Приёмы проектной деятельности во внеурочной деятельности в начальной школе
Как мы уже выяснили, достаточно легко свести проектную работу к просто самостоятельной работе по какой-либо теме, именно тут играет большую роль учитель, особенно на начальных этапах работы над проектом. В этом параграфе мы приведем некоторые примеры приемов проектной деятельности, которые можно использовать, как в урочной, так и неурочной деятельности.
Таблица 1 Основные приемы проектной деятельности на уроках «Окружающего мира» в начальной школе
Вид приема | Сущность приема | Требования к приему | Примеры |
Интервьюирование | Метод опроса, предполагающий личное общение с опрашиваемым, которому исследователь задает вопросы и фиксирует ответы. | 1) Определить объект интервьюирования. 2) Сформировать интересующие вопросы. 3) Фиксировать ответы. 4) Обработка результатов. | Вопросы: какой подарок вы хотели бы получить ко Дню Победы? Как бы вы хотели украсить класс к историческому празднику? Объект интервьюирования: пожилые люди, учащиеся, учителя. |
Прием «Дневник наблюдений» | Это основа проекта-наблюдения, в ходе которого исследователь представляет информацию различными способами, используя результаты наблюдений. | 1) Реализуется на уроках окружающего мира, на внеурочных занятиях 2) Учащийся может наблюдать за природой в разное время года, за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека. | Проект "Дневник наблюдения за погодой" Цель данного проекта – обсудить с учащимися различные способы представления информации на примере информации о погоде, используя задачи из тетради проектов и результаты собственных наблюдений. Описание проекта. На подготовительном этапе учащимся дается задание наблюдать за погодой в течение 30 дней и записывать результаты в таблицу (фиксируются температура, осадки, облачность). На следующем этапе они учатся представлять результаты различных диаграмм, отвечать на поставленные вопросы. На последнем этапе проекта ребята сами организуют информацию о погоде, которую они предварительно собрали, представляют в виде отчета, презентации. |
Прием «Энциклопедия слов» или «Словарь слов» | Это индивидуальная работа учащегося с научным справочным пособием по всем или отдельно взятым отраслям знания. | 1) Учащимися должен соблюдаться план изучения слова: 1. подбор иллюстрации или рисунка к слову; 2. сочинение загадки к слову; 3. значение слова; 4. его признаки; 5. его «друзья-синонимы», «враги - антони-мы»; 6. родственные слова. 2) Необходимо создать страницу выбранного слова, оформить материал. 3) Создать общий проект, каждая страница - это маленькая энциклопедия слова. | Проект «О чём поведает Дедушка – словарь?» Цель проекта: успешное усвоение словарных слов через разнообразную работу. Каждому учащемуся достается словарное слово, над которым нужно провести работу: дать толкование слова; подобрать к нему загадки, пословицы, поговорки; подобрать слова- родственников; подобрать или нарисовать картинку и т.д. Результат данного проекта - альбом из открыток, которые выполнили учащиеся. Каждая страница этого альбома маленькая энциклопедия слова. |
Мы считаем, что проектная деятельность в начальном школе может быть эффективна в том случае, если учитель смог пробудить в учащихся интерес к теме проекта, а сами обучающиеся должны быть постоянно вовлечены в самостоятельную исследовательскую деятельность, в ходе которой у каждого участника процесса будет своя задача и роль. Также возможен вариант использования учителем начальных классов различных приемов проектной деятельности, в результате которых младшие школьники не только получают решения значимых проблем, поставленных перед началом работы, но и получили опыт, эмоции, новые знания и навыки, сформированные проектные и исследовательские умения.
Таким образом, мы можем предположить, что проектная деятельность является одной из наилучших средств реализации ФГОС и формирования поисковых и исследовательских умений младших школьников.
Мы понимаем, что для подобных умозаключений теоретических выводов недостаточно, поэтому мы поставили перед собой задачу – разработать систему внеурочных занятий с использованием проектной деятельности, направленных на развитие у младших школьников поисковых и исследовательских умений и реализовать ее в ходе педагогической практики с целью проверки достоверности сделанных нами теоретических выводов. Решению этой задачи посвящена третья глава представленной дипломной работы.