Анализ результатов опытной работы в школе
В связи с решением проблемы повышения уровней качества обучения и познавательной активности возникла необходимость апробации разработанной системы.
В соответствии с этим были разработаны конспекты уроков, в которые были включены следующие цели:
1. Способствовать повышению качества физических знаний и умений
2. Развивать логическое и физическое мышление
3. Повышать познавательный интерес к теме
С целью выявления показателей роста успеваемости учащихся 10»В» профильного класса при использовании системы задач с конца сентября и до настоящего момента был проведен качественный анализ контрольных работ учащихся.
Чтобы определить уровень подготовки учащихся была проведена контрольная работа №1 (в начале года). Ее результаты показаны в следующей таблице:
всего | писали | % качества | ||||
52,0 |
Наглядно анализ контрольной работы модно представить в виде диаграммы (диаграмма 7)
В течение 2003-2004 учебного года было проведено еще 6 текущих форм контроля, в конце года была проведена итоговая контрольная работа №8.
Цель итоговой контрольной работы:
· Определить общий уровень физических знаний и умений
· Определить качество сформированности знаний
· Проанализировать способность учащихся применять свои знания и умения при решении задач
· Выявить уровень физических знаний в соответствии с программой по физике.
Наглядный анализ итогов контрольной работы №8 представлен ниже (диагр8)
всего | писали | % качества | ||||
28,0 | 28,0 | 7,0 | 11,0 | 9,0 | 0,0 | 58,5 |
|
|
Контрольные работы постепенно усложнялись с целью получения наиболее полного подтверждения, что проведенные уроки реализуют поставленные задачи.
Если в 9 классе учителю приходилось давать на контрольных работах задачи, подобные решаемым в классе, то в этом году она уже могла использовать нетиповые задачи. Еще одной особенностей этих контрольных работ стало то, что на контрольной работе дается 1-2 задачи, которые включают в себя несколько действий, тогда как раньше давали 3-4 более простых задач, что говорит о более высоком качестве контрольных работ. Контрольные работы в течение года усложнялись с целью получения наиболее полного подтверждения, что проведенные уроки реализуют поставленные задачи.
Анализ результатов итоговой контрольной работы показывает, что повысился уровень физических задач и умений учащихся экспериментального класса, весомым оказывается и отсутствие неудовлетворительных отметок.
Ниже представлен сравнительный анализ роста процента качества:
10 окт | 25 окт | 30 ноя | 23 дек | 5 фев | 10 мар | 18 апр | 17 май | |||
всего | ||||||||||
писали | ||||||||||
% качества | 52,0 | 51,3 | 53,1 | 55,2 | 54,8 | 56,9 | 58,2 | 58,5 | ||
|
Параллельно уровню качества был замерен уровень познавательной активности учащихся экспериментального класса до проведения эксперимента и после. Результат отражен в следующей таблице:
до эксперимента | после эксперимента | Прирост, % | |
Выражена | |||
Слабо выражена | |||
Не выражена | |||
Средняя оценка класса | 2,2 | 5% |
|
Этот результат повышения качества обучения на 6,5% и уровня познавательной активности на 5% подтверждает важную объективную зависимость проблемы исследования и приводит к повышению результативности обучения физики с использованием разработанной системы задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к среднему образованию и массовым опытом преподавания, между теорией и практикой.
Целью исследования является выявление эффективности применения разработанной системы задач в классе с углубленным изучением физики как средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
В работе рассматривается познавательная активность как проявленное учащимися отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленные цели в пределах заданного времени.
Проблему активизации школьника мы рассматриваем с трех оснований:
1. С позиции целостной личности учащегося как субъекта воспитания и обучения
2. С учетом функций, роли самостоятельности школьника в учебно-воспитательном процессе
3. С точки зрения направленности самих методов и форм организации обучения на формирование личностных качеств школьника в ходе совместной работы класса и учителя.
Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем, избегая механического запоминания. Следует выделить четыре аспекта этого вопроса: 1) организация восприятия нового материала; 2) использование доказательных приемов объяснения; 3) учет методологических требований и психологических закономерностей; 4) обучение работе с учебником; 5) обучение работе над физической задачей разного типа
Поистине неограниченные возможности для развития мышления учащихся открывается перед учителем при обучении решению физических задач. Необходимо лишь, чтобы обучение решению задача служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул законов, а было бы направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, акцентировало бы внимание учащихся на сущности полученного ответа и приемах его анализа.
Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. По существу, на занятиях по физике каждый вопрос, возникший в связи с изучением учебного материала, является для учащихся задачей. Активное целенаправленное мышление всегда есть решение задач в широком понимании этого слова. Решение физических задач — одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся.
Анализ опытной работы в школе показывает, что учащимся профильного класса больше нравятся уроки, на которых реализованы такие принципы обучения, как принцип сознательности и творческой активности учащегося, принцип всестороннего развития познавательных сил учащихся, а также элементы проблемного обучения. Им очень важно, в какой форме проходят уроки. Уровень усвоения знаний намного выше, если на уроках требуется проявить мыслительную активность, важно чтобы учитель ставил проблемы и задачи перед учащимися.
Учащийся профильного класса предпочитают на уроках творческие задания, рассказ и объяснение учителя, коллективные работы, игр, демонстрации, защиты своих работ, решение задач. В отличие от них ученики обычных классов чаще выбирают только такие методы как объяснение учителя, запись под диктовку, демонстрации и коллективные игры. Это говорит о том, что сборник задач для профильных классов необходим
При составлении системы задач мы старалась придерживаться таких принципов как научность, фундаментальность, профильная направленность и преемственность
При разработке уроков решения задач очень важно учитывать факторы, влияющие на успешное усвоение материала при использовании этого метода.
Факторы, способствующие повышению интереса учащихся.
ü Разнообразная тематика задач: техническая, биологическая, геологическая, метеорологическая, астрономическая, химическая, медицинская, экологическая, социально-бытовая, историческая, литературная и др.
ü Различные способы постановки задач: текстом, графиком, демонстрацией, приглашением к поиску.
ü Разная деятельность при решении: оценивающая, эвристическая, изобретательская и др.
ü Возможность выбора тематики задач
ü Использование элементов ролевой игры.
Факторы, стимулирующие мыслительную деятельность учеников.
ü Интерес.
ü Необходимость устно и понятно объяснить решение задачи, что требует упорядочения своих представлений и хода рассуждений.
ü Тренинг, обусловленный систематическим решением качественных задач.
Данная тема особо значима в современных условиях развития профильного 12-летнего образования, нуждающегося в методическом обеспечении углубленного обучения физике, и разработка системы задач по физике для профильного класса в данном дипломном исследовании повышает его практическую значимость.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников. Советская педагогика. 1989, №7
2. Артемова Л.К. Профильное обучение. Школьные технологии.2003, №4
3. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983
4. Волькинштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. М.: Наука,1979
5. Выготский А.С. Умственное развитие детей в процессе обучения М.: Наука, 1985
6. Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1999
7. Гранкина Л.М., Пирогова Т.Ф. Вычисление энергии связи и дефекта масс химических элементов. Физика. Приложение к газете «1 сентября» 2004, №16
8. Гуща А.И., Путан Л.А. Пособие по физике. Минск: Вышыйшая школа, 1984
9. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. М.: Наука, 1983
10. Иванова Л.А. Повышать познавательную активность учащихся. Народное образование. 1988, №3
11. Извозчиков В.А., Ревунов. А.Д. Электронно-вычислительная техника на уроках физики в средней школе. М.: Просвещение, 1988
12. Зверева Н.А. Активизация мышления учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1980
13. Зимняя Н.А. Педагогическая психология. Р-н-Дону.: Аст-Пресс,1997
14. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение,1974
15. Коратаева Е.C. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия. Директор школы. 2000, №9
16. Коновалихин С.В. Качественные задачи. Физика. Приложение к газете «1 сентября» 2003, №42
17. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Наука и высшая школа Казахстана, 2004, №1.
18. Красноский Э.А. Активизация учебного познания. Советская педагогика 1989г №11
19. Лозовая В.И. Троцко А.В. Познавательная активность как педагогическая проблема. Советская педагогика. 1989, №11
20. Мякишев Г.Я., Синяков А.В. Физика. М.: Дрофа, 1998
21. Мясников С.Г., Осанова Т.Н. Пособие по физике. М.: Высшая школа,1988
22. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся. М.: Педагогика 1998 №3
23. Педагогическая энциклопедия М.:Наука,1965, Т.2
24. Подласый М.С. Педагогика.М.: Просвещение, 1996г
25. Рубинштейн С.А. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение,1959
26. Слободецкий И.Ш., Орлов В.И. Всесоюзные олимпиады по физике М.: Просвещение,1982
27. Смирнов А.Г. Психология. М.: Айрис-Пресс,1999г
28. Тренин А.Д., Никеров В.М. Готовимся к экзамену по физике М.: Айрис Пресс, 2002
29. Трофимова Т.И., Павлова З.Г. Сборник задач по курсу физики. М.: Высшая школа,1983
30. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике» М.:Просвещение, 1972
31. Турчина Н.В. 3800 задач по физике. М.: Дрофа,2000
32. Шамова Т.И. Активизация учения школьников М.: Педагогика,1982
33. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам. Тепловые явления Волгоград: Учитель,2002
34. Шевцов В.А. Задачи для подготовки к олимпиадам. Электричество. Волгоград: Учитель,2002
35. Ширяева Т.В. Работа. Энергия. Закон сохранения и изменения энергии. Физика. Приложение к газете «1 сентября» 2004, №1
36. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.:Педагогика,1979