Какой из перечисленных методов не входит в классификацию эмпирических методов исследования В.В. Дружинина?
a) [ ]Беседа
b) [ ]Измерение
c) [ ]Тестирование
d) [ ]Эксперимент
e) [ ]Наблюдение
4. Соотнесите определения исследований по цели (В.В. Дружинин) с их интерпретацией:
1) Поисковые;
2) Критические;
3) Уточняющие;
Воспроизводящее
a) [ ]под ними подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом.
b) [ ]точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.
c) [ ]установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.
d) [ ]проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.
5. Выберите правильное определение гипотезы:
a) [ ]научно обоснованное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения;
b) [ ]конкретизация теоретического предположения в терминах зависимой, независимой и дополнительной переменных;
c) [ ]все утверждения верны.
d) [ ]предположение, направленное на экспериментальное подтверждение или опровержение наличия причинно-следственных связей между переменными;
6. Научные экспериментальные гипотезы это …
a) [ ]выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях;
b) [ ]которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.
c) [ ]основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей.
7. Соотнесите определения типов гипотез (по их происхождению) с их интерпретацией:
1) Теоретически обоснованные гипотезы;
2) Научные экспериментальные гипотезы;
Эмпирические гипотезы.
a) [ ]основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей.
b) [ ]которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая.
c) [ ]выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях;
8. Какие требования не предъявляются к психологическому наблюдению как научному методу:
a) [ ]системность,
b) [ ]адекватность,
c) [ ]целенаправленность,
d) [ ]плановость,
e) [ ]практичность,
f) [ ]фиксируемость,
g) [ ]избирательность,
h) [ ]достоверность.
i) [ ]полнота.
j) [ ]организованность,
9. Каким принципам должна удовлетворять научная гипотеза:
a) [ ]принципу доказуемости.
b) [ ]принципу научности;
c) [ ]верификации и фальсификации;
10. Назовите вид опосредованного опроса - _____________.
Вариант 3.
Задание 1. Практическое задание
1. Примените метод контент-анализ, к следующему тексту А.С. Пушкина «Дубровский»:
«Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место. С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство».
2. Определите цель исследования и выдвиньте научную гипотезу,
3. Обработайте текст по следующей процедуреконтент-анализа:
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
г) длительность трансляции по радио или ТВ;
д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.
4. Зафиксируйте результаты,
5. Создайте таблицу с данными,
6. Постройте график,
7. Сделайте интерпретацию и выводы.
Задание 2. Тестовые задания
Инструкция: вам представлены 10 тестовых заданий разного типа - с выбором одного или нескольких правильных ответов; открытой формы; на установление правильной последовательности; на установление соответствия. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Правильным ответом считается ответ (в зависимости от типа вопроса):
1. Если пользователь выбрал верный ответ.
2. Если пользователь выбрал только верные варианты ответов - не меньше, но и не больше.
3. Если ответ совпал с шаблоном.
4. Если установлены все верные пары соответствий.
5. Если полностью установлен верный порядок.
1. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
a) [ ]анализа продуктов деятельности
b) [ ]наблюдения
c) [ ]контент-анализа
d) [ ]эксперимента
2. Соотнесите определение с его интерпретацией:
1) Научные гипотезы;
Статистические гипотезы.
a) [ ]формулируются в отношении неизвестного параметра, на языке математической статистики
b) [ ]формулируются как предполагаемое решение проблемы.
3. К основным приемам контроля над влиянием внешних («прочих») переменных на результат эксперимента не относятся:
a) [ ]элиминация внешних переменных;
b) [ ]константность условий;
c) [ ]изменения физических параметров ситуации;
d) [ ]контрбалансировка;
e) [ ]изменения социально психологических параметров;
f) [ ]рандомизация;
g) [ ]балансировка;
4. Комплексные исследования по В.В. Дружинину направлены:
a) [ ]направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности;
b) [ ]для решения конкретной практической задачи;
c) [ ]проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
d) [ ]требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин;
e) [ ]на познание реальности без учета практического эффекта от применения знании;
f) [ ]проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии);
5. Что не входит в структуру научного исследования:
a) [ ]Парадигма;
b) [ ]Выводы.
c) [ ]Эксперимент;
d) [ ]Интерпретация;
e) [ ]Модель;
f) [ ]Теория;
6. Что не является целью социально-психологического тренинга:
a) [ ]коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
b) [ ]коррекция и развитие системы отношений личности.
c) [ ]формирование умений и навыков в сфере общения;
d) [ ]получение удовольствия от личностных изменений;
e) [ ]овладение психологическими знаниями;
f) [ ]приобретение новых друзей;
g) [ ]развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
7. Что не относится к разновидностям деловых игр:
a) [ ]управленческие игры,
b) [ ]организационно-деятельностные игры
c) [ ]проблемно-ориентированные,
d) [ ]демонстрационные
e) [ ]развлекательные
f) [ ]дидактические;
g) [ ]ролевые игры,
8. Фундаментальные исследования по В.В. Дружинину направлены:
a) [ ]проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии);
b) [ ]направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности;
c) [ ]для решения конкретной практической задачи;
d) [ ]на познание реальности без учета практического эффекта от применения знании;
9. Научное исследование, направленное на разработку, обоснование и проверку на практике по критериям надежности, валидности, точности и однозначности некоторой новой психодиагностической методики или создание методики, формирующей некоторое психологическое качество - это:
a) [ ]теоретическое исследование;
b) [ ]обзорно-критическое исследование
c) [ ]эмпирическо-объяснительное исследование
d) [ ]методологическое исследование;
10. Критические исследования по В.В. Дружинину направлены:
a) [ ]под ними подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом.
b) [ ]точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов.
c) [ ]установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.
d) [ ]проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.
Вариант 4.
Задание 1. Практическое задание
1. Примените автобиографический метод к биографии З. Фрейда:
«Я был сыном родителей, спокойно и комфортно живших в этом маленьком провинциальном гнёздышке. Когда мне исполнилось около трёх лет, отец разорился, и нам пришлось покинуть свою деревню и переехать в большой город. Последовала череда долгих и трудных лет, из которых, как мне кажется, ничто не достойно воспоминания».
Первоначально, обучением сына занималась мать, но затем её сменил Якоб, очень хотевший, чтобы Зигмунд получил хорошее образование и поступил в частную гимназию. Домашняя подготовка и исключительные способности к учёбе позволили Зигмунду Фрейду в девятилетнем возрасте сдать вступительный экзамен и поступить в гимназию на год раньше положенного срока. К этому моменту в семье Фрейдов было уже восемь детей, и Зигмунд выделялся среди всех прилежностью и страстью к изучению всего нового; родители всецело поддерживали его и старались создать такую атмосферу в доме, которая бы способствовала успешной учёбе сына. Так, если остальные дети занимались при свечах, Зигмунду была выделена керосиновая лампа и даже отдельная комната. Чтобы ничто не отвлекало его, остальным детям было запрещено заниматься музыкой, которая мешала Зигмунду. Молодой человек серьёзно увлекался литературой и философией — читал Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, знал в совершенстве немецкий язык, изучал греческийи латынь, бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском.
Обучаясь в гимназии, Зигмунд показал отличные результаты и быстро стал первым учеником в классе, закончив обучение с отличием (summa cum laude) в возрасте семнадцати лет.
По окончании гимназии Зигмунд длительное время сомневался относительно будущей профессии — впрочем, его выбор был достаточно скуден вследствие его социального статуса и царивших тогда антисемитских настроений и ограничен коммерцией, промышленностью,
юриспруденцией и медициной. Первые два варианта были сразу же отвергнуты молодым человеком по причине его высокой образованности, юриспруденция также отошла на второй план вместе с юношескими амбициями в сфере политики и военного дела. Импульс к принятию окончательного решения Фрейд получил со стороны Гёте — однажды услышав, как на одной из лекций профессор читает эссе мыслителя под названием «Природа», Зигмунд решил записаться на медицинский факультет, хотя к медицине он не испытывал ни малейшего интереса — впоследствии он неоднократно в этом признавался и писал: «Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача», а в поздние годы даже говорил, что в медицине никогда не чувствовал себя «как в своей тарелке», да и вообще настоящим врачом себя никогда не считал».
2. Определите цель исследования и выдвиньте научную гипотезу,
3. Биографический метод (биографический метод в психологии; ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — метод исследования психических особенностей индивида путем анализа его жизненного пути. При этом устанавливаются жизненные условия формирования иерархии ценностных ориентаций, доминирующих установок и мотивов поведения, обобщенные способы реагирования личности в типовых ситуациях. Метод анализа жизненного пути индивида основан на единстве внутреннего и внешнего, на обусловленности психических качеств личности различными жизненными условиями их формирования. Однако личность не рассматривается как пассивный продукт жизненных обстоятельств. Изучается формирование жизненной позиции личности, использование-неиспользование ею благоприятных условий для своего развития.
Особое внимание уделяется нормативным (возрастным) кризисам, отличающимся резкими психическими сдвигами, системными качественными преобразованиями в поведении, социальных отношениях личности. Так, в детском возрасте выделяются: «кризис первого года жизни», «кризис трех лет», «кризис 6 — 7 лет» и подростковый (пубертантный) кризис. Для этих кризисных периодов характерен переход к новому типу взаимоотношений со средой, индивид стремится к реализации своих новых возросших возможностей. При этом должна изменяться вся социальная ситуация развития индивида. Возможные первые конфликты индивида со средой могут оставить неизгладимый след в его психической структуре. Негативные поведенческие проявления обостряются и нередко закрепляются при игнорировании взрослыми, обществом новых потребностей индивида, его деятельностных возможностей, новых потребностей вхождения в жизнь социума.
Перестройка адаптивных структур происходит и в различных кризисных ситуациях взрослого человека, связанных со сменой уклада жизни, ломкой сложившихся стереотипов.
4. Зафиксируйте результаты,
5. Создайте таблицу с данными,
6. Сделайте интерпретацию и выводы.
Задание 2. Тестовые задания
Инструкция: вам представлены 10 тестовых заданий разного типа - с выбором одного или нескольких правильных ответов; открытой формы; на установление правильной последовательности; на установление соответствия. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Правильным ответом считается ответ (в зависимости от типа вопроса):
1. Если пользователь выбрал верный ответ.
2. Если пользователь выбрал только верные варианты ответов - не меньше, но и не больше.
3. Если ответ совпал с шаблоном.
4. Если установлены все верные пары соответствий.
5. Если полностью установлен верный порядок.
1. Хороший эксперимент (по Д. Кэмпбеллу) должен: Выберите верные варианты:
a) [ ]исключать альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, объясняющих связь независимой и зависимой переменных.
b) [ ]исключать влияние на зависимую переменную внешних переменных;
c) [ ]выявлять связь независимой и зависимой переменных;
d) [ ]все ответы верны.
e) [ ]выявлять временную последовательность предполагаемой причины и следствия;
2. В принятом обозначении для представления примеров экспериментальных схем, как планов организации экспериментальных воздействий, символом Т обозначается
a) [ ]рандомизация
b) [ ]группа, процедура измерения зависимой переменной
c) [ ]независимая переменная
3. Возможность эксперимента (теста) по измерению какой-либо психической переменной является валидностью …………….
a) [ ]внутренней
b) [ ]внешней
c) [ ]содержательной
d) [ ]операциональной
4. Эффект, базирующийся на механизмах суггестии и самосуггестии: если участники эксперимента считают, что действия психолога способствуют улучшению их состояния – это действительно происходит - …
a) [ ]эффект влияния.
b) [ ]эффект ожидания;
c) [ ]эффект фасилитации/ингибиции;
d) [ ]эффект плацебо;
e) [ ]эффект Хоторна;
5. Степень соответствия измеряемой переменной измеряемому свойству реального объекта называется ……….
a) [ ]Достоверностью
b) [ ]Точностью
c) [ ]Валидностью
d) [ ]Надежностью