Некоторые особенности научного стиля
Для написания научных текстов: статей, докладов, выступлений, тезисов, рефератов, эссе, лекций, учебников, диссертаций и т.п. — используется научный стиль, для которого характерны:
1) логическая последовательность изложения;
2) однозначность, точность формулировок;
3) лаконизм и конкретность;
4) объективность формулировок.
Рассмотрим каждую из вышеуказанных черт на примерах.
Логичность предполагает последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания исследования, что достигается:
— последовательностью развития мысли (во-первых; прежде всего; далее и т.п.);
— правильным установлением причинно-следственных отношений (как уже было сказано; кроме того; к тому же ...);
— указанием на противоречия (однако; между тем; с другой стороны и др.).
Точность проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи зависит от правильного словоупотребления, в первую очередь терминов. Научный стиль требует однозначности обозначения понятий, явлений, предметов.
Конкретность предполагает использование реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, измерений. В отличие от художественных текстов, где применимы характеристики «больше — меньше» и т.п., в научных работах используются количественные показатели.
Конкретность научной речи требует доказательности цитирования, ссылок на первоисточники, результатов исследования.
Сжатость (лаконизм) при насыщенности содержания достигается путем строгого отбора лексики, четкой структурированности текста, использования рубрикации.
Отличительная черта научного стиля — преобладание существительных (их примерно в четыре раза больше, чем глаголов). Преобладает абстрактная лексика (отглагольные образования на .-ние, -ство; отыменные — на -ость: углубление, доказательство, погрешность). Большая часть этих слов имеет книжную стилистическую окраску (плавление, обезвоживание, экранирование).
Среди прилагательных преобладают относительные (солнечная активность;. звуковой тип; нулевой артикль; двигательные реакции). «Отстранение» автора или его минимальная «активность» как субъекта исследования с целью придать изложению более объективный характер достигаются безличными формами глаголов (нами был разобран метод; нетрудно попять; можно утверждать и т.п.). Употребление причастий в полной и краткой форме также характерно для научного стиля (предложенный способ; как уже было отмечено; атмосферные осадки насыщены крупными частицами; концентрация веществ приближена к верхней границе и т.д.).
Если содержание работы объемно, то лучше разделить его на главы, но их оптимальное число — не более двух-трех. 1-я глава может быть посвящена теории вопроса, а 2-я — экспериментальной проверке гипотезы или описанию изобретенного устройства. Можно выделить внутри главы параграфы.
Без необходимости не следует увеличивать число глав и параграфов работы, т.к. это усложняет структуру.
Подготовка доклада
Для 10-минутного выступления на конференции или на обычном уроке автором (ами) готовится текст доклада объемом в 3-4 страницы машинописного текста (или немного больше, если он написан от руки). В зависимости от регламента текст может быть увеличен или уменьшен.
На введение и выводы отводится примерно 1/2 листа. Очень кратко описывается методика, если она общепринятая; на Изложение оригинальной методики требуется больший объем. Так же кратко характеризуется область исследований и обзор литературы. Список литературы не приводится. Большее внимание уделяется изложению полученных результатов.
Для наглядности доклад сопровождается демонстрацией таблиц, схем и рисунков, которые выполняются на больших стандартных листах ватмана с соблюдением общих правил, а также (в некоторых случаях) — объектов исследования.
Для демонстрации в процессе доклада отбирают самые информативные и важные иллюстрации, подтверждающие основные выводы работы. Доклад не должен быть перегружен иллюстративным материалом: 1-2 таблицы, иллюстрирующие первичный фактический материал, и 2-3 таблицы (или 2-3 графика), иллюстрирующие установленные закономерности.
Особое внимание следует уделить заголовкам иллюстраций и подписям к ним, которые должны легко читаться. Изображение на рисунках и таблицах должно быть четким и ясно различимым с расстояния, определяемого размерами помещения аудитории.
Графики и рисунки могут быть цветными, но цветов не должно быть более четырех, т.к. пестрота затрудняет восприятие.
Для удобства обсуждения плакаты рекомендуется пронумеровать. На полях или в тексте доклада делают яркие пометки в тех местах, где следует обратиться к таблице или рисунку. В докладе необходимы ссылки на первоисточники с указаниями фамилий авторов и года издания.
После доклада, как правило, автору работы Задают вопросы. Ответы на них позволят уточнить и дополнить доклад. (Примеры докладов учащихся см. в Приложении.)