Сочинение – рассуждение по тексту № 6

(Вариант № 1)

Зная, что корень – главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов, я полностью согласен с мнением М.Рыбниковой о том, что "найти корень слова - это значит найти его внутренний затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк".
Попробую доказать примерами из текста Н. Васильевой. Во-первых, в предложении 35 нахожу слово «горестно», затаенный смысл которого заключается в корне «горе», обозначающем «страдание, которое кто-то испытывает». Однокоренным словом будет «горевать».
Во-вторых, в предложении 7: «Хозяева маленького лесного домика в заброшенном поселке…» встречаю слово «домик». Выделяю корень «дом», который, как огонек в фонаре, проясняет затаенный смысл слова «жилище».
Итак, могу сделать вывод, что утверждение лингвиста М.А. Рыбниковой справедливо.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему № 6

по тексту Н.Б.Васильевой «Виконт » (вариант № 2)

М.А.Рыбникова убеждена, что «найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк», и подобное утверждение небезосновательно.

Действительно, корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. И правильно выделить корень слова – значит точно понять его смысл.

Для доказательства этой мысли обратимся к тексту Надежды Васильевой.

В предложениях 60, 65 и 67 автор использует слова: «…вернулся», «…веришь?», «Верю!», где корень -вер-, кроме основного значения, передаёт чувство радости встречи собаки и человека.

Корень -голод- в словах «голод» и «голодуха» из предложений 5, 17, 36 помимо прямого значения (отсутствие еды) несет значение «отсутствия» ласки, внимания, заботы и любви хозяина.

Таким образом, автор, употребляя слова с одним и тем же корнем, поднимает важные морально-этические проблемы, раскрывая «затаённый смысл» этих слов.

Текст № 7

(1)Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик под мышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2)Женщина остановилась, минуту поискала ещё, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести её полную инвентаризацию. (З)Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4)Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

— (5)Что, дочка, никак потеряла что-то? — спросила бабулька неожиданно звучным голосом.

(6)В это время из-под скамейки вылезла собака. (7)Она оказалась ещё меньше, чем показалась Марине вначале. (8)Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (9)Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (Ю)Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса слишком хорошо пахла, чтобы от неё отказаться.

(Н)Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:

— (12)Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13)Он умер три месяца тому назад. (14)Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (15)Он её любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил, (16)Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него, кроме неё, никого не было и у Жули, кроме него, — никого.

(17)Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести ещё одну ночь, которая могла стать для неё последней. (18)Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своём пропитании, не умела находить лазейки в тёплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у неё не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(19)Марина спала эту ночь плохо. (20)Ей снились собаки. (21)Много, много собак: белых, рыжих, чёрных. (22)Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слёзы. (23)Нет, глаза не слезились, это были настоящие слёзы... (24)И почему человек считает, что только он способен по- настоящему плакать, чувствовать, переживать?

(25)Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26)Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27)В магазине Марина приобрела собачий шампунь, расчёску, витамины, лекарства и другую мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (28)«Теперь будет», — подумала она про себя.

— (29)Ну, не бойся, заходи, — сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. — (ЗО)Теперь ты здесь будешь жить, мы

обязательно подружимся. (31)У меня никогда раньше не было собаки, хотя я всегда мечтала. (32)Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (ЗЗ)Вот ко, вот булочка. (34)Ешь. (35)Ты любишь сдобные булочки? (36)Я люблю. (3 вечеру я сварю тебе кашки. (Зв)Специальный корм для собак мне не понравился (39)Но, если ты захочешь, я тебе его куплю.

(40)Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерстя собачка вздрогнула.

— (41)Ничего, Жулька, я понимаю, — произнесла Марина и отошла от сой села на пол в другом конце коридора.

(42)Этой ночью Марина спала чутко. (43)Нет, не беспокойно, а именно прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44)Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и всё оттого, что это было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45)Жуля спала, удобно расположившись на подстилке в просторной плетёной корзине. (46)Что снилось? (47)Может быть, Матвеевич? (48)А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

(По С. Сергеева)

Сергеева Светлана Васильевна — экономист, член общества защиты животных «Преданность», председатель ревизионной комиссии благотворительного фонда «Помощь бездомным животным». Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.С. Лихачёва. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение – рассуждение по тексту № 7 (Вариант № 1)

Известный филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев считает: «Верный способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». И правда, язык является орудием выражения мыслей, служит средством общения людей.
На примере текста С. Сергеевой можно выделить оценочную лексику. В предложении «Плохо стало без Ивана Матвеевича». Слово «плохо» указывает на состояние собачки. В предложении 42-43: «Этой ночью Марина спала чутко. Нет, не беспокойно, а именно чутко…» дважды повторенное «чутко» показывает перемену в ее состоянии. Использование автором в разговорной речи обращения «дочка» (предложения 5) показывает доброжелательное, теплое отношение не то к Марине, не то к собачке, вызывая у читателя чувство сострадания к бедному животному.
Следовательно, по речевой характеристике человека можно узнать его умственное развитие и характер, что и утверждал Д. С. Лихачев.

Наши рекомендации