Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему №5

По тексту Т. Устиновой «Мальчик Тимофей » (Вариант 2)

М. Е. Салтыков-Щедрин писал: « Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Действительно, знание норм синтаксиса, грамматики и пунктуации помогает нам выражать мысли полно, легко и ясно. Для подтверждения этой мысли приведу аргументы из текста Т. Устиновой.

Во-первых, в тексте автор сочетает в предложениях глаголы и деепричастия, чтобы передать переживания мальчика: «ушёл, решив больше не приходить никогда», «устав бродить, он лёгпод одним из огромных деревьев», «просто лежална куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки».

Во-вторых, в предложении 17: «Но мороженое!» Т.Устинова использует восклицательный знак для выражения протеста, негодования, возмущения и оскорбления мальчика предложением Маши.

Таким образом, я доказала, что полно и точно выражать мысли нам помогают грамматика и пунктуация.

В конце поставлен вопросительный знак.

Текст № 6

(1)Виконт приподнял голову, вскинул вверх узкую морду. (2)Чуткие острые уши его сквозь порывы снежного ветра уловили знакомые звуки: «Бо-мжик! Бо-мжик!». (З)Приветливый мужской голос явно звал его к миске. (4)Надо спешить. (5)И хоть откликаться на странное прозвище не очень-то хотелось, но голод не тётка. (6)И наедаться нужно было впрок. (7)Хозяева маленького лесного домика в заброшенном посёлке, куда привёз его Борис и где он оставил его на произвол судьбы, приезжали нечасто. (8)Их приходилось ждать три дня и три ночи. (9)Они топили жилище, ночевали и снова уезжали, погрузив в машину тяжёлые сумки с какими-то банками. (10)И снова нужно было промышлять по помойкам. (11)А потому сейчас к миске с едой его дважды приглашать было не надо...

(12)Хозяева лесного домика не появлялись уже давно. (13)Начались сильные морозы. (14)Лапы у Виконта от холода начали дрожать. (15)Он то и дело прижимал их к впалому животу. (16)Но это помогало ненадолго. (17)Болыпе всего донимал голод. (18)Пришлось ободрать зубами стволы яблонь. (19)3амёрзшая кора отдиралась плохо. (20)Надо было что-то предпринимать. (21)И Виконт стал осторожно пробираться к квадратным ящикам, что стояли у кустов смородины. (22)От них шло чуть заметное тепло и пахло чем-то сладким, как пахнут летом цветы. (23)Виконт догадался: пчелиные ульи.

(24)Пчелиные домики были аккуратно накрыты каким-то тяжёлым и плотным материалом, Виконт ухватился за край покрытия и стащил его на снег, (25)Потом поднял лапы и принялся ими царапать деревянные стенки пчелиного жилища. (26)Гул в домиках усилился. (27)Но проникнуть внутрь не удалось. (28)А через маленькую щёлочку, из которой тянуло сладким запахом, ничего не было видно.

(29) Сколько ни облизывал её длинным языком, на зуб ничего не попадало.

(30) Опустив плетью хвост, Виконт поплёлся обратно к крыльцу хозяйского дома.

(31) И тут чуткое ухо уловило шум подъезжающей к деревне машины.

(32) Он опрометью кинулся навстречу. (ЗЗ)Первой из неё вышла хозяйка. (34)От радости Виконт долго бегал вокруг неё

кругами.

— (35)Э-э-х! — горестно протянул хозяин. — (Зб)Смотри, что он тут с голодухи натворил! (37)Пропадёт пёс здесь! — покачал головой хозяин.

— (38)И в город не возьмёшь. (39)При наших-то командировках... (40)Кто согласится за таким большим ухаживать. (41)Надо в посёлок отвезти. (42)Может, там его бывшие хозяева найдутся.

(43)А на другой день хозяева стали снова собирать сумки и пакеты. (44)Когда все вещи были погружены в багажник и хозяйка убрала миску в дом, хозяин повернул ключом дверной замок и дружеским свистом позвал его в машину. (45)Хозяйка открыла заднюю дверку:

— (46)Ну, залезай! (47)Скорее, а то холоду напустим.

(48) Но лезть в машину Виконту совсем не хотелось: сразу вспомнилось, как заманивал и запихивал его на заднее сиденье Борис.

(49) А потом вдруг мелькающие за окном дома показались ему знакомыми. (50)Ну да! (51)Вот автобусная остановка, возле которой он любил выпрашивать у приезжих недоеденные в пути кусочки пирогов. (52)Вот магазин, куда они с Настей бегали за хлебом. (53)Виконт взвыл от радости. (54)Хозяин тотчас остано! машину, будто только и ждал этого сигнала, а хозяйка открыла две] (55)Нетерпеливо постучав по спине хозяина хвостом и лизнув хозяйку в Виконт выскочил из машины и припустил к родному дому. (56)На его звонкий I первой выбежала на крыльцо Настя. (57)Она крепко обхватила его руками за и громко закричала:

— (58)Мама! (59)Мама! (бО)Виконт вернулся! (61)0н не бросил нас! (62)Д^ Боря сказал неправду!

(бЗ)Настина мама грустно улыбнулась. (64)Виконт подошёл к ней, лизнул pyi встал на задние лапы, поставив передние на высокие перила крыльца, сла| потянулся, просибая спину. (65)Если бы только он умел говорить, непремек сказал бы: «Не горюй. Теперь мы снова все вместе. Никому не дам вас в обЩ Веришь?». (бб)Настина мама всё поняла правильно, потому как, к общей радос! прижала его голову к своей груди, вздохнула и прошептала:

— (67)Верю!)

(По Н. Васильевой

* Васильева Надежда Борисовна (род. в 1954 г.) — автор многих киносценариев для детей, взрослых, подростков и юношества. Председатель Карельского республиканского представительства Союза российских писателей, член редакционного совета журнала «Север».

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.А. Рыбниковой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Наши рекомендации