Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему №2

По тексту Е. Раневой «Котёнок » (Вариант № 2)

И. В. Артюшков писал: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

С высказыванием известного лингвиста я полностью согласна. Действительно, вопросительные предложения чаще всего используются в диалоге, когда один спрашивает, а другой отвечает. Так идёт обмен нужной информацией. Для подтверждения этой мысли приведу примеры из текста Елены Алексеевны Раневой.

Во-первых, в одном из предложений диалога (15-18) мальчик Славка, задавая Свете вопрос: «…Ты чего домой не идёшь?», выясняет, почему девочка не спешит домой. А вопрос Светы: «Куда я его?» вызывает сочувствие мальчика и желание помочь бездомному котёнку.

Во-вторых, в предложении 31 звучит риторический вопрос мамы: «Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?», который подчёркивает её равнодушие, чёрствость. И в то же время позволяет ей понять чувства и переживания отчаявшегося ребёнка.

Таким образом, я доказала, что сферой употребления вопросительных предложений является диалог, через реплики которого идёт поиск неизвестной информации.

Текст № 3

(1) Город кончался, и вскоре показалось море.

(2) Оно было мелким и плоским. (З) Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.

(4) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд — против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.

(6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.

(9) Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.

(10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, — собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:

— (13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...

(15) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

(16) Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.

(18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)0на ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.

(21)...Когда всё было съедено, Костя сказал:

— (22)Идём. (23)Погуляем.

(24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.

(26) В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.

(27) Мальчик и собака шли не спеша, и Костя говорил собаке:

— (28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. (31)Он никогда не вернётся. (32)Он погиб.

(ЗЗ)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала.

— (35)Что же мне с тобой делать? — спросил мальчик. — (З6)Нельзя же жить одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти.

(38) Костя оглянулся и увидел Женечку.

— (39)Что же с ней делать? — растерянно спросила она Косту.

— (40)0на не пойдёт, — сказал мальчик. — (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...

(42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

(44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая…

(47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:

— (48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать.

(51)Море потускнело и стало словно меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Костя и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания рус писателя К.Г. Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Аргументируя ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или пример цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая] на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Наши рекомендации