Второе направление. Состояние речевого поведения в познавательном общении.
Методика С.Ю. Серебряковой «Совместное чтение книги».
Взрослый предлагал ребенку почитать ему книгу, перед этим просмотрев ее, знакомя ребенка с автором книги. Если после чтения, ребенок по своему желанию не вступал в общение, взрослый задавал вопросы по содержанию, просил пересказать прочитанное. Для проведения данной методики мы выбрали книгу Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок».
Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:
Низкий уровень (1-2 балла) – ребенок практически не слушает взрослого, отвлекается на постороннюю деятельность, на вопросы отвечает не активно, без интереса, односложно, пересказать текст не может.
Средний уровень (3-4 балла) – ребенок активен, слушает рассказ взрослого, задает небольшое количество вопросов по тексту (1-2), на вопросы отвечает уверенно, но не умеет грамматически правильно формулировать ответы, пересказывает прочитанное с трудом, запинается.
Высокий уровень (5 баллов) – ребенок внимательно слушает взрослого, с интересом рассматривает книгу, задает вопросы по содержанию книги, пересказывает сказку, активен в общении, ответы на вопросы дает развернутые, понимает факты, события, описанные в тексте, адекватно объясняет поступки героев.
Третье направление. Состояние речевого поведения в деловом общении.
Методика Г.А. Цукермана «Рукавички».
Исследование по данной методике проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:
Низкий уровень (1-2 балла) – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не вступают в процесс общения, не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень (3-4 балла) – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. Дети вступают в процесс общения с трудом. Дети мало обсуждают узор, указывают на ошибки друг - друга.
Высокий уровень (5 баллов) – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек.
Приложение Д.
Бально-уровневая система оценивая информативного компонента коммуникативной функции речи в речевом поведении.
1-3 балла – низкий уровень. У детей наблюдается большая отвлекаемость от задания. На большинство вопросов отвечают односложно. В процесс общения вступают с трудом как со взрослыми так и с ровесниками. Не проявляют интереса к собеседнику, не учитывают его мнение. Задания выполняются неверно.
4-7 баллов – ниже среднего уровень. Дети практически не слушают взрослого, отвлекаются, ведут себя не внимательно. В процесс общения вступают неохотно, с помощью взрослого. Свое мнение выражают без инициативы, не отстаивают. Задания понимаются недостаточно точно.
8-10 баллов – средний уровень. Дети внимательно слушают взрослого. Вступают в процесс общения с большей легкостью, но не активно. Задают небольшое количество вопросов и отвечают на поставленные вопросы. Прислушиваются к мнению партнера, выражают свою позицию, но могут с легкостью отступиться от нее. Задания выполняют в большей степени верно, но иногда требуется помощь взрослого.
11-13 баллов – выше среднего уровень. Дети проявляют инициативу в общении, активно рассказывают о себе и задают вопросы, но еще присутствуют трудности во вступлении в контакт. При выполнении заданий учитывают мнение партнера, но еще наблюдается отвлекаемость. Дети могут поделиться информацией, выразить свое мнение и позицию.
14-15 баллов – высокий уровень. Легко вступают в контакт, как со взрослыми так и со сверстниками. Дети инициативны, легко рассказывают о себе и интересуются партнером. Легко договариваются и отстаивают свою позицию.
Приложение Е.