Анализ и оценка результативности опытной работы

После работы над развитием восприятия цвета, был проведен контрольный эксперимент. Он проводился с помощью той же методики для того чтобы выявить динамику. Использовали методику Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, "Изучение восприятия цвета". (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Задания были направлены на выявление у детей способности узнавать, различать, называть цвета. В конце каждого пройденного задания оценкой служили баллы.

Количественные результаты заносили в таблицы 3,4.

Показатели восприятия цвета детей 7-го года жизни.

Ф.И ребенка Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета при названии его взрослым Умение самостоятельно называть цвет Общие количество баллов
Бакина Диляра
Иванов Данил
Давлетов Миша

Таблица 3

Данные представлены в Диаграмме 2.

«Результаты мониторинга сформированности восприятия цвета детей 7-го года жизни».

25 апреля

Ф.И   Развитие восприятия цвета
  Выбор цвета по наглядному образцу Выбор цвета при названии его взрослым Умение самостоятельно называть цвет
Бакина Диляра      
Иванов Данил        
Давлетов Миша      

Таблица 4

«1»- требуется внимание специалиста;

«2»- требуется коррекционная работа педагога;

«3»- низкий уровень развития;

«4»- средний уровень развития;

«5»- высокий уровень развития.

Данные мониторинга.

Анализ и оценка результативности опытной работы - student2.ru

Диаграмма 2

Можно сделать вывод, что работа над развитием восприятия цвета дала положительные результаты. Количество ошибок уменьшилось, а следовательно увеличилось количество баллов

Для полноценного развития восприятия цвета необходима постоянная спланированная работа, при таком условии мы будем наблюдать положительную динамику в данной проблеме.

Заключение

Работая над данной проблемой, мы изучили психолого – педагогическую литературу, сделали анализ. Изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. Разработали комплекс занятий, по восприятию детьми основных и составных цветов. Провели занятия с детьми и отметили, что они понимают, что изобразительное творчество – это не просто изображение какого – то предмета, человека или явления, а передача отношения к нему, оценки его положительного, отрицательного характера или поступка, удивления или огорчения, радости от этого, выражения средствами изобразительности своего настроения, состояния.

Дети четко усвоили названия цветов и их оттенков. Получили возможность сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные мыслительные операции. Наша работа максимально приблизила детей к пониманию «языка цветов», а тем самым обогатила их восприятие и сознание, открыла для них новые краски мира.

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью развития ребенка. Значимым его составляющим является цветовосприятие, которое также играет важную роль в развитии ребенка и благодаря которому дети начинают качественней воспринимать окружающий мир, начинает обогащаться речь, мышление, развивается наблюдательность.

Результаты дипломного констатирующего эксперимента показали у детей низкий уровень сформированности представлений восприятии цвета.

Затем проводилась работа над повышением уровня развития восприятии цвете у детей 7-го года жизни.

После чего был проведен контрольный эксперимент по тем же заданиям, что и констатирующий. Сравнение результатов показало положительную динамику, небольшое продвижение вперед. Из чего можно сделать вывод, что спланированная постоянная работа над развитием восприятия цвета дает положительный результат.

Цель исследования достигнута. Положения гипотезы диплома нашли свое подтверждение: действительно, применение комплексного подхода, своевременное изменение предметно пространственной среды и если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, дают положительную динамику.

Так как работа над развитием восприятия цвета у детей 7-го года жизни длительная и многоплановая, у данного исследования может быть продолжение.

По итогам проведенного эксперимента были разработаны рекомендации для родителей.

Список литературы

1. Аверченко Л.К.; Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. М. - Новосибирск. 2001. -360с.

2. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005. - 205 с.

3. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека// Сенсомоторные процессы. М., 1972.С.224 - 264.

4. Вайнерман С.М, Большев А.С, Силкин Ю.Р, Лебедев Ю.А, Филлипова Л.В. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Пособие для педагогов дошк. Учреждений. - М.:Гуманист. Изд. Центр.ВЛАДОС,2001 - 224с.(здоровье сберегающая педагогика )

5. Венгер Н.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада /Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.: ил.

6. Вершинина Н.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи. Сборник. Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Ленинград. 1984.

7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. М., «Педагогика», 1972. 245с.

8. Димо Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М.:Апрель Пресс, Изд - во Эксмо, 2002 - 272 с.(серия «Психологический практикум: тесты».

9. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. М.. 1965. 183 с.

10. Дубровская Н.В Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005 - 48 с.

11. Евстегнеева Е.К. Побуждение к творчеству.(материалы опытно - экспериментальной работы) С Пб - 1995 -140 с.

12. Егорова Е. ПроЦВЕТание по Максу Люшеру. - СПб.: Питер, 2007. - 160с.

13. Зеньковский В.В. Психология детства./ отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. -М. Школа - пресс, 1996 - 336 с.

14. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета./ Пер. с англ., под ред.Д.А.Шкловера. - М., 1964.

15. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М. - 1959. 220с.

16. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М., 1989. 195 с.

17. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2007. 144с.

18. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. сада -М.: Просвещение,1985. - 96 с., ил.

19. Корчмарош Пал. Карандаш - волшебник. Полезные уроки рисования: Для дошк. И мл школ. Возраста. Пер. с венг. Е. Габор.- Мн.: БЛП,1994.112 с.,ил.

20. Кожохина С.К. Батик. Все о картинах на ткани./ Художники Г.В.Соколов, В.Н.Куров. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. -144 с.: ил. - (Серия: «Новое в детскую мастерскую» )

21. Куревина О. А., кандидат философских наук, доцент.

Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС,2003. - 176 с.

22. Курмангалиева Д. М. - перевод с английского по изданию: FIRST ART (Art Experiences for Toddlers and Twos) by MaryAnn F. Kohl with Renee Ramsey and Dana Bowman. Illustrations by Kathy Dobbs. - Beltsville, MD. Gryphon House, Inc., 2002. На русском языке публикуется впервые.

23. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004 - 190 с.: ил. /( Библиотека программы «Детство»).

24. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». - СПб.: изд - во «Детство - пресс», 2003 - 112 с.

25. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М. - 1975

27. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин - тов. М., «Просвещение», 1971.

28. Миронова Л.Н. Цветоведенье. Минск.,1984. 286с.

29. Мелик - Пашаев А.А. Цвет как изобразительное средство в изобразительной деятельности детей / Искусство в школе. - 1961. - № 3 - 4.

30. Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.

31. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 320 с.

32. Погасова Н.И. Цветовой игротренинг. - СПб., 2003.

33. Приходько Е.Г. Зачем и как знакомить детей с цветом: Методические рекомендации для воспитателей детских садов и учащихся педагогических вузов. - Краснодар, 1993.

34. Психологические тесты / Под ред. А. А.Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,1999. - Т.1. - 312 с.: ил.

35. Рей Гибсон, Дженни Тайлер. Развлекайся и рисуй.

36. Савенков А. И. Детская одаренность. Развитие средствами искусства. М. -1999.

37. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М. - 1965 -124 с.

38. Сезнюк П.К. Композиция в декоративном искусстве: Альбом. - К.: Рад. Шк., 1988. - 78 с.

39. Скифская Н.М. В мире прекрасного (материалы опытно - экспериментальной работы) С.Пб 1995 - 140 с.

40. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. - СПб., Изд - во «Речь», 2001. - 112 стр.

41. Созонтьев Б.А. К вопросу о развитии изобразительных способностей у детей дошкольного возраста. Чебоксары. 1953.

42. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. - Обнинск: Титул,1996. - 80 с.: цв.ил.

43. Соловьева Е.А., Тутушкина М.К. Психосемиотический подход к проблеме цвета в практической психологии // Актуальные проблемы современной психологии (Материалы научных чтений, посвященных 60 - летию Харьковской психологической школы). Харьков, 1993. С. 429 - 432.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цель методики: выявление сформированности восприятия цвета у старших дошкольников.

Изучение восприятия цвета (Г.А.Урунтаева; Ю.А.Афонькина).

Подготовка исследования: были изготовлены кружки, диаметром 3см., окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки; коробочки таких же цветов и их оттенков; четыре карты, размером 25x 10 см., разделенные на 10 квадратов.

1 - ая карта - наклеены кружки основных цветов;

2 - ая - дополнительные;

3 -я - оттенки цветов;

4 - ая - пустая.

Проведение исследования. Эксперимент проводился с детьми 7-го года жизни и состоял из 3-х серий, интервал между которыми - 1 день. Каждая серия имеет 3 части (основные, дополнительные цвета, их оттенки).

Первая серия. Перед ребенком ставили коробочки, давали набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просили разложить кружки в коробочки в соответствии с цветом. При этом цвет не называли.

Вторая серия. Ребенку давали 5 кружков разного цвета. Затем называли цвет и просили ребенка найти кружки такого же цвета.

Третья серия. Ребенку дали 5 кружков разного цвета и просили назвать цвет каждого.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Восприятие цвета. Пробуждение Земли».

Задачи:

1. Познакомить с весной, закрепить представления о весенних явлениях, об изменениях в природе.

2. Закреплять представления о семи цветах радуги, понятие о цветах основных и производных, тёплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре, о "звучании" каждого цвета.

3. Развивать умение загадывать и отгадывать загадки.

4. Повторять пословицы, в которых упоминается цвет.

5. Закреплять знание оттенков красного и жёлтого цветов.

6. Развивать мелкую моторику рук, умение посредством рисования выразить настроение, подбирать цвет для выражения своего эмоционального состояния.

7. Доставить детям радость и удовольствие.

Метериал: картинки, изображающие времена года. Круг, изображающий Землю; плоскостные изображения птиц, радуги; наборы цветных карточек на каждого ребёнка; краски, бумага, кисти.

Организационный момент

- Дети, покажите красный палец, жёлтый, зелёный, фиолетовый. (Пальцы детей разрисованы разноцветными фломастерами.) Молодцы. Садитесь.

Основная часть

- Дети, предлагаю вам отправиться в необыкновенное путешествие в Страну Цвета, но сначала отгадайте, кто с нами пойдёт.

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Я движения полна,

А зовут меня. (весна)

- Да, к нам пришла весна. Но она бывает разная. В марте это весна света. Небо с каждым днём голубеет, солнце пригревает ласковей и горячей. В апреле это весна воды. Тает снег, бегут весёлые, звонкие, разговорчивые ручейки. А в мае - весна зелёной травы - солнечная, зелёная, с душистыми цветами.

Игра "К нам пришла весна".

Дети должны рассмотреть картинки и взять только те, на которых изображена весна (картинки разложены на столе). Ребёнок выражает свою мысль одним, двумя предложениями. Например:"На моей картинке расцвела ветка вербы. Это бывает весной".

- Весна света дарит голубое, светлое небо, весна воды синие и фиолетовые ручейки и море, весна зелёной травы и цветов - зелёные луга и поля, деревья.

Игровое упражнение "Найди свой домик".

Одеть детям на шею разноцветных птичек (по цветам радуги)

- Возьмите каждый по одному кружку того цвета, что птичка у вас на груди. Положите их перед собой на пол. Это ваш домик, а вы сами - птички. Разлетайтесь по залу (под музыку). По моему сигналу вы должны вернуться в домик( 2-3 раза) .

- А кто расскажет стихотворение о своём любимом цвете?

Красный.

Красная редиска выросла на грядке.

Рядом помидоры - красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамёна за окном горят.

Оранжевый.

Оранжевой лисице

Всю ночь морковка снится -

На лисий хвост похожа:

Оранжевая тоже.

Жёлтый.

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит.

Жёлтые груши на ветках висят.

Жёлтые листья с деревьев летят.

Зелёный.

У нас растёт зелёный лук

И огурцы зелёные.

И за рекой зелёный луг,

И домики белёные.

С зелёной крышей каждый дом,

А в нём живёт весёлый гном

В зелёных брючках новых

Из листиков кленовых.

Голубой.

Глаза голубые у куклы моей.

А небо над нами ещё голубей.

Оно голубое, как тысяча глаз.

Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Синий.

В синем море - островок,

Путь до острова далёк.

А на нём растёт цветок -

Синий, синий василёк.

Фиолетовый.

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу,

Я сорву её и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

- Садитесь на ковёр около меня и послушайте сказку "Пробуждение Земли".

"Однажды в воздухе послышалась звонкая песенка. Это пел жаворонок. И от его песенки проснулся ветер, наполненный теплом, ласковым воздухом и полетел над Землёй. Взошло на небе ясное, лучистое, жаркое солнце. Земля пригрелась, потянулась, весело улыбнулась солнцу и ветру. Сразу же на Земле запели звонкие говорливые ручейки, запели и побежали в разные стороны. И капельки-снежинки растаяли и вместе с ручейками стали вливаться в голубые речки, синие моря и океаны.

Где они пробежали, Земля стала влажной, наполнилась живительной силой и энергией. Дала вода жизнь зелёным травам, душистым цветам, могучим деревьям.

И тогда Земля широко улыбнулась, протянула ладони к солнцу, и оно подарило ей разноцветную радужную дугу. Засверкал волшебный мост-дуга красным, оранжевым и жёлтым цветами, в которых были тепло огня и сила солнца. Прохладой лесов, запахом полевых цветов, нежностью шёлковых трав повеяло от зелёного цвета. Тишину и спокойствие принесли голубая и синяя дуги. Вера в чудо и сказку зажглась от фиолетовой. "

- Дети, про что эта сказка? (ветер, Землю, радугу.)

- Давайте сложим радугу над земным шаром (дети садятся на пол и складывают радугу над кругом, изображающим Землю, вспоминая название цвета и какой это цвет - тёплый или холодный). (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".)

-Расскажитестихотворение о радуге.

Ах, надо же было такому случиться:

Семь перьев в пути обронила жар-птица.

А ветер нашёл их, присвистнул: "Откуда?

И ко потерял семицветное чудо? "

Собрал, разложил в вышине полукругом.

И радуга вспыхнула жарко над лугом.

- Итак, сколько цветов у радуги (семь)

Работаем с цветными карточками. Садитесь за столы.

Есть три краски основные,

Эти краски не простые.

Из них состоят все другие.

Где эти краски основные?

(Дети поднимают карточки красного, жёлтого и синего цветов.)

Если красный с жёлтым рядом -

Светит солнышко, жара.

Апельсины, мандарины нарисует детвора! (оранжевый цвет)

Если жёлтая с синей подружатся,

Какая новая краска получится? (зелёная)

Подружился красный с синим!

Получился цвет иной -

Баклажана или сливы

Догадались, цвет какой? (фиолетовый)

- Вы хорошо знаете главные цвета и составные. Молодцы! А знаете ли вы загадки, пословицы и поговорки, в которых упоминается цвет?

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

На рябине, словно красны солнышки висят.

Эй, звоночек -синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчик)

Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)

Стоят в лучах сестрички - жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

Синий мундир, жёлтая подкладка, а в середине сладко. (слива)

Сам алый, сахарный. Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

- Пора отдохнуть. Подвижная игра "Разноцветные капельки".

Представьте, что наш зал - это небо, а вы, пока звучит музыка, разноцветные капельки (надеть на шею). Как только музыка закончится, капельки превратятся в радугу по порядку её цветов (под музыку дождя дети, выстраиваются в дугу) .

Воспитатель:

- Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

- Как вы думаете, какой цвет самый яркий? (красный) Кто больше назовёт оттенковкрасного цвета? (Розовый, малиновый, алый, вишнёвый, бордовый). Скажите, какого цвета солнышко? Кто больше назовёт оттенков жёлтого цвета? (песочный, бежевый, лимонный)

Игра с мячом "Почему цвет так называется? "

- Я называю цвет и бросаю кому-то мяч, а вы отвечаете, почему цвет так называется.

Малиновый - цвет спелой малины, тёмно-красный.

Вишнёвый - цвет вишни.

Сиреневый цвет сирени.

Фиолетовый -цвет фиалки, тёмно-голубой.

Лимонный -цвет лимона, ярко жёлтый, светлый.

Изумрудный - от цвета камня изумруд, ярко-зелёный.

Песочный цвет - от цвета речного песка.

- А теперь я прочту стихи, а вы поднимите коричневую или оранжевую карточку (приготовьте их) .

За окном туман и слякоть,

Звёзды прячутся во тьму.

Очень хочется заплакать -

Неизвестно почему. (Коричневый)

Утром ветки золотятся

В голубом, как сон, дыму.

Очень хочется смеяться-

Неизвестно, почему. (Оранжевый)

- Почему? (Коричневый цвет - это уныние, оранжевый - веселье.) Да, дети, каждый цвет имеет своё настроение. Я буду показывать полоску, а вы скажете, какому настроению соответствует этот цвет. (Указкой показываю цвет, дети говорят его название. Названный ребёнок определяет его настроение.)

Красный - восторг, радость

Оранжевый -веселье

Жёлтый - приятное настроение

Зелёный - спокойное настроение, грусть

Голубой - неуверенное настроение

Фиолетовый - тревога

Коричневый - уныние

Чёрный - страх

Заключение

- Ребята, как много вы знаете: главные и составные цвета, тёплые и холодные, даже цвета-родственники. А как интересно было узнать, что каждый цвет имеет настроение.

Пора нам возвращаться из путешествия по Стране Цвета. Очень жаль, но скоро мы попрощаемся и с весной. Как грустно. А давайте, будем писать весне письмо? Но не обычное письмо, ведь мы ещё не умеем писать, а цветом. Так весна сможет узнать, как мы живём.

Возьмём бумагу и краски и постараемся передать своё настроение только цветом. Но сначала пусть каждый решит для себя, что он хочет изобразить - радость, веселье, грусть, уныние, а потом принимается за работу.

- Вам понравилось путешествие? А весна вам нравится?

«Приключения в Цветочном городе»

Задачи:

- развивать чувство цвета, умение подбирать необходимые краски;

- закреплять у детей знание цветов радуги и их последовательности;

- формировать навыки пространственной ориентировки на листе при рисовании по клеткам;

- воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Подготовка к развлечению: изготовить муляж большой кисти,

нарисовать портреты сказочных персонажей, нарисовать картину с ошибками и оформить в рамку, подготовить 2 листа А3 с изображением контуров предметов имеющих ярко выраженный цвет, подготовить 3 листа А3, один с изображением новогодней ёлки, рисунок разделён на 9 клеток, клетки пронумерованы, и еще 2 - разделенные на 9 пронумерованных клеток, подобрать костюмы Незнайке, Пилюлькину, Тюбику, Гуньке.

Материалы и оборудование для проведения игр:

картина в рамке с ошибками в рисунке, 3 мольберта , 2 стола, на них краски, кисти, баночки с водой, лист А3 с изображением контуров предметов имеющих ярко выраженный цвет, 7 цветных шарфов, лист А3 с изображением новогодней ёлки, рисунок разделён на 9 клеток, клетки пронумерованы, и еще 2 листа А3 разделенные на 9 пронумерованных клеток.

Ход развлечения.

Ведущий. Ребята, вы знаете сказку о Цветочном городе и её жителях? Да, верно в этом городе живут малыши и малышки. Одного из этих малышей зовут Незнайка. Да вот и сам он. Давайте посмотрим, что это он делает?!

Инсценировка. Стоит мольберт, рядом с ним цветные ведерки и большая кисть. Под фоновую музыку Незнайка вешает на веревочку портрет персонажей (несколько портретов висят сразу). Остальные персонажи изображают какие-либо действия.

Незнайка. Красота!!! Прекрасно! Вот мои настоящие художественные произведения. ПОР-ТРЕ-ТЫ!

Выходят коротышки. Рассматривают картины.

Гунька. Незнайка покажи, что же тут у тебя получилось? Да разве я такой?

Незнайка. Конечно такой. Какой же еще?

Гунька. А усы, зачем нарисовал? У меня ведь нет усов.

Незнайка. Ну, вырастут когда-нибудь.

Пилюлькин. А это кто? Неужели это я? Когда это ты видел, чтобы у меня вместо носа градусник был? Придется тебе касторки дать. Это очень плохой портрет!

Незнайка. Нет (гордо)! Это художественное произведение.

Пулька. И это плохой портрет! Охотник Пулька верхом на Бульке, не похож на меня.

Синеглазка. Вот еще какой-то портрет. Это кто?

Незнайка. Торопыжка.

Синеглазка. Зачем ты приставил ему собачий хвост сзади и нарисовал тоненькие ножки?

Гунька. Посмотрите, а Пончик такой толстый, что даже не поместился на портрете.

Знайка. А мне, Незнайка, зачем нарисовал ослиные уши? Тут какое-то пугало огородное нарисовано. Дай я его порву.

Коротышки. И я, и я, и я.

Незнайка хочет отнять портрет. Зачем же уничтожать художественное произведение?

Во время этого спора к персонажам подходит ведущий.

Ведущий. Друзья о чем здесь спор?

Коротышки. Посмотрите, как Незнайка нарисовал нас? Мы же совсем не такие.

Ведущий. Действительно, Незнайка, твой рисунок обидел друзей. Настоящий художник видит внутреннюю красоту. А его работы должны радовать и делать людей добрее.

Незнайка. Кажется, я понял, что делать, чтобы получилось настоящее произведение. (Берет большую кисть и делает вид, что рисует на мольберте.) Вот (передает картину ведущему), я дарю ребятам картину, которую сам нарисовал.

Ведущий. Спасибо тебе Незнайка.

Игровое упражнение «Рассеянный художник»

Ведущий. Ребята, посмотрите, кажется, Незнайка что-то напутал, что не так на этой картине? (Дети находят ошибки и называют их: синяя трава, зеленое солнце, красная река и т.п.).

Ведущий. Я, кажется, поняла, почему Незнайка сделал такие ошибки: он путает цвета. А вы хорошо знаете цвета? (Ответы детей) Сейчас мы это проверим и Незнайку научим не путать цвета. Для начала отгадайте, кто же будет нам помогать:

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

(краски, кисти)

Ведущий. Молодцы, правильно отгадали и сейчас мы с вами поиграем в игру с красками«Чья команда быстрее и правильнее раскрасит предметы», и Незнайка тоже вместе с вами попробует раскрасить предметы.

Ведущий. Замечательно, молодцы, ребята, да и Незнайка постарался, сделал только одну ошибку!

Разноцветные ворота на лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко, те ворота высоко.

Постарался мастер тот, взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Ответы детей)

Только мы радугу «нарисуем» не на бумаге. Незнайка, помоги мне детям повязать цветные шарфы.

Игра «Радуга».

Ход игры: играет музыка - дети двигаются в рассыпную, бегают. Музыка замолкает - дети должны встать в том порядке, в котором располагаются цвета радуги. Вместе с другими детьми проверяем, правильно ли ребята сделали радугу с помощью считалки - проверялки: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Второй раз можно попросить проверить правильность выполнения задания Незнайку.

Ведущий. Пока вы хорошо справляетесь с заданиями, а попробуйте отгадать еще несколько загадок, отгадка это какой-то цвет.

Бабушка девочку очень любила, Шапочку внучке она подарила. Девочка волка боялась страшно, Звали ту девочку - шапочкой ... (красной) Если в небе тучек нет, То какой у неба цвет? (голубой)
Этот цвет рукой не тронь, Потому что он – огонь! (оранжевый) В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, Зимой и летом стройная, .... была (зелёная)

Ведущий. Да, это ёлочка, наша новогодняя гостья. А давайте попробуем нарисовать нашу ёлочку.

Графическое упражнение "Веселые художники"

К мольберту, расположенному перед детьми, прикалывают картинку с изображением нарядной рождественской ёлки. Картинка разделена на 9 клеток, клетки пронумерованы, рядом с этим мольбертом стоят ещё 2, к которым прикреплены листы бумаги, также разделённые на 9 частей (как на большой картинке) и так же пронумерованы. По сигналу первые номера бегут к доске и в клетках со своей цифрой срисовывают ту часть картинки, которая помещена в клетке с таким же номером на образце и т.д. Побеждает та команда, которая раньше закончила и чей рисунок получиться более аккуратным и похожим.

Ведущий. Молодцы и с этим заданием вы справились. А напоследок давайте поиграем с вами ещё в одну игру «Цветные шарфы», будьте внимательны: когда я поднимаю желтый шарф, вы должны хлопать в ладоши, красный – прыгать, фиолетовый – топать.

Ведущий. Очень хорошо вы были очень внимательными и почти не ошибались, теперь я вижу, что цвета знаете вы хорошо, значит, не зря мы пригласили Незнайку к нам в гости, и вы помогли ему научиться различать цвета и рисовать.

«Оранжевая сказка»

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- сформировать представления об оранжевом цвете, задействовать все анализаторы;

- продолжать знакомить детей со способом рисования по мокрому фону; развивать изобразительные навыки и умения;

- активизировать речь детей.

Развивающие задачи:

- развивать воображение и фантазию.

Воспитательные задачи:

- воспитывать желание прийти на помощь, сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

Пособия и материал: магнитофон с кассетой, аудиозапись «Оранжевая песня» Музыка К. Певзнера, «Аллегро» А. Моцарт, листы бумаги на каждого ребенка, краски гуашь, черный фломастер на каждого ребенка, силуэты бабочек, апельсин, мандарин, морковка, оранжевый маркер по телу.

Ход НОД:

Заходит воспитатель в костюме Радужка.

Радужка: Здравствуйте! Вы меня узнали? (ответы детей). Ребята я сейчас расскажу вам сказку!

Как-то раз встретились на лесной полянке желтая и красная кляксы, обрадовались. Стали играть в догонялки, то желтая клякса догоняет красную кляксу, то наоборот, весело им! А тут ещё и птички лесные стали песни распевать, да так красиво, не удержались кляксы и в пляс пустились, взялись за руки и давай парой танцевать, закружились, запрыгали… Ой, что такое, смотрят лесные зверюшки и глазам не верят, только что были желтая да красная кляксы, а теперь на их месте одна клякса танцует, веселится.

Радужка показывает оранжевую кляксу.

Посмотрите, какая красивая, какого цвета клякса? (оранжевая) Ребята, а как получилась оранжевая клякса? (ответы детей) Оранжевая клякса красивая, радостная и ловкая.

Давайте вместе попробуем получить оранжевый цвет. Вспомните, как мы с вами рисовали кляксы, вначале намочили лист, а потом нанесли краску. Мы рисовали одним цветом, а сейчас кляксы встретятся. Мы намочим лист, капнем желтую краску, а сверху капнем красную краску и посмотрим, что получится.

Показ педагога.

Теперь вы узнали оранжевый цвет, и как он получается! Это настоящее чудо, а вы маленькие волшебники!

Сейчас я вам помогу превратиться в волшебников: крибле, крабле, бумс….

Оранжевым маркером по телу педагог рисует детям носики.

Пальчиковая гимнастика.

Вот мы взяли краски в руки, (сжимаем, разжимаем ладони)

И не стало в доме скуки. (Растираем ладони)

Чтобы было веселей, (хлопаем в ладоши)

Яркой краски не жалей! (пальчики брызгают)

Приступаем к волшебству, и пусть чудо случится.

Под музыку А. Моцарта «Аллегро» дети начинают рисовать.

Зрительная релаксация:зажмуриваем глаза, открываем, смотрим на оранжевый шар, моргаем.

В процессе рисования наблюдаем, как краски смешиваясь, образуют оранжевый цвет.

Радужка: Выходите на полянку, пока наши работы сохнут, мы отдохнём.

Наши рекомендации