ОРганизационно-методический раздел
1.1. ЦЕЛЬ дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины «История и методология науки» составлена в соответствии с учебным планом подготовки магистров 49.04.01.Физическая культура (уровень магистратуры) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и утвержденными стандартами и положениями Университета.
Целью освоения дисциплины (модуля) является освоение студентами системы научно-практических знаний, умений и компетенций в области истории, логики и методологии науки, а так же реализация их в своей профессиональной деятельности.
1.2. задачи изучения дисциплины:
Результаты освоения дисциплины «История и методология науки» определяются способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Магистр по направлению подготовки 49.04.01 –– Физическая культура должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки, а именно:
тренерская деятельность:
-постоянно повышать свою тренерскую квалификацию;
-разрабатывать и внедрять тренировочные программы для спортсменов разного
уровня квалификации;
-обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный
и зарубежный опыт в области подготовки спортсменов различной квалификации;
-анализировать эффективность тренировочного процесса и вносить
в него соответствующие коррективы;
научно-исследовательская деятельность:
-постоянно повышать свою профессиональную компетенцию в области
выявления научных проблем и способов их решения;
-выявлять и формулировать актуальные проблемы в сфере физической
культуры и спорта;
-внедрять инновационные и современные компьютерные технологии
в практику научных исследований в области физической культуры и спорта;
-разрабатывать программы научных исследований и методологию
их реализации;
1.3. Место дисциплины в структуре ОПОП:
Дисциплина относится к Блоку 1 базовой части. В соответствии с учебным планом дисциплина изучается на 1 курсе по очной и заочной форме обучения. Вид промежуточной аттестации: экзамен.
Для успешного освоения дисциплины требований к входным знаниям, умениям, компетенциям студента, полученным в структуре данной ОПОП, не предусмотрено.
1.4. Требования к результатам освоения дисциплины:
1.4.1.В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК):
- способность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
б) общепрофессиональные компетенции (ОПК):
-способность творчески решать многообразие современных научных проблем
и практических задач в сфере физической культуры и спорта на основе развития
теоретико-методологического мышления (ОПК-3);
-способность применять современные и инновационные научно-исследовательские технологии в ходе решения исследовательских задач, в том числе из смежных областей науки (ОПК-5);
в) профессиональные компетенции:
- способность использовать традиционные и современные научные концепции, подходы и направления исследований в сфере физической культуры и спорта (ПК-25);
- способность выполнять научные исследования с использованием современных информационных технологий и применять их результаты для повышения эффективности педагогической, тренерской, рекреационной, культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта (ПК-28).
1.4.2. В результате изучения дисциплины студент будет:
Знать: | - Основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними (ОК-3) - Методологию научных исследований, классификацию науки и научных исследований (ОК-3) - Основные особенности научного метода познания (ОК-3) |
Уметь: | - Самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе, в смежных областях знаний (ОК-3, ОПК-3) - Расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-3, ОПК-3, ПК-28) - Выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных проблем (ОК-3, ПК-3, ОПК-5, ПК-25) |
Владеть: | - Теорией планирования и прогнозирования в научной деятельности (ОК-3,ОПК-3, ОПК-5) - Методами управления и контроля процессов исследования в своей профессиональной деятельности (ОК-3,ОПК-3, ОПК-5, ПК-28) - Современными технологиями поиска, обработки и представления научной информации (ОК-3, ОПК-3, ОПК-5) |
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | 1 семестр | |
Аудиторные занятия (всего) | 36* | 36* | |
В том числе: | |||
Лекции | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | |
Семинары (С) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |
Самостоятельная работа (всего) | 72* | 72* | |
В том числе: | |||
Курсовая работа | - | - | |
Расчетно-графические работы | - | - | |
Рефераты | - | - | |
Другие виды самостоятельной работы | |||
Письменные самостоятельные работы | |||
Изучение теоретического материала | |||
Подготовка к текущей аттестации (опросы и тестирование) | |||
Подготовка к промежуточной аттестации | |||
Вид промежуточной аттестации | экзамен | экзамен | |
Общая трудоемкость: | Часы | ||
Зачетные единицы |
*- 14 часов – занятия в интерактивной форме
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | 1 семестр | |
Аудиторные занятия (всего) | 22* | 22* | |
В том числе: | |||
Лекции | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | |
Семинары (С) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |
Самостоятельная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
Курсовая работа | - | - | |
Расчетно-графические работы | - | - | |
Рефераты | - | - | |
Другие виды самостоятельной работы | |||
Письменные самостоятельные работы | |||
Изучение теоретического материала | |||
Контрольная работа | |||
Подготовка к текущей аттестации (опросы и тестирование) | |||
Подготовка к промежуточной аттестации | |||
Вид промежуточной аттестации | экзамен | экзамен | |
Общая трудоемкость: | Часы | ||
Зачетные единицы |
*- 4 часов – занятия в интерактивной форме
Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»:
2.1. Перечень разделов дисциплины и их краткое содержание
№ п/п | Тема | Содержание | Результаты обучения в виде «знать, уметь, владеть» |
1. | Основные понятия науки как системы знаний. | Понятие науки. Наука в истории общества. Наука как система знаний, как процесс получения новых знаний, как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Классификация наук по предмету и методу: гуманитарные, общественные, технические и естественные. Знание – результат познавательной деятельности человека. Многообразие знаний и их типология. Знания обыденные и научные. Характерные черты научного знания. Наука, паранаука, лженаука. Проблема заблуждения в научном познании. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия. Научные предпосылки совершенствования системы физической культуры и спорта. | Знать: -основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними (ОК-3) - методологию научных исследований, классификацию науки и научных исследований (ОК-3) -основные особенности научного метода познания (ОК-3) Уметь: -самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе, в смежных областях знаний (ОК-3, ОПК-3) -расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-3, ОПК-3, ПК-28) -выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных проблем (ОК-3, ОПК-3, ОПК-5, ПК-25) Владеть: -теорией планирования и прогнозирования в научной деятельности (ОК-3,ОПК-3,ОПК-5) -методами управления и контроля процессов исследования в своей профессиональной деятельности(ОК-3, ОПК-3,ОПК-5, ПК-28) - современными технологиями поиска, обработки и представления научной информации (ОК-3,ОПК-3, ОПК-5) |
2. | «Картина мира» и «научная революция». Основные периоды развития науки. | Системное видение мира. Формирование картин мира. Античная и средневековая картина мира. Физические картины мира в синтезе знаний: механическая, электромагнитная, квантово-полевая. Подходы и принципы. Периодизация истории науки. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая. Научные революции и проблема преемственности знаний. | Знать: -основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними (ОК-3) - методологию научных исследований, классификацию науки и научных исследований (ОК-3) -основные особенности научного метода познания (ОК-3) Уметь: -самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе, в смежных областях знаний (ОК-3, ОПК-3) -расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-3, ОПК-3, ПК-28) -выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных проблем (ОК-3, ОПК-3, ОПК-5, ПК-25) Владеть: -теорией планирования и прогнозирования в научной деятельности (ОК-3,ОПК-3,ОПК-5) -методами управления и контроля процессов исследования в своей профессиональной деятельности(ОК-3, ОПК-3,ОПК-5, ПК-28) - современными технологиями поиска, обработки и представления научной информации (ОК-3,ОПК-3, ОПК-5) |
3. | Законы логики. Логические формы развития знания. | Понятие логического закона. Законы логики и их роль в познании. Основные законы: законы тождества, противоречия и исключённого третьего, закон достаточного основания. Методологическая роль законов логики в различных науках. Действия законов логики в сфере физической культуры и спорта. Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез: описательная и объяснительная, общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Способы доказательства гипотез. Теоретический и эмпирический слой оснований в науке. Понятие теории. | Знать: -основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними (ОК-3) - методологию научных исследований, классификацию науки и научных исследований (ОК-3) -основные особенности научного метода познания (ОК-3) Уметь: -самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе, в смежных областях знаний (ОК-3, ОПК-3) -расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-3, ОПК-3, ПК-28) -выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных проблем (ОК-3, ОПК-3, ОПК-5, ПК-25) Владеть: -теорией планирования и прогнозирования в научной деятельности (ОК-3,ОПК-3,ОПК-5) -методами управления и контроля процессов исследования в своей профессиональной деятельности(ОК-3, ОПК-3,ОПК-5, ПК-28) - современными технологиями поиска, обработки и представления научной информации (ОК-3,ОПК-3, ОПК-5) |
Методология науки и диалектика познания | Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная. Проблема как знание о незнании. Постановка проблем. Предположения и гипотезы. Гипотеза как метод познания и как вероятное знание. Развитие гипотезы на пути к достоверности. Субъективные и объективные аспекты в формировании и развитии науки. Аргументация и обоснование в науке. Поиски критериев истины в математике, физике, астрономии, истории и др. науках. Формирование научных знаний о физической культуре и спорте. | Знать: -основные научные школы, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними (ОК-3) - методологию научных исследований, классификацию науки и научных исследований (ОК-3) -основные особенности научного метода познания (ОК-3) Уметь: -самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе, в смежных областях знаний (ОК-3, ОПК-3) -расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-3, ОПК-3, ПК-28) -выбирать адекватную теорию и технологию для решения научных проблем (ОК-3, ОПК-3, ОПК-5, ПК-25) Владеть: -теорией планирования и прогнозирования в научной деятельности (ОК-3,ОПК-3,ОПК-5) -методами управления и контроля процессов исследования в своей профессиональной деятельности(ОК-3, ОПК-3,ОПК-5, ПК-28) - современными технологиями поиска, обработки и представления научной информации (ОК-3,ОПК-3, ОПК-5) |
2.2. Распределение изучаемых тем и содержания по видам занятий: