Nehrke, 1972), другие сообщают, что "расторопные" испытуемые способны уделять внимание форме аргументации, но не его содержанию (Nehrke, 1972)
Некоторые исследователи изучали культурные особенности формального мышления Мы вернемся к этому ниже при рассмотрении темы этнических аспектов мышления
Мышление, раздел 1 формирование понятий, логика и принятие решений
kX
Принятие решений
Индуктивное рассуждение
В предыдущем разделе мы рассмотрели тип рассуждения, при котором достоверность вывода можно проверить путем дедуктивной логики. Этот метод предполагает, что если посылки силлогизма истинны и верна его форма, то вывод также верен, т.е. что есть уверенность в правильности полученного заключения.
Еще одна форма рассуждения называется индуктивной. При индуктивном рассуждении вывод скрыто или явно выражается на языке вероятности. В повседневной жизни мы обычно принимаем решения не столько в результате хорошо продуманной силлогистической парадигмы, сколько путем индуктивного рассуждения, когда решения основываются на прошлом опыте, а выводы основываны на том, что мы считаем наилучшим вариантом из всех возможных. Рассмотрим следующее утверждение:
Если в течение недели я поработаю в библиотеке, у меня будет достаточно денег, чтобы покататься в воскресенье на лыжах.
В течение недели я буду работать в библиотеке.
Следовательно, у меня будет достаточно денег, чтобы покататься в воскресенье на лыжах.
Приведенная аргументация дедуктивно верна. А теперь предположим, что второе утверждение выглядит так: "В течение одной недели я не буду работать в библиотеке". Тогда вывод "У меня не будет достаточно денег, чтобы покататься на лыжах" будет истинным при условии соблюдения ограничений силлогистической логики, но не обязательно будет истинным в реальной жизни. Возможно, например, что ваш богатый дядюшка Гарри пошлет вам немного деньжат, чтоб хватило на лыжи. Оценить достоверность заключения, основанного на индуктивном рассуждении, можно путем рассмотрения иных, не структурных форм аргументации. В вышеприведенном случае это можно сделать, исходя из вероятности того, что дядюшка Гарри одарит вас деньгами или что какие-нибудь благотворительные фонды не замедлят встретиться на вашем пути. Решения такого типа принимаются каждый день и однажды стали предметом изучения когнитивных психологов.
С принятием решений на основе индуктивного рассуждения вы могли столкнуться, когда выбирали колледж. Предположим, что вас приняли в три колледжа7— большой главный частный университет (S), малый частный колледж (Н) и средний государственный университет (N). Как бы вы решали, в какой колледж вам пойти? Один из способов —• это оценить относительную ценность каждого из возможных вариантов по их существенным параметрам. Среди существенных параметров может быть: ( 1 Качество преподавания, (2)стоимость обучения, (З)близость к дому и (^социальные возможности. Каждому параметру присваивается оценка от 0 до 10.
7В США часто не проводятся вступительные экзамены, и прием определяется конкурсом документов. Соответственно, многие абитуриенты подают документы на поступление сразу в несколько учебных заведений.—Прим, перев.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 442
1. Преподавание
2. Стоимость
3. Близость к дому
4. Социальная жизнь
Итого:
Университет S 9 | Колледж H 7 | Университет N 6 |
ь 8 |
Если все эти факторы равно важны для принятия решения и если весовые коэффициенты присвоены точно, то желательный выбор — это средний государственный университет. Практически, можно принимать решения, исходя из определенной организации факторов, но как легко видеть из вышеприведенного примера, сделать определенное суждение о реальной проблеме не так просто.
Во многих случаях суть такой задачи несовместима с математическим анализом. Тверски (1972) считает, что, принимая решение, мы выбираем нужный вариант, постепенно отбрасывая менее привлекательные. Он назвал это устранением по аспектам, поскольку предполагается, что человек устраняет менее привлекательные варианты, проводя последовательную оценку признаков или аспектов этих вариантов. Если какие-либо варианты не удовлетворяет минимальному критерию, они устраняются из рассматриваемого набора альтернативных решений.
Недавно наш избирательный комитет рассматривал кандидатуры на старшую должность в Отделении психологии. В ряде напряженных встреч мы, наконец, выработали набор стандартов, которыми, как мы полагаем, должен обладать выигравший кандидат. Мы дали рекламу этой должности и получили большое количество заявлений. Затем мы столкнулись с трудной задачей выбрать только одного человека из набора активных кандидатов. Процесс решения прошел несколько этапов, которые в общем соответствуют модели Тверски. Во-первых, из этого набора были удалены кандидаты, имеющие минимальную квалификацию (например, те кто не имеет необходимых академических или профессиональных документов). Во-вторых, из дальнейшего рассмотрения были удалены те, чьи потребности в зарплате превышали наши ресурсы. Этот процесс продолжался, пока от первоначального набора не осталась только горсть. Они были приглашены в наш университет для предоставления нам дальнейшей информации, и процесс возобновился, пока не был сделан единственный выбор. Одно из преимуществ модели устранения по аспектам в том, что она не требует вычисления вероятности и присваивания весовых коэффициентов.
Оценка вероятностей
Признаем мы это или нет, но большинство решений связано с оценкой вероятности успеха. Мы планируем пикник, когда думаем, что будет светить солнце; мы готовим курс когнитивной психологии, когда ожидаем определенного вознаграждения; мы решаем остановиться на четырнадцати очках, когда дилер в игре блэкджек показывает, что его верхняя карта "шестерка"; мы берем с собой зонтик, когда видим на небе тучи, и покупаем — или не покупаем — страховой полис, прежде чем войти в самолет. Иногда вероятность некоторого события можно вычислить при помощи математики, а иногда событие можно определить только на основе предшествующего опыта. В таких случаях мы полагаем, что поступаем рацио-
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
нально, поскольку наши решения основаны строго на математической вероятности, но насколько точны наши оценки? Иными словами, как это нам удается наделать столько глупостей при наличии полной уверенности в рациональности своих действий? В следующем разделе мы, возможно, немного осветим этот вопрос.
В ряде своих исследований Тверски и Канеман (Tversky and Kahneman, 1973, 1981; Kahneman and Tversky, 1983, 1984; Kahneman amd Miller, 1986) изучали, почему люди иногда приходят к неверному выводу, когда основывают свои решения на прошлом опыте. В одном из экспериментов (1974) они задавали такие вопросы:
Каких слов в английском языке больше: начинающихся с буквы К или тех, где буква К идет третьей?
Что является более вероятной причиной смерти: рак груди или диабет?
Если в семье три мальчика (М) и три девочки (Д), какая последовательность их рождений более вероятна: МММДДД или МДЦМДМ?
На все эти вопросы есть фактические ответы, и все же людская "интуиция" и "догадки" в общем ведут к ошибкам. Например, большинство людей, когда их спрашивают о появлении буквы К, говорят, что чаще она встречается в начале слова, чем на третьей позиции, что противоречит действительности. Почему люди неверно оценивают эти события? Согласно Тверски и Канеману, люди при ответе на этот вопрос пытаются сначала генерировать слова, начинающиеся с К, а затем слова, где К стоит на третьем месте. Если вы попробуете сделать это сами, вы поймете, почему люди неверно отвечают на этот вопрос. Причина переоценки частотности начальных букв кроется в том, что слова с первой буквой К более доступны, чем слова с К на третьем месте. Оценка вероятности букв основывается на обобщении, сделанном на очень ограниченном наборе слов, доступных в результате генерации.
Эта основная идея была проверена в эксперименте Тверски и Канема-на (1973); они просили испытуемых прочитать список из 39 имен хорошо известных людей. Один список содержал одинаковое количество мужчин и женщин (19 мужчин и 20 женщин), но женщины в нем были более известные, чем мужчины. В другом списке условия были обратные, т.е. в нем содержались более известные мужчины, чем женщины. Затем испытуемых спрашивали, кого в списке больше — мужчин или женщин. В обоих случаях испытуемые значительно переоценивали частоту лиц того пола, где были более известные люди. Причина такого поведения при практически одинаковой реальной частотности в том, что имена известных людей более доступны*.
Другие исследователи использовали гипотезу о доступности для объяснения ошибок при оценке "повседневных" знаний. В одном из исследований Словик, Фишхоф и Лихтенштейн (Slovic, Fischhoff, and Lichtenstein, 1977) просили людей оценить относительную вероятность 48 причин смерти. Испытуемым предъявляли две причины смерти и просили оценить, какая
8Имеется в виду доступность к содержимому в памяти.— Прим. ред. Мышление и интеллект - естественный и искусственный 444
из них является более вероятной. Наиболее серьезные ошибки в суждениях касались причин смерти, часто упоминаемых в публикациях. Например, несчастные случаи, рак, бутулизм, стихийные бедствия были оценены как частые причины смерти. Авторы заключили, что поскольку эти летальные события часто освещаются в средствах массовой информации, они более доступны, чем другие причины смерти.
Согласно Тверски и Канеману (Tversky and Kahneman, 1982), рамки реше- Рамкиния — это представления человека, принимающего решение, "о действи- решенияях, результатах и непредвиденных обстоятельствах, связанных с конкретным выбором". "Рамки", устанавливаемые человеком в связи с принятием решения, зависят от формулировки проблемы, а также от норм, привычек и личных характеристик индивидуума. Авторы этой концепции ясно продемонстрировали, насколько сильно могут повлиять рамки на выводы человека, когда одни и те же факты, имеющиеся в его распоряжении, представлены в различном контексте. Влияние рамок на решение показано в следующем примере:
Задача 1 (N=152): Представьте, что Соединенные Штаты готовятся к вспышке эпидемии необычной азиатской болезни, от которой предположительно умрут 600 человек. Предложены две различные программы по борьбе с этой болезнью. Предположим, что точные научные оценки результатов этих программ выглядят так:
В случае принятия программы А будет спасено 200 человек. В случае принятия программы В, вероятность спасения всех 600 человек составит 1/3, а вероятность того, что ни один человек из них не будет спасен составит 2/3.
Какую из двух программ вы бы выбрали?
Большинство испытуемых в этой задаче выбирают программу А (72%), и только 28% выбирают программу В. Перспектива спасения 200 жизней более привлекательна, чем более рискованный вариант. Статистически, однако, обе программы спасут одинаковое количество жизней.
Другой группе испытуемых дали эту же -задачу, но с измененной формулировкой альтернативной программы:
Задача 2 (N=155) : В случае принятия программы С существует вероятность 1/3, что никто не умрет, и вероятность 2/3, что умрут 600 человек.
Какую из двух программ вы бы выбрали?
В этих рамках большинство выбирает более рискованную процедуру: верная смерть 400 человек менее приемлема, чем вероятность 2/3, что умрут 600 человек. В этих задачах в зависимости от рамок вопроса выбираются разные варианты, несмотря на идентичность вероятностей. Вообще, более выгодный вариант часто воспринимается как не содержащий риска, тогда как вариант, предусматривающий некоторую потерю, воспринимается как более рискованный.
Вот еще один пример влияния рамок, в котором предлагается несколько более реалистичная ситуация:
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
Задача A(N=183): Представьте, что вы решили посмотреть пьесу, билет на которую стоит 10$. Подходя к театру, вы обнаружили, что потеряли купюру в 10$.
Решите ли вы тем не менее купить билет за 10$ и посмотреть пьесу? (Ответ "Да" — 88%).
Задача В (N=200): Представьте, что вы решили посмотреть пьесу и заплатили за входной билет 10$. Подходя к театру, вы обнаружили, что потеряли этот билет. Ваше место не регистрировалось, и билет нельзя восстановить.
Заплатите ли вы 10$ за новый билет? (Ответ "Да" — 46%).
В обоих случаях вы пролетели на 10$. И все же, в первом случае билет купили бы примерно вдвое больше испытуемых, чем во втором, хотя потеря денег в обоих случаях идентична9.
Репрезента-На оценку вероятности события влияет не только доступность этого собы-тивность тия, но также то, насколько характерными признаются его существенные
свойства для данной группы. Рассмотрим такой пример из исследования
Канемана и Тверски (1972):
В каждом круге игры 20 стеклянных шариков распределяются случайным образом среди пяти детей: Алана, Бена, Карла, Дэна и Эда. Рассмотрим следующие распределения:
Алан 4
Бен 4
Карл 5
Дэн 4
Эд 3
II
Алан 4
Бен 4
Карл 4
Дэн 4
Эд 4
Если кругов игры много, какого типа результатов будет больше типа I или типа II?
Каков ваш ответ? Если вы выбрали распределение I, то ваше мнение совпадает с мнением большинства испытуемых в этом эксперименте и оно, конечно же, неверно. Когда испытуемые читают слово "случайный", у них создается впечатление, что распределение должно быть хаотическим или бессистемным, и когда их просят оценить вероятность распределений I и II, они думают, что второе распределение слишком упорядочен-но, чтобы быть "случайным". Тот же тип ошибки наблюдался при оценке
9Рамки вопроса можно устанавливать и тогда, когда требуется получить желаемый ответ, как например в следующей истории; "Молодой Брат Грегори пребывал в монастыре всего несколько дней, когда ему случилось по наивности спросить у старшего монаха, можно ли ему курить, когда он молится. 'Конечно, нет',— был ответ. Через неделю молодой брат спросил этого монаха: 'Можно мне молиться, когда я курю?' "
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 446
вероятности последовательных рождений девочек и мальчиков в вышеприведенном примере.
Еще одним, несколько неожиданным результатом при оценке вероятности было то, что люди склонны игнорировать объем выборки. Когда испытуемых спрашивали, равны ли вероятности нахождения 600 мальчиков среди 1000 детей и 60 мальчиков среди 100 детей, они отвечали, что оба случая равновероятны. На самом деле, если исходить из равного распределения полов, то первый случай гораздо менее вероятен, чем второй.
Некоторые ученые пытались найти аналогичные примеры "нерационального" поведения у животных. В одной такой работе (Rachlin et al., 1986) отмечено существенное сходство между людьми, которым вербально предъявлялись гипотетические задачи10, как в вышеприведенном случае с задачей о театральном билете. В исследованиях поведения животных крыса или голубь лишались на некоторое время пищи, и им предлагались различные задачи с пищевым подкреплением, в которых животные могли реагировать нажатием на рычаг или прикосновенем к ключу. Если в случае с людьми выбор измерялся в количестве испытуемых, выразивших предпочтение тому или иному гипотетическому следствию, то в случае с животными выбор измерялся по количеству ответных реакций животного при том или ином режиме подкрепления. Модель подкрепления в основном была следующей: "Если животное делает что-нибудь (нажимает на рычаг), тогда что-то происходит (появляется съедобный шарик)". Бихеви-ористы обычно манипулируют показателем реагирования крысы на подкрепление (например, после пяти нажатий на рычаг дается одно подкрепление), а также задержкой подкрепления: можно подкреплять реакцию немедленно, а можно через фиксированные или переменные интервалы времени. Изучение поведения животных убедительно показало, что в условиях задержки подкрепления даже если общее количество подкрепления при одном режиме больше, чем при другом, животное выбирает тот режим, при котором даются меньшие, но более частые подкрепления. Говорят, что животные действуют "импульсивно". Согласно Рахлину и др., как импульсивный когнитивный выбор у человека, так и импульсивный поведенческий выбор у других животных, хотя и кажутся оба "иррациональными", на самом деле представляют собой два типа предсказуемых тенденций поведения, имеющих общую основу. Эти исследования явились попыткой частично уладить те серьезные теоретические и методические проблемы, которые отделили бихевиористов от когнитивных психологов.
Изучение
Поведения