Определение типа исследования

Тема исследования формулируется в соответствии с определенной научной или практической проблемой (или ключевым вопросом, возможное решение которого представлено в гипотезе). В формулировке должны быть отражены не только предмет и объект исследования, но также содержаться указание на используемый в работе научный метод.

Именно постановка вопроса определяет тип исследования (или выбор одного из трех научных методов – наблюдение, измерение и эксперимент) и получаемые в его итоге результаты.

▼ВНИМАНИЕ! Метод измерения в психологии конкретизируется в широком классе методик: данные стандартизированного наблюдения или беседы, весь психодиагностический и психометрический инструментарий, анкетирование, ранжирование, субъективное шкалирование, контент-ана-лиз сочинений и т.п.

Таблица 2 – Алгоритм выбора типа исследования

  Ключевой вопрос   Тип исследования   Методы исследования Центральные понятия в формулировке темы
Существует ли явление? Каковы его характеристики?   В чем отличие Х от У?     Каково поведение человека в случае..? Эмпирическое Наблюдение Измерение Феноменология, описание     Особенности Содержание Х у людей разных групп   На примере … Случай из практики  
Существует ли взаимосвязь между Х и У?     Корреляционное Измерение Взаимосвязь Связь
Что является причиной Х? Как влияет Х на У? Экспериментальное Эксперимент (наблюдение и измерение) Влияние Воздействие Зависимость Фактор Условие

Выделенные в качестве центральных понятия темы и содержат указание на используемый в работе метод исследования и предполагают соблюдение определенных нормативов его реализации (от постановки гипотезы до выводов).

Безусловно, названные типы исследований являются только центральными ориентирами, первыми и очень важными шагами при его планировании. Далее в зависимости от конкретной проблемы конкретизируется и вид исследования, в рамках определенного типа. Например, корреляционные исследования могут быть сравнительными, структурными и др.

▬ Одна из наиболее распространенных ОШИБОК в дипломных рабо-тах – это неуместное употребление термина «экспериментальное исследование». Эксперимент – это наиболее сложный тип исследования, отвечающий на вопросы о причинах интересующего феномена. Его проведение предполагает владение всеми методами научного исследования.

Схематически границы названных типов исследования можно представить в следующем виде:

Определение типа исследования - student2.ru

Рисунок 1 – Типы эмпирических исследований

В психологии

Вариантов эмпирических исследований много. Корреляционные и экспериментальные выступают только одними из них. Поэтому вы никогда не ошибетесь, назвав свое исследование просто эмпирическим (конечно, если в нем действительно присутствовало взаимодействие с объектами своего изучения, а не просто реферирование литературных источников). Однако, прежде чем его обозначать как корреляционное или экспериментальное, следует это тщательно обосновать, обозначив основные звенья логической цепочки: гипотеза – метод – выводы.

Чтобы назвать свое исследование корреляционнымнадо как минимум положительно ответить на следующие вопросы.

♦ В гипотезе предполагается наличие связи между переменными.

♦ Эти переменные количественно измеряются.

♦ В выводах утверждается о наличии связи между измеренными переменными.

Чтобы назвать свое исследование экспериментальнымнеобходимо утвердительно обосновать следующее.

♦ В гипотезе предполагается наличие причинно-следственной связи между переменными.

♦ Одна из переменных (независимая) обязательно изменяется или управляется исследователем, т.е. осуществляется функциональный контроль.

♦ Другая переменная (зависимая) обязательно измеряется.

♦ По времени независимая переменная предшествует зависимой переменной.

♦ Осуществлялся специальный контроль за тем, чтобы зависимая переменная изменялась именно под воздействием независимой переменной, а не в результате действия неких других переменных (побочных, дополнительных и др.).

♦ В выводах утверждается о независимой переменной как причине, а о зависимой – как о следствии.

Планирование эмпирического исследования

Этот этап необходим для получения научно-обоснованных и достоверных результатов исследования.Грамотное планирование позволяет избежать многих трудностей при репрезентации своей работы.

Принятие решения о подходе: номотетическом или идиографическом. Применительно к психологии данные понятия были впервые использованы Г. Оллпортом. Номотетический подход направлен на поиск общих закономерностей. Он осуществляется на больших выборках (такими выборками в психологии традиционно считаются группы от 30 человек и более). Ограничение данного подхода заключается в опасности абсолютизации статистически выявленных норм. Идиографический подход направлен на описание уникальных и единичных феноменов. Он часто применяется в практической психологии для анализа отдельных случаев, на основе которых строятся эмпирические обобщения. Ограничение данного подхода заключается в соблазне переносить выводы, полученные на материале одного случая, на более многочисленную популяцию.

Определение выборки, т.е. конкретной группы людей, принимающих участие в исследовании. Основное требование к выборке – ее репрезентативность или представленность генеральной совокупности. Репрезентативная выборка позволяет переносить результаты, полученные на ограниченном количестве исследуемых, на всю популяцию в целом.

В определении выборки встречаются ОШИБКИ следующего рода.

▬ 1. Иллюзия: чем больше выборка, тем достовернее результаты исследования. Репрезентативность обеспечивается не просто количеством, а специальными способами контроля состава выборки (рандомизация, попарный отбор, стратификация и др.), для изучения которых необходимо обратиться к специальной литературе.

▬ 2. Несоответствие количества выборки тем статистическим критериям, которые планируется использовать для обработки данных. Например, критерий Крускала-Уоллиса можно использовать и на группах в 5 человек, а для факторного анализа требуется группа порядка 100 человек.

▬ 3. Не всегда корректное обозначение выборки.

В психологии приняты следующие обозначения:

☻ – испытуемые – для экспериментального исследования;

☻ – исследуемые или респонденты – для неэкспериментальных исследований;

☻ – клиент психолога – для качественного описания частных случаев.

☻Для характеристики выборки в исследовании любого типа подходит общий оборот «участники исследования» или конкретные указания («дети», «подростки», «педагоги», «менеджеры», «водители-мужчины», «люди пожилого возраста» и т.п.).

Выбор исследовательского инструментария, т.е. конкретных методик и аппаратуры.

Основными требованиями к инструментарию являются его надежность и валидность. Как правило, в дипломных работах используются стандартизированные методики. Однако и при выборе из уже существующего инструментария не редко допускаются следующие ОШИБКИ.

▬ 1. Несоответствие выбранных методик возрасту участников исследования. Это в основном касается методик опросного типа, которые принципиально нельзя использовать с детьми младше 8 лет. Оптимально же их применять только с подросткового возраста.

▬ 2. Избыточность методик одного типа. Например, если в работе изучается темперамент, то нет необходимости использовать все методики определения темперамента (Г. Айзенка, А. Белова, Д. Кейрси, В.М. Русалова, Я. Стреляу и др.). Вместо нескольких опросников, лучше остановится на одном тест-опроснике (который измеряет именно те свойства темперамента, которые выступают предметом вашего изучения) и использовать методику совершенно другого, неопросного типа, к примеру, теппинг-тест.

Разнообразие эмпирических данных в психологическом исследовании Р. Кэттелл предложил классифицировать в зависимости от способа их получения на три типа: L-, T- и Q-данные.

L-данные – это материал, который получен путем регистрации жизни (поведения) человека в естественных условиях (в основном, с помощью внешнего наблюдения и экспертной оценки).

T-данные – это объективные результаты тестирования, отличительной особенностью которых является их дифференциально-психологический характер (т.е. они позволяют сопоставить результаты конкретного субъекта с результатами других или нормативами).

Q-данные – это данные, полученные посредством заполнения опросников и других методик, основанных на самооценке и самоотчете участника исследования.

Использование данных различного типа повышает достоверность результатов исследования. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы в одном исследовании использовать эмпирические данные, полученные разными способами.

▼ ВНИМАНИЕ

Если методики не стандартизированы, создаются специально для целей конкретного исследования, то возникает необходимость проведения пилотажного исследования.

Выбор плана исследования. Когда четко определились с типом исследования (эмпирическое, корреляционное или экспериментальное) следует уточнить его вид (сравнительное, структурное и др.) и обратиться к специальной литературе, в которой представлены готовые, проверенные научным сообществом планы проведения исследований конкретного вида: на одном испытуемом, на одной группе, на нескольких группах и т.п.

Общим итогом данного этапа работы должны выступать четкие и полные ответы на вопросы: Кто будет выступать в качестве исследуемых. Почему? Какими методиками я буду пользоваться? Почему именно ими? Когда, где и как я буду проводить свое исследование? Почему?

Проведение исследования

Это наиболее ответственная часть работы, поскольку самый интересный замысел можно испортить небрежным отношением. Проведение исследования также включает в себя ряд подэтапов.

Подготовка исследования, как правило, в студенческих работах заключается в следующем:

♦ изготовление демонстрационного или стимульного материала (например, таблиц, картинок, видеоотрывков, газетных вырезок и т.п.);

♦ копирование необходимого количества индивидуальных бланков методик;

♦ подготовка протоколов фиксации данных наблюдения, беседы, интервью, экспериментальной ситуации;

На этапе подготовки материалов для исследования уже необходимо думать об их обработке. Если методик несколько, то важно продумать такую форму, чтобы легко было идентифицировать конкретного респондента. С учетом того, что в основном исследования проводятся анонимно, то правильным является:

☻– размещение нескольких методик на одном бланке (один бланк – один участник исследования);

☻– одинаковая нумерация бланков различных методик, предназначенных для одного респондента (№ 1 – все бланки для И.И.И.; № 2 – все бланки для В.В.В. и т.п.).

Проведение исследования по намеченному плану.Важно быть готовым к тому, что жизнь всегда вносит определенные коррективы даже в самый тщательно разработанный план. Подобные отклонения от замысла необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов или при проведении повторного исследования.

▼ВНИМАНИЕ! При проведении исследования временные затраты всегда больше, чем планируется. Поэтому сбор эмпирического материала никогда не стоит откладывать на последний момент.

▬ Одной из грубейших ОШИБОК при проведении исследования выступает изменение методики по ходу исследования. Если возникает такая необходимость, то возможны два основных варианта правильного разрешения данной проблемы:

☻– либо первая часть (до изменения) выполняет роль пилотажного исследования, в ходе которого были выявлены определенные недостатки, потребовавшие изменения методики или процедуры исследования;

☻– либо первая часть вообще не рассматривается в качестве эмпирических данных, т.е. эти данные попросту «отбрасываются» как ненадежные.

Обработка данных

Предполагает первичную обработку (обязательную) и вторичную (при необходимости).

Первичная обработка заключается в анализе протоколов исследования в соответствии с определенными критериями (подсчет результатов тестирования, обработка данных опросника в соответствии с ключом, подсчет определенных форм поведения по протоколу наблюдения и др.).

Главная задача этой части обработки – упорядочить собранные эмпирические данные. Основным способом упорядочивания является составление сводных таблиц данных, в которых содержатся результаты по всем участникам исследования (как правило, в строках) и по всем методикам (как правило, в столбцах). На основании сводных таблиц проводится обобщение данных (расчет среднегрупповых показателей; группировка, например, распределение по уровням выраженности, по наличию / отсутствию качественных признаков и под.).

▼ВНИМАНИЕ!

☻Сводные таблицы размещаются в приложениях.

☻В тексте работы представляются только обобщенные, итоговые данные первичной обработки в виде таблиц, графиков, диаграмм и под.

Вторичная обработка данных состоит в выявлении скрытых от непосредственного анализа отношений. Для этого используются статистические критерии, выбор которых определяется поставленными задачами.

▼ВНИМАНИЕ!

Среди студентов распространены два абсолютно неверных мифа о математико-статической обработке.

▬ 1. Миф первый, пугающий: «В дипломной работе обязательно должна быть математическая статистика». В реальности обращение / не обращение к матстатистике определяется типом исследования. Математико-статистический аппарат фактически не используется в так называемых качественных исследованиях, при описании уникальных случаев. Иногда даже в экспериментальных исследованиях различия настолько очевидны, что обращения к этому аппарату не требуется.

▬ 2. Миф второй, который можно назвать успокаивающим: «Если в работе есть матстатистика, то все в порядке». Математико-статисти-ческая обработка данных необходима не сама по себе. Она служит конкретной цели – доказывает правильность сделанных выводов. Чтобы подтвердить их правильность необходимо соблюдение двух условий: во-первых, методы математической статистики должны быть адекватными виду данных (шкале измерений), во-вторых, они должны отвечать на поставленные в исследовании задачи.

Наши рекомендации