Теория связи и теория информсщ j
Теория информации, на которую мы будем часто ссылаться в этой книге, значительно повлияла на многие области когнитивной теории и непосредственно определила наши представления о процессе идентификации слов. Основной вклад в развитие теории информации принадлежит Клоду Шеннону, который в результате изучения криптоаналитической техники в период Второй мировой войны разработал математическую модель универсальной системы коммуникаций, способную репрезентировать любые виды коммуникаций. Чтение и опознавание букв — это виды коммуникаций. Эту систему можно проиллюстрировать на примере телекоммуникаций, но другие формы коммуникаций (например, разговор двух людей) также можно описать с помощью этой модели.
При электрической или электронной передаче сообщений все, кроме "сигнала"— т.е. самого сообщения, — именуется "шумом". Следовательно, шум есть любая помеха, возникшая при передаче сообщения. Чем
Обнаружение сенсорных сигна.
больше интенсивность сигнала, тем больше вероятность, что оно будет недвусмысленно воспринято. В 80-х годах многие любители музыки заплатили кучу денег за то, чтобы их Hi-Fi5 техника имела возможно лучшее отношение сигнал/шум.
Другой важный вопрос развития когнитивной психологии касается количества и вида информации, которую человек может обработать. К этой теме мы сейчас и обратимся.
Объем восприятия
Как много мы можем воспринять при кратковременной экспозиции стимула? Это давний вопрос имеет отношение к явлению, которое называется объемом восприятия и характеризует начальную стадию обработки информации. Известно, что мир наполнен стимулами, огромное количество которых находится в диапазоне сенсорного обнаружения. Какая же часть этих ощущений доступна для дальнейшей обработки?
При попытке определить объем восприятия человека произошло большое недоразумение, вызванное неумением различить две гипотетические структуры — доперцептивное хранилище информации и кратковремен- . ную память. Ниже приводится часто цитируемое высказывание Вильяма Гамильтона об этой проблеме, в котором он не делает различия между двумя системами хранения:
"Сколько различных объектов можно одновременно представить себе мысленно — пусть не особенно отчетливо, но все же без полной путаницы? Я заметил, что разные философы ставят этот вопрос и отвечают на него по-разному, причем явно не зная друг друга. По мнению Чарльза Бонне, в сознании может содержаться четкое представление о шести объектах одновременно; Абрахам Такер ограничивает это число до четырех, а Дестут-Трейси снова увеличивает его до шести. Мнение первого и последнего из этих философов кажется мне правильным. Вы легко можете сами проделать этот эксперимент, но при этом вы не должны объединять объекты в классы. Если вы бросите на пол горсть гравия, вам будет трудно увидеть одновременно более шести или максимум — семи камешков без их смешивания. Но если вы сгруппируете их по два, три или пять, вы сможете охватить столько же групп, сколько и отдельных единиц, поскольку в, сознании группа рассматривается как одна единица."
Если у нас есть время сосчитать камни, мы почти всегда получим верный результат, но, как полагает Гамильтон, при кратковременных экспозициях способность к быстрым решениям основывается на сенсорном хранении. Это представление согласуется со здравым смыслом. Закрыв.глаза, мы продолжаем "видеть" мир; когда кончается музыкальная пьеса, мы все еще "слышим" ее; убирая руку с рельефной поверхности, мы все еще продолжаем ее "чувствовать". Однако, все эти сенсорные следы быстро угасают и большей частью скоро забываются. Каковы границы этих переходных впечатлений? Как долго они длятся? Как много можно воспринять за короткое время и насколько оно коротко?
Сокращенное high-fidelity — высокодостоверный.!— Прим.ред. обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 4
Оценить объем быстротечных зрительных впечатлений помогли два важных технических достижения. Во-первых, это новые разработки в хро-нографии с использованием таймеров, которые позволяли очень точно измерять временные интервалы при проведении наблюдений. Во-вторых, это появление нового прибора, названного "тахистоскоп"; с ним связано большое методологическое достижение в деле разделения этапов сенсорной и кратковременной памяти в процессе обработки информации. Тахистоскоп — это прибор, который может предъявлять стимулы в течение точно устанавливаемого периода времени. Первые тахистоскопы представляли собой простые механизмы, состоявшие из окна и движущейся за ним рамки. В современных моделях стимулы предъявляются при помощи зеркал и подсветок. А наиболее сложные из них управляются компьютером и предъявляют стимулы на экране электронно-лучевой трубки — почти такой же, как в телевизоре.
В первых экспериментах по определению объема восприятия использовались зрительные стимулы не только потому, что зрение —очень важный вид чувствительности, но и потому, что зрительные стимулы несколько легче контролировать в эксперименте, по сравнению с другими видами стимулов (например, осязательными или вкусовыми). Изучение зрения имело и практический смысл, поскольку оно было связано с быстро развивающимися исследованиями чтения. (Во многих ранних исследованиях объема восприятия измерялось количество информации, которое можно воспринять за короткий период.) Джаваль (1878) заметил, что при чтении происходит вовсе не плавное сканирование строк текста, а перепрыгивание с одной точки фиксации на другую. "Чтение", или сбор текстового материала происходит в точках фиксации, а не во время скачков, или саккадических движений (Cattell, 1886; Erdmann and Dodge, 1898). В этих первых работах было показано, что наибольшее количество информации, которое можно собрать при единичном предъявлении, составляет 4-5 букв, не связанных между собой.
При дальнейшем обсуждении иконической памяти важно иметь ввиду, что в этих ранних исследованиях чтения выводы основывались на том, как испытуемые излагали видимое. Такой способ отчета исключал рассмотрение возможности того, что восприятие сохраняет по инерции более, чем 4-5 букв, но в сознании испытуемого удерживаются, т.е. воспроизводятся из воспринятого, только 4 или 5 из них. То, что емкость больше воспроизведенного, можно объяснить наличием как минимум двух этапов, участвующих в отчете испытуемого: (1)объем восприятия и (2)воспроизведе-ние немедленных впечатлений. Однако, на протяжении 60 лет считалось непреложным фактом, что объем восприятия при чтении составляет 4, 5 букв, пока не был проведен ряд критических экспериментов, доказавших ошибочность такой позиции.
Эти решающие эксперименты двояко повлияли на когнитивную психологию. Во-первых, значительно изменилось представление о величине объема восприятия; и во-вторых, обработка информации стала рассматриваться как состоящая из последовательных этапов, каждый из которых протекает по своим законам. Последнее должно было подкрепить метафору "ящиков в голове" как способа репрезентации гипотетических когнитивных структур. Мы встретимся с этой метафорой в последующих главах. А теперь рассмотрим, что известно в настоящее время о зрительных стимулах, предъявляемых на короткое время.
Обнаружение сенсорных сигнале
Иконическое хранение
Сохранность зрительных впечатлений и их кратковременную доступность для дальнейшей обработки Найссер (Neisser, 1967) назвал иконической памятью. Возникает вопрос, правильно ли применять к этому сенсорному явлению термин "память"? Для большинства когнитивных психологов "память" означает кодирование и хранение информации с участием высших когнитивных процессов. Верно, что иконическая память включает определенную форму хранения, но некоторые результаты показывают что она не зависит от процессов высшего уровня, таких как внимание (Подробнее см. в Schneider and Shiffrin, 1977; и Shiffrin and Schneider,
Многие исследователи обнаруживали, что входная информация точно представлена в иконической памяти, но она быстро исчезает, если не передается для дальнейшей обработки. Возникает вопрос, не теряет ли испытуемый некоторое количество информации в то время, когда он дает вербальный отчет,— т.е. когда он "считывает" зрительную информацию с быстро угасающего сенсорного следа? Если бы это имело место то это означало бы, что количество информации, которое, как полагали, содержится в перцептивном объеме, в действительности есть то количество которое можно успеть пересказать, прежде чем оно угаснет,— другими словами, совместной функцией иконического угасания и времени, требуемого для пересказа зрительной информации.
Сперлинг (Sperling, 1960) предположил, что применявшаяся раннее методика, в которой испытуемых просили сказать обо всех элементах, которые они могут запомнить, в действительности была тестом на то, что' испытуемые помнят из виденного, а это может отличаться от того, что они первоначально восприняли. Икона — зрительный отпечаток - может содержать больше, чем мы можем запомнить. Чтобы решить эту проблему Сперлинг разработал методику "частичного отчета" (Рис.2.8), в которой испытуемому в течение 50мсек предъявлялся такого рода набор букв:
R G С
L X N S В J
Если испытуемые пытаются воспроизвести "как можно больше" из предъявленных девяти букв, есть все шансы, что они вспомнят 4 или 5. Сперлинг однако, немедленно после предъявления каждого6 ряда букв подавал один из трех звуков — высокого, среднего или низкого тона. (Так, в нашем примере ряд "RGC" мог бы обозначаться высоким тоном, ряд "LXN" — средним и т.д.) Эти звуки служили испытуемому указанием на то, какой ряд букв следует вспомнить — первый, второй или третий соответственно. Каждый ряд точно воспроизводился испытуемыми практически в 100% елучаев. Поскольку испытуемый не знал заранее, какой из трех рядов ему укажут для припоминания, можно заключить, что все 9 букв были доступны для воспроизведения; следовательно, сенсорное хранилище должно
6Так в оригинале, но это неточно. Звуковая инструкция на воспроизведение следовала после предъявления всего набора букв.—Прим.ред.
'бнаружение и интерпретация сенсорных сигналов
Рис. 2.8.
ДИКИ ПОЛНОГО С
чего (вверху) и ^
СТИЧНОГО ОТЧ&
(внизу), примет шиеся в экспес ментах с hkof-ческой помятые
удерживать как минимум 9 элементов. Другая особенность экспериментов Сперлинга состояла в том, что он изменял время между предъявлением букв и подачей звука; этим создавалась возможность измерять длительность иконического хранения: при задержке звука более одной секунды, количество воспроизводимых букв падало до уровня, характерного для экспериментов по методике полного отчета (Рис.2.9).
^•йшИ айв i m $*''Ш | |
%-éà | |
ш | |
— | Щ |
- | $й f l-,-l ш >' *ixf* |
?*# -4* Л'*>!. |
Рис. 2.9.Зави мость воспроиз дения от време задержки спухоЕ инструкции. Сг( бик слева пока, воет время пре явления букв; ст бик справа по зываетуровень посредствен^ памяти на этот > териал. Адапти^ вано из: Sperl (1960).
Обнаружение сенсорных сиена.
Влияние задержки инструкции на воспроизведение
Чтобы оценить характер затухания информации в этом очень кратковременном хранилище, были проведены исследования, в которых варьировался интервал между предъявлением букв и подачей инструкции (звукового тона или метки в виде небольшого прямоугольника7). Судя по влиянию этой процедуры на воспроизведение, была определена длительность ико-нического хранения, равная примерно 250мсек (1/4сек).8
Есть данные о том, что раздельно предъявляемые бессмысленные паттерны могут объединяться в иконической памяти, образуя значимый паттерн. В эксперименте Эриксена и Коллинза (Eriksen and Collins, 1967) испытуемым предъявляли две группы точек (Рис.2.10А и 2.10В), которые, если их наложить друг на друга (Рисунок 2.ЮС), дают изображение трех букв: V О Н. Интервал между предъявлением первого и второго паттерна варьировался от 0 до бООмсек. Успешная идентификация трех букв указывает на длительность иконической памяти. Точность идентификации постепенно уменьшается со временем и резко падает после ЮОмсек. В общем это соответствует результатам, полученным Сперлингом.
Рис. 2.10.Точечные паттерны, использованные при определении длительности хранения в иконической памяти. Паттерны А и В вместе дают паттерн С, в котором можно узнать буквы V О Н. Взято из Eriksen and Collins (1967).
А В r
По-видимому, иконическое хранилище может кратковременно удерживать зрительную информацию в ее исходном виде и с большой детальностью. Некоторые ученые полагают, что ее объем практически неограничен (в пределах возможностей сетчатки глаза). Иконическое хранение является довольно примитивным видом памяти, в котором информация не преобразуется и не связывается с другой информацией.
На основании экспериментов с сенсорным хранением (Sperling, 1960, 1963, 1967, 1970) объем иконической памяти можно оценить как минимум в 9 букв. Возможность определения максимального ее объема ограничивается двумя факторами. Первый касается роли инструкции в иконическом воспроизведении. Можно расширить зрительный ряд, используемый в экспериментах Сперлинга, до набора 4x4 (как пытался сам Сперлинг) или
7Инструкция на воспроизведение может быть не только звуковой, но и зрительной: после экспозиции матрицы на месте одной из ее ячеек на короткое время показывают условное изображение; испытуемый должен воспроизвести тот элемент, который находился на указанном инструкцией месте.— Прим. ред. 8Это время примерно совпадает с вышеупомянутой длительностью фиксации при чтении, и некоторые посчитали, что при чтении человек наскоро записывает зрительную информацию — слова и буквы — и только после этого переходит к следующей части изображения.
''Наружение и интерпретация сенсорных сигналов
Современные дебаты: иконы и иконоборцы9
Кончина иконы
Ральф Норман Хэйбер
Икона, родившаяся в лаборатории немногим более 20 лет назад, обладала крепким здоровьем, она получила почти всеобщее признание как необходимый элемент всякой теории зрительного восприятия, претендующей на полноту.
Я попытаюсь показать, что это признание было ошибочно, и что иконе как теоретическому понятию вовсе нет места на ранней стадии репрезентации зрительной информации. Опираясь на блестящие и важные работы по инерции зрения, нам внушили мысль, что такая инерция могла бы пригодиться в качестве механизма хранения информации. Внимательный анализ той информации, которая сохраняется как часть нашей обычной перцептивной деятельности, показывает, что похожие механизмы, подобные инерционным, никак не связаны с нормальным восприятием и даже противостоят ему. Я не отрицаю, что инерция может иметь место. Кратковременные вспышки вызывают зрительное последействие. Но нормальное восприятие не состоит из таких дискретных вспышек — одиночных или в каком-либо сочетании. Инерция и, следовательно, иконы здесь ни причем. Этот аргумент остается независимым от какого угодно конкретного взгляда на восприятие или от его теории. Он также не связан с конечным результатом исследования локализации иконы или ее отношением к инерции зрения.*
Икона продолжает жить
Джеффри Р.Лофтус
Центральный аргумент Хэйбера состоит в том, что икона бесполезна для нормального восприятия и, следовательно, не может быть объектом научного исследования. У меня есть на это три возраже-
ния. Во-первых, Хэйбер сосредоточил свои возражения на инерционности иконы, но он проигнорировал роль иконы как буфера хранения информации, обладающего большой емкостью. Во-вторых, Хэйбер в основном стоит на позиции "экологической валидности", которая, как я считаю, является внутренне слабой позицией. В-третьих, вопреки утверждению Хэйбера, что инерция несущественна для нормального восприятия, есть масса каждодневных ситуаций, значительно более рядовых, чем грозовая буря, в которых инерция играет важную роль.
Две характеристики иконы.Икона—и как теоретическое понятие, и как предполагаемая физическая сущность— имеет две главных характеристики. Она рассматривается прежде всего как отпечаток, остающийся после прекращения действия стимула, и, во-вторых, как обладающая очень большой информационной емкостью. Признавая обе эти характеристики, Хэйбер сосредотачивает свои возражения только вокруг первой.
Для выполнения своей повседневной деятельности людям нужно приобретать определенную информацию обо всем окружении и игнорировать остальную, воздействующую на органы чувств. Логичный способ удовлетворить эти требования — иметь буфер с большой емкостью для хранения "сырой", необработанной информации, сопряженный с селективным фильтром, способным извлекать из этого буфера существенную информацию. Действительно, трудно вообразить, как могло бы быть иначе, а Хэйбер, конечно, не приводит никаких альтернатив. Во всяком случае, икона совместно с механизмом селективного внимания предназначена именно для этого.
*Взято из: The Behavioral and Brain Sciences (1983) 1.
9B данном контексте имеются в виду как те, кто борется против икон, так и те, кто борется за них. (Прим, ред.)
Обнаружение сенсорных сигнал
5x5 букв и применить в качестве инструкции на воспроизведение один из четырех или пяти тонов. Однако, при таком объемном изображении условия инструкции становятся более сложными, чем в "трехтоновом" эксперименте, и, вероятно, испытуемый должен будет пройти через более сложные когнитивные этапы. Один из таких этапов включает интерпретацию инструкции, а затем — сканирование быстро угасающей иконы в поисках соответствующего элемента. Более сложные инструкции требуют больше времени на декодирование, а за это время иконическое изображение может угаснуть; в результате искажается представление о максимальном объеме хранения. Второй фактор, ограничивающий возможность оценки максимального иконического объема,—это то, что воспроизведение одного элемента может отрицательно влиять на воспроизведение последующих элементов. Тульвинг и Арбакл (Tulving and Arbuckle, 1963) назвали это интерференцией на выходе, хотя сходные явления уже давно были известны под другими названиями.
Теперь можно сделать несколько предварительных выводов о природе иконической памяти. Она является скоротечной и длится всего несколько сот миллисекунд; она точна (некоторые утверждают, что она обладает фотографической четкостью); она обладает способностью к "суммированию" информации; она, видимо, не поддается контролю со стороны субъекта; ее емкость составляет как минимум девять элементов, и весьма вероятно, что гораздо больше.10
Иконы и иконоборцы
Немногие теории в когнитивной психологии пользовались такой быстро пришедшей и долговременной популярностью, как иконическое "открытие" Сперлинга, сделанное в 1960 году. Однако, некоторые когнитивные психологи подвергли сомнению экологическую важность этого понятия. Хэйбер (Haber, 1983, 1985а, 1985Ь) утверждает, что "понятие иконы как кратковременного хранилища информации, сохраняющейся после прекращения действия стимула, едва ли полезно для обычных задач по обработке зрительной информации, за исключением чтения при грозовой буре". Этот аргумент против иконической памяти основывается на том, что в человеческом восприятии обычно нет кратковременных фиксаций и что наша голова и глаза редко пребывают в неподвижности. Хэйбер не отрицает существования внушительных данных, относящихся к тому, что он называет "зрительной инерцией", но уверяет, что нормальное зрение не состоит из дискретных вспышек.
Сторонники икон (см. Coltheart, 1983) утверждают, что существование икон невозможно отрицать и что они (иконы) создаются в течение первых десятков миллисекунд фиксации, после чего воспринимается уже не стимул, а икона.
|0Параметры иконической памяти и интерпретация результатов ее изучения остается живой темой в современной когнитивной психологии. Обсуждение ее можно найти в Holding (1975а, 1975Ь) и у Coltheart (1975). По поводу возможных ретинальных характеристик иконической памяти см. Sakitt (1976) и Sakitt and Long (1979).
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 'О
Эхоическое хранен
Если мы можем "видеть" после того, как прекратилась внешняя физическая стимуляция, то не можем ли мы "слышать" после прекращения звука? Видимо, можем. Найссер (Neisser, 1967) назвал сенсорную слуховую память "эхоической памятью".11 Эхоическое хранение похоже на иконическое в том смысле, что необработанная сенсорная информация сохраняется в ней с высокой верностью (с тем, чтобы можно было выделить существенные черты и подвергнуть их дальнейшему анализу) в течение очень короткого времени. Подобно иконе, дающей нам дополнительное время, чтобы разглядеть быстро исчезающие стимулы, эхоическая память дает нам дополнительное время, чтобы расслышать слуховое сообщение. Если мы рассмотрим сложный процесс понимания обычной речи, нам станет очевидна роль эхоической памяти. Звуковые колебания, составляющие речь, распространяются с течением времени. Информация, содержащаяся в каждой частичке речи, музыки, или другого звука, не имеет смысла, если не находится в контексте других звуков. Эхоическое хранение, сохраняя на короткое время слуховую информацию, обеспечивает нас непосредственными контекстуальными признаками, необходимыми для понимания слуховой информации.
Хотя полное описание кратковременной памяти (КП) будет приведено в другой главе, важно провести различение между ним и эхоическим хранением. Время хранения в эхоической памяти очень мало (от 250мсек до 4 сек), а в КП оно значительно больше и составляет 10-ЗОсек. Слуховая информация точно хранится в обеих системах, но в КП, видимо, менее достоверно. Оба вида памяти имеют ограниченный объем, но обеспечивают нас необходимыми для понимания контекстуальными признаками. Несколько замечательных экспериментов продемонстрировали характеристики эхоической памяти. Вслед за лидерами Сперлингом (Sperling, 1960) и Авербахом и Корайлем (Averbach and Coriell, 1961), экспериментаторы разработали приемы, в которых специальные сигналы позволяли испытуемому сообщать только о некоторой части сложного звукового стимула. Как и при изучении зрения, эти приемы позволили выяснить емкость и длительность хранения.
С помощью стерео- и квадрофонического оборудования генерировалась матрица сигналов, аналогичных сигналам в зрительных экспериментах Сперлинга и др. Одними из первых свойства эхоической памяти продемонстрировали Морей, Бейтс и Барнетт (Могеу, Çates and Barnett, 1965) в статье "Эксперименты с четырехухим человеком". Испытуемого (всего лишь с двумя ушами) помещали среди четырех громкоговорителей или надевали на него квадрофонические наушники (Рис.2.11); эти устройства позволяли предъявлять четыре сообщения одновременно — совсем как это бывает на вечеринке или если сесть в центре струнного квартета, исполняющего Бетховена. Во всех этих случаях человек может прислушиваться либо к одному голосу (или сигналу), либо к другому. В эксперименте Морея со-
"Этот термин закрепился, несмотря на то, что на самом деле Найссер мог относить к нему и другие системы. Некоторые исследователи (напр., Baddele-у, 1976; Massaro, 1972) употребляют термин "перцептивная слуховая память" как слуховой эквивалент иконической памяти, а термин "кратковременная слуховая память" — для последующих этапов обработки слуховой информации.
Обнаружение сенсорных сиен
»ие. 2.11.Со-
:тав эксперимен--Q с "четырехухим <еловеком".
общение состояло из букв алфавита — от одной до четырех,— предъявляемых одновременно по одному, двум, трем или всем четырем каналам. Как и в экспериментах со зрением, испытуемого просили повторить как можно больше букв; в некоторых экспериментах с частичным отчетом могли загораться четыре лампы, соответствующие расположению источника звука и указывающие испытуемому на те каналы, сигналы из которых он должен воспроизвести. Лампы зажигались через одну секунду после предъявления букв. Результаты воспроизведения с частичным отчетом были выше результатов с полным отчетом, что указывало на верность представления о кратковременном хранении слуховой информации в эхоической памяти. Еще более близкую аналогию методике Сперлинга с частичным отчетом имеет эксперимент Дарвина, Турвея и Краудера (Darwin, Turvey and Crowder, 1972). Через стереонаушники испытуемым предъявлялась матрица слуховой информации (сходная с вышеописанной визуальной матрицей), состоящая из трех наборов по 3 знака, причем в наборах были смешаны цифры и буквы. Испытуемый слышал три коротких списка по три элемента, примерно так:
Левое ухо | Оба уха | Правое ухо |
В | F | |
R | ||
L | и |
Общее время предъявления составляло 1сек. Так, в приведенном примере испытуемый услышал бы одновременно "В" и "8" в левом ухе и "F" и "8" в правом ухе. Субъективно это ощущалось так, будто сообщения справа и слева локализованы в их источниках, а сообщение "посередине" (получаемое одновременным испусканием звука из обоих источников) казалось исходящим из головы. Эта методика, сходная с предъявлением зрительной матрицы Сперлингом, на самом деле как бы создавала "трехухого челове-
таружение и интерпретация сенсорных сигналов
ка". Воспроизведение измерялось посредством как полного, так и частичного отчета. Зрительная инструкция в виде прямоугольного столбика проецировалась на левую, среднюю и правую часть экрана перед испытуемыми. Как и в опытах со зрением, переменная задержка инструкции позволяла проследить затухание памяти. Дарвин и др. задерживали зрительную инструкцию на О, 1, 2 и 4сек; количество соответствующего воспроизведенного материала отражено на Рис.2.12. Очевидно, что эхоическое хранение длится около 4сек, но наиболее полно информация сохраняется в течение первой секунды после слуховой стимуляции.
Мы рассмотрели две сенсорные модальности, через которые обнаруживается информация: зрение и слух. К сожалению, по вкусу, осязанию и обонянию собрано недостаточно данных, чтобы можно было уверенно сказать, существует ли раннее перцептивное хранилище памяти у этих органов чувств, соответствующее иконическому и эхоическому хранению в зрении и слухе. Согласно некоторым данным, тактильная чувствительность имеет механизм, аналогичный раннему сенсорному хранению (Bliss, et al., 1966).
Функции сенсорных хранили
Плодотворная работа в области зрения и слуха дала когнитивной психологии важные понятия, помогающие объяснить последовательные этапы обработки информации. Какая же общая задача у этих кратковременных и живых сенсорных отпечатков внешней реальности? Каково их место в когнитивной психологии в целом?
Удивительно мало внимания уделялось интегрированию теорий сенсорной информации в более крупный план человеческих событий. Одно соображение, касающееся иконического и эхоического хранения (и, возможно, других аналогичных систем), состоит в том, что выделение информации из внешнего, физического мира происходит по принципу экономии. Учитывая астрономическое количество сенсорной информации, постоянно возбуждающей нашу нервную систему, и ограниченные возможности когнитивных систем "высшего уровня" по обработке информации, только небольшая часть сенсорных признаков может быть отобрана для дальнейшей обработки.
Рис. 2.12. Зс
СИМОСТЬ ВОСПрС
ведения от зал жки слуховой струкции. Ада t ровано из (, rwin, Turvey ' Crowder, 1971
Обнаружение сенсорных сигна
Видимо, существует тонкий баланс между отбором соответствующей информации для дальнейшей обработки и отклонением несущественной информации. Временное хранение сенсорной информации, живое и точное, такое как в эхоической или иконической памяти, дает нам механизм, при помощи которого можно отбирать для дальнейшей обработки только существенную информацию. Сохраняя на короткое время полный сенсорный отпечаток, мы получаем возможность сканировать непосредственные события, "выдергивая" наиболее рельефные стимулы и встраивая их в запутанную матрицу нашей памяти. Когда все работает исправно, то информация кодируется, преобразуется и хранится в количестве не больше и не меньше, чем необходимо для нормального существования человека. С этим представлением совпадает мысль, высказанная Эдвином Борингом (Boring, 1946) более четырех десятилетий назад:
"Задача восприятия — в том, чтобы экономить мышление. Оно отбирает и определяет то, что непреходяще и, следовательно, важно для выживания и благополучия организма."
Иконическое, эхоическое и другие хранилища информации позволяют нам выделять только существенную информацию и подвергать ее дальнейшей обработке. Сами ограничения нервной системы человека препятствуют тому, чтобы из нашего кратковременного сенсорного хранилища записывалось все, включая самую малую часть, каждый бит информации.
Способность к комплексной обработке зрительных стимулов можно объяснить в терминах сенсорного хранения; способность к чтению вполне может основываться на иконическом хранении, позволяющем выявлять неоспоримые признаки зрительного поля и игнорировать те внешние стимулы, которые являются несущественными. Сходным образом наша способность понимать речь вполне может основываться на эхоическом хранении, позволяющем на короткое время сохранять слуховые признаки при одновременном поступлении новых; это дает возможность переходить к абстракциям, основываясь на фонетическом контексте.
Разработка вопросов кратковременного сенсорного хранения, как и других, менее четко определенных видов хранения, может объяснить существенные черты эволюции человека. Функционирование их в качестве механизмов выживания является чисто умозрительным, но вполне правдоподобно, что они позволяют нам воспринимать "все" и при этом обращать внимание только на существенные компоненты перцептов, образуя тем самым наиболее экономичную систему. Сенсорное хранение дает нам время для извлечения важных признаков с целью их последующей обработки и организации действия.
/. Для когнитивных психологов восприятие интересно тем, что познание, как полагают, является следствием внешних событии; на сенсорное обнаружение влияет предшествующий опыт, и знание о сенсорном опыте говорит нам о том, как абстрагируется информация на когнитивном уровне.
2. Сенсорные пороги не абсолютны, они определяются как интенсивностью сигнала, так и процессами принятия решений наблюдателем.
3. Теория обнаружения сигнала, заимствованная у техники и теории статистических решений, изменила представления психологов о сенсорных порогах и* путях их изучения. Установлены факторы, влияющие на пороги: интенсивность сигнала, содержание задачи, ожидания наблюдателя, награда или наказание в зависимости от результатов обнаружения и критерий наблюдателя.
4. Основной вопрос, затрагиваемый при изучении объема восприятия: как много мы можем воспринять при короткой экспозиции? Исследованиям только что возникшего зрительного ощущения способствовали два технических достижения: устройства для хроног-рафии и тахистоскоп.
5. Отчет испытуемого о воспринятых стимулах состоит из двух этапов: (1)восприятие или актуальное сенсорное запечатление; и (2)воспроизведение или способность изложить то, что было запечатлено до его стирания. Методики частичного отчета имеют отношение к проблеме смешения сенсорной емкости со способностью к воспроизведению.
6. Иконическое хранение удерживает зрительные входные сигнала и, видимо, не зависит от факторов субъективного контроля (например, внимания). Его емкость оценивается как минимум в 9 элементов, а длительность — примерно 250мсек.
7. Эхоическое хранение удерживает слуховые входные сигналы в течение около 4сек.
8. Иконическое и эхоическое хранение позволяют нам отбирать существенную информацию для дальнейшей обработки, обеспечивая тем самым одно из решений проблемы ограниченной пропускной способности, присущей системе обработки информации.
Ключевые
Слова
обнаружение и интерпретация
сенсорных сигналов
эхоическое хранение
иконическое хранение
теория обнаружения сигналов
интерференция на выходе
восприятие
критерий ответной реакции
ощущение
сигнал
шум
подпороговый
надпороговый
порог
Обнаружение сенсорных сиен.*
Рекомендуемая литература
Среди лучших книг, знакомящих со многими темами этой главы, можно
назвать:
Masaro. Experimental Psychology and Information Processing;
Klatsky. Human Memory;
Baddeley. The Psychology of Memory;
Sporehr and Lehmkuhle. Visual Information Processing.
Доклады по тем вопросам, которые обсуждались в этой главе, часто содержатся в свежих выпусках некоторых журналов:
Perception and Psychophysics; Cognitive Psychology; Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Perception and Memory and Cognition.
Низшая форма мышления — это простое опознание. Высшая — это глубокая интуиция человека, видящего всякую вещь как часть некоторой системы. — Платон.
Распознавание паттернов
В предыдущей главе, посвященной обнаружению сенсорных сигналов, мы убедились, насколько трудно отделить сенсорные сигналы от других феноменов и изучать начальный этап обработки их человеком, не затрагивая в то же время когнитивные процессы высшего уровня. В этой главе мы обратимся к распознаванию паттернов. В данном контексте слово "паттерн" означает сложное сочетание сенсорных стимулов, опознаваемое человеком как член некоторого класса объектов. Так, когда я смотрю на лицо моей подруги, или слушаю кантату Баха, или с аппетитом ем свинину в горшочке, я способен распознать каждый из этих перцептов как нечто, однажды уже пережитое. Какие же когнитивные механизмы нужны, чтобы описать процесс опознавания этих сложных паттернов? Вижу ли я сначала нос, глаза, губы, подбородок, уши и волосы моей подруги, а затем объединяю все эти черты вместе или я сначала вижу все ее лицо, а потом уже различаю ее нос, глаза, губы, подбородок, уши и волосы?
Рассматривая обнаружение сенсорных стимулов, мы ограничивались восприятием довольно простых объектов, обнаружение которых в основном определяется их качеством и интенсивностью. Обработка такой информации зависит скорее от входных данных, чем от концептуальных факторов. Дата-зависимая ("data-driven") обработка начинается в момент поступления сенсорных сигналов, тогда как концептуально-зависимая обработка начинается тогда, когда у человека уже формируется некоторое понятие или ожидание того, какая информация ему встретится. Видимо, в повседневной жизни человек использует при обработке воспринятой им информации как дата-зависимые, так и концептуально-зависимые процессы. Распознавание паттернов определяется как информацией, воздействующей на органы чувств, так и знаниями, хранящимися в памяти.
В данной главе мы проложим мост от обнаружения простых сенсорных сигналов, которое в большей степени является дата-зависимым, к восприятию сложных паттернов, которое в большей степени является концептуально-зависимым. При этом, рассматривая процес<