Современное применение теста

Исследования Мюррея и Тематический апперцептивный тест продолжают цитировать и включать в многочисленные работы по свойствам личности и их измерениям (об эффектив­ности этой стратегии см. в заключении). Появилось более 150 подобных статей в журналах по специальной психологии и смежным дисциплинам между 1997 и серединой 2000 года, когда

готовилось издание этой книги. В серьезной работе Литински и Хаслама (Litinsky and Haslam, 1998) была оценена способность ТАТ измерять степень риска совершения человеком самоубий­ства. Авторы разработали уникальную методику оценки интер­претаций по рисункам ТАТ, которая дала возможность выявить тип мыслительного процесса, называемого дихотомическим мышлением, проявляющегося в связи с депрессией, настроем на самоубийство, попытками совершить самоубийство. Результа­ты показали, что применение ТАТ позволяет определить нали­чие тенденций дихотомического мышления у людей со склон­ностями к самоубийству в сравнении с нормальными. Более того, испытуемые, имеющие склонность к самоубийству, пред­ставили более короткие рассказы по картинкам ТАТ, чем обыч­ные участники, подтверждая этим другие данные о том, что па­циенты, склонные к самоубийству, бывают когнитивно и аф­фективно «отключены» (р. 368).

Работа Мюррея 1938 года также использовалась в исследова­ниях личностных расстройств, таких как антисоциальная лич­ность (неприятие правил других людей и их нарушение, обман, возбуждение, раздражение, агрессивность, полное безразличие к безопасности других, отсутствие чувства вины и угрызений со­вести); избегающая (avoidant) личность (постоянное, хроническое чувство неполноценности), пограничная личность (вспышки гне­ва, очень нестабильные взаимоотношения) ннарциссическаялич­ность (повышенное ощущение собственной значимости, боль­шая потребность во внимании и восторге).

В одной из подобных работ отмечалось, что ТАТ оказался успешным при дифференциации всех названных личностных расстройств и что измерения ТАТ совпадали с измерениями Миннесотского многопрофильного личностного опросника (MMPI), широко применяемого и достаточно валидного объ­ективного средства оценки личности. Прекрасно разработан­ный веб-сайт с дальнейшей информацией обо всех 10 личност­ных расстройствах можно найти в Интернете по адресу http:// mentalhelp.net/personalitydisorders/symptom.htm.

Последняя работа, которая будет сейчас названа, могла бы особенно заинтересовать многих читателей данной книги. В этой работе упоминалось исследование Мюррея в отноше­нии эффективности преподавательской деятельности профес

соров-психологов по мере того, как они старели (Renaud & Murray, 1996). Авторы выяснили, что эта эффективность с воз­растом ухудшалась и была связана с некоторыми особыми чер­тами личности. Например, такое свойство, как обращение за под­держкой, одобрением (approval-seeking), которое приписывалось хорошему преподаванию, ослабевало с годами, ^независимость, характерная черта при слабом преподавании, усиливалась. Сле­дует иметь в виду, что в данной работе анализировались особен­ности деятельности всего лишь 33 профессоров из небольшого числа учебных заведений, и поэтому результаты не могут (а по мнению автора этой книги, скорее всего, не могут!) относиться к профессорам психологии вообще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из самых заметных свойств проективных тестов, та­ких как ТАТ и Тест чернильных пятен Роршаха, является то, что, несмотря на множественные нападки за слабость, нена­дежность и за то, что, возможно, в их основе лежат ошибочные положения, они остаются среди наиболее часто применяемых психологических тестов. То, что клиницисты активно пользу­ются этими средствами, а экспериментальные психологи ста­новятся более осторожными в применении данных тестов, яв­ляется предметом спора между двумя этими группами специа­листов. Как разрешить спор? Наиболее простым ответом на этот вопрос было бы указание, что и ТАТ, и Тест чернильных пятен Роршаха применяются в психотерапии фактически не как те­сты, а как вспомогательное средство, расширяющее возмож­ности обычных интервью между психотерапевтами и их паци­ентами. Из этого следует, что названные тесты применяются очень индивидуально, для того чтобы наладить «каналы связи» с клиентами и войти в скрытые психологические области. Как объясняет один практикующий психотерапевт: «Я не оцениваю ответы своих клиентов по рисункам ТАТ и не учитываю их при диагнозе, но рисунки — очень замечательное и полезное средст­во для освещения проблемных областей в жизни клиента. Рас­познавание и осознание тех результатов, которые получаются при проведении ТАТ, приводят к более целенаправленной и эф­фективной психотерапии» (из материалов автора).

ЛИТЕРАТУРА

Ackerman, S., Glemence, A., Weatherill, R., & Hilsenroth, M.

(1999). Use of the TAT in the assessment of DSM-IV Cluster В

personality disorders. Journal of Personality Assessment, 73(3),

422-442. Anastasi, A. & Urbinai, S. (1996). Psychologicaltesting(7th ed.). New

York: Macmillan. Eron, L. (1950). A normative study of the thematic apperception test.

Psychological Monographs, 64 (Whole No. 315). Litinsky, A., & Haslam, N. (1998). Dichotomous thinking as a sing

of suicide risk on the TAT. Journal of Personality Assessment, 71(3),

368-378. Renaud, R., & Murray, H. (1996). Aging, personality, and teaching

effectiveness in academic psychologists. Research in Higher

Education, 37(3), 323-340.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социальная психология является разделом пси­хологии, который рассматривает, как на ваше по­ведение влияет поведение других людей и, наобо­рот, как поведение других изменяется под влияни­ем вашего. Это исследование взаимодействия людей. Данный раздел психологии огромен, он ох­ватывает множество тем — от романтических вза­имоотношений до группового поведения, предрас­судков, дискриминации и агрессии. Большинство людей, не являющихся профессиональными пси­хологами, наверняка считают этот раздел психоло­гии наиболее жизненно важным. Ведь все мы по­стоянно взаимодействуем друг с другом, и для нас важно как можно больше знать о психологических процессах, происходящих при этом.

Для настоящего раздела выбраны четыре иссле­довательские работы, кардинально изменившие психологию. Они повлекли за собой:

1) новый взгляд на социальное поведение лю­дей;

2) бурный рост оригинальных исследований в целях либо подтвердить и усовершенствовать, либо опровергнуть первоначальные результаты;

3) горячую дискуссию, которая в конечном сче­те обогатила данную область исследования в целом.

Первой рассматривается ранняя работа, кото­рая весьма удивила исследователей поведения, по­казав, что отношение людей к кому-либо или чему

либо не всегда дает возможность прогнозировать реальное по­ведение, касающееся данного человека или объекта.

Вторая статья подробно освещает ключевое исследование конформности, демонстрируя силу этого явления в детермина­ции поведения людей.

В третьей статье описывается удивительный феномен, по­лучивший название эффект очевидца. Он касается странного поведения людей в чрезвычайных ситуациях: чем больше сви­детелей бедствия, тем менее охотно каждый из очевидцев ока­зывает помощь. И наконец, может быть, самая известная рабо­та за всю историю психологии (хотя в некотором отношении она вам покажется незнакомой): исследования Стэнли Мил-грама, посвященные слепому подчинению авторитету.

Наши рекомендации