Протокол исследования объема внимания

Номер таблицы Время поиска цифр, с
1 2 3 4  
Е  

В первую очередь психолог должен сформировать у ребенка желание выполнять задание. Исследование проходит индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции: «На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры».

Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания по каждой из четырех таблиц.

При обработке результатов обследования подсчитывается общее время Е поиска цифр по всем четырем таблицам.

Для последующего сопоставления данных по объему внимания с другими характеристиками аттенционной функции осуществляется перевод показателей объема внимания в шкальные оценки (см. табл. 2.2).

Оценка переключения внимания

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова—Шульте размером 49 х 49 см с цифрами от 1 до 25 черного цвета и цифрами от 1 до 24 красного цвета, секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол для регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед испытуемым вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные — в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов ( по 10 цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка — ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и наоборот; замена цифры — изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета — вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле

Протокол исследования переключения внимания

Регистрация времени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
/ 1 2 3 4 5   24 23 22 21 20  
t 6 7 8 9 10   19 18 17 16 15  
t 11 12 13 14 15   14 13 12 11 10  
t 16 17 18 19 20   9 8 7 6  
t 22 23 24 -   4 3 2 1  

А =» Г - С,

где А — показатель переключения внимания, Т и С — балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 2.3 и 2.4.

Балльная оценка времени переключения внимания

Таблица 2.3

        Этап      
I   II   III   IV   V
время балл время балл время балл время балл время балл
<16 <29 <32 <28 <30
16-21 29-34 32-40 28-34 30-34
21-26 34-39 40-48 34-39 34—38
26-30 39-44 48-56 39-45 38-42
30-35 44-49 56-64 45-50 42-46
35-40 49-54 64-76 50-56 46-50
40-45 54-59 76-84 56-62 50-54
45-50 59-64 84-92 62-67 54-58
50-54 64-69 92-100 67-73 58-62
54-59 69-74 100-108 73-78 62-66
59-64 74-79 108-116 78-84 66-70
64-69 79-84 116-124 84-90 70-74
69-74 84-89 124-132 90-95 74-78
74-78 89-94 132-140 95-101 78-82
78-83 94-99 140-148 101-106 82-86
83-88 99-104 148-156 106-112 86-90
88-93 104-109 156-164 112-118 90-94
93-98 109-114 164-172 118-123 94-98
98-102 114-119 172-180 123-129 98-102
102—107 119—124 180—188 129-134 102-106
107-112 124-129 188-196 134-140 106-110
112-117 129-134 >196 140-146 110-114
>117 134-139   146-151 114-118
    >139     >151   118-122 >122 21 20

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (см. табл. 2.2).

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо в результате сопоставления данных сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, т.е. в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от средне-

I

групповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 2.4

Наши рекомендации