Школа и развитие познавательных процессов
Обучение ребенка в школе является одним из важнейших факторов развития у него когнитивных процессов.
Например, само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы школьника, а также отношение окружающих его взрослых людей к той деятельности, которой ребенок занимается. Поэтому одним из направлений деятельности школьных психологов в работе с детьми младшего школьного возраста должно быть обучение учащихся некоторым мнемоническим приемам. Причем данное обучение, как правило, должно проходить в два этапа. На первом этапе детям нужно овладеть мыслительными операциями, необходимыми для запоминания и воспроизведения материала, а на втором – научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях.
Активному развитию памяти детей в первые школьные годы, как известно, способствует и решение специальных мнемических задач. Поэтому использование учителем в процессе обучения детей начальных классов различных тренинговых задач, построенных по принципу игровой деятельности, оказывает существенное влияние на развитие у ребенка психических познавательных способностей.
Готовность к школьному обучению
Следует также отметить, что начало школьного обучения ребенка ставит перед родителями, учителями и психологами ряд практических вопросов.
Прежде всего всех родителей и учителей начальных классов волнует вопрос о том, насколько ребенок готов к обучению в школе. Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6 – 7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50 % до 80 % детей – в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ.
Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию (психологический возраст) находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5 – 6-летнего возраста. Поэтому целесообразно перед началом обучения оценить психологический возраст ребенка.
В процессе обучения ребенка в начальных классах, когда у него происходит бурное развитие психических познавательных процессов, желательно контролировать особенности формирования у ребенка когнитивной сферы. Для решения этих задач педагоги могут весьма успешно использовать психологические методы, тем более что уровень психического развития ребенка уже позволяет использовать весьма значительное количество тестовых методик.
Психодиагностика в школе
Психологические тесты, используемые для оценки развития детей младшего школьного возраста, в первую очередь направлены на оценку внимания, мышления, памяти и речи ребенка.
Среди тестов, направленных на оценку внимания, чаще всего используют кольца Ландольта .
В зависимости от задачи исследования с помощью данной методики можно определить уровень развития таких свойств внимания ребенка, как продуктивность и устойчивость внимания, распределение и переключаемость внимания.
Стимульный бланк методики «Кольца Ландольта»
Уровень развития мышления детей младшего школьного возраста обычно оценивается с помощью теста Векслера , который позволяет получить некую общую характеристику вербального и невербального интеллекта ребенка.
Однако для оценки развития мышления могут быть использованы и другие методики, например тест Равена , тест «Умение считать в уме» и др.
Существует целый ряд тестов для оценки развития речи ребенка. К числу простейших таких тестов относятся тесты по определению словарного запаса .
Например, учащимся предлагается за короткое время (3 минуты) назвать максимальное количество слов-существительных, которые содержат определенные буквы.
Таким образом, существует весьма большое количество психологических методик, позволяющих оценивать развитие психических познавательных процессов детей школьного возраста. Поэтому школьный психолог является полноправным участником процесса обучения детей. Причем он в состоянии не только оценить уровень развития когнитивной сферы ребенка, но и непосредственно воздействовать на характер этого развития.
Резюме
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.
Познавательная деятельность– сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Наглядно-действенное мышление– особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Абстрактно-логическое мышление– особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.
Произвольная память– психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
Мнемические процессы– совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминание, воспроизведение, забывание и пр.
Понятия сохранения– особый вид понятий, отражающих неизменность основных свойств предметов независимо от условий, в которых они находятся.
Стадия конкретных операций– одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми.
Консервация– термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.
Классификация– способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.
Сериация– термин, используемый Ж. Пиаже для обозначения способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью.
Транзитивность– термин, используемый Ж. Пиаже при разработке «операционной теории». Суть данного понятия заключается в понимании следующих формул: если А = B и B = C, то A = C, А + B = B + A.
Дооперациональная стадия– один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.
Стадия конкретных операций– одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми.
Письменная речь– особый вид речи, использующей графические символы для передачи речевых звуков.
Тахистоскоп– специальный прибор, используемый для предъявления зрительных стимулов на строго определенное время при проведении экспериментов по изучению некоторых психических процессов, в частности внимания и восприятия.
Произвольное внимание– один из видов внимания – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Непроизвольное внимание– один из видов внимания – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Объем внимания– одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов.
Устойчивость внимания– способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
Концентрация внимания– одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.
Переключаемость внимания– способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой.
Механическая память, или механическое запоминание– способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.
Логическая,или словесно-логическая память– запоминание и воспроизведение мыслей.
Мнемонические приемы– специальные приемы, сознательно используемые субъектом для эффективного запоминания и воспроизведения информации.
Тест Векслера– методика оценки уровня интеллектуального развития в соответствии с биологическим возрастом обследуемого.
Кольца Ландольта– психологический тест, используемый для исследования особенностей развития основных свойств внимания.
Тест Равена– психологический тест, используемый для оценки уровня умственного развития.
Глава 2
Аффективная сфера
Эмоции — отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
За годы дошкольного детства ребенок не только приобрел некоторый эмоциональный опыт, но у него сформировались определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия сверстников и взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. Его умение владеть своими чувствами растет год от года.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходит развитие также собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное (Якобсон П. М., 1976).
Выражение эмоций и чувств
Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией . Язык экспрессии достаточно многообразен.
Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры и подкорки головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре, однако велико и значение подкорки, так как в ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности в виде выразительных движений всего тела (пантомимика ) и лицевых мышц (мимика ).
Мимические мышцы спереди и сбоку: 1 – лобная мышца; 2 – круговая мышца глаза; 3 – пирамидальная мышца; 4 – носовая мышца; 5 – квадратная мышца верхней губы; 6 – квадратная мышца верхней губы – нижеглазничная головка; 7 – квадратная мышца верхней губы – скуловая головка; 8 – круговая мышца рта; 9 – собачья или клыковая мышца; 10 – квадратная мышца нижней губы; 11 – треугольная мышца; 12 – «мышца смеха»; 13 – щечная или ланитная мышца; 14 – скуловая мышца. Жевательные мышцы: 15 – собственно жевательная мышца; 16 – височная мышца
У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние – радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, появляются определенного характера жесты, возникают специфические оттенки в интонациях. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент (Гамезо М. В., Домашенко И. А., 1998).
Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, подкожная мышца шеи. В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца. В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта. Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство.