Эксперимент, осуществляемый в реальных условиях, при которых переменные контролируются не полностью, называется

a) [ ]идеальным

b) [ ]безупречным

c) [ ]полного соответствия

d) [ ]реальным

Эксперимент, в котором гарантировано выделение исследуемого отношения между независимой переменной и зависимой переменной, а также очищенный от факторов несистематической изменчивости, систематических и сопутствующих смешений, называется

a) [ ]внутренне валидным

b) [ ]экологически валидным

c) [ ]внешне валидным

8. Цель исследования, реализуемая в определенных экспериментальных условиях, представляет собой экспериментальную ……..

a) [ ]задачу

b) [ ]методику

c) [ ]практику

Реальный эксперимент характеризуется, прежде всего, валидностью, которая называется

a) [ ]операциональной

b) [ ]внешней

c) [ ]эмпирической

d) [ ]внутренней

10. Что относится к методам контроля влияния экспериментатора:

a) [ ]замена экспериментатора другим исследователем

b) [ ]автоматизация исследования

c) [ ]участие нескольких экспериментаторов

d) [ ]участие строгого и педантичного экспериментатора

e) [ ]«двойной слепой контроль» - участие экспериментаторов, не знающих целей исследования

Вариант 5.

Задание 1. Практическое задание

1. Определите тип НС по тепинг-тесту Ильина,

2. Определите цель исследования и выдвиньте научную гипотезу,

3. Процедура проведения определения силы нервной системы при помощи теппинг-теста

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного опыта методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (рис. 1):

Эксперимент, осуществляемый в реальных условиях, при которых переменные контролируются не полностью, называется - student2.ru

Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движении.

Графики: а - выпуклого типа, б - ровного типа, в - промежуточного и вогнутого типов, г- нисходящего типа; горизонтальная линия - линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 с

- выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 с работы; в последующем, к 25-30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

- ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;

- вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся также к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Оснащение. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (210 ´ 295 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш. Заготовленная форма для протокольных записей (форма а).

ПРОТОКОЛ

(протокол ведет экспериментатор)

Задание (тема)………………………………………………….. Дата……………………………..

Экспериментатор…………………………………………………………………….………………

Испытуемый…………………………………………………………………………………………

Самочувствие испытуемого…………………………………………………………………………………………

Измеряемая характеристика………………………………………………………………………...

Опыт 1. Количество проставленных испытуемым точек(за каждые 5 с)

Форма а

Квадраты Промежуток времени, с Правая рука Левая рука
0 – 5 … 26 – 30    

Диагноз (тип нервной системы):……………………………..

Порядок работы. Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5с дает команду: «Следующий квадрат». По истечении 5 с работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол.

2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом квадрате (см. рис.1).

На основаниианализа формы кривой диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным в вводной части задания. Запишите диагноз в протоколе.

3. Сделайте интерпретацию и выводы.

Задание 2. Тестовые задания

Инструкция: вам представлены 10 тестовых заданий разного типа - с выбором одного или нескольких правильных ответов; открытой формы; на установление правильной последовательности; на установление соответствия. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Правильным ответом считается ответ (в зависимости от типа вопроса):

1. Если пользователь выбрал верный ответ.

2. Если пользователь выбрал только верные варианты ответов - не меньше, но и не больше.

3. Если ответ совпал с шаблоном.

4. Если установлены все верные пары соответствий.

5. Если полностью установлен верный порядок.

1. Соотнесите факторы выборки, нарушающие внутреннюю валидность по Кэмпбеллу:

1) селекция;

2) статистическая регрессия;

3) экспериментальный отсев;

Естественное развитие.

a) [ ]частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей;

b) [ ]неэквивалентность групп по составу, которая вызывает систематическую ошибку;

c) [ ]изменение испытуемых во времени, вне связи с конкретными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и т. д.); свойств индивида (возрастные переменные, накопление опыта и т. п.).

d) [ ]неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу;

2. Какие требования этики, характерны для психолога-экспериментатора:

a) [ ]Заботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

b) [ ]Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своем участии.

c) [ ]После проведения исследования сделать отчет по эксперименту с указанием всех подробностей и имен участников

d) [ ]Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

e) [ ]Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

3. Мерой соответствия эксперимента полного соответствия реальной ситуации является ________ валидность

a) [ ]содержательной

b) [ ]внешней

c) [ ]операциональной

d) [ ]внутренней

4. В эксперименте мера влияния на зависимую переменную тех условий (независимой переменной и внешних переменных), которыми варьирует исследователь, представляет собой суть _________ валидности

a) [ ]операциональной

b) [ ]содержательной

c) [ ]внешней

d) [ ]внутренней

5. Установите последовательность фаз организации и проведения эксперимента (планирование эксперимента):

a) [ ]составление инструкции.

b) [ ]планирование.

c) [ ]окончание эксперимента.

d) [ ]основная.

e) [ ]подготовка исследования.

f) [ ]обучение испытуемых.

g) [ ]регистрация реакций.

6. Что относится к методам контроля влияния экспериментатора:

a) [ ]замена экспериментатора другим исследователем

b) [ ]автоматизация исследования

c) [ ]участие нескольких экспериментаторов

d) [ ]участие строгого и педантичного экспериментатора

e) [ ]«двойной слепой контроль» - участие экспериментаторов, не знающих целей исследования

7. Эксперимент организованный таким образом, что изменяется лишь одно условие, а все остальные – контролируются – это…

a) [ ]эксперимент полного соответствия;

b) [ ]поисковый эксперимент.

c) [ ]лабораторный эксперимент;

d) [ ]реальный эксперимент;

e) [ ]идеальный эксперимент;

8. План с предварительным и итоговым тестированием одной группы относится к планам

a) [ ]квазиэкспериментальным планам

b) [ ]доэкспериментальным планам

c) [ ]ex-post-facto

d) [ ]истинных экспериментов

9. Соотнесите определение с интерпретацией наличия корреляционной связи между двумя измерениями:

1) Прямая корреляционная связь;

2) Корреляция, обусловленная 3-й переменной;

3) Случайная корреляция;

4) Корреляция, обусловленная неоднородностью выборки.

a) [ ]уровень одной переменной непосредственно соответствует уровню другой.

b) [ ]корреляция не обусловленная никакой переменной.

c) [ ]выборка, которую мы будем обследовать, состоит из двух неодинаковых групп.

d) [ ]переменные (а, с) связаны одна с другой через 3-ю (в), не измеренную в ходе исследования.

10. Сколько Д. Кэмпбелл описал основных схем (планов) эксперимента

a) [ ]4

b) [ ]3

c) [ ]5

Вариант 6.

Задание 1. Практическое задание

1. Проведите методику «Словесный лабиринт»,

2. Определите цель исследования и выдвиньте научную гипотезу,

3. Стимульный материал:

Эксперимент, осуществляемый в реальных условиях, при которых переменные контролируются не полностью, называется - student2.ru

Порядок работы. Экспериментатор дает испытуемому следующую ин­струкцию: «Сейчас вам будут выданы карточки со словесными лабиринта­ми, в которых скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Пер­вое правило состоит в том, что вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла, а выход из лабиринта всегда находится в верхнем левом углу, т. е. вход и выход лабиринта всегда четко определены. Второе правило со­стоит в том, что передвигаться по лабиринту можно только ходом шахмат­ной фигуры ладьи: только по прямой на любое количество букв. Третье пра­вило состоит в том, что любая "пройденная" буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Найденное слово запи­шите с указанием времени поиска по секундомеру».

Обработка результатов. По временным показателям решения всех де­сяти задач построить график, отражающий свойства мышления. По оси абс­цисс указать последовательно все номера лабиринтных задач. По оси орди­нат указать временные затраты с делениями, соответствующими средне­арифметической величине решения каждой отдельной задачи. Относитель­но стабильные показатели указывают на лабильность мышления. Зигзагообразность кривой с большими различиями между максимальными, средними и минимальными показателями свидетельствует о ригидности мышления, когда субъекту приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления и переходу на новый способ. По графику можно также отметить склонность к обучению, если сравнить результаты первой половины лаби­ринтных задач с результатами второй половины. Эффект научения отража­ется в общем уменьшении временных затрат. С помощью самонаблюдения можно также отметить индивидуальные особенности мышления с выбором тех или иных стратегий. Кроме того, можно сопоставить свои индивидуаль­ные средние результаты с групповыми и оценить свое положение в группе (успешные, средние показатели, неуспешные с большими затратами време­ни и низким процентом решенных задач).

4. Зафиксируйте результаты,

5. Создайте таблицу с данными (номер лабиринта, время, потраченное на его прохождение, само угаданное слово),

6. Постройте график,

7. Сделайте интерпретацию и выводы.

Задание 2. Тестовые задания

Инструкция: вам представлены 10 тестовых заданий разного типа - с выбором одного или нескольких правильных ответов; открытой формы; на установление правильной последовательности; на установление соответствия. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Правильным ответом считается ответ (в зависимости от типа вопроса):

1. Если пользователь выбрал верный ответ.

2. Если пользователь выбрал только верные варианты ответов - не меньше, но и не больше.

3. Если ответ совпал с шаблоном.

4. Если установлены все верные пары соответствий.

5. Если полностью установлен верный порядок.

1. Процедура обеспечивающая случайный порядок предъявления проб в последовательности либо случайную стратегию образования групп, называется …………

a) [ ]рандомизацией

b) [ ]генеральной совокупностью

c) [ ]выборкой

d) [ ]репрезентативностью

2. Какие ошибки, связанны с экспериментатором при проведении исследования:

a) [ ]Неиспользование аппаратуры при проведении исследования

b) [ ]Эффект первого впечатления

c) [ ]Неосознанное воздействие на испытуемого

d) [ ]Ошибки при записи результатов

e) [ ]Физическая незрелость экспериментатора;

f) [ ]Предвзятость экспериментатора

3. В идеальном эксперименте мера его приближения к гипотезе (теории), представляет собой суть __________ валидности

a) [ ]операциональной

b) [ ]внутренней

c) [ ]содержательной

d) [ ]внешней

4. Показатель возможности эксперимента по измерению определенных психических функций, доведенный до фиксации наличия статистической связи между психическими функциями и данными теста, является валидностью ………….

a) [ ]внутренней

b) [ ]внешней

c) [ ]операциональной

d) [ ]эмпирической

5. Эффект, выражающийся в том, что изменения в поведении участников эксперимента возникают вследствие осознания того, что они участвуют в эксперименте, а не вследствие экспериментальных влияний - …

a) [ ]эффект плацебо;

b) [ ]эффект Хоторна;

c) [ ]эффект заботы;

d) [ ]эффект влияния.

e) [ ]эффект фасилитации/ингибиции;

f) [ ]эффект ожидания;

6. Соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту) - это:

a) [ ]стабильность

b) [ ]репрезентативность;

c) [ ]надежность

d) [ ]валидность;

7. Эффект, выражающийся в том, что в присутствии экспериментатора результаты участников эксперимента ухудшаются, происходит сдерживание их возможностей - …

a) [ ]эффект плацебо;

b) [ ]эффект Хоторна;

c) [ ]эффект подражания.

d) [ ]эффект фасилитации/ингибиции;

Наши рекомендации