Сравнительный анализ периодизаций различных авторов

Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С., 1998; Erikson E., 1963); до 18 месяцев (Bromley D., 1966); до 2 лет (Крайг Г., 2000); до 3 лет (Квинн В., 2000).

Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (Мухина В. С., 1998; Erikson E., 1963); от 18 месяцев до 5 лет (Bromley D., 1966); от 3 до 6 лет (Квинн В., 2000); от 2 до 6 лет (Крайг Г., 2000).

Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., 2000; Крайг Г., 2000).

Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином – подростковый возраст (Rice P., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии – ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.

Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Райс Ф., 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности[1](Фельдштейн Д. И., 1999); от 12 до 18 лет (Квинн В., 2000); от 12 до 19 лет (Erikson E., 1963; Крайг Г., 2000).

Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (Bromley D.,1966); 17–25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг Г., 2000).

Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (Erikson E., 1963); от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 40 до 60 лет (Крайг Г., 2000); от 40 до 65 лет (Квинн В., 2000).

Поздняя взрослость (пожилой возраст ) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии – до 65 лет (Bromley D., 1966); от 65 лет (Erikson E., 1963); от 60 лет (Крайг Г., 2000); от 60 до 75 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 65 лет (Квинн В., 2000).

Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.

Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.

Список литературы

Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования. Дисс. на соиск. уч. степ. д. психол. н. СПб., 1997.

Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ, 1968.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к психологии личности. Дисс. в виде науч. докл. на соиск. уч. степ. д. психол. н. М., 1998.

Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.

Бауэр Э. С. Теоретическая биология = Theoretikal biology: Перепеч. изд. 1935. Будапешт, 1982.

Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977.

Бернштейн Н. А. Предисловие // Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М., 1965.

Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М., 1990.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4, 6

Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

Егорова М. С., Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992. № 5–6.

История эволюционных учений в биологии. М.; Л.: Наука, 1966.

Карандашев Ю. Н. Психология развития: Учебное пособие. Минск, 1997.

Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12.

Коменский Я. А. Сочинения. М., 1997.

Коффка К. Основы психического развития. М., 1934.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991.

Митькин А. А. На пути к системной психологии развития // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 3.

Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.

Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.

Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

Педология / Под ред. А. Залкинда. М.; Л., 1934.

Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.

Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.

Русина Н. А., Урываев В. А. Психологическая характеристика личности ребенка / Методические рекомендации. Ярославль: ЯГМА, 1998.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990.

Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.

Спиноза Б. Этика. Предисловие. М.; Л., 1932.

Степанова Е. И. Психология взрослых людей – основа акмеологии. СПб., 1995.

Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М., 1965.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999.

Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Париж, 1992.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.: Томск, 1997.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.

Шадриков В. О. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

Шмальгаузен И. И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983.

Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Петроград, 1915.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989.

Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984.

Hartman N. Teleologisches Denken. Berlin, 1951.

Stern W. Die menschliche Personlichkeit. 1923.

Часть II

Наши рекомендации