Бально-уровневая система оценивания информационного компонента коммуникативной функции речи в экспрессивной речи.

1-18 баллов – низкий уровень. Задания выполняются неуверенно, внимание растеряно. В звукопроизношении нарушены несколько групп звуков. У детей наблюдается нарушение всех форм грамматического оформления речи. Также речь обеднена лексически. Речью практически не пользуются. Связная речь отсутствует. Задания на составление рассказа и пересказ дети не смогли выполнить, либо это были отдельные слова.

19-40 баллов – ниже среднего уровень. При выполнении заданий у детей наблюдалась отвлекаемость неуверенность. Имеются нарушения в звукопроизношении и звуко-слоговой структуры речи, как в простых, так и сложных словах. В речи используют грамматически неправильные конструкции. Используют простые, нераспространенные предложения. Пересказ был выполнен детьми только с помощью вспомогательных вопросов.

41-53 баллов – средний уровень. Дети выполняют задания с интересом, хотя наблюдается отвлекаемость и в некоторых случаях неуверенность. Звукопроизношение нарушено в незначительной степени. Встречаются нарушения в грамматическом оформлении речи. В речи пользуются распространенными предложениями, но не используют обособления. Связная речь на более простом уровне. Текст в большей степени пересказывают самостоятельно, но требуется помощь взрослого и вспомогательные вопросы.

54-68 балла – выше среднего уровень. У детей наблюдается активность и интерес к заданиям. Логопеда слушают внимательно, не отвлекаются. Лексика находится на уровне нормы, в звукопроизношении нарушены один-два звука. Грамматически речь оформлена правильно, встречаются ошибки в сложных или незнакомых словах. Связной речью пользуются активно. Предложения правильные, распространенные. Задание на пересказ выполняют самостоятельно, но в некоторых случаях требуется помощь взрослого.

69-80 баллов – высокий уровень. Все задания выполняются правильно. Лексика и грамматика находятся на уровне нормы. Речью пользуются активно, предложения сложные, распространенные. Составление рассказа затруднений не вызвало. Помощь экспериментатора не нужна.

Приложение Г.

Изучение уровня сформированности речевого поведения информационного компонента коммуникативной функции речи.

Первое направление. Состояние речевого поведения в личностном общении.

Методика С.Ю. Серебряковой «Беседа о семье и лепка».

В процессе исследования принимают участие взрослый и ребенок. В ходе проведения методики происходит беседа взрослого с ребенком на личностные темы на фоне индивидуальной деятельности дошкольника.

Методика проводится в две фазы:

I фаза ожидания: ребенок получал пластилин и ему предлагалось посидеть рядом со взрослым и полепить, взрослый в течении 10 минут не вмешивался в действия ребенка, ожидая проявление инициативы испытуемого.

II фаза стимуляции: если в течении этого времени ребенок сам начинал разговор, взрослый отвечал на его вопросы, поддерживал общение. Если испытуемый работал молча, то во второй фазе взрослый обращался к ребенку, смотрел его изделие, задавал вопросы:

1. Дома ты лепишь из пластилина?

2. А кто тебе помогает? Мама, папа?

3. С кем ты больше всего любишь играть дома? Почему?

4. Есть у тебя дома домашние животные?

5. Расскажи про свою собаку, какой у нее характер?

6. Что тебе больше всего в ней нравиться?

7. Чем ты еще любишь заниматься?

Для анализа данного направление мы создали балльно-уровневую систему оценивания:

Низкий уровень (1-2 балла) – ребенок лепит молча, не охотно, контакт с ребенком устанавливается с трудом, требуется активизация, побуждение, т.к. ребенок малоактивен, неразговорчив, не понимает речь в полном объеме, отвечает односложно или не отвечает вовсе, не может сформулировать вопрос.

Средний уровень (3-4 балла) – ребенок активно занимается с пластилином. Испытывает затруднения при вступлении в беседу со взрослым. Задает 1-2 вопроса взрослому (4 балла), не задает вопросов (3 балла). Отвечает на задаваемые вопросы односложно. Не всегда понимает речь в полном объеме, наблюдается отступления на другие темы.

Высокий уровень (5 баллов) – ребенок активно лепить из пластилина, сам начинает разговор со взрослым, активен в общение, понимает речь в полном объеме, умеет слушать, ответов на вопросы развернуты.

Наши рекомендации